12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
2

Современные подходы к управлению качеством

УДК 658.5

Современные подходы к управлению качеством

Modern approaches for quality management

Латыпова Лидия Васильевна

Кандидат экономических наук, доцент

Latыpova Lydia Vasylevna

Candidate of Ekonomicheskie Sciences Ass. Prof.

Кадирова Карина Джабраиловна, студент

Kadirova Karina Dzhabraylovna, student

Сургутский государственный педагогический университет

Surgut State Pedagogical University

E-mail: latypova09@list.ru

kadirova_karina@mail.ru

 

Аннотация: Современное формирование соответствующего мировоззрения, связанно с подходами к управлению качеством. Такой подход лежит в основе прогрессивной концепции современной системы управления качеством — концепции всеобщего управления качеством (TQM). Реализация концепции TQM возможна на основе новой культуры и современной системы менеджмента компании. При использовании TQM все сотрудники вовлекаются в процесс улучшения качества работы. Поэтому понимание проблем управления качеством, соответствующей методологии, а главное, формирова­ние определенного образа мышления для менеджеров всех направлений является исключительно важной задачей.

Annotation: Modern Formation sootvetstvuyuscheho worldview, svjazana s approach for management quality. Such approach underlying concept prohressyvnoy Modern Quality management systems - quality management concept vseobscheho (TQM). Perhaps TQM Implementation concept based on the new Culture and Modern systems management company. In all Employees Using TQM Process Improvement vovlekayutsya in quality work. Therefore Understanding quality control problems, sootvetstvuyuschey methodology, and importantly, formyrova¬nye definitely an insult to thinking managers vseh javljaetsja directed solely vazhnoy task.

Ключевые слова: Управление качеством, конкурентоспособность, сертификация, всеобщее управление качеством (TQM).

Keywords: Management quality, competitiveness, certification, vseobschee Quality Management (TQM).

 

Центральное место в управлении качеством отводится человеку, что придает особое значение формированию соответствующего мировоззрения, связанного с подходами к управлению качеством. В связи с этим ведущие фирмы большое внимание уделяют созданию у своего персонала соответствующего образа мышления в области качества. Условия рынка в современном мире очень изменчивы, но одно понятие сохраняет актуальность во все времена – качество [4]. Появилось и такое понятие, как национальный образ мышления в области качества, проявляющийся, например, на японских или немецких фирмах.

Современная трактовка сферы применения управления качеством весьма широка. Можно говорить об управлении качеством продукции, услуг, систем, информации, труда, жизнедеятельности и т.д., поэтому объект управления здесь рассматривается в широком смысле слова. В дальнейшем объекты, создаваемые товаропроизводителями — продукты труда, будем называть продуктами, понимая под этим как материальную продукцию, так и услуги.

Следует отметить, что деятельность практически любого сотрудника организации, в каком бы подразделении, и на каком бы уровне он ни находился, в той или иной степени влияет на качество продуктов труда, создаваемых фирмой, и ее конкурентоспособность. Это определяет современный взгляд на управление организацией как на управление ее конкурентоспособностью и конкурентоспособностью производимого ею продукта, а следовательно, управление качеством. Такой подход лежит в основе прогрессивной концепции современной системы управления качеством — концепции всеобщего управления качеством (TQM), в развитие которой большой вклад внесли такие ученые, как Д. Джуран, У. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава [1].

Реализация концепции TQM возможна на основе новой культуры и современной системы менеджмента компании. При использовании TQM все сотрудники вовлекаются в процесс улучшения качества работы. Поэтому понимание проблем управления качеством, соответствующей методологии, а главное, формирование определенного образа мышления для менеджеров всех направлений является исключительно важной задачей.

