12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Пакова542
Россия, Челябинская обл., Озерск
3

Исследовательская работа по истории «Приметы времени» на советских почтовых открытках






«Приметы времени» на советских почтовых открытках




Автор работы:

ученица 6 класса

МБОУ «Лицей №23»

Русанова Ксения Владиславовна

Челябинская область, г. Озерск




руководитель: Пакова Е.Н.












Содержание


Введение…………………………………………………………………….…..3-4

Глава I. Почтовая открытка: история и современность……………………...5-7

Глава II. Почтовая открытка как исторический источник……………….....8-10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Приложение…………………………………………………………………..13-19

































Введение



Открытка – это важный элемент культуры поздравления, укрепляющий межличностные отношения между людьми и может быть дополнением к любому подарку или даже самим подарком. Открытка, как подарок, может отправляться по разным поводам: как выражение симпатии, благодарности, любви, сочувствия и др.

Историю, эстетику и символику открыток изучает отдельная научная дисциплина - делтиология.

В нашей стране за последние годы открытки становились предметом нескольких диссертационных исследований, преимущественно культурологической и музейной направленности [3].

Изучение открытки позволяет многое узнать об эпохе, ее ценностях, этических и эстетических идеалах. Открытка как исторический источник соединяет в себе черты письменных, вещественных и изобразительных источников.

Открытки, выпущенные в советское время, являются богатейшим историко-культурным наследием, которое ждет своего изучения и бережного сохранения.

Цель работы - изучение истории почтовой открытки как культурного наследия прошлого.

Актуальность нашей работы в том, что изучение почтовых открыток позволяет увидеть особенности общественного сознания прошедших эпох. Ведь именно художники – пусть даже под государственным контролем – передавали в открытках самое важное и дорогое для советского человека.

Объект исследования: исторические источники.

Предмет исследования: почтовые открытки.

Для раскрытия темы нами применялись такие методы, как: систематизация, конкретно - исторический метод, поиск информации в печатных и электронных источниках.







































Глава I. Почтовая открытка: история и современность



Термины «открытка», «открытое письмо» и «почтовая карточка» в литературе зачастую употребляются как синонимы. Современная российская исследовательница М.В. Самбур под термином «открытка» предлагает понимать бланк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение, а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя и отправителя, а также для почтовой марки; для размещения какой-либо информации. Таким образом, к открыткам можно относить как традиционные почтовые карточки, так и открытки, не предназначенные для использования в системе связи.

Считается, что почтовая открытка ведет свою историю с 1октября 1869 г. Этот вид почтового бланк появился в Вене после того, как профессор Э. А. Герман опубликовал в газете «Новая свободная пресса» статью с предложениями, как сделать пересылку писем более дешевой. Суть ее состояла в том, что сведения, не составляющие личную или коммерческую тайну, можно писать на открытых бланках и без конвертов. Он назвал их «корреспонденцкарта», предложив ограничить письмо 20 словами.

Идея понравилась, и в том же 1869 году в Австро-Венгрии были выпущены первые почтовые карточки с напечатанными на них марками. К 1875 году в странах — членах Всемирного почтового союза было отправлено 231,5 миллиона открытых писем [6].

Первыми почтовыми открытками в России можно считать выпущенные в 1895 г. карточки с достопримечательностями Москвы, которые производили целый ряд издательств. Одно из наиболее крупных издательств того времени - «Община Святой Евгении» - выпустила около 6500 разнообразных открыток в период до 1917 года [2].

Популярны были открытки, связанные с определенным регионом страны. Это объясняется тем, что в те годы происходила бурная миграция населения, а также обилие различных туристических поездок. Также в период расцвета театра появились открытки с изображением театральных сцен. Издавало такие театральные открытки издательство “Ришар”.

К созданию открыток привлекались видные художники, например, А. Бенуа, Н. Рерих, В. Курбатов и др. Подобные иллюстрированные открытки стали значимым средством личной переписки и праздничных поздравлений (См. Приложение 1).

