Научно-исследовательская работа «Особенности Интернет-зависимости у современных подростков»
Научно-исследовательская работа
«Особенности Интернет-зависимости у современных подростков»
Выполнила:
Сарапулова Елена Алексеевна
Ханты-Мансийск
Содержание
1.1 Понятие и сущность Интернет-зависимости 5
1.2 Психологическое развитие подростков 10
1.3 Основные причины и особенности проявления Интернет-зависимости в подростковом возрасте 16
2. Эмпирическое исследование особенностей Интернет-зависимости в подростковом возрасте 21
2.1 Исследование особенностей проявления Интернет-зависимости у современных подростков 21
2.2 Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у современных подростков 29
Введение
Актуальность. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. В период с 2013 по 2019 года число Интернет-пользователей в России выросло с 8% (9 млн. человек) до 31% (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. С помощью Интернета делаются покупки, происходит общение, распространяется информация, реализуются сексуальные и игровые пристрастия.
В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, обозначенная в зарубежной литературе А. Голдбергом и К. Янг в конце 80-х годов. Речь идет об Интернет-зависимости. Она определяется психологами как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернета, будучи online».
Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности или получения удовольствия. Поэтому изучение Интернет-зависимости (определение особенностей) и ее профилактика в подростковой среде становятся особенно актуальными в последнее время, так как в большинстве своем именно среди подростков выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых личностей.
Цель: выявить особенности Интернет-зависимости у современных подростков.
Проблема: на сегодняшний день жизнь немыслима без информационных технологий. Буквально все сферы современной жизни человека построены на их использовании, но наряду с этим, существует проблема зависимости людей, особенно детей и подростков, от сети Интернет, которая во многом заменяет им реальную жизнь
Объект исследования: Интернет-зависимость.
Предмет исследования: особенности проявления Интернет-зависимости у современных подростков.
Гипотеза: Интернет-зависимость проявляется у современных подростков в виде психологических особенностей: замкнутости, некоммуникабельности, заниженной самооценки, высокого уровня тревожности и агрессивности.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме определить содержание понятий «Интернет-зависимость» и «психологическое развитие подростков».
2. Исследовать особенности проявления Интернет-зависимости через следующий диагностический инструментарий: анкета «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг, тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, тест «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева и методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
3. На основе полученных данных разработать рекомендации для педагогов и психологов средней школы, способствующие профилактике Интернет-зависимости у подростков.
Методологическая база исследования. При работе над исследованием были использованы базовые положения психологической теории личности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.), исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко и др.), исследования психологических особенностей девиантного поведения подростков (А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко и др.) и исследования психологических факторов риска Интернет-зависимости (А. Е. Войскунский, К. Янг и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме Интернет-зависимости в подростковом возрасте; тестирование подростков с помощью анкеты «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг, тестов «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского и «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева, а также методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина с целью выявить особенности проявления Интернет-зависимости в подростковом возрасте; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследования проблемы и исследование особенностей проявления Интернет-зависимости у современных подростков.
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
1.1 Понятие и сущность Интернет-зависимости
Феномен Интернет-зависимости можно определить, как «нехимическую зависимость от пользования Интернетом» [2, С. 21]. Однако в некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяется как психическое расстройство, характеризующееся навязчивым желанием подключиться к интернету и болезненной неспособностью отказаться от него [5, C. 4].
Таким образом, на данный момент еще нет устойчивого единого определения Интернет-зависимости. В научной литературе так же используются такие определения, как «зависимость от Интернета», «Интернет-аддикция» или «патологическое применение Интернета». При разнообразном обилии всевозможных наименований многие специалисты и ученые солидарны в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть причислены к данному явлению.
К. Янг полагает, что симптомами, характерными для Интернет-зависимости являются:
- увеличивающаяся тревога при нахождении в реальном мире;
- длительное время, проводимое в сети;
- ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве;
- вялая активность в реальном мире;
- повторные попытки уменьшить использование Интернета, часто оканчивающиеся неуспехом;
- изменение эмоционального состояния посредством использования сети.
Данные проявления зачастую ведут к депрессии, социальной изоляции, распаду семейных взаимоотношений, неудачам в учебе, материальному неблагополучию и к потере работы [28, С. 25].
Наиболее исчерпывающее и полное описание характеристик поведенческой деятельности, свойственных явлению Интернет-зависимости, можно обнаружить в работах А. Е. Войскунского А.Е. Он отмечает следующие характеристики:
- активное нежелание и неспособность отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;
- раздражение и досада, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые мысли об Интернете в такие периоды;
- желание проводить в Интернете большое количество времени и неспособность его контролировать;
- желание тратить на Интернет большое количество денежных средств, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей накоплений и сбережений;
- готовность обманывать друзей и членов семьи, преуменьшая частоту и длительность работы в Интернет-пространстве;
- склонность и способность забывать при работе в Интернете об учебных и домашних делах, служебных обязанностях, важных деловых и личных встречах, пренебрегая карьерой или занятиями;
- стремление и способность освободиться от ранее возникнувших чувств беспомощности или вины, от депрессии или состояний беспокойства и тревоги, обретение ощущения психоэмоционального подъема и своеобразной эйфории благодаря нахождению в Интернет-пространстве;
- неспособность адекватно принимать критику подобного образа жизни от близких, друзей или начальства;
- готовность мириться с потерей друзей, разрушением семьи и круга общения из-за Интернет-зависимости;
- игнорирование собственного здоровья и, зачастую, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;
- сокращение физической активности, пренебрежение личной гигиеной из-за патологического желания проводить огромное количество времени в Интернет-пространстве;
- частое «забывание» о еде, нарушение пищевого поведения;
- злоупотребление тонизирующими напитками;
- просматривание, подбор и изучение специальной литературы о новинках Интернет-индустрии, обсуждение их с окружающими [8, С. 105].