Достаточно назвать несколько проблем, решаемых менеджерами, чтобы это осознать:

•                     разработка стратегии организации (политика продукта, а значит, и политика в области качества занимают центральную позицию в стратегии фирмы);

•                     прогнозирование сбытовых параметров фирмы (без учета уровня качества объектов, выводимых фирмой на рынки сбыта, не может быть без достоверных прогнозов, касающихся доли фирмы на рынке и оборота ее товара);

•                     оценка конкурентоспособности;

•                     отбор параметров качества при создании нового продукта;

•                     отбор технологии создания продуктов;

•                     определение политики ценообразования (даже ориентировочные варианты такой политики рассматриваются применительно к определенным уровням качества продуктов);

•                     работа с персоналом (формирование культуры фирмы, объектив­ная оценка качества персонала и его трудовой деятельности, отбор кандидатур на вакансии, поощрения и продвижение по службе);

• оптимизация системы товародвижения (чтобы выбрать лучший вариант, нужно уметь оценить и сравнить качество альтернатив) [3].

Безусловно, этот перечень можно продолжить. Следует отметить, что для обеспечения конкурентоспособности организаций особое значение имеют соответствующие знания персонала фирмы при решении таких задач; как создание системы управления качеством и проведение сертификации.

Современные особенности мировых рынков потребовали разработки новых подходов к решению проблем качества. В управлении качеством, наряду с классическими методами системного управления, используются и многие специфические подходы и методы. Это определяется особенностью качества как объекта управления.

Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практически управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он и субъект, и объект управления в системе управления качеством. Человек — наиболее сложный элемент, действующий в различных сферах: принятие решений, создание новой техники, добыча и создание сырья, создание технологии, обслуживание приборов, машин и станков, управление и многие другие. Поэтому все основные категории теории управления качеством не должны рассматриваться отвлеченно от особенностей человека [2].

Как считают специалисты в области управления качеством, в среднем 95% проблем организаций в области качества, в конечном счете связаны с человеком, его образом мышления, его мотивацией. Это подтверждает тезис о приоритетной роли человека в системе качества. В связи с этим особое значение в системе менеджмента качества имеет стиль управления и культура организации.

Участие человека в системе управления качеством многообразно. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зависит от следующих факторов:

•                     принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;

•                     выполняемого типа работ;

•                     работы на тех или иных этапах производственно-коммерческого цикла [1].

Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:

•                     подбор и расстановка;

•                     воспитание;

•                     обучение;

•                     организация труда;

•                     контроль деятельности;

•                     обеспечение психологического климата;

•                     создание уверенности в руководителе;

•                     воспитание преданности фирме [1].

Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные качества подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их деятельности, знать науку менеджмента в части управления коллективами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.

Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К главным задачам относятся следующие:

•                     определение цели, стратегии и политики в области качества;

•                     многообразная работа с персоналом;

•                     организация и руководство системой управления качеством.

При этом особое внимание уделяется обеспечению необходимой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования социально-психологических методов. Не случайно японцы считают, что «качество — это образ мышления, это уровень культуры». Таким образом, правильное применение социально-психо­логических методов направлено, в первую очередь, на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию [5].

В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностями людей и появлением новых технологий от руководителей организаций требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:

•          прежде всего — качество, а не кратковременные прибыли;

•           главный человек — потребитель, т.е. нужно стоять на точке зрения конечного пользователя;

•           следующий этап производственного процесса — потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволяет устранить барьеры и разобщенность между персоналом на отдельных стадиях жизненного цикла продукции;

•           информационное обеспечение и применение статистических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием;

•           следует повышать роль персонала в системе менеджмента качества — вовлекать всех без исключения работников в процесс управления качеством.

Таким образом, исключительная роль человека в решении проблем качества очевидна, и это необходимо учитывать, формируя систему управления качеством любой организации, независимо от особенностей ее бизнеса и рынков сбыта.

Список использованной литературы

1.  Аристов О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. -М: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

2.  Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 209 с.

3.  Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд-во стандартов, 1992. – 338 с.

4.                     Латыпова Л.В. Современные методы оценки системы менеджмента качества // Экономика и предпринимательство. – 2015.-№6 (ч.3) – С.844.

5.  Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. — М.: Изд-во стандартов, 2011. – 186 с.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (1)

Фирсова Светлана Геннадьевна, 29.12.15 в 11:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за публикацию. Очень полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.