12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Гелисханова219
Работаю учителем русского языка и литературы, стаж свыше 20 лет, более 15 лет веду кружок театральная студия "Синяя птица", третий год веду занятия внеурочной деятельности "Юные журналисты"
Россия, Ростовская обл., Морозовский район х.Беляев
Материал размещён в группе «Урок литературы»
2

Исследовательская работа по литературе «Наш именитый земляк – писатель Александр Иванович Шевченко»

МБОУ Владимировская СОШ





Исследовательская работа по литературе

«Писатели Дона»


На тему:

«Наш именитый земляк – писатель Александр Иванович Шевченко»







Подготовила: Нагорная Рената Александровна

обучающаяся 10 класса

Руководитель: Гелисханова Анна Петровна

учитель русского языка и литературы
















2019 г.



Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 «Признанный талант писателя-земляка». Биография и творческий путь А.И.Шевченко……………………………………………………………6

Глава 2 «Творчество А.И.Шевченко»……………………………………..…8

2.1. Первая книга прозы «Ветры со всех румбов»

2.2. «Плоский узел» - первая художественная книга

2.3. Историко-краеведческий очерк - «Ям-Ямгород-Ямбург-Кингисепп»

2.4. «Дивизия ЛАНО»

Заключение ……………………………………………………………..………12

Список использованной литературы …………………………………….……13



















Введение.

 Богато литературное наследие Донского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.

При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

Тема исследовательской работы «Творчество писателя - земляка Александра Ивановича Шевченко» выбрана потому, что он живет рядом с нами, а мы ничего о нем не знаем. Мы решили, как можно больше узнать о его жизни и творчестве.

Выполняя исследовательскую работу, мы поставили перед собой цель:
изучить творчество писателя - земляка А.И.Шевченко.

Актуальность. Во все времена было очень много поэтов, которые получили мировую славу. Но и в наше время тоже есть такие люди и наше село не исключение. Хоть они и не получили мировую славу, зато они пишут произведения, которые действительно берут за душу. Но мы мало о них знаем, так как у современной молодёжи другие интересы, ценности.

История страны, республики, деревни складывается из биографий и судеб отдельных граждан. В каждом городе, поселке, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Данная работа «Творчество писателя - земляка Александра Ивановича Шевченко» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые прославляют свою малую Родину.

Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».

Гипотеза исследования: Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: люди (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования: биография земляка, его краеведческая, общественная и трудовая деятельность.

Проблема исследования. Часто наше общество вспоминает о заслугах граждан своей страны слишком поздно, не успев выразить слова благодарности за талант, за творческое наследие.

Задачи:

- исследовать биографию и творческую деятельность А.И.Шевченко;

- изучить информацию из различных источников;

-провести социологический опрос;

- через исследовательскую работу познакомить одноклассников и всех желающих с творчеством А.И.Шевченко.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями А.И.Шевченко.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, истории, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по творчеству А.И.Шевченко.

В работе использовались различные методы исследования: опрос и интервью, метод изучения литературы, классификация собранного материала.

Оценка современного состояния решаемой цели:

На сегодняшний день мало кто знаком с творчеством Александра Ивановича. Проводя социологический опрос среди односельчан, выяснилось, из 42 человек знают такого писателя лишь 16 человек. Чтобы понять тонкость вопроса, было решено, что необходимо провести анкетирование в школе. Выяснилось, что из 20 опрошенных человек лишь только 6 человек знают, что есть такой писатель А.И.Шевченко, родом из хутора Беляев, но никто не знаком с его творчеством. Я искренне надеюсь, что моя работа привлечёт внимание к творчеству Александра Ивановича Шевченко.














Глава I «Признанный талант писателя-земляка»

Александр Иванович Шевченко – известный журналист, писатель и краевед. Член Петербургского Союза журналистов, действительный член Русского Географического общества, а с 28 апреля 2016 года «Член союза писателей России». Одну половину своей жизни он посвятил работе в средствах массовой коммуникации, а другую – производству. А.И.Шевченко печатался в журналах «Катера и яхты», «Парус», «Радио», «Санкт-Петербургская панорама», «Новый топонимический журнал». Он также принимал участие в пяти литературных сборниках. Автор книг – «Шаги созидания», «И земля отзовётся», «Ветры со всех румбов», «Ям-Ямгород-Ямбург-Кингисепп», «Плоский узел».