Среди общих черт компьютерной зависимости М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы:
- психологические симптомы: эйфория или хорошее самочувствие за компьютером; невозможность контролировать время работы за компьютером; резкое увеличение количества времени, проводимого за компьютером; игнорирование семьи и друзей; депрессия, ощущение пустоты и раздражения, появляющиеся при отсутствии Интернета; ложь членам семьи или работодателям о своей зависимости; проблемы с учебой или работой;
- физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с продолжительным перенапряжением мышц); ощущение сухости в глазах; частые головные боли; ощущение боли в спине; нарушение пищевого поведения; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна [9, С. 84].
К. Янг определила пять основных категорий Интернет-зависимости:
- киберсексуальная. Зависимость от киберпорнографии или от интерактивных комнат общения для «взрослых»;
- киберотношения. Зависимость от дружеских взаимоотношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных конференциях и играх, которая заменяет семью и реальных друзей;
- безмерная сетевая вовлеченность. Она включает в себя тягу к азартным сетевым играм, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сетевую площадку;
- информационная перегрузка. Безмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных;
- компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в программировании или в компьютерных играх, в основном среди детей подросткового возраста [28, С. 26].
Интернет-пространство ежегодно завлекает в сети миллионы новых пользователей. Среднестатистический современный человек уже не может представить свою жизнь без Интернета. Однако для каждого из пользователей Интернет играет свою субъективную роль.
Р. М. Юсупов, анализируя мотивы, которые заставляют людей посвящать значимую часть своего времени Интернет-пространству, сделал вывод, что для большинства пользователей Интернет выступает в качестве:
- общения. Кто-то проводит огромное количество времени в социальных сетях, часами просиживая в поисках одноклассников, единомышленников, или просто интересных людей. Кому-то больше по душе общение на форумах. Кто-то ищет свою половинку на сайтах знакомств. И самое главное – это то, что благодаря Интернету можно без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они не находились;
- развлечения. Смотреть фильмы, слушать музыку, читать книги, играть в игры, проходить тесты можно теперь не выходя из режима онлайн.
- самообразования. Интернет, бесспорно, является лучшим и оптимальным источником информации. Многие люди используют его для пополнения своих знаний в тех или иных сферах: записываются на дистанционные тренинги и курсы, читают книги, полезные статьи, просматривают видеоуроки, изучают языки и т.д.;
- способности к творчеству, саморазвитию, личностному росту. Интернет является своеобразной площадкой для развития творческих способностей. Достаточно пройтись по кулинарным сайтам или рукодельным блогам, как тут же хочется все это повторить самостоятельно;
- места для совершения сделок или покупок. Теперь человек, не выходя из дома, может купить или продать любой товар, т.к. через Интернет можно совершать различные денежные операции;
- средства заработка. Многие люди открывают Интернет-магазины, заводят сайты или блоги, многие создают YouTube-каналы. Новички могут начать с фриланса: наполнять сайты контентом, заниматься веб-дизайном и программированием, придумывать слоганы, продавать фотографии и т.д [27, С. 245].
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно выявить достаточное число схожих черт. Так, многие терапевты сошлись в одном, не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов полагает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска.
К таким чертам относятся: несамостоятельность, неспособность отказать, из-за страха быть отвергнутым, чрезмерная ранимость, безответственность; все это определяет пассивную жизненную позицию, когда индивид отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения. Обычно перечисленные черты особо ярко проявляются в подростковом возрасте.
1.2 Психологическое развитие подростков
Подростковый возраст, или отрочество – переходный период между детством и взрослостью – от 11 до 15 лет [12, С. 318]. Это один из самых напряженных этапов взросления личности, когда за короткое время подросток проходит большой путь в своем развитии через внутренние конфликты с собой и другими, через срывы и восхождения к обретению своего «Я».
Этому возрастному периоду, традиционно характеризующемуся как переломному, переходному, критическому посвящены труды многих выдающихся отечественных психологов Л. С. Выготского, И. С. Кона, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и зарубежных авторов С. Холла, названного отцом психологии переходного периода, Э. Шпрангера, Х. Ремшмидта [1, С. 116].
Согласно классическим и современным теориям психические новообразования подросткового возраста связаны с двумя ключевыми моментами: психофизиологическим – бурное физическое развитие, совпадающее с половым созреванием и социальным – вступление в мир взрослых и достижение социальной зрелости. Российский философ и психолог А. С. Арсеньев считал именно второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых – основополагающим, более сложным и связанным с развитием у подростков критического рефлексирующего мышления. В статье «Подросток глазами философа» Арсеньев пишет: «Это и есть определяющее новообразование в его психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка» [6, С. 332].
