Исследовательская работа «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ПОДРОСТКОВ»
Автор публикации: С. Чемерис, студент 1 курса
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Уральский колледж технологий и предпринимательства»
Исследовательская работа
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ПОДРОСТКОВ
Выполнила:
Чемерис Софья Александровна
Специальность: 07.02.01 Архитектура
Курс: 1
Группа: А-106
Руководитель:
Мирзаев Тимур Романович
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1.1 Что такое атопический дерматит 6
1.2 Причины, факторы, симптомы и стадии заболевания атопическим дерматитом 6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
2.1 Выявление осведомленности подростков об атопическом дерматите 14
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что многие подростки с неясными симптомами болезни кожи не придают значения аллергическим заболеваниям, которые их не слишком беспокоят, не обращаются к медикам или же вовсе не знают о своём заболевании.
По данным масштабного международного исследования астмы и аллергии у детей (ISAAC), в разной степени аллергией страдает каждый пятый житель планеты: средняя распространённость симптомов атопического дерматита у детей в возрасте 6–7 лет составила 7,9%, а в возрасте 13–14 лет — 7,3%.В свою очередь Минаева Н.В. и Девяткова Е.А. считают, что истинное количество детей с аллергическими реакциями, приводящими к атопическому дерматиту может достигать 50,5% [9].
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В связи с вышеизложенной информацией подростки не должны стесняться обращаться за медицинской помощью, так как здоровье важно для физического, психологического и социального благополучия. Несвоевременное обращение с проблемами кожи, в частности с атопическим дерматитом, может служить одним из факторов несоответствия лечения национальным рекомендациям и медицинским стандартам [6]. Именно поэтому этот проект значим, так как нужно показать, что такое атопический дерматит (далее АтД) и как с ним заблаговременно бороться.
На основе выше сказанного, выявляется противоречие: между наличием постоянно совершенствующихся методов профилактики, диагностики, лечения кожных заболеваний и недостатком полной и точной информации о заболевании не только для больных, но и даже для врачей. Для разрешения данного противоречия требуются дополнительные исследования и активное обсуждение среди профессионалов медицинского сообщества, чтобы обеспечить более глубокое понимание механизмов расширения географии кожных заболеваний и разработать эффективные мероприятия профилактики, диагностики и терапии.
Говоря о проблеме темы исследовательской работы, возникают вопросы: как разработать и внедрить эффективные мероприятия профилактического консультирования подростков с признаками АтД, учитывая широкое распространение кожных заболеваний, хронический характер АтД и значительное снижение качества жизни пациентов? Какова значимость проблемы недостаточной информированности детей о первых признаках заболевания и последствий несвоевременного обращения к врачу, способствующих прогрессированию болезни и развитию осложнений? Почему улучшение системы профилактического консультирования, направленного на повышение уровня знаний подрастающего поколения о заболевании, его симптоматике и необходимости своевременного медицинского вмешательства, играет ключевую роль в снижении рисков развития тяжёлых форм дерматита, уменьшении частоты обострений и улучшении общего состояния здоровья людей, страдающих данным заболеванием?
Актуальность рассматриваемого вопроса, противоречие и проблема определили выбор темы исследования: «Современные подходы к профилактике атопического дерматита у подростков».
Цель исследования — создание оригинальной справки по профилактике атопического дерматита для подростков в формате буклета.
Объект исследования — профилактика атопического дерматита у подростков.
Предмет исследования — мероприятия, направленные на профилактику атопического дерматита у подростков.
Гипотеза исследования — возможности понимания и предположения о конкретном заболевании у подростков, а именно об атопическом дерматите повысятся, если будет:
- Уточнено содержание понятия «атопический дерматит у подростков»;
- Определены компоненты и показатели мероприятий по профилактике атопического дерматита у подростков;
- Создана оригинальная справка по профилактике атопического дерматита для подростков в формате буклета.
Для реализации цели поставлены следующие задачи исследования:
1) Собрать информацию из научных источников;
2) На основе анализа научных источников уточнить содержание понятия «атопический дерматит у подростков»
3) Проанализировать состояние современной системы профилактики атопического дерматита;
4) Провести социологический опрос среди подростков по проблеме исследования;
5) Создать буклет с оригинальной справкой по профилактике атопического дерматита у подростков;
6) Провести эксперимент.
Методы научного исследования:
1) Метод изучения источников;
2) Метод анализа данных источников;
3) Метод сравнения;
4) Метод обобщения;
5) Социологический опрос;
6) Эксперимент;
7) Статистический анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных знаний об отношении подростков к атопическому дерматиту. Результаты исследовательской работы могут внести вклад для дальнейших изысканий в области профилактики атопического дерматита.
Практическая значимость исследования связана с необходимостью по профилактике атопического дерматита у подростков и возможностью использования, составленной нами оригинальной справки в её практическом применении: предупреждение возникновения и распространения заболевания, его раннее выявление.
Продукт — буклет с оригинальной справкой профилактического характера об атопическом дерматите, предназначенный для подростков. Она содержит подробную информацию о заболевании, его причинах, симптомах, методах диагностики и лечения. Справка также включает рекомендации по уходу за кожей, профилактике обострений и советы по образу жизни для снижения риска возникновения аллергических реакций. Этот материал разработан для повышения осведомлённости пациентов и их близких о заболевании, что способствует своевременному обращению за медицинской помощью и улучшению качества жизни.
1.1 Что такое атопический дерматит
Атопический дерматит (эндогенная экзема) — это хронически рецидивирующее воспалительное заболевание кожи, которое сопровождается мучительным зудом и появлением экзематозных и лихеноидных высыпаний [4].