Революция 1917 г. приостановила производство открыток, объявив их буржуазным предрассудком, тем не менее, со временем производство продолжилось. Революция нашла отражение в искусстве открыток: по большей части на них изображались агитационные плакаты, помещались революционные тексты. В тематике послереволюционных открыток произошли серьезные перемены – наряду с военной тематикой распространение получил жанр карикатуры. Позже тематика снова сменилась в сторону рекламы: кроме прямой коммуникативной функции открытки также осуществляли социальную и экономическую функции посредством размещения в них пропагандирующих, социально-политических, а также благотворительных текстов. Традиция новогодних открыток возвращается в годы Великой Отечественной войны. Власти поняли, что они могут стать отличным агитационным оружием.

Как отмечает М. В. Самбур, весьма плодотворным (свыше 1,1 млрд экземпляров) был выпуск открыток в период 1952–1970 гг. Их видовое разнообразие было необыкновенно широким: изготавливались самые разные открытки – от обычных поздравительных (популярность завоевали новогодние открытки) до юмористических и даже документальных, сопровождавшихся научно-популярными текстами [3].

Данный период отличился обогащением тематики и появлением новых поздравлений, таких как «Поздравляем со свадьбой», «С новорожденным» и т. п. Таким образом, данную эпоху можно смело назвать расцветом советской открытки.

Отправление открыток вплоть до 1990-х гг. было излюбленным способом поддержания связей на дальних расстояниях по всему миру. В 90-е годы прошлого века произошел спад открыточной промышленности, продолжавшийся до начала 2000-х годов.

В XXI веке появились открытки огромных форматов, которые дарят на свадьбы и юбилеи. Стали популярными открытки сложной формы. Снова появились открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом». Появились персонифицированные открытки – «Любимой маме», «Лучшей подруге», именные, открытки с цифрами на каждую годовщину.  Развивается искусство ручной традиционной и электронной открытки. Появились корпоративные открытки. Активно функционируют рекламные открытки. Остаются актуальными иллюстрированные открытки с изображением достопримечательностей и сувенирные открытки к знаменательным событиям (например, к чемпионату мира по хоккею 2014 г., Олимпийским играм в Сочи) [5].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что потенциал открыток очень широк и заслуживает тщательного изучения.











Глава II



Наша работа состояла из двух этапов.

На первом этапе мы с помощью ресурсов сети Internet познакомились с коллекциями советских открыток, представленными в цифровом виде. Многие из коллекционеров не просто собирают новые экспонаты, но и ведут серьезную исследовательскую работу.

На втором этапе все разнообразие обнаруженных открыток мы классифицировали, исходя из событий, по случаю которого они выпущены (государственный праздник, памятная дата). Следующим шагом стал отбор тех из них, которые содержат «приметы эпохи», то есть характеризуют советскую эпоху, отношение художника к происходящим вокруг общественно-политическим событиям. Для изучения нам доступны открытки, начиная с 1940-х гг.

Дело в том, что в 1917 году выпуск поздравительных карточек как атрибута буржуазного общества был прекращен. Об открытке власти вспомнили в годы Великой Отечественной войны, осознав ее агитационно - патриотическую функцию.

В канун Нового года самыми востребованными на фронте и в тылу становятся яркие праздничные открытки. На них можно встретить и румяных бойцов, принимающих новогодние поздравления, и малыша на фоне наряженной елки, выводящего корявым почерком: «Отцу на фронт. Папа, бей фашистов!». В дни обороны Ленинграда, несмотря на тяжелые жизненные условия, было выпущено свыше тысячи иллюстрированных почтовых открыток. Они призывали к борьбе, прославляли героизм солдат и мирных жителей (См. Приложение 2).

Открытки, посвященные революционным датам, были идеологически выдержаны.

День Октябрьской революции был важнейшим советским праздником, посвященные ему открытки наполнены пафосом. Мы видим портреты В.И. Ленина, красные флаги и салюты, флаги советских республик. Часто встречается и изображение «Авроры», залп которой стал началом революционных событий 1917 года (См. Приложение 7).

