Современные подходы к управлению качеством
Латыпова Лидия Васильевна
Кандидат экономических наук, доцент
Сургутский государственный педагогический университет
Центральное место в управлении качеством отводится человеку, что придает особое значение формированию соответствующего мировоззрения, связанного с подходами к управлению качеством. В связи с этим ведущие фирмы большое внимание уделяют созданию у своего персонала соответствующего образа мышления в области качества. Появилось и такое понятие, как национальный образ мышления в области качества, проявляющийся, например, на японских или немецких фирмах.
Современная трактовка сферы применения управления качеством весьма широка. Можно говорить об управлении качеством продукции, услуг, систем, информации, труда, жизнедеятельности и т.д., поэтому объект управления здесь рассматривается в широком смысле слова. В дальнейшем объекты, создаваемые товаропроизводителями — продукты труда, будем называть продуктами, понимая под этим как материальную продукцию, так и услуги.
Следует отметить, что деятельность практически любого сотрудника организации, в каком бы подразделении и на каком бы уровне он ни находился, в той или иной степени влияет на качество продуктов труда, создаваемых фирмой, и ее конкурентоспособность. Это определяет современный взгляд на управление организацией как на управление ее конкурентоспособностью и конкурентоспособностью производимого ею продукта, а следовательно, управление качеством. Такой подход лежит в основе прогрессивной концепции современной системы управления качеством — концепции всеобщего управления качеством (TQM), в развитие которой большой вклад внесли такие ученые, как Д. Джуран, У. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава[1, с. 7].
Реализация концепции TQM возможна на основе новой культуры и современной системы менеджмента компании. При использовании TQM все сотрудники вовлекаются в процесс улучшения качества работы. Поэтому понимание проблем управления качеством, соответствующей методологии, а главное, формирование определенного образа мышления для менеджеров всех направлений является исключительно важной задачей.
Достаточно назвать несколько проблем, решаемых менеджерами, чтобы это осознать:
• разработка стратегии организации (политика продукта, а значит, и политика в области качества занимают центральную позицию в стратегии фирмы);
• прогнозирование сбытовых параметров фирмы (без учета уровня качества объектов, выводимых фирмой на рынки сбыта, не может быть без достоверных прогнозов, касающихся доли фирмы на рынке и оборота ее товара);
• оценка конкурентоспособности;
• отбор параметров качества при создании нового продукта;
• отбор технологии создания продуктов;
• определение политики ценообразования (даже ориентировочные варианты такой политики рассматриваются применительно к определенным уровням качества продуктов);
• работа с персоналом (формирование культуры фирмы, объективная оценка качества персонала и его трудовой деятельности, отбор кандидатур на вакансии, поощрения и продвижение по службе);
• оптимизация системы товародвижения (чтобы выбрать лучший вариант, нужно уметь оценить и сравнить качество альтернатив) [4, с. 150].
Безусловно, этот перечень можно продолжить. Следует отметить, что для обеспечения конкурентоспособности организаций особое значение имеют соответствующие знания персонала фирмы при решении таких задач; как создание системы управления качеством и проведение сертификации.
Современные особенности мировых рынков потребовали разработки новых подходов к решению проблем качества. В управлении качеством, наряду с классическими методами системного управления, используются и многие специфические подходы и методы. Это определяется особенностью качества как объекта управления.
Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практически управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он и субъект, и объект управления в системе управления качеством. Человек — наиболее сложный элемент, действующий в различных сферах: принятие решений, создание новой техники, добыча и создание сырья, создание технологии, обслуживание приборов, машин и станков, управление и многие другие. Поэтому все основные категории теории управления качеством не должны рассматриваться отвлеченно от особенностей человека[2, с. 64].
Как считают специалисты в области управления качеством, в среднем 95% проблем организаций в области качества в конечном счете связаны с человеком, его образом мышления, его мотивацией. Это подтверждает тезис о приоритетной роли человека в системе качества. В связи с этим особое значение в системе менеджмента качества имеет стиль управления и культура организации.
Участие человека в системе управления качеством многообразно. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зависит от следующих факторов:
• принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;
• выполняемого типа работ;
• работы на тех или иных этапах производственно-коммерческого цикла[1, с. 118].
Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:
• подбор и расстановка;
• воспитание;
• обучение;
• организация труда;
• контроль деятельности;
• обеспечение психологического климата;
• создание уверенности в руководителе;
• воспитание преданности фирме[1, с. 122].
Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные качества подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их деятельности, знать науку менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.
Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:
• определение цели, стратегии и политики в области качества;
• многообразная работа с персоналом;
• организация и руководство системой управления качеством.
При этом особое внимание уделяется обеспечению необходимой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования социально-психологических методов. Не случайно японцы считают, что «качество — это образ мышления, это уровень культуры». Таким образом, правильное применение социально-психологических методов направлено, в первую очередь, на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию[5, с. 104].
В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых.технологий от руководителей организаций требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:
• Прежде всего — качество, а не кратковременные прибыли.
• Главный человек — потребитель, т.е. нужно стоять на точке зрения конечного пользователя.
• Следующий этап производственного процесса — потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволяет устранить барьеры и разобщенность между персоналом на отдельных стадиях жизненного цикла продукции.
• Информационное обеспечение иприменение.статистических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.
• Следует повышать роль персонала в системе менеджмента качества — вовлекать всех без исключения работников в процесс управления качеством.
Таким образом, исключительная роль человека в решении проблем качества очевидна, и это необходимо учитывать, формируя систему управления качеством любой организации, независимо от особенностей ее бизнеса и рынков сбыта.
Список литературы
1. Аристов О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. -М: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.
2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 209 с.
3. Круглое М.Г., Сергеев С.К., Такташев В.А, Фирстов В.Г., Шишков Г.М. Менеджмент систем качества. — М.: Изд-во стандартов, 2007. – 290 с.
4. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд-во стандартов, 1992. – 338 с.
5. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. — М.: Изд-во стандартов, 2011. – 186 с.