М. К. Павлова выделяет три основные сферы психологического развития в подростковом возрасте:
- отношения с окружающими людьми: родителями, сверстниками, противоположным полом и широким социумом;
- познание: характеристики мышления и остальных познавательных процессов, уровень моральных суждений и социальное познание;
- самосознание: мотивация к самопознанию и самосовершенствованию, саморегуляция и самоопределение, представление о себе и самооценка, мировоззрение и система ценностей.
И отмечает их очевидную взаимосвязь: сфера самосознания включает в себя познавательный компонент; познавательные процессы невозможны без рефлексии, а отношения с другими людьми регулируются с помощью самооценки и навыков социального познания [21, С. 47].
В отрочестве подросток начинает переосмысливать свои отношения с семьей. На первый план выходит стремление к независимости, возникающее под влиянием чувства взрослости, что проявляется в некой отчужденности от близких людей, выражающейся чаще всего в негативизме – в стремлении противостоять всем и всему.
В. С. Мухина так характеризует отношения подростка с семьей: «Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники» [20, С. 346].
Центральное место в системе отношений с окружающим миром для подростка начинают занимать отношения со сверстниками. Как точно отмечает В. С. Мухина, общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Это колоссальный опыт социальных отношений, благодаря которому подростки учатся рефлексии на себя и сверстника [20, С. 346].
Именно в подростковых объединениях начинают формироваться нормы и правила поведения, социальные ориентации в общении, чаще всего заимствованные из мира взрослых, но отстаиваемые в жестких формах [20, С. 346]. Если подросток подвел, кинул, предал, то его могут либо избить, либо оставить в одиночестве, тем самым объявляя бойкот.
Особую ценность в отрочестве приобретает дружба, через которую подросток усваивает нравственные понятия: взаимопомощь, взаимовыручка, бескорыстие, доверие и т. п., и в то же время постигает первые разочарования и боль от предательства, измены, выражающейся в разглашении сокровенной тайны, ссор и грубых выяснений отношений.
Дружба в отрочестве из-за стремления подростков к взаимной идентификации усиливает конформность во взаимоотношениях. Если подростки в семье негативисты, то в среде сверстников они чаще всего конформисты. Зависят от всех, стремятся к сверстникам и готовы выполнять любые поручение, которые диктует им группа. Группа дает чувство уверенности, силы, сопричастности, поддерживающее подростка и укрепляющее его внутренние позиции. Зачастую для усиления своей автономности, избранности подростки в неформальных группах прибегают к сленгу – словам или выражениям, употребляемым определенными возрастными группами, социальными слоями, начинают носить одежду определенного стиля и вида, чтобы показать свою причастность друг к другу [20, С. 347].
Бурное телесное развитие, чувство взрослости в значительной мере влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками в подростковом возрасте: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим прежде всего связывается собственная внешность и личная привлекательность. Привязанность к сверстнику другого пола может быть усиленной, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности может стать причиной сильных негативных эмоций [20, С. 372].
Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взаимные взгляды, улыбки, прикосновения обретают особое значение. Именно в эту пору многие подростки пробуют писать стихи, вести дневник. Романтическое отношение к предмету своей влюбленности побуждает к мечте и фантазиям, в которых даже самые невероятные замыслы становятся вполне осуществимыми и сбываются самые смелые надежды. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия по – настоящему, переживая их в реальных ситуациях.
Увлечения сверстниками противоположного пола дают подростку ценный опыт в оценке переживаний и поступков другого, ведут к развитию рефлексии и способности к идентификации. Увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, а также их оценивание повышают возможность оценить самого себя [20, С. 374].
Для подросткового возраста становится характерным развитие теоретического мышления [23, С. 26]. Возрастает способность понимать, мыслить и воспринимать, а также применять знания при решении практических задач повседневной жизни.
По этому поводу В. С. Мухина писала, что «подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство меняет мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения» [20, С. 389].
В этом возрасте у детей развивается способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях, благодаря чему подростки начинают проявлять интерес к разнообразным абстрактно-философским проблемам, в том числе к религиозным, экономическим, политическим, этическим. Они рассуждают об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Таким образом, происходит становление мировоззрения юной личности, и этот процесс непосредственно связан с интеллектуальным развитием [23, С. 27].
Интересны наблюдения американских ученых Ф. Райс и К. Долджин, изучавших влияние мышления подростков на личность и поведение: «Обратившись к миру взрослых, подростки оценивают его, пользуясь способностью к рефлексивному мышлению. Они становятся намного более восприимчивыми к моральным рассуждениям. Они нетерпимы с теми, кто не согласен с ними и кто, возможно, спокоен перед лицом несправедливости. Более того, способность отличить возможное от реального позволяет им не только понять, что такое мир взрослых, но и представить, каким он мог бы быть, особенно в идеальных условиях. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и становятся критичными наблюдателями фактического положения вещей, а также весьма критично относятся к взрослым» [24, С. 248].
Отрочество – период острой потребности познать себя, найти свое собственное «Я». Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении. Теперь он оценивает себя как будущего юношу или девушку, определяет для себя свое прошлое, значение настоящего, заглядывает в свое будущее и определяется в окружающем социальном пространстве, осмысляя свои права и обязанности. С точки зрения В. С. Мухиной «развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения» [20, С. 406].