Похожими были и открытки, посвященные Первомаю. Для нас Первое мая – День Весны, а в советское время он прочно ассоциировался с борьбой трудящегося народа за свои права, поэтому лозунг «Мир, Труд, Май» (часто на нескольких языка) был почти на всех первомайских открытках. Нарядность и праздничность им добавляли красные флаги, цветы. На первомайских открытках часто можно увидеть счастливых советских людей, в том числе и детей, в колонне демонстрации (См. Приложение 6).

Гораздо менее официозными были открытки, посвященные Новому году. Но даже новогодняя открытка должна была отражать достижения Советского Союза в различных областях. Именно поэтому деда Мороза обгоняет космическая ракета или спутник, вертолет доставляет подарки пингвинам на северный полюс. Также приметой времени служит открытки, на которых Дед Мороз спешит на БАМ, а олимпийский мишка летит на воздушном шаре (См. Приложение 3). На новогодних открытках часто встречаются памятники архитектуры и скульптуры: Московский Кремль, памятник А.С. Пушкину, Останкинская телебашня.

Серьезный воспитательный потенциал несли и открытки, посвященные 23 февраля и 8 Марта. Необходимо отметить, что в СССР «мужской день» воспринимался исключительно как праздник защитников Отечества, то есть тех, кто служил в армии и на флоте. На открытках в честь этого праздника часто подчеркивается преемственность армии революционной, армии времен Великой Отечественной войны и армии современной эпохи. При этом изображение военной техники могло соседствовать с изображением белого голубя, символизируя миролюбивость СССР (См. Приложение 4).

Открытки, посвященные празднику 8 Марта, Международному Женскому дню, должны были показать, какую значимую роль играет в общественной жизни советская женщина. Именно поэтому помимо весенних цветов на открытках мы видим первую женщину –космонавта В. Терешкову, женщин- строителей, женщин- ученых. Часто встречается на открытках символика союзных республик, ведь именно Советская власть уравняла женщин в правах с мужчинами.

Таким образом, многочисленные «приметы эпохи» мы встречаем на почтовых открытках, посвященным всем значимым праздникам Советского государства.



















Заключение

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, почтовая открытка является пока малоизученным, но очень интересным материалом для исследователя. Необходимый материал могут дать смежные дисциплины, например, история искусства, филокартия.

Во-вторых, советская открытка была важным источником знаний, поскольку в эпоху отсутствия сети Internet, «железного занавеса» люди были ограничены в доступе к информации.

В-третьих, почтовая открытка, как и всё советское искусство, служила задачам идеологии и пропаганды советского образа жизни. Однако при этом она отличалась жанровым и тематическим разнообразием, пользовалась большой популярностью у советских граждан.

Наша гипотеза подтвердилась. Мы обнаружили, что почтовая открытка содержит огромный информационный потенциал, является характерным документом своей эпохи.

Материал, который собран нами в ходе исследования, может быть использован при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ по истории, при проведении викторин для школьников.















Список литературы



1. Лещинская В. В. А. А. Малышев. Большая книга праздников и поздравлений. - М.: Аделант, 2010.

2. Открытки, их виды, типы и особенности изготовления/ Интернет-издательство АртВебМедиа / http://www.artwebmedia.ru /

3. Самбур М. В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.03 / М. В. Самбур. М., 2014.

4. Самбур М.В. Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре/ Вестник МГУКИ. – 2013. - 4 (54).

5. https://www.livemaster.ru/topic/368273-istoriya-poyavleniya-otkrytki

6. https://www.livemaster.ru/topic/115646-sovetskoe-retro-8211-istoriya-sovetskoj-otkrytki















Приложение 1



t1625286467aa.jpg











Приложение 2

t1625286467ab.jpg



t1625286467ac.png



t1625286467ad.jpg

Приложение 3



t1625286467ae.jpg



t1625286467af.jpg




t1625286467ag.jpg

Приложение 4

t1625286467ah.jpg

t1625286467ai.jpg

t1625286467aj.jpg


Приложение 5



t1625286467ak.jpg


t1625286467al.jpg




t1625286467am.jpgПриложение 6



t1625286467an.jpg

t1625286467ao.jpg

t1625286467ap.jpg



Приложение 7

t1625286467aq.jpg

t1625286467ar.jpg

t1625286467as.jpg

18


Автор материала: К. Русанова (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.