Биография и творческий путь А.И.Шевченко.

Александр Иванович Шевченко родился 1950 года в хуторе Беляеве Морозовского района Ростовской области в крестьянской семье.

В 1965 году А.Шевченко окончил школу-девятилетку и отравился учиться Новочеркасский геологоразведочный техникум.

После окончания техникума - служба в армии. С 1969 по 1972 год радист погранично-сторожевого корабля. 3 года службы в море, где на заведовал корабельной трансляцией, ответственный за выпуск радиогазеты на корабле. Свободно общается на немецком языке. Здесь же отправляет документы в Ленинградский Государственный университет. В 1972 году с успехом выдерживает экзамены при поступлении: сочинение по литературе, история, иностранный язык.

1972 – 1978 годы - Лениградский Государственный университет -факультет журналистики. Часто публикует свои работы в газете «Пограничник». Любимые жанры – информационные, репортажи. Дважды печатается в газете «Комсомольская правда», чем очень гордится.

В 1978 году по распределению с семьей отправляется в Кингисепп Ленинградской области. Работает в ООО «ПГ «Фосфорит» – одно из ведущих производителей фосфорных удобрений и кормовых фосфатов на Северо-Западе России, а также серной и фосфорной кислот. И вот здесь закрутилась его творческая деятельность. Печатается в газете « Ленинградская правда», областных и районных газетах России, периодических изданиях за рубежом в ежедневной газете «Нюбротиднинг» (г.Кальмар, Швеция), в журналах «Парус», «Катера и яхты», «Радио», в литературных сборниках «Зарница», «Победители» и другие. Половину трудовой биографии посвятил газете, а половину – производству.

Александр Иванович Шевченко – известный журналист, писатель и краевед. Член Петербургского Союза журналистов, действительный член Русского Географического общества, а с 28 апреля 2016 года – член «Союза писателей России».

Александр Иванович образованный, начитанный, всесторонне-развитый человек, имеющий много увлечений. Одно из них - краеведение.

Сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, Александр Иванович полностью погрузился в литературный мир, много времени проводит в родном селе, хуторе Беляеве, работает над грандиозным краеведческим очерком «Роль Морозовского района в истории мировой цивилизации».

Автор книг: "Ветры со всех румбов" (2003),"Ям-Ямгород-Ямбург-Кингисепп" (2007), "Плоский узел" (2009), "И земля отзовется" (соавтор, 1998), "Шаги созидания" (о Кингисеппском ПО «Фосфорит», соавтор, 1983). "Дивизия ЛАНО"(2015).










Глава 2 «Творчество Александра Ивановича Шевченко»

2.1. Первая книга прозы «Ветры со всех румбов»

Книга очерков «Ветры со всех румбов» - своеобразный гимн парусному спорту.

Уже с первых страниц ощущается дыхание Чудского озера. Ненавязчиво автор рассказывает о своих первых опытах, полученных в общении с водной стихией, о трудном пути становления капитана-яхтсмена.

Александр Шевченко знает морскую стихию не понаслышке – в молодости он прошел суровую школу службы на пограничном корабле.

К счастью, Александр Иванович не замыкается в рамках раскрываемой темы. В авторских отступлениях он мастерски живописует жизнь людей, живущих в деревнях и рыбацких поселках, расположенных на берегах Чудского озера, пытается напомнить читателю об исторических событиях, происшедших на северо-западных рубежах нашей Родины. Таково описание Ледового побоища на Чудском озере. Результаты и значение этого сражения не раз пытались умалить западно-европейские историки. Невольно ловишь себя на мысли, что скорее всего именно поэтому автор еще раз напоминает читателю о полководческом таланте Александра Невского, остановившего вторжение крестоносцев Ливонского ордена в русские пределы. Автор не обходит стороной в своих очерках и некоторые события новейшей истории. Мы узнаем и создании яхт-клубов на Чудском озере, и о пароходе «Ханза», который переменил много названий и стал в конце концов сторожевым кораблем Чудской военной флотилии, и что на нем были установлены 57-мм орудия с крейсера «Аврора», и что в память этих событий псковичи учредили награду победителям в парусных гонках по Чудскому озеру – Кубок «Аврора».

Мне кажется, книгой заинтересуются не только специалисты парусного спорта, моряки и романтики, но и широкий круг читателей, так как «Ветры со всех румбов» определенно приносят хорошее настроение.