Нередко процесс формирования своей идентичности у подростков сопровождается глубоким психологическим кризисом. Отсюда и противоречивые состояния, ценностные ориентации и поступки (от альтруизма к жестокости, от страха смерти к суицидуальным попыткам), являющиеся в сознании подростка и как необходимые условия реализации его притязаний на признание [20, С. 410].
Большое значение в этом возрасте приобретает самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков [23, С. 111].
Имея представление о себе, подростки должны считаться с самооценкой, которую они себе дают. Изучая этот аспект самосознания, Ф. Райс и К. Долджин отмечают в своих наблюдениях, что «с наступлением пубертатного периода (полового созревания) большинство молодых людей начинают строго себя оценивать, сравнивая не только части своего тела, но также и свои двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные навыки с такими же навыками своих сверстников, своих идеалов либо героев. Такая критическая самооценка сопровождается стеснительным поведением, которая может поставить подростков в неудобное положение. Она может меняться под воздействием воображаемой аудитории. Как следствие, подростки заняты тем, что пытаются подчинить свое Я, как они его воспринимают, своему идеальному Я. К позднему подростковому периоду большинство подростков уже разобрались с собой, определили, кем они могут быть в самом идеальном варианте, и объединили свои стремления в свои идеальные Я» [24, С. 316].
Таким образом, у подростка постепенно формируется своя Я-концепция, имеющая кардинальное значение для дальнейшего развития и становления личности молодого человека.
1.3 Основные причины и особенности проявления Интернет-зависимости в подростковом возрасте
Период подросткового возраста – один из важнейших этапов становления и развития личности. В этот период молодой человек ищет ответы на жизненно важные вопросы: кто он, какие возможности есть у него, чтобы реализовать себя, найти место в окружающем его мире и т.д. Ответы на эти вопросы обеспечивают личностное и профессиональное самоопределение подростка, его социализацию [3, С. 315]. Таким образом, какова будет личностная и социальная ориентация молодого человека в этот период, в таком направлении он будет развиваться всю свою дальнейшую сознательную жизнь. Какие черты и установки сформируются у подростка к окончанию подросткового периода онтогенеза, такая основа и будет в процессе дальнейшей его личностной самореализации.
Закрепленные в подростковом возрасте черты характера и привычки влияют на образ жизни и взаимодействие с окружающей социальной действительностью индивида уже в более зрелые годы.
Как уже отмечалось, подростковый возраст – очень противоречивый и сложный период жизни молодого человека. Именно в этот период из-за эмоциональной нестабильности, смены приоритетов в плане значимых людей, реакция эмансипации провоцирует подростка к конфликтам с окружающими, особенно взрослыми (чаще всего это родители и учителя), поиску способов удовлетворения своих потребностей.
Малый социальный опыт, неустойчивость самооценки, невысокий уровень коммуникативной компетентности являются причинами конфликтов и со сверстниками. Все это приводит к тому, что ребенок, получив новые эмоции и информацию, при этом удовлетворив свои потребности в общении в относительно безопасных условиях сети Интернет, становится «завсегдатаем» глобальной сети, проводя в ней все свободное время и забывая об окружающем мире. Результатом данного процесса является быстрое формирование Интернет-зависимости, которая носит устойчивый характер [4, С. 503].
Интернет-зависимое поведение подростков приводит к возникновению и усугублению целого ряда проблем: конфликты с окружающими, депрессия, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, большие трудности в адаптации в окружающем социальном пространстве, неразвитость волевых качеств, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом, инфантильность, боязнь прямых контактов в общении и т.д [4, С. 510].
По мнению Н. Кузнецовой, подросток, используя Интернет, замещает стремление «думать» и «учить» стремлением «искать». Многие подростки признаются, что втайне от окружающих посещают запретные сайты. При этом у них формируется иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека, что в свою очередь может привести к девальвации нравственности подростка [10, С. 21].
С. А. Игумнов выделил основные причины становления подростков частыми пользователями Интернета и, в конечном итоге, Интернет-зависимыми:
- хакерство. Зачастую хакерством начинают заниматься именно подростки. Одной из первопричин является недостаточная развитость социальных навыков, личностной и морально-правовой сферы, на что указывает их запретные и криминальные действия;
- игровая деятельность. Повсеместно признается важность влияния игровой деятельности на развитие личности как индивида, так и общества в целом. Увлечение компьютерными играми зачастую негативно влияет на развитие личности подростка, т.к. выраженная игровая зависимость характеризуется уходом от реальности и решения проблем реального мира;
- коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [11, С. 265].
В Интернете существует эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. При этом нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, т.к. в любой момент можно найти нового.
С обретением доступа в Интернет расширяется возможность включения человека в различные виртуальные социальные сети с последующим получением социального статуса. Этот фактор имеет особое значение для тех, кто не достиг желаемого социального статуса в реальной жизни.
Не последнюю роль играет и неограниченный доступ к информации, т.к. в основном опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются единственным средством общения [13, С. 178].
Таким образом, социальные контакты в виртуальном сообществе имеют специфическую природу, сочетая такие качества как: избирательность, анонимность и доступность.
Интернет, как способ аддиктивной реализации, достаточно уникален, но лишь одно — это не может объяснить появление интернет-аддикции, должна присутствовать определенная личностная предрасположенность. «Комплекс недостаточности» (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), склонность к фантазиям, застенчивость, наличие социальной фобии, осознание недостатка социального статуса или внимания к своей персоне – вот черты личности, которые могут предрасполагать к возникновению интернет-зависимости [7, С. 166].