Такая форма дерматоза часто протекает одновременно с другими аллергическими болезнями, например, бронхиальной астмой, аллергическим ринитом и конъюнктивитом, пищевой аллергией, а также с ихтиозом. Это сочетание усугубляет течение АтД.
Заболеваемость детей составляет 10-12 % случаев, а заболеваемость взрослых — 0,9 %, из которых 30 % параллельно болеют бронхиальной астмой, а 35 % — аллергическим ринитом [12].
1.2 Причины, факторы, симптомы и стадии заболевания атопическим дерматитом
Атопический дерматит — это иммунозависимое заболевание, вызванное мутациями в генах, кодирующих филаггрин, что нарушает кожный барьер и способствует попаданию аллергенов. Чаще всего передается от матери. Генетическая мутация сама по себе не вызывает атопический дерматит, но создает предрасположенность к нему при воздействии факторов, таких как:
- Экологические аллергены (атопены): пищевые (коровье молоко, пшеница, морепродукты), пыльцевые (амброзия, полынь), пылевые (шерсть животных, постельные клещи);
- Продукты питания (сладости, копчёности, острые блюда, спиртные напитки);
- Медикаменты (антибиотики, витамины, сульфаниламиды);
- Переохлаждение, эмоциональный стресс [7].
Клиническая картина заболевания зависит от возраста пациента и делится на четыре фазы (см. Приложение А, Рисунок 1.):
Младенческая фаза (7-8 недель — 1,5-2 года): Острая форма с красными отёчными папулами и бляшками, мокнутием и корками на коже щёк, лба, шеи, груди, сгибательных поверхностей конечностей и тыльной стороны кистей рук(см. Приложение А, Рисунок 2.).
Детская фаза (2-12-13 лет): Лёгкий отёк, зуд, везикулёзные высыпания, экзематозные бляшки, кровянистые корки.
Подростковая фаза: 14-19 лет, заболевание постепенно приобретает ограниченное течение. Сохраняется сезонность, сухость кожи, а также повышенная чувствительность к определенным раздражителям [3].
Взрослая фаза: Три основных типа клинических проявлений:
1) Хронический персистирующий АтД: диффузные эритематозно-сквамозные высыпания на сгибательных поверхностях конечностей и лице;
2) Рецидивирующий АтД: часто развивается хроническая экзема кистей (см. Приложение А,Рисунок 3.)
3) АтД взрослых: экзема головы и шеи, эритематозно-сквамозные высыпания на лице, шее, груди, спине, верхних конечностях (см. Приложение А, Рисунок 4.);
Общие симптомы:
1. Сильный зуд, который усиливается при расчёсывании.
2. Сухость кожи, бледность и раздражимость в период ремиссии.
3. В период обострения: шелушение, папулы, очаги лихенификации, экзематозное воспаление.
Сопутствующие заболевания: фолликулярный кератоз, вульгарный ихтиоз, субкапсулярная катаракта.
Патогенез атопического дерматита связан с дисфункцией кожного барьера, воздействием окружающей среды и нарушениями иммунной системы. Основные причины:
1. Дефицит филаггрина, снижающий уровень керамидов и повышающий проницаемость кожи для аллергенов.
2. Увеличение протеолитических ферментов и усиление потери влаги через эпидермис.
3. Повреждение защитного барьера кожи из-за внешнего воздействия протеаз клещей домашней пыли и золотистого стафилококка.
Эти изменения приводят к патологической иммунной реакции с участием Т-хелперов второго типа (Th2), которые усиливают адаптивную иммунную реакцию, активируют В-лимфоциты и производят иммуноглобулин Е (IgE), запускающий аллергическую реакцию. В результате увеличивается количество эозинофилов, участвующих в развитии аллергической реакции (см. Приложение А, Рисунок 5.).
Классификация АтД основывается на степени распространённости процесса, характера поражения и выраженности зуда. Выделяются два варианта течения заболевания:
1) Лёгкое: Сыпь в виде очагов экземы и участков лихенизации на коже шеи, лица и сгибов крупных суставов. Обострение возникает до 4 раз в год. Поддаётся лечению топическими кортикостероидами и ингибиторами кальциневрина.
2) Тяжёлое: Лихеноидные и экзематозные высыпания, затрагивающие все конечности, туловище, лицо и шею. Регрессирует только под влиянием системной терапии иммуносупрессантами, кортикостероидами и селективной УФА. Пациенты с этим течением госпитализируются более 4 раз в год.
Формы болезни:
1. Ограниченная: Высыпания на коже шеи, локтевых и подколенных сгибов, тыльной стороне кистей и стоп, в области лучезапястных и голеностопных суставов. Зуд приступообразный (см. Приложение А, Рисунок 6.);
2. Распространённая: Сыпь на коже предплечий, плеч, голеней, бёдер и туловища. Кожные покровы сухие с отрубевидным шелушением. Зуд приводит к бессоннице (см. Приложение А, Рисунок 7.);
3. Универсальная (эритродермия): Сыпь покрывает более 50% поверхности кожи. Кожа ярко красного цвета, напряженная, уплотнённая, покрыта многочисленными трещинами. Пациентов беспокоят нестерпимый зуд, приводящий к расчёсам, и лихорадка до 38,2 °C.
Типы атопического дерматита:
Эритематозно-сквамозный с лихенизацией: чаще возникает в детстве;
Экссудативный: характеризуется наличием мокнущих участков;
Лихеноидный: чаще поражает взрослых.
Осложнения атопического дерматита
Атопический дерматит часто сопровождается инфекционными осложнениями, особенно в стадии обострения. В период стабилизации на коже могут появляться импетиго.
Осложнения младенческой фазы:
Кандидоз: начинается с белесоватой полоски в складках кожи, затем появляются пузырьки и эрозии.
