12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Даютова Ирина Геннадьевна1074
Образование высшее (педагог-психолог), стаж -почти 34 года. В настоящее время работаю учителем ОБЖ и физической культуры в МБОУ Садковской ООШ.
Россия, Ростовская обл., п. Садковский
Материал размещён в группе «Учителя ОБЖ»
5

Исследовательский проект по основам безопасности жизнедеятельности «Типы костров»


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САДКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Исследовательский проект по основам безопасности жизнедеятельности

«ТИПЫ КОСТРОВ»

Авторы работы: учащиеся 6 класса

Швек Алексей,

Кудрявцева Софья,

Ибрагимов Бориш,

Хомякова Виктория,

Солохин Максим

Руководитель: учитель ОБЖ Даютова Ирина Геннадьевна,


 


 


 


 

П. Садковский

2018 г.


 

Содержание


 

Введение………………………………………………………. ……..3 стр                                  

  1. Паспорт проекта……………………………………………………5

    Предназначения костров ……………………………………6

    Типы костров…………………………………………………………7

    Способы разведения костра…………………………………8

    Приспособления для добычи огня………………………12

    Заключение…………………………………………………………..14

    Литература…………………………………………………………...15

    Приложения………………………………………………………….16

    Рецензия ……………………………………………………………...30

 

 

Введение.

Может случиться так, что человек неожиданно, помимо своей воли. В силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия человека в природной среде. Наши предки с удивлением смотрели на людей, не умеющих выживать в лесу - месте, которое испокон веков кормило людей. Но сегодня подавляющее большинство людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способно умереть от голода и холода. Знание основ выживания для каждого человека обязательно. Под выживанием следует понимать целесообразные активные действия, которые направлены на сохранение здоровья, жизни и работоспособности при условиях автономной жизнедеятельности. Большой опыт свидетельствует о том, что люди способны перенести самые тяжкие условия природной среды в течение довольно длительного времени. Но человек, к этим условиям не привыкший, в них впервые попавший, оказывается не приспособленным к этой жизни. Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание - это основа его успеха в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья. В первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.

При автономном существовании человека в природных условиях умение добыть огонь и развести костёр увеличивает шансы человека на выживание. Костёр нужен для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, отпугивания диких животных, подачи сигналов бедствия.

В связи с этим целью данной работы является формирование умений и навыков, необходимых для разведения костра в походных условиях и в экстремальной ситуации вынужденной автономии.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с различными типами костров.

2. Способствовать формированию навыков выбора вида костра в зависимости от поставленной задачи и погодных условий.

3. Способствовать развитию навыков коллективной работы и совместного поиска решений.

4. Способствовать расширению кругозора обучающихся.

Методы исследовательской работы: работа с литературными источниками и Интернет-ресурсами; применение полученных знаний на практике-изготовление макета и приспособления.

Гипотеза: мы предполагаем, что если будешь знать правила «Как разжечь костёр в лесу», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях в ситуации вынужденной автономии.

Объект исследования: костры, их типы, предназначение.

Предмет исследования: лесные деревья как источник тепла и света.

Методы исследования: сбор информации, анализ информации, синтез информации (обобщение собранных и проанализированных сведений).

Практическая значимость: результаты нашего исследования можно использовать на уроках ОБЖ, в походах, в экстремальной ситуации вынужденной автономии.

Направление проекта, тип, вид: практико-ориентированный, продукционный,

Продукт проекта: макет «Типы костров», приспособление для разведения костра «Огненный лук».

Структура: работа включает в себя введение, четыре главы, раскрывающие основное содержание, и заключения.

Выводы по теме сделаны в заключении. К работе прилагается список литературы и приложения.

Период выполнения проекта: 2017-2018 учебный год.

1. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Типы костров»

Основание для разработки

Положение об итоговом индивидуальном проекте

Руководитель проекта

Даютова И.Г.

Участники проекта

Учащиеся 6 класса

Авторы проекта

Швек Алексей, Кудрявцева Софья, Ибрагимов Бориш,

Хомякова Виктория, Солохин Максим

Тип проекта

Практический, краткосрочный

Цель проекта

Получение и применение необходимых знаний и навыков по основам безопасности жизнедеятельности в экстремальной ситуации вынужденной автономии.

Задачи проекта

1.Рассмотреть проблемный вопрос: способы разведения костров и выбор типа костра в зависимости от их предназначения.

2.Поделиться знаниями с одноклассниками о том, что прежде чем отправиться в лес необходимо узнать, как себя обезопасить и обеспечить теплом и светом (в соответствующих ситуациях).

На основе полученной информации и результатах исследования можно рассказать ребятам о типах костров, способах разведения костров и приспособлениях.

Распространить полученный материал среди учащихся 4-9 классов МБОУ «Садковской ООШ»

Представить проект на школьной научно-практической конференции.

Этапы работы

Подготовительный (определение объекта и предмета изучения, сбор информации, определение методов решения проблемы).

Практический – изготовление макета «Типы костров» и «Приспособление для разведения костра»

Заключительный (распространение полученных материалов среди учащихся 4-9 и представление проекта на школьной научно-практической конференции.

Ожидаемые результаты

Проект поможет узнать типы костров и правила их разведения для обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях автономного выживания.