Формирование основной недостаточности приводит к аддиктивному развитию личности. Аддикция может стать временной точкой кристаллизации, вокруг которой человек пытается собрать себя, как бы консолидируя свое «Я». Это стремление приобретает экзистенциально-витальный характер. Выстроенная таким образом личность может быть названа аддиктивной. Восприятие и мироощущение аддиктивной личности включает себя, других, систему ценностей, предпочтений, принимаемые решения, мышление, эмоции, мечты. На фоне новой консолидации прежняя жизнь по контрасту кажется дефектной, серой, тусклой [16, С. 10].
Н. В. Дмитриева, изучая феномен Интернет-зависимости, выделяет пять причин ее возникновения у подростков:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его;
- отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- неумение подростка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Часто встречается, если подросток слишком застенчив и не может побороть свою застенчивость. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у подростка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность;
- общая неудачливость подростка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе неважно учится, и со сверстниками отношения складываются не так, как хотелось бы, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает подростка, то он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель и т.д. В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
- наличие тяжелой инвалидности, серьезного заболевания. Если подросток-инвалид учится на дому, если круг его общения очень ограничен, если он почти или вовсе не выходит из дома, если тяжелые увечья препятствуют установлению контактов с окружающими или отвращают окружающих от ребенка, то компьютер может стать единственным средством общения, получения информации, единственным развлечением и занятием. Под физическими недостатками, препятствующими общению, подразумевают отсутствие слуха, зрения, ДЦП, затрудненную речь, тяжелую форму эпилепсии, атрофию мышц и т.п. [17, С. 253].
О. Р. Маслов, ссылаясь на классификацию причин возникновения Интернет-зависимости Н. В. Дмитриевой, отмечает, что замкнутость, низкая самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, высокий уровень тревожности и агрессивности – подобные психологические особенности являются следствием проявления Интернет-зависимости в подростковом возрасте. Такие подростки чаще прибегают к физической силе, проявляют негативные чувства при малейшем возбуждении, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам и требовательны [19, С. 215].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что с помощью Интернета подростки удовлетворяют свои фундаментальные потребности, в первую очередь социальные, такие как потребность в любви, общении, признании, и потребности, связанные с развитием личности – познания, понимания, самореализации. Из всего разнообразия активности Интернет-пользователей можно выделить три ключевых вида осуществляемой ими деятельности – игровая, познавательная, коммуникативная.
У интернет-зависимых подростков наблюдаются неуступчивость и самоуверенность, конфликтность и своенравность, эгоцентричность и ревнивость, высокая тревожность, сензитивность, агрессивность; высокое самомнение проявляется нередко в виде грубости и агрессивной враждебности. Перечисленные характеристики представляют собой особенности проявления Интернет-зависимости в подростков возрасте.
Вышеперечисленные выводы нашли подтверждение в исследовательской работе.
2. Эмпирическое исследование особенностей Интернет-зависимости в подростковом возрасте.
1 Исследование особенностей проявления Интернет-зависимости у современных подростков
Для подтверждения гипотезы исследования, заключавшейся в том, что Интернет-зависимость проявляется у современных подростков в виде психологических особенностей: замкнутости, некоммуникабельности, заниженной самооценки, высокого уровня тревожности и агрессивности, был использован следующий диагностический инструментарий:
- анкета «Выявление уровня Интернет-зависимости» (анкета К. Янг);
- методика «Оценка уровня общительности» (тест В. Ф. Ряховского);
- методика «Выявление уровня самооценки» (тест С. В. Ковалева);
- методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ханты-Мансийска. В исследовании принимали участие 40 учащихся восьмых классов в возрасте 14 лет.
Анкета «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг (Приложение А) направлена на выявление уровня зависимости от сети Интернет и содержит в себе 20 вопросов, на которые предлагается ответить при помощи следующей шкалы: от «1» (никогда) до «5» (постоянно) [22, С. 132]. Например:
Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
1) никогда;
2) редко;
3) регулярно;
4) часто;
5) постоянно.
Методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского (Приложение Б) направлена на определение уровня коммуникабельности человека и содержит 16 вопросов, на которые следует отвечать, используя 3 варианта ответов – «да» (2 балла), «иногда» (1 балл) и «нет» (0 баллов) [25, С. 55]. Например:
Вам предстоит важная встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
А) да;
Б) иногда;
В) нет.
Методика «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева (Приложение В) позволяет определить уровень самооценки и удовлетворенности собой. Содержит 10 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый [15, С. 84]. Например:
Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
А) очень часто (1 балл);
Б) иногда (3 балла).
Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина (Приложение Г) позволяет определить уровень тревожности в данный момент. Содержит 40 высказываний, на которые предлагается ответить с помощью следующих вариантов ответов: «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно» [14, С. 33]. Например:
Я спокоен –
А) нет, это не так;
Б) пожалуй, так;
В) верно;
Г) совершенно верно.
Результаты по анкете «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг представлены на рис. 1.