Герпетиформная экзема Капоши: Пузырьки и пустулы с геморрагическим содержимым на коже лица, шеи и волосистой части головы.
Осложнения детской фазы:
Стафилококковое импетиго: Вялые пузырьки размером с горошину или лесной орех.
Контагиозный моллюск: Полусферические папулы с пупкообразным вдавлением в центре, из которых при надавливании выделяется беловатая масса (см. Приложение А, Рисунок 8.).
Хроническая папиллома вирусная инфекция: Плоские узелки на тыле кистей и лице.
Осложнения взрослой фазы:
Дерматофитии: Грибковые поражения на любых участках тела, чаще в паховых складках, ягодицах, бёдрах и голенях.
Кератомикозы: Отрубевидный лишай с высыпаниями светло-коричневого цвета, неправильной формы с неровными краями.
Атопический дерматит значительно ухудшает качество жизни пациента и его семьи. Внешний вид больного вызывает беспокойство у окружающих, что может ассоциироваться с психическим расстройством. Длительные обострения могут привести к неврастеническому, депрессивному синдромам и истерии.
Диагностика атопического дерматита основывается на выявлении симптомов по критериям Rajka и оценке степени тяжести по шкале SCORAD. Основные критерии включают зуд, экземы, хроническое течение и наличие атопического дерматита у родственников. Дополнительные критерии — начало заболевания в детском возрасте, повышение IgE в сыворотке крови и сухость кожи.
Для определения степени тяжести учитывают интенсивность и распространённость поражений, интенсивность зуда днём и нарушение сна. Максимальный балл по шкале SCORAD — 103, что указывает на крайне тяжёлое течение болезни [13].
Также проводятся накожные аппликационные тесты для выявления специфических антител класса IgE к экологическим аллергенам и гистологическое исследование поражённой кожи.
Атопический дерматит можно спутать с другими заболеваниями, поэтому проводится дифференциальная диагностика с простым и аллергическим контактным дерматитом, монетовидной экземой, простым лишаем Видаля, псориазом, чесоткой, себорейной экземой, микозом гладкой кожи, СПИДом, энтеропатическим дерматитом и гистиоцитозом.
Для этого используются лабораторные исследования, такие как выявление патологии тромбоцитов, оценка иммунного статуса и микроскопия чешуек при подозрении на дерматомикоз.
Современные исследования показывают, что ведущая причина развития атопического дерматита — нарушение кожного барьера, обусловленное мутацией в гене филаггрина (FLG). Дефекты этого гена приводят к нарушению проницаемости эпидермиса кожного покрова [5]. Данной информация находит детальное отображение в иллюстрации (см. Приложение А, Рисунок 9.).
Что касается АтД у подростков, то он протекает волнообразно, с чередованием обострений (активная фаза воспаления) и ремиссий (затихание симптомов). Клиническая картина зависит от стадии болезни (см. Приложение А, Таблица А.).
Обострение (активная фаза). Характеризуется выраженным воспалением, зудом и появлением новых высыпаний, соответственно вызывая дискомфорт и дополнительный уровень стресса:
а) Кожные симптомы:
- Покраснение (эритема) – ярко-розовые или красные пятна;
- Сухость и шелушение – кожа выглядит обезвоженной, может трескаться;
- Папулы и везикулы – мелкие узелки и пузырьки, иногда с мокнутием;
- Лихенификация – утолщение кожи с усилением кожного рисунка (из-за постоянного расчесывания);
- Трещины (особенно на пальцах, ладонях, стопах).
б) Локализация высыпаний:
- Лицо (лоб, веки, вокруг рта);
- Шея, декольте;
- Сгибы локтей и коленей;
- Запястья, кисти рук;
- В тяжелых случаях – распространенная сыпь на туловище и конечностях.
в) Сопутствующие симптомы:
- Нестерпимый зуд, усиливающийся ночью → приводит к бессоннице и раздражительности;
- Жжение, болезненность в местах расчесов;
- Риск вторичной инфекции (бактериальной – стафилококк, стрептококк; вирусной – герпетическая экзема).
Переход в ремиссию (затихание воспаления):
а) Кожные симптомы постепенно ослабевают:
- Уменьшается покраснение и отек;
- Прекращается мокнутие, кожа начинает подсыхать;
- Зуд становится слабее, но может сохраняться легкое шелушение;
- На месте высыпаний остаются: гипо- или гиперпигментация (светлые или темные пятна); шелушение и сухость.
б) Ремиссия (отсутствие активного воспаления):
- Кожа выглядит почти здоровой, но остается сухой и чувствительной;
- Сохраняются участки лихенификации (утолщения) в хронических очагах;
- Могут быть остаточные шелушения, трещинки;
- Зуд минимальный или отсутствует, но может возвращаться при контакте с триггерами.
Факторы, провоцирующие обострения АтД у подростков:
- Гормональные изменения (влияют на иммунитет и кожный барьер);
- Стресс и недосып (усиливают зуд и воспаление);
- Контакт с аллергенами (пыль, шерсть, косметика, бытовая химия);
- Сухой воздух, перепады температуры (обострения зимой и летом);
- Инфекции (ОРВИ, стафилококковые/грибковые поражения кожи);
- Неправильный уход (агрессивное мыло, спиртосодержащие лосьоны).
Прогноз. При достижении школьного возраста обычно наступает стойкая ремиссия. Обострения возникают крайне редко. У пациентов с сопутствующим ихтиозом, бронхиальной астмой и аллергическим риносинуситом заболевание затягивается до взрослого возраста.