2.2. «Плоский узел» - первая художественная книга.

«Плоский узел» - первая художественная книга, попытка осмыслить опыт жизни в новом жанре. Содержание ее весьма лиричное – в ней задушевные откровения о ненасытной любви к морю, о внутренней силе, которую молодому матросу помогло выковать море, безжалостное к людям, о чувстве, растущем от года к году, не рассуждающем, непобедимом. О радости и мучениях любви, о прекрасном и самом плохом. О его великой страсти, которая кому-то может показаться безумием. Это исповедь о главном в жизни, особом периоде, о котором состоявшийся капитан решил рассказать своим друзьям и читателям.

2.3. Историко-краеведческий очерк - «Ям-Ямгород-Ямбург-Кингисепп»

Удачной книгой Александр Иванович считает «Ям-Ямгород-Ямбург-Кингисепп» - это историко-краеведческие очерки о Кингисеппском районе Ленинградской области – самой западной территории России – края, некогда входившего в состав Водской земли, Новгородского княжества. Судьбы многих знаменитых людей связаны с этим уголком земли.

В очерке представлена развернутая картина взаимодействия народов, постепенно заселявших наши земли, лидерства славян, нашедших общий язык со всеми окружающими народами и племенами, жившими на территории, ограниченной большими водными пространствами и пересеченной многоводными реками, принесшими сюда искусство добывать и обрабатывать железо.

В главе, посвященной Гражданской войне в России, рассказывается о том, почему именно в Ямбурге было столько жертв среди мирного населения.

Над трагедией Великой Отечественной войны читатель поразмышляет вместе с автором на примерах подготовки к войне, на моментах отступления и развертывания движения сопротивления в тылу и, наконец, наступления.

В последних главах, где речь идет о современной истории.

2.4. «Дивизия ЛАНО»

«Это моя гордость», - при нашей встрече сказал Александр Иванович о своей новой книге «Дивизия ЛАНО», где рассказывает о судьбе одной из первых добровольческих дивизий Ленинградской армии, вступившей в бой во время Великой Отечественной войны. Она была брошена к селу Ивановское Кингисеппского района, где передовой отряд 41-го танкового корпуса войск вермахта захватил плацдарм на берегу реки Луги – последней крупной водной преграды на пути к Ленинграду. В дивизию ЛАНО пришли мужчины, юноши, девушки, женщины и даже старики. Все они понимали, что на их родную землю пришла великая беда и надо защитить свой дом. Многие ополченцы до этих событий не стреляли никогда из боевого оружия, не умели рыть окопы и ползать по-пластунски. Но они верили, что всему научатся, не подозревая, что учёба окажется слишком тяжёлой. Ополченцы выполнили свой долг, как сохранившую «костяк» подразделений и управляемость, 2-ю дивизию народного ополчения преобразовали в кадровую 85-ю стрелковую дивизию Красной Армии.

Как пишет автор в «Слове к читателю»: «Эта книга … о патриотизме… О том, который выражается в действии. Который нельзя измерить физическими единицами – пудами или вёрстами, но который реально существует и является немалой силой».

В работе над книгой А.И.Шевченко использовал большой объём исторических документов из архивов и музеев Москвы и Санкт-Петербурга, которые стали доступными для изучения в наше время.

4 декабря, к 70-летию Великой Победы, в читальном зале Кингисеппской центральной городской библиотеки прошла презентация книги А.И.Шевченко «Дивизия ЛАНО: история 2-й(«Московской») дивизии Ленинградской армии народного ополчения». А 27 апреля 2016 г. на собрании членов секции Художественно-документальной прозы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России единогласно Александр Иванович Шевченко был рекомендован в члены Союза писателей России.





























Заключение

В мире все связано. Изучая историю своей малой родины, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в то или иное время, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам. Герой моей работы родился и вырос в моей деревне, и считает это место своей малой родиной, а себя - земляком.

Определенное время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки.

Работая над проектом, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни людей, живущих со мной рядом, моих земляках. Эти замечательные люди своим каждодневным трудом приносят пользу многим людям, работают на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального русского характера. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки. Неоправданно было бы не упомянуть имя Шевченко Александра Ивановича. Спасибо моему земляку, нашему краеведу, который по- своему делают историю, внося свой посильный труд в « краеведческую историю» не только нашего края.

Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться.

12


Автор материала: Р. Нагорная (11 класс)
Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.