Рисунок 1 – Результаты анкеты «Выявление уровня Интернет-зависимости», %
Из рисунка результатов анкеты (приложение Д) можно сделать вывод, что среди учащихся восьмых классов преобладает высокий (начальный) уровень Интернет-зависимости: 22 испытуемых (55%) набрали от 50 до 100 баллов. Согласно автору анкеты, это говорит о том, что, по всей видимости, подростки испытывают некоторое количество проблем из-за Интернета. Им стоит учитывать серьезное влияние сети на их жизнь и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной паутине».
Средний уровень характерен 12 испытуемым (30%), которые набрали от 20 до 49 баллов. Подростки изучают сеть временами чуть дольше нужного, но определенно владеют ситуацией.
Низкий уровень был выявлен у 6 испытуемых (15%), они набрали от 0 до 19 баллов. Испытуемые не пользуются Интернетом или проводят там минимальное количество времени. Интернет не вызывает никаких проблем в их жизни.
Далее мы поделили учащихся на две группы: в первую группу вошли испытуемые с высоким уровнем Интернет-зависимости (22 человека), а во вторую те, у кого были выявлены средний и низкий уровни (18 человек).
Результаты диагностики по методике «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского представлены на рис. 2.
Рисунок 2 – Результаты теста «Оценка уровня общительности», %
По результатам диагностики (приложение Е) низкий уровень коммуникабельности характерен 14 испытуемым из первой группы (63%) и 6 испытуемым из второй группы (33%). Они набрали от 19 до 31 баллов. Такие подростки испытывают сложность при общении с новыми людьми, они замкнуты и неразговорчивы.
Средний уровень свойственен 5 испытуемым из первой группы (23%) и 9 испытуемым из второй группы (50%).Они набрали от 14 до 18 баллов. Подростки обладают нормальной коммуникабельностью, общительны и не испытывают проблем при общении с новыми людьми.
Высокий уровень был выявлен у 3 испытуемых из первой группы (14%) и у 3 испытуемых из второй группы (17%). Они набрали 3-13 баллов. Испытуемые проявляют общительность, порой сверх меры, разговорчивость, стремление участвовать во всех коллективных делах.
Таким образом, в первой группе преобладает низкий уровень коммуникабельности (63%), а во второй – средний (50%).
Результаты диагностики по методике «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева представлены на рис. 3.
Рисунок 3 – Результаты теста «Выявление уровня самооценки», %
По результатам диагностики (приложение Ж) низкий уровень самооценки характерен 10 испытуемым из первой группы (45%) и 5 испытуемым из второй группы (28%). Они набрали от 10 до 23 баллов. Подростки недовольны собой, их мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом и т.д.
Средний уровень был выявлен у 10 испытуемых из первой группы (45%) и у 9 испытуемых из второй группы (50%). Они набрали от 24 до 37 баллов. Такие подростки живут в согласии с собой, знают себя и могут себе доверять. Они обладают ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с другими людьми.
Высокий уровень свойственен 2 испытуемым из первой группы (10%) и 4 испытуемым из второй группы (22%). Они набрали от 38 до 50 баллов. Испытуемые довольны собой и уверены в себе, любят подчеркивать свое «Я», выделять свое мнение. Им свойственна большая потребность в доминировании над людьми.
Таким образом, в первой группе преобладают низкий и средний уровни самооценки (45%), а во второй – средний (50%).
Результаты диагностики по методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина представлены на рис. 4.
Рисунок 4 – Результаты методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», %
По результатам диагностики (приложение З) низкий уровень тревожности характерен 3 испытуемым из первой группы (14%) и 6 испытуемым из второй группы (33%). Они набрал от 0 до 30 баллов. Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Средний уровень тревожности продемонстрировали 8 испытуемых из первой группы (36%) и 10 испытуемых из второй группы (56%). Они набрали от 31 до 45 баллов. Человек с адекватной самооценкой правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности. Поведение такого человека в основе своей неконфликтно.
Высокий уровень тревожности был выявлен у 11 испытуемых из первой группы (50%) и у 2 испытуемых из второй группы (11%). Они набрали от 46 и более баллов. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимости ситуации и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Следовательно, в первой группе преобладают высокий уровень тревожности (50%), а во второй – средний (56%).
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, подтверждающие гипотезу:
- у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкале коммуникабельности, самооценки и тревожности, чем у подростков с высоким (начальным) уровнем Интернет-зависимости;
- подростки с высоким (начальным) уровнем Интернет-зависимости более возбудимы, нетерпеливы и требовательны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях и самообвинение;
- подростки с высоким (начальным) уровнем Интернет-зависимости имеют более высокий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности.
2.2 Рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у современных подростков
Дети и подростки с признаками Интернет-зависимости существенно отличаются от сверстников без зависимости как по характеру, так и по способности к общению, самооценке.
Принимая во внимание особенности подростков с Интернет-аддикцией, психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил:
- отношения в семье следует строить на принципах честности и умении признавать ошибки;
- нельзя оскорблять ребенка и его круг общения;
- следует быть другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям;
- следует сделать так, чтобы ребенок мог довериться родителям всегда и при любых обстоятельствах;
- не стоит бояться показывать свои чувства ребенку, если родители расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в родителе не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе;
- если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне со стороны родителей о прекращении работы за компьютером, то не следует «торговаться» с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть» [18, С. 71].
Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие подростки уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие подростки постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить общение.
Следующие рекомендации помогут родителям предотвратить возникновение Интернет-зависимости:
- всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно соблюдать эти рамки. Количество времени следует выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка;
- нужно больше общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать с ним различные мероприятия;
- категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном;
- необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу;
- необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями;
- нужно показывать ребенку личный положительный пример [18, С. 75].
Наравне с родителями существенную роль в жизни подростков играют учителя. Поэтому для них также важно придерживаться некоторых правил в работе с подростками с Интернет-зависимостью. В этом отношении функция педагогов во многом будет являться просветительской.
Прежде всего, педагогам необходимо научить ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с помощью взрослых, внимательно относиться к «скачиванию» платной информации и получению платных услуг из сети Интернет [26, С. 113].
Важно сформировать список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми можно пользоваться; информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть, объяснить, что в сети, как и в жизни, встречаются и «хорошие», и «плохие» люди, поэтому при столкновении с негативом или насилием от другого пользователя нужно сообщить об этом близким людям.
Таким образом, родителям и педагогам важно своевременно распознать проблему и принять соответствующие меры для ее решения.
Заключение
При написании курсовой работы мною были изучены базовые положения психологической теории личности, исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте, исследования психологических особенностей девиантного поведения подростков и исследования психологических факторов риска Интернет-зависимости. Было раскрыто содержание основных понятий исследования: «Интернет-зависимость» и «психологическое развитие подростков».
Полученная информация в ходе исследовательской работы показывает, что подростки являются основной группой риска для развития рассматриваемой патологии. Прежде всего, это связано со спецификой данного возраста, так как психологически данный возраст сложен и имеет много противоречий. Подростковый возраст характеризуется как возрастной этап, связанный с наиболее глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере, когда особенно остро раскрывается стремление ребенка к оценке своих возможностей, самооценке себя в обществе.
По результатам эмпирического исследования подтвердилась гипотеза курсовой работы: Интернет-зависимость проявляется у современных подростков в виде психологических особенностей: замкнутости, некоммуникабельности, заниженной самооценки, высокого уровня тревожности и агрессивности.
У подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкале коммуникабельности, самооценки и тревожности, чем у подростков с высоким (начальным) уровнем Интернет-зависимости. Подростки с высоким (начальным) уровнем Интернет-зависимости более возбудимы, нетерпеливы и требовательны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях и самообвинение
Также на основе результатов исследования и анализа специальной литературы, были разработаны рекомендации по профилактике Интернет-зависимости у современных подростков.
Список литературы
Алферов, А. Д. Психология развития школьников: учеб. пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Психологическая газета. – Москва, 2000. – С. 11-39.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.
Вересаева, О. М. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. М. Вересаева // Психологическая газета. – 1996. – № 12. – С. 4-6.
Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 624 с.
Войскунский, А. Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 165-167.
Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 100-131.
Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20-27.
Егоров, А. Ю. Психология девиантного поведения / А. Ю. Егоров. – СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. – 282 с.
Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
Жичкина, А. Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская // Труды по социологии образования. – М.: ЦСО РАО, 2000. – Т. 5, № 7. – С. 431-460.
Карелин, А. М. Большая энциклопедия психологических тестов / А. М. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Ковалев, С. В. Психотерапия личной истории / С. В. Ковалев. – М.: Московский Психолого-социальный институт, 2001. – 160 с.
Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. – № 1. – С. 8-15.
Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2000. – 460 с.
Кучеренко, В. В. Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Госсохин // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 70 -78.
Маслов, О. Р. Психика и реальность: типология виртуальности / О. Р. Маслов, Е. Е. Пронина // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. – С. 211-225.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
Павлова, М. К. Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте / М. К. Павлова // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 46-54.
Посохова, С. Т. Настольная книга практического психолога / С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2008. – 671 с.
Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана. – СПб: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003. – 408 с. – (Мэтры психологии).
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – 12-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 816 с.: ил. – (Мастера психологии).
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
Чудова, И. В. Особенности образа «Жителя Интернета» / И. В. Чудова // Психологический журнал. – 2002. – Т. 22, № 1. – С.113-117.
Юсупов, P. M. Научно-методологические основы информатизации / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. – СПб.: Наука, 2000. – 455 с.
Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг // МирИнтернет. – 2000. – № 2. – С. 24-29.
Приложения
Приложение А
Анкета «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг
Перед вами 40 вопросов. Прочитайте их внимательно и выберите наиболее подходящий для вас ответ из шкалы, представленной ниже.
Шкала ответов:
1. никогда;
2. редко;
3. регулярно;
4. часто;
5. постоянно.
Перечень вопросов:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?
22. Требуется ли Вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день?
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием?
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»?
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щелканья кнопкой мыши?
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?
38. Случалось ли Вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно?
Приложение Б
Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского
Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
Перечень вопросов:
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Приложение В
Тест «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева
Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Выберите один вариант ответа.
Перечень вопросов:
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
А) очень часто;
Б) иногда.
2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
А) постараетесь победить его в остроумии;
Б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
А) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда;
Б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств;
В) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
А) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное;
Б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его;
В) обидитесь, но не подадите вида.
5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
А) духи, которые нравятся вам;
Б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся;
В) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
А) да;
Б) нет;
В) иногда.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
А) голубой;
Б) желтый;
В) красный.
Приложение Г
Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ | Суждение | Нет, | Пожалуй, | Верно | Совершенно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я не доволен собой | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение Д
Результаты анкеты «Выявление уровня Интернет-зависимости» К. Янг в баллах
Испытуемый | Группа | Балл |
1 | 1 | 54 |
2 | 1 | 61 |
3 | 1 | 75 |
4 | 1 | 58 |
5 | 1 | 77 |
6 | 1 | 79 |
7 | 1 | 75 |
8 | 1 | 57 |
9 | 1 | 63 |
10 | 1 | 52 |
11 | 1 | 74 |
12 | 1 | 79 |
13 | 1 | 53 |
14 | 1 | 77 |
15 | 1 | 55 |
16 | 1 | 75 |
17 | 1 | 56 |
18 | 1 | 51 |
19 | 1 | 68 |
20 | 1 | 64 |
21 | 1 | 67 |
22 | 1 | 73 |
23 | 2 | 15 |
24 | 2 | 22 |
25 | 2 | 28 |
26 | 2 | 41 |
27 | 2 | 13 |
28 | 2 | 38 |
29 | 2 | 24 |
30 | 2 | 18 |
31 | 2 | 18 |
32 | 2 | 47 |
33 | 2 | 36 |
34 | 2 | 14 |
35 | 2 | 42 |
36 | 2 | 5 |
37 | 2 | 31 |
38 | 2 | 25 |
39 | 2 | 44 |
40 | 2 | 28 |
Приложение Е
Результаты теста «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского в баллах
Испытуемый | Группа | Балл |
1 | 1 | 20 |
2 | 1 | 14 |
3 | 1 | 22 |
4 | 1 | 18 |
5 | 1 | 27 |
6 | 1 | 25 |
7 | 1 | 16 |
8 | 1 | 31 |
9 | 1 | 24 |
10 | 1 | 27 |
11 | 1 | 13 |
12 | 1 | 20 |
13 | 1 | 30 |
14 | 1 | 11 |
15 | 1 | 21 |
16 | 1 | 31 |
17 | 1 | 15 |
18 | 1 | 30 |
19 | 1 | 17 |
20 | 1 | 29 |
21 | 1 | 25 |
22 | 1 | 8 |
23 | 2 | 19 |
24 | 2 | 14 |
25 | 2 | 7 |
26 | 2 | 21 |
27 | 2 | 16 |
28 | 2 | 18 |
29 | 2 | 25 |
30 | 2 | 17 |
31 | 2 | 15 |
32 | 2 | 22 |
33 | 2 | 15 |
34 | 2 | 30 |
35 | 2 | 10 |
36 | 2 | 17 |
37 | 2 | 18 |
38 | 2 | 12 |
39 | 2 | 31 |
40 | 2 | 14 |
Приложение Ж
Результаты теста «Выявление уровня самооценки» С. В. Ковалева в баллах
Испытуемый | Группа | Балл |
1 | 1 | 10 |
2 | 1 | 42 |
3 | 1 | 12 |
4 | 1 | 35 |
5 | 1 | 46 |
6 | 1 | 13 |
7 | 1 | 30 |
8 | 1 | 25 |
9 | 1 | 15 |
10 | 1 | 24 |
11 | 1 | 17 |
12 | 1 | 19 |
13 | 1 | 37 |
14 | 1 | 35 |
15 | 1 | 20 |
16 | 1 | 31 |
17 | 1 | 13 |
18 | 1 | 27 |
19 | 1 | 23 |
20 | 1 | 26 |
21 | 1 | 11 |
22 | 1 | 24 |
23 | 2 | 15 |
24 | 2 | 24 |
25 | 2 | 50 |
26 | 2 | 16 |
27 | 2 | 26 |
28 | 2 | 48 |
29 | 2 | 18 |
30 | 2 | 28 |
31 | 2 | 25 |
32 | 2 | 20 |
33 | 2 | 30 |
34 | 2 | 32 |
35 | 2 | 23 |
36 | 2 | 46 |
37 | 2 | 33 |
38 | 2 | 42 |
39 | 2 | 34 |
40 | 2 | 37 |
Приложение З
Результаты методики «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина в баллах
Испытуемый | Группа | Балл |
1 | 1 | 15 |
2 | 1 | 46 |
3 | 1 | 43 |
4 | 1 | 48 |
5 | 1 | 50 |
6 | 1 | 24 |
7 | 1 | 45 |
8 | 1 | 52 |
9 | 1 | 41 |
10 | 1 | 54 |
11 | 1 | 30 |
12 | 1 | 50 |
13 | 1 | 48 |
14 | 1 | 31 |
15 | 1 | 59 |
16 | 1 | 33 |
17 | 1 | 60 |
18 | 1 | 36 |
19 | 1 | 56 |
20 | 1 | 38 |
21 | 1 | 49 |
22 | 1 | 40 |
23 | 2 | 11 |
24 | 2 | 31 |
25 | 2 | 15 |
26 | 2 | 44 |
27 | 2 | 18 |
28 | 2 | 33 |
29 | 2 | 52 |
30 | 2 | 22 |
31 | 2 | 35 |
32 | 2 | 25 |
33 | 2 | 38 |
34 | 2 | 45 |
35 | 2 | 30 |
36 | 2 | 37 |
37 | 2 | 40 |
38 | 2 | 33 |
39 | 2 | 57 |
40 | 2 | 42 |
Селиванова Галина Геннадьевна