Спрогнозировать течение атопического дерматита можно с помощью оценки электрокинетической подвижности клеток буккального эпителия: чем ниже показатель, тем тяжелее будет протекать болезнь [10].
Профилактика. Здравоохранение в России активно занимается вопросами диагностики, лечения и профилактики атопического дерматита у подростков [8].Вот основные направления деятельности, предлагаемые Минздравом и компетентными специалистами в данной сфере:
Меры профилактики:
1) Образование и информирование: Проведение лекций, семинаров и консультаций для подростков и их родителей о причинах, симптомах и методах профилактики АтД;
2) Контроль за окружающей средой: Рекомендации по созданию гипоаллергенной среды дома, включая использование специальных постельных принадлежностей, регулярную уборку и проветривание помещений;
3) Диета: Консультации диетологов по составлению рациона питания, исключающего потенциальные аллергены и способствующего поддержанию здоровья кожи;
4) Физическая активность: Рекомендации по занятиям спортом и физической активностью, которые помогают укрепить иммунитет и улучшить общее самочувствие;
5) Психологическая поддержка: Оказание психологической помощи подросткам, страдающим от АтД, чтобы справиться с эмоциональными трудностями, связанными с заболеванием.
Не смотря на принятые государством меры профилактики АтД, нельзя сказать, что их достаточно. Большая часть подростков и остального населения не знакомы с данным заболеванием, столкнувшись с проблемой кожных покровов не придают этому значения, соответственно ухудшая уровень комфортной жизни. А также стоит отметить тот факт, что пересмотр данной клинической рекомендации от Министерства Здравоохранения РФ должен проводится каждые три года, но с 2016 года и по сей день остается без изменений.
Проанализировав источники научной информации, выявлены основные профилактические мероприятия по кожным заболеваниям:
1) обучение пациента и членов его семьи правилам ухода за кожей, грамотному использованию лекарств и пр. (см. Приложение А,Рисунок 10.);
2) консультирование по поводу коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний;
3) проведение мероприятий по сохранению беременности у пациенток с АтД, начиная с первой половины срока беременности;
4) соблюдение диеты кормящей матерью и новорождённым;
лечение сопутствующих заболеваний;
5) избегание аллергенов и раздражающих факторов;
участие в образовательных программах для пациентов с АтД, чтобы лучше понимать своё состояние и способы его управления;
6) избегание переохлаждения и эмоционального стресса, которые могут спровоцировать обострение;
7) посещение дерматолога для контроля состояния кожи и своевременного выявления возможных проблем;
8) проведение регулярного обследования для раннего обнаружения изменений в состоянии здоровья [2, 4, 8, 11].
В случае начала обострения заболевания рекомендуется следующая формула профилактики:
- сон 8-10 часов в день;
- гипоаллергенная диета;
- ежедневные четырёхчасовые прогулки;
- использование медицинских препаратов по предписанию врача аллерголога, дерматолога, стационарное лечение;
- носка одежды из натуральных материалов, чтобы минимизировать раздражение кожи.
Упоминание о конкретных профилактических подходах и средствах для подростков, страдающих от АтД можно найти в работах Кудрявцевой А.В (Кудрявцева А.В. / Атопический дерматит у детей и подростков // Медицинский совет. — 2010 г., №3-6, стр. 78-86), также в исследовании Смолкина Ю.С., Мигачевой Н.Б., Смолкиной О.Ю. (Поддержание ремиссии и профилактика обострений заболевания у детей с атопическим дерматитом // Педиатрия. ConsiliumMedicum 2020, №2 / Pediatrics. ConsiliumMedicum 2020, NO. 2). Некоторые из таких подходов предлагаемые данными авторами:
1) Постоянный рациональный уход за кожей пациента в период ремиссии АтД. Используют средства базового ухода за кожей с увлажняющим, смягчающим, противозудным, репаративным и восстанавливающим микробный баланс кожи действием;
2) Максимальное исключение воздействия аллергенных и неаллергенных триггеров;
3) Своевременное использование наружных противовоспалительных препаратов при первых признаках обострения заболевания;
4) Тесное взаимодействие врача с родителями детей, страдающих АтД, терапевтического обучения пациентов и активного вовлечения их в процесс контроля над течением заболевания.
Как видим из анализа источников конкретные первичные профилактические подходы к профилактике АтД у подростков почти ничем не отличаются от общих, предлагаемых Минздравом. В связи с вышесказанным разработка оригинальной справки по профилактике АтД у подростков становится еще более актуальной.
2.1 Выявление осведомленности подростков об атопическом дерматите
В марте 20205 года для выявления осведомлённости подростков об АтД был проведен анонимный социологический опрос в контрольной группе: среди студентов 1-2 курсов, обучающихся в ГАПОУ СО «УКТП». В опросе добровольно приняли участие 300 студентов. Все, прошедшие опрос, поступили в колледж на базе основного общего образования. Часть студентов, проживающих в Свердловской области составила 74,6%, 25,4 из других субъектов РФ. Соотношение полов в контексте исследования составило: мужской 54%, женский 46%. Возраст студентов варьировался от 15 до 19 лет. Социологический опрос и статистическая обработка проводились с помощью программ «YandexForms» и «MicrosoftOfficeExcel».
Опрос показал недостаточный уровень осведомленности о таком заболевании, как атопический дерматит, а именно из 300 обучающихся всего 123 человека (41%) респондентов имеют лишь поверхностные знания, либо не знают вовсе о природе заболевания, его симптомах и методах лечения. Это подчеркивает необходимость проведения образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности молодежи о данном заболевании. Важно также обратить внимание на доступность достоверной медицинской информации и создание условий для раннего выявления и своевременного лечения атопического дерматита среди подростков, так как на данный период времени лишь 25,6% опрошенных считают, что информация доступна широкому кругу людей.