2. Мероприятия и сроки их реализации

Этапы

Мероприятие

Сроки

Подготовительный

Определение объекта и предмета изучения, сбор информации, определение методов решения проблемы

Сентябрь-декабрь

2017года

Практический

Создание презентации «Типы костров» Изготовление макета «Типы костров» и приспособления для разведения костра «Огненный лук»

Январь-апрель 2018 года

Заключительный

распространение полученных материалов среди учащихся 4-9 и представление проекта на школьной научно-практической конференции

май

2018 года

 

Предназначения костров.

Костры в зависимости от предназначения могут быть следующих типов:

пламенные– для варки пищи, освещения лагеря.

жаркие– для длительного горения, для варки большого количества пищи, просушки вещей, согревания людей, если они ночуют около костров.

простейшие очаги– для варки с минимальным количеством дров.

В справочниках и руководствах принято делить костры на дымовые, жаровые и пламенные. Дымовые костры используются для сигнализации и для отпугивания комаров, слепней, гнуса; жаровые — для приготовления пищи, просушки вещей, для согревания людей, если они ночуют без палатки у костра; пламенные — для освещения бивака и приготовления пищи.


 

 

Типы костров.

“Колодец” – самый распространённый вид костра. Складывается из сравнительно одинаковых по длине и толщине поленьев. После того, как растопка разгорелась, на огонь кладут два поленья параллельно, на некотором расстоянии друг от друга, поперёк них – ещё два и т. д. Такая кладка обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно горят по всей длине. Такой костёр даёт много пламени и углей.

“Пушка” – предназначен для обогрева. Он напоминает «пушку» в городках: к сидящим у огня обращены горящие торцы из трех бревен костра, уложенные на лежащее поперек толстое бревно. По мере того как бревна сгорают, их передвигают в сторону сидящих.

“Нодья” – складывается из 2-3 брёвен. Прежде чем развести костёр в типе “Нодья”, нужно прожечь большой, жаркий костёр, и оставшиеся угли рассыпать по длине брёвен. Один из вариантов укладки “Нодьи”- это расположить два толстых бревна, а посередине положить третье. Костры типа “Нодья” располагают вдоль ветра, чтобы его не задуло ветром. Костер можно расположить недалеко от убежища. Самый удобный тип костра для такого расположения – это “Нодья”.

“Шалаш”- для него годятся любые бросовые дрова. Поленья укладываются к центру, при этом они должны частично опираться друг на друга, обеспечивая доступ воздуха. При такой конструкции костра, дрова выгорают частично, в основном в верхней своей части, но зато благодаря близкому соседству их горящих частей пламя получается ярким, высоким и жарким с ограниченной полосой нагрева. Требует постоянного подкладывания дров.

“Звездный”- Поленья укладываются на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре и. По мере сгорания дров, их продвигают ближе к центру.

Есть и другие виды костров, но они более сложны в сооружении и подходят больше для профессионалов-туристов или охотников («Полинезийский», «Камин», «Таежный», «Траншея», «Рефлектор». «Решетка» и др.).

Способы разведения костра.

Значение костра в условиях автономного существования трудно переоценить. Разжигание костра в любую погоду – это искусство. Существует несколько типов костров различного назначения. Костер может спасти жизнь. Но если ты не правильно обращаешься с ним, он может превратиться в пожар и принести беду. Разжигая костер, соблюдайте правила пожарной безопасности!

Разжигание костра начинается с заготовки растопки, которую делают из мелких еловых веточек, бересты, сухого мха, лишайника, стружек, лучин. В сырую погоду растопку добывают из щепы расколотого топором сухостоя, из сухого хвойного опада, укрытого от дождя кронами деревьев.

Место для костра.

Выбирается сухая, открытая, но, по мере возможности, защищённая от дождя и неподалеку от воды, площадка. От ветра могут защищать валуны, выступ, сложенные камни или брёвна. Место под костёр следует очистить, утоптать, освободить от больших камней, в том числе и мелких. Если этого не сделать, то камни потом при сильном жаре углей, могут взорваться и повредить вас. Над кострищем не должно висеть веток, которые при ветре могут не столько потушить костёр, а сколько повредить вас. Если вы разводите костёр в травянистой местности, то траву нужно выщипать вокруг кострища. Не только для того, чтобы она не загорелась, но и для того, чтобы вы при работе с костром не споткнулись о траву.

Растопка для костра.

Растопкой для костра могут служить сухие тонкие ветки деревьев, трут или гриб, который растёт на деревьях. Трут должен быть сухим и тогда он будет хорошо разгораться. Так же можно использовать тонкие сухие веточки деревьев. Лучше всего ломать их с деревьев, поднятые с земли зачастую сырые, даже если они до этого были сухими. Проверить сухость веточек, можно надломав, или не сильно, но достаточно, для того чтобы сухой веточке сломаться, нагнуть её, если она не ломается, значит, она живая, и пусть живёт дальше.

 

Для разведения костра нужно собрать несколько пучков разжиги, положить на место рядом с костром и на само костровище. Когда пойдет пламя, не будет времени собирать еще и разжигу. Еще лучше, для экономии спичек, собрать сразу и дров чуть побольше. Потом нужно мелкие веточки собрать в кучку и закрывая от тяги ветра телом разжигу, нужно поджечь её. Спичку лучше сжигать как можно больше, чтобы разжига смогла вобрать в себя как можно больше жара. Потом, когда пучок задымился и внутри появился небольшой огонёк, нужно пучок