Паспорт проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты».
«Чтоб здоровым, сильным, крепким и красивым быть,
Нужно с витаминами дружить!»
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты», развитие речи.
Задачи:
Обогатить представление об овощах и фруктах, произрастающих на Южном Урале.
Обогатить представление о полезных свойствах овощей и фруктах, как необходимых продуктах питания для человека
Обогатить словарь за счёт обозначения качеств (цвета, формы, вкуса, величины и т.д.)
Развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах и фруктах, инсценировки сказки.
Развивать внимание память, логическое мышление, воображение через игры, загадки
Развивать общую и мелкую, мимическую моторику, силу выдоха.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природе.
Раскрывать ценности совместного творчества детей и родителей;
Способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.
Поддерживать детскую инициативу, самостоятельность и активность.
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах и фруктах, о том, где эти плоды растут, как за ними ухаживают, почему их необходимо употреблять в пищу и т.д. Смешивают обобщающие понятия овощи-фрукты, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный запас прилагательных и глаголов. Участие в данном проекте позволит максимально обогатить знания и представления об овощах и фруктах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности, познавательную активность, поисковую деятельность.
Предполагаемый результат:
-знать и называть овощи и фрукты, их части;
-владеть обобщающим понятием;
-определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;
-находить сходства и различия по нескольким признакам;
-составлять описательный рассказ об овоще и фрукте с использованием опорной схемы;
-знать, где растут овощи и фрукты, как ухаживать за ними, что можно приготовить из них, как заготавливают их на зиму;
-знать, какие полезные для организма человека вещества содержатся в овощах и фруктах, почему необходимо их употреблять в пищу;
-уметь совместно с родителями подбирать интересный познавательный материал по выбранной теме.
Продолжительность: краткосрочный, двухнедельный.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап
1. Подбор методической и художественной литературы.
2. Информирование родителей. Проведение консультаций по взаимодействию в рамках реализации проекта.
3. Подготовка необходимого оборудования: картинки, альбомы, книги, раскраски, игры, схемы.
4. Определение тематики бесед, составление планов непосредственно-образовательной деятельности.
5. Выбор овощей, фруктов и ягод по желанию детей для сбора информации для познавательного сообщения;
6. Планирование.
2.Основной этап.
Планируемая работа по реализации проекта.
Организованная совместная деятельность с логопедом.
1.Рассматривание иллюстраций фруктов и овощей.
2.Рассматривание репродукций картин:
Ван Гог «Натюрморт с овощами», Э. Мане «Корзина с фруктами»
3. Беседы:
-Чем занимаются осенью люди на Урале?
-Какие овощи и фрукты произрастают в нашем крае?
-Какие фрукты привозят из тёплых стран?
-Где растут фрукты?
-Где растут овощи?
- Чем фрукты отличаются от овощей?
-Как убирают овощи?
-Почему нужно употреблять фрукты и овощи в пищу?
-Что готовят из овощей и фруктов?
-Как их хранят зимой?
4.Чтение и пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь».
5.Чтение стихов об овощах и фруктах.
6.Массаж лицевой мускулатуры:
-«Осень в гости к нам пришла»;
-«Собираем яблоки».
7.Мимические гимнастика:
-«Помидоры толстячки) - огурцы худышки.
-«Мы пришли в сад».
8.Дыхательная гимнастики:
-«Срываем яблочки»;
-«Синьор-помидор».
9. Психогимнастики:
-«Овощи»;
-«Как ходят овощи».
10.Пальчиковые гимнастики:
-«Хозяйка однажды с базара пришла»;
-«На базар ходили мы»;
-«Засолка капусты»;
-«У Лариски - две редиски».
11.Игры на координацию речи и движений – развитие общей моторики:
-«Урожай»;
-«Огород».
12.Лексико-грамматические игры и упражнения:
-«Посчитай»;
-«Продолжайте»;
-«В огороде у козы Лизы»;
-«Чьи фрукты»;
-«Что приготовила мама».
13.Игры на развитие слухового внимания:
-«Наша грядка»;
-«Что изменилось?»;
-«Хозяйка однажды с базара пришла».
-«Посадила баба Фёкла»
14.Игры и упражнения на развитие психологической базы речи:
-«Слива, яблоко, банан»;
-«Вершки и корешки»;
-«Что спрятал гном?»;
-«Четвёртый лишний»;
-«Что купила белочка в магазине»;
-«Помоги незнайке исправить ошибки»;
-«В саду или в огороде»;
-«Что в мешочке»;
-«Угадай на вкус».
-«Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнай по описанию»;
-«Что перепутал художник».
15.Исследовательская деятельность:
рассматривание и сравнение овощей и фруктов (по форме, размеру, длине, вкусу)
16.Детская продуктивная деятельность:
-раскрашивание овощей и фруктов;
-рисование отгадок к загадкам;
-создание альбома «Овощи и фрукты – полезные продукты».
17. Развитие связной речи:
-составление описательного рассказа о фруктах и овощах на выбор с использованием опорной схемы;
-пересказ сказки «Мужик и медведь».
Организованная совместная деятельность с воспитателем и самостоятельная деятельность.
1.Оформление выставки книг об овощах и фруктах.
2.Рассматривание и чтение энциклопедической и художественной литературы.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Коллективное изготовление овощного и фруктового салата.
5. Беседы
-«Что такое витамины?»
-«Овощи, их значение в жизни человека»,
-«Что посеешь, то и пожнешь»,
-«Где растут фрукты, их польза для человека»,
-«Почему надо охранять природу»,
-«Что такое правильное питание»
-«Вспомним, как надо правильно кушать»
-«Культура поведения во время еды»
-«Гости в дом – радость в нем»
-«Овощи, и фрукты нам здоровье сберегут!»
6. Чтение художественной литературы.
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
7. Б. Житков «Что я видел».
8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,
9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»
10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.
11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»
7. Подвижные игры:
«Вкусный обед»; «Сортируем овощи и фрукты»; «Огород у нас в порядке».
8.Настольно-печатные игры:
Лото «Овощи и фрукты»; «Разрезные картинки»; «Найди 5 отличий»; «Какой формы»;
«Что сначала, что потом».
9.Дидактические игры:
«Назови ласково»; «Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус»; «Четвертый лишний»;
«Собери картинку»; «Что где растет?»; « Объясни, как собирают овощи»;
«Доскажи словечко»; «Один-Много»; «Посчитай»; «Расскажи-ка!»;«Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего – какой?», «Узнай блюдо»; «Что изменилось?»; «Сложные слова»; «Скажи наоборот»; «Профессии в сельском хозяйстве»; «Как растут слова?»; «Красивые слова»; «Определи действие», «Отгадай овощ (фрукт) по описанию»; «Чудесный мешочек»; «Вершки-корешки»; «Веселый повар»; «Клоун»; «Коза Лиза в огороде»; «Что сначала, что потом?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин «Овощи-Фрукты», «Фруктовое кафе», «Семья».
Наблюдения и исследовательская деятельность:
Наблюдение «Наш осенний огород».
Наблюдение «Наш фруктовый сад осенью».
Приготовление фруктового (овощного) салата и дегустация салата.
13.Продуктивная деятельность:
Рисование «Магазин «Овощи – фрукты».
Лепка «Наш богатый огород нас прокормит круглый год!».
Аппликация «Ваза с фруктами».
Взаимодействие с родителями.
1. Чтение и рассматривание энциклопедической и художественной литературы об овощах и фруктах.
2.Заучивание стихов об овощах и фруктах.
3.Беседы о сборе урожая.
4.Поисковая деятельность:
-подбор загадок об овощах и фруктах;
-поиск информации о пользе выбранного фрукта или овоща.
5.Продуктивная деятельность:
-рисование: «Вот какой у нас урожай»,
-изготовление мини-проекта о любом овоще или фрукте для альбома «Овощи и фрукты – полезные продукты»;
-изготовление поделок из овощей и фруктов.
6. Консультации и рекомендации для родителей:
– «Это интересно!»
– «Как приучить ребенка к овощам и фруктам?»
3этап. Обобщающий
Презентация проекта «Овощи и фрукты – полезные продукты!»:
1.Презентация альбома «Овощи и фрукты – полезные продукты».
2.Публичные выступления воспитанников с рассказами об овощах и фруктах.
3.Подведение итогов.
4.Оформление выставки работ.
5.Создание фоторепортажа по проекту.
Список использованной литературы:
Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам».
Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М.: ТЦ «Сфера». 2006.
Бабина Н.В. «500 как и почему для детей»
Волосовец Т.В. «Организация пед. процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида»
Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
Горн Г. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». 2004.
Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».
Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2005.
Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007.
Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»
Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»
Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: занимательные материалы. – Выпуск 2 // Волгоград: Учитель. 2008.
Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться» // Волгоград: Учитель. 2007.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
Корзунова А. «Золотой ус, лук, лимон, чеснок».
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.