Подробнее обращаясь к статистике опроса, было выявлено, что 80% считают, что у них нет аллергических заболеваний, но несмотря на это 68% сообщают о проблемной коже и лишь 12% состоят на учете у специалиста в сфере дерматологии и могут утверждать точно о отсутствии кожных заболеваний. Нельзя не сказать о зонах, в которых локализованы проблемы с кожей: на голове у 29,8%, на туловище у 13,5%, на ногах у 10,6%, на кистях рук у 8,5%, на локтевых суставах у 6,4%, на всех участках тела у 5% опрошенных.
Так же опрос показал, что у 31,3% опрошенных есть предрасположенность к кожным аллергическим заболеваниям, передающимся по наследству и 30% отметили то, что не осведомлены о подобных заболеваниях у своих близких родственников.
Переходя к статистике симптомов, можно сделать вывод о том, что 20,4% даже не предполагают о возможных проявлениях болезни. 38,8% считают, что АтД проявляется в качестве зуда и шелушения кожи, 20,4% склоняются к варианту о покраснении и воспалении кожи. Так же 18,5% имеют мнение, что болезнь проявляется лишь сухостью кожи, а 1,9% считают единственным проявлением бледность кожи. Исходя из данной статистики подтверждается малая осведомленность и знаниях об АтД среди подростков, так как все вышеперечисленные проявления заболевания проявляются в комбинировании друг с другом при обострении, более того к ним можно добавить еще несколько пунктов таких как отёчность отдельных участков кожи, проявление уплотнений, припухлостей, образование эрозий, нарывов, гнойников, а также ослабление и поредение волос на затылке, и многие другие проявления заболевания.
Профилактическое средство — информационный буклет по профилактике АтД у подростков, как часть профилактического подхода, был разработан в программе «MicrosoftOfficePublisher». На его создание, включая подбор материалов, оформление текста, изображений и графических элементов, потребовалось около 4-6 часов.
При создании буклета об АтД (см. Приложение Б) для подростков учитывались особенности восприятия этой возрастной группы и данные социологического опроса контрольной группы на первом этапе эксперимента. Информация должна быть лаконичной, понятной и интересной. Желательно использование молодежного сленга, ярких образов, мемов. В качестве ключевых разделов, которые были включены в буклет, было выделено несколько пунктов, таких как:
Что такое атопический дерматит?
Определение болезни простыми словами:«Атопик (атопический дерматит, АтД) — это когда кожа вечно "капризничает"»;
Основные причины возникновения (наследственность, аллергены): «Кожа "глючит" – не держит влагу, реагирует на всё: стиральный порошок, стресс, погоду, еду», «Иммунитет слишком бдит – нападает даже на безобидные вещи (пыль, шерсть, пот)», «Гены подкачали – если у родителей была аллергия, шансы повышаются», «Почему это заболевание часто встречается у подростков»;
Симптомы и признаки:
Описание основных симптомов (зуд, покраснения, сухость кожи): «Где чаще высыпает?»;
Примеры фотографий пораженных участков кожи;
Инфографика, показывающая различные стадии заболевания.
Что провоцирует обострение?
фраза «Стресс (экзамены? отношения? да просто жизнь!)»;
фраза «Сухой воздух (батареи зимой – главные враги)»;
фраза «Косметика/химия (духи, гели для душа с отдушками)»;
фраза «Пот + трение (спортзал = риск)»;
фраза «Пищевые аллергены (тортик на ночь и любимый бургер, как младшие братья, значительно влияют на комфортное проживание»;
Как ухаживать за кожей? Профилактика. Питание и образ жизни:
«Увлажняй кожу как инстаграм-блогер
– Эмоленты (типа LaRoche-Posay, Липобейз) – твой daily-уход, даже если вроде «норм»;
– После душа – крем на мокрую кожу (да, так лучше впитывается)».
«Не превращай душ в адскую сауну
– Тёплая вода (не кипяток);
Без жёстких гелей (ищи пометку «для атопиков» или «pH 5.5»)».
«Одежда: никакого «чесотчема»
– Хлопок > синтетика (шерсть тоже зло);
– Стирай гипоаллергенным порошком (без отдушек)».
«Стресс – главный триггер, но его можно обмануть
– Дыши, если припекло (медленные вдохи/выдохи);
– Сон >TikTok (недосып = зуд сильнее)».
«Еда: не накручивай себя, но следи
– Если после орехов/цитрусов/шоколада кожа бесится – сокращай;
– Без фанатизма, Не жди, пока движок заклинит (отёк Квинке/экзема)».
«P.S. Обострение — это как ржавый капот на новом BMW. Исправлять дороже, чем избежать. (АтД обладает не только мгновенной, но и накопительной реакцией)».
«Спорт – да, но без перегрева
– Душ сразу после тренировки (пот = зуд);
– Не укутывайся в 100 слоёв одежды».
«Зимой – режим «пуховик + крем»
– За 20 мин до выхода – плотный крем на лицо/руки;
– Перчатки (чтобы ветер не сжёг кожу)».
«Летом – «не жарься как курица»
– Солнцезащитка (минимум SPF30, без спирта в составе);
– После моря – промывай кожу (соль/хлорка сушат)».
«Главное:
- Атопик– не приговор, а просто особый режим для кожи. Если ухаживать – будет меньше сюрпризов. А если вылезло обострение – не паникуй, просто мажь кремом и не чеши (ну хотя бы старайся)
- P.S. Да, это требует времени, но нормальная кожа>5 минут лишнего сна утром. Проверено!».
Вопросы и мифы в формате видео при сканировании QR-кодана буклете (ответы на популярные вопросы и развенчание распространенных мифов).
Опровержение мифов в видеороликах:
АтД заразен — Атопический дерматит неинфекционное заболевание, оно не передается при контакте, возможен переход заболевания генетическим путем;
АтД — детская болезнь, которая пройдет с возрастом. Хотя у многих детей симптомы ослабевают к 3–4 годам, у некоторых АтД сохраняется во взрослом возрасте или даже дебютирует позже. У взрослых он может протекать тяжелее;
АтД — это просто «аллергия на еду». АтД — сложное мультифакторное заболевание, связанное с нарушением кожного барьера, генетикой и иммунными реакциями. Пищевая аллергия играет роль лишь у небольшой части пациентов, а у большинства триггерами являются сухость кожи, стресс, бытовые аллергены и внешние раздражители;
Так ты сядь на диету и весь дерматит пройдет! АтД — сложное мультифакторное заболевание, связанное с нарушением кожного барьера, генетикой и иммунными реакциями. Пищевая аллергия играет роль лишь у небольшой части пациентов, а у большинства триггерами являются сухость кожи, стресс, бытовые аллергены и внешние раздражители
Где найти помощь?
Куда обратиться за помощью в ЕКБ?
фраза «В поликлинику по месту жительства к врачу аллергологу дерматологу»;
фраза «Институт дерматологии в ЕКБ (где-то около аквапарка)»;
фраза «просто загугли»;
Что скажет врач:
«Проверит триггеры (может, это не еда, а пылевой клещ или стресс)»;
«Выпишет не просто мазь, а схему (чтобы не было "привыкания")»;
«Если надо – анализы или аллергопробы (чтоб знать врага в лицо)».
Почему нужна помощь:
фраза «Не геройствуй – иди к врачу!»;
фраза «Почему самолечение – отстой?»;
фраза «Можно промахнуться с диагнозом (а вдруг не атопик, а что-то серьёзнее?)»;
фраза «Гормональные мази – оружие мощное, но, если без контроля юзать — будет эффект бумеранга (кожа отвыкнет и взбунтуется)».
«Фишка в чем?»:
«Атопик – это не просто "кожа сохнет", а хроническая штука, и без грамотного подхода можно годами мучиться. Врач – как настройщик для скрипки: подкрутит лечение, и жить станет легче»;
«P.S. "Но я же не тру!" – именно тру – это страдать молча, а умный – решает».
Заключение
Позитивное напутствие и призыв к здоровому образу жизни и поделиться информацией с другом.
Такой подход сделает буклет полезным и интересным для подростков, помогая им лучше понимать свое состояние и принимать меры для улучшения качества своей жизни.
Буклет по АтД должен быть выполнен таким образом, чтобы привлекать внимание подростков, но при этом оставаться понятным и эстетически приятным. Вот несколько ключевых внешних качеств, на которые стоит обратить внимание:
Цветовая палитра:
Использование мягких пастельных тонов, такие как нежно-голубой, светло-зеленый или бежевый, чтобы создать успокаивающий эффект. А также использование яркого розового цвета для выделения важных элементов, так чтобы они не перегружали восприятие.
Шрифты:
При выборе шрифтов важно выбирать легко читаемые образцы. Размер текста должен быть достаточно крупным, особенно для заголовков и важной информации. Использование разных размеров шрифтов помогает структурировать информацию и сделать её более доступной для восприятия.
Иллюстрации и фотографии:
При подборе изображений были выбраны качественные иллюстрации из различных мультивселенных и мемов популярных среди подростков, а также иллюстрации кожных высыпаний.
Композиция:
Размещение информации таким образом, чтобы она была легко воспринимаемой. Использование колонок, блоков и пустого пространство для разделения различных частей текста.
Материалы:
Печать буклета на качественной бумаге, устойчивой к износу. Глянцевая поверхность придаст изображениям яркость и насыщенность цветов.
Размер и форма:
Стандартный размер буклета — А4, сложенный вчетверо. Такой формат удобен для хранения и распространения.
2.4 Анализ полученных результатов: оценка эффективности разработанной оригинальной справки по профилактике АтД
Для проверки эффективностиразработанной оригинальной справки в формате буклета по профилактике АтД был проведен эксперимент.
Первый этап — подготовительный (см. Глава 1 и Глава 2., раздел 2.1, 2.2, 2.3). Проводился в январе-февралеи начале марта 2025 года и был направлен на изучение состояния проблемы, постановку целей и задач. На указанном этапе были решены следующие задачи:
1) анализ системы профилактики АтД;
2) социологический опрос (диагностика) среди подростков УКТП (контрольная группа) об осведомленности АтД;
3) определение уровня осведомленности об АтД у контрольной группы;
4) поиск путей повышения эффективности профилактического средства (оригинальная справка в формате буклета);
Второй этап – непосредственное проведение эксперимента. Формирующий эксперимент охватывал период с 1 по 20 марта 2025 года, проводился среди учеников 10-11 классов, в МАОУ лицей №135, и МАОУ СОШ №85. В эксперименте добровольно приняли участие 40 школьников. Все участники на момент эксперимента имели основное общее образование. Количество учеников, проживающих в Свердловской области составило 100%. Соотношение полов в контексте исследования составило: мужской 42,5%, женский 57,5%. Возраст учеников варьировался от 16 до 18 лет. В ходе второго этапа школьникам из экспериментальной группы было предложено на уроке биологии ознакомиться с краткой справкой в виде буклета по профилактике АтД (см. Приложение Б, Рисунок 1.,Рисунок 2.). В последующие несколько дней всем участникам экспериментальной группы необходимо было пройти социологический опрос об осведомленности о заболевании под названием АтД. Социологический опрос и статистическая обработка проводились с помощью программ «YandexForms», «MicrosoftOfficeExcel», «STATTECH».Основная цель второго этапа была — получение ответов на вопросы, касающиеся нового профилактического средства — оригинальной справки, опробованного в практике. На указанном этапе были решены следующие задачи:
1) опробована оригинальная краткая справка по профилактике АтД;
2) сравнены результаты школьников в условиях действующего фактора и без этого условия;
3) подготовлены результаты для третьего этапа;
Третий этап – завершающий. На данном этапе осуществлялась обработка и оценка проведённого эксперимента. Сравнивался исходный уровень и конечный уровень осведомленности об АтД среди подростков, зафиксированные по итогам реализации первого и второго этапов (см. Таблица). Проводился статистический анализ полученных данных и интерпретация результатов. Следует отметить, что определенное влияние на результаты могли оказать измененные условия, например, возраст в контрольной группе варьировался с 15-19, а в экспериментальной с 16 до 18. Также нельзя обойти стороной различия в соотношении полов в исследуемых группах. Ну и конечно на себя обращает внимание различные типы образовательных учреждений и количество человек в группах. Автор исследования берет на себя ответственность по трактовке и интерпретации итогов работы. В ходе исследования сравнивались параметры, выбранные из социологического опроса. Добавленные вопросы не использовались. Осуществлялось сопоставление существенных признаков, отобранные автором. Бралась информация по одному и тому же вопросу, но полученная разными исследовательскими группами. Учитывался задействованный инструментарий.
При сравнении соблюдались следующие правила:
- Сравнивались только результаты, совпадающие по содержанию (но не по оценкам респондентов);
- Сравнивают изучаемые параметры по тем признакам, которые имеют существенное значение.
Таблица Сравнение результатов групп после формирующего эксперимента | |||
№ | Параметр | Результат (%) | |
Контрольная группа (300 чел) | Экспериментальная группа (40 чел) | ||
1 | Осведомленность об АтД | 41% | 90% |
2 | Доступность информации об АтД | 25.6% | 70.5% |
4 | Сообщение о проблемной коже | 68% | 80% |
Для достижения достоверности был проведен статистический анализ результатов параметров контрольной (студенты УКТП) и экспериментальной групп (ученики школы №85 и лицея №135) по U-критерию Манна — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Использовались результаты параметров с 1 по 3, соответственно: 41% — 90%; 25.6% — 55%; 68% —80%;
Результат: UЭмп = 0
Критические значения
UКр:
p≤0.01(-); p≤0.05 (0)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости.
Это означает, что данные двух групп различаются в значительной степени, и различия достоверны. Статистическая значимость подтверждает, что результаты исследования были достигнуты не случайно. Однако используя U-критерия Манна — Уитни, существует вероятность подверженности ошибке первого рода. U-критерий может часто приводить к возникновению ошибки первого рода даже в случае работы с большими выборками, особенно при неравенстве дисперсий и существенно различающемся объёме выборок. Также Критерий не следует применять для проверки равенства средних, медиан и смещённости распределений.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать об определенном влиянии использования оригинальной краткой справки по профилактике АтД у подростков на результаты осведомленности данным заболеванием., что подтверждается сравнением результатов контрольной и экспериментальных групп, и статистическим анализом.
Рассматривая проделанную работу необходимо отметить положительные эффекты, такие как:
- Повышение осведомленности — подростки получили доступ к структурированной информации о заболевании, его симптомах и методах контроля.
- Психологическая поддержка – буклет содержал рекомендации по борьбе со стрессом, что важно при хроническом заболевании.
- Доступность информации – простота и наглядность материала способствовали лучшему усвоению знаний.
Риски и ограничения, возникшие в ходе эксперимента:
- Индивидуальные различия – не все подростки одинаково восприняли информацию (разный уровень мотивации, когнитивные особенности);
- Недостаточная вовлеченность – часть школьников могла проигнорировать буклет из-за отсутствия интереса или поддержки со стороны учителей/родителей;
- Ошибки в интерпретации – возможны случаи самодиагностики и самолечения без консультации врача;
- Ограниченный охват – буклет не учитывал все культурные и социальные особенности аудитории.
Пробелы в исследовании:
- Отсутствие долгосрочного мониторинга – неизвестно, насколько устойчивы полученные знания и изменения в поведении.
- Недостаточная оценка влияния на качество жизни – не исследовалось, как именно изменился психологический комфорт подростков.
- Не изучена роль родителей и педагогов – их вовлечение могло бы усилить эффект.
Буклет эффективен и может найти применение в рамках:
1) Школьных программ здоровья (уроки ОБЖ, Биологии, классные часы);
2) Индивидуального информирования (раздача на приемах у дерматолога, в школах у медработников);
3) Групповых занятий (тренинги, лекции с обсуждением).
Не подходит:
1) Для детей младшего школьного возраста (нужна адаптация под возраст);
2) В случаях тяжелого течения болезни (требуется углубленная работа с врачом).
Обобщающие выводы:
1) Буклет – эффективный инструмент первичной профилактики и информирования;
2) Наибольший эффект достигается при комбинации с другими методами (лекции, обсуждения);
3) Требуется доработка с учетом долгосрочного воздействия и вовлечения родителей и учителей.
Практические рекомендации применения буклета
Для образовательных организаций:
1) Включить буклет в программу здоровья;
2) Проводить анонимные опросы до и после распространения;
3) Организовать дискуссии с участием специалистов в сфере здравоохранения.
Для медиков:
Использовать буклет как дополнение к консультациям.
Методические рекомендации:
1) Сочетать раздачу буклетов с интерактивными формами обучения (квизы, игры).
2) Проводить регулярные повторные занятия для закрепления знаний.
3) Учитывать региональные и культурные особенности при адаптации материалов.
Буклет доказал свою эффективность, но требует доработки и интеграции в комплексные программы здоровья подростков.
Исследовательская работа была посвящена изучению современных подходов к профилактике атопического дерматита (АтД) у подростков, что соответствует заявленной актуальности темы. Как показали данные, многие подростки недостаточно осведомлены о симптомах и последствиях АтД, что приводит к несвоевременному обращению за медицинской помощью и ухудшению качества жизни. Это подтвердил проведённый социологический опрос, в котором 41% респондентов продемонстрировали низкий уровень знаний о заболевании.
Цель исследования — создание оригинальной справки по профилактике АтД в формате буклета — была успешно достигнута. Разработанный буклет, адаптированный под восприятие подростков, доказал свою эффективность в ходе эксперимента: осведомлённость об АтД среди участников экспериментальной группы повысилась с 41% до 90%, а доступность информации — с 25,6% до 70,5%. Это подтверждает гипотезу о том, что информированность подростков о заболевании возрастает при использовании специализированных профилактических материалов.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения созданного буклета в образовательных и медицинских учреждениях для повышения осведомлённости подростков о АтД, его симптомах и методах профилактики. Это способствует раннему выявлению заболевания, снижению частоты обострений и улучшению качества жизни пациентов.
Таким образом, исследование подтвердило важность просветительской работы в области профилактики атопического дерматита среди подростков. Дальнейшие усилия следует направить на интеграцию подобных материалов в школьные программы и систему здравоохранения, а также на расширение охвата аудитории, включая родителей и педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеенко Е.А. Биохимические и иммунологические особенности фенотипов коморбидности бронхиальной астмы, хронической обструктивной болезни легких, атопического дерматита и сахарного диабета 2 типа: диссертация на соискание ученой степени кандитата медицинских наук: 03.01.04 / КГМУ. — Краснодар, 2017., — 171 с.
2) Балаболкин И.И., Булгакова В.А., Елисеева Т.И. / Атопический дерматит у детей: иммунологические аспекты патогенеза и терапии // Педиатрия. — 2017 г., том 96, №2, страницы 128-135.
3) Березина А.С., Карачева Ю.В., Винник Ю.Ю., Тактарова С.С. / Атопический дерматит. Особенности патогенеза, клиники, диагностики // Вестник СурГУ. Медицина. — 2023 г., том 16, №2, страницы 8-13.
4) Варламов Е.Е., Пампура А.Н. / Первичная профилактика атопического дерматита у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2015, 5, страницы 21-23.
5) Дрождина М.Б., Бобро В.А., Суслова Е.В. / Атопический дерматит. Новые парадигмы диагностического и терапевтического поиска // Медицинский альманах. В помощь практическому врачу. — 2023 г., №1(74), страницы 101-107.
6) Камашина Г.Р, Надеева Р.А., Амиров Н.Б. / Лечение атопического дерматита у подростков и взрослых: проблемы и пути их решения // Вестник современной клинической медицины. — 2016 г., Том 9, вып. 6, страницы 52-57.
7) Лагутина С.Н., Чижков П.А., Лущик М.В., Макеева М.В. / Аллергические реакции как основная проблема в современной медицине // Международный студенческий научный вестник. — 2018 г., № 4, страницы 346-349.
8) Мигачева Н.Б. Эволюционные аспекты эпидемиологии, лечения и профилактики атопического дерматита: диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук: 14.03.09 / СГМУ. — Москва., 2019. — 283 с.
9) Минаева Н.В., Девяткова Е.А. / Аллергическая заболеваемость у пациентов разных возрастных групп // Пермский медицинский журнал. — 2019 г., том XXXVI, № 2, страницы 68–74.
10) Науменко М.А., Алексеев М.Е., Разнатовский К.И., Кветная А.С. / Критерии прогноза характера течения атопического дерматита // Дерматология в России. Электронное издание // 02/06/2009URL: https://www.dermatology.ru/collections/kriterii-prognoza-kharaktera-techeniya-atopicheskogo-dermatita(дата обращения 28.03.2025).
11) Беляева Л.М., Микульчик Н.В. / Современные подходы к терапии и профилактике атопического дерматита у детей // Медицинские новости. Республика Беларусь. — 2020 г., №6, страницы 37-42.
12) McKoy K. / Atopic dermatitis (Eczema) // MSD Manual. — 2014.
13) Zhangireeva A Z. Alieva RK. Iztleuova GM. BalmanovaZhM. Seitbaeva VA. / Scorad Index Patients Application during Atopic Dermatitis as Control and Prevention of Disease Aggression. // West Kazakhstan Medical Journal. 2023;65(2):68-78
Рисунок 1. — Фазы заболевания АтД
Рисунок 2. — Младеченская фаза АтД
Рисунок 3. — Хроническая экзема кистей
Рисунок 4. — Экзема у взрослых на спине
Рисунок 5. —Увеличение эозинофилов, участвующих в развитии аллергии
Рисунок 6. — Высыпания на кистях рук
Рисунок 7. — Отрубевидное шелушение
Рисунок 8. — Контагиозный моллюск
Рисунок 9. — Причины развития АтД
Рисунок 10. — Нарушение кожного барьера
Дермографизм | Перспирация | |
Обострение | белый | выраженная сухость вне очагов |
Ремиссия | смешанный | выраженная влажность вне очагов и трещины, |
Разрешение болезни | розовый | умеренная влажность кожи |
Таблица А. – Стадии атопического дерматита
Рисунок 1. — Сторона буклета №1
Рисунок 2. — Сторона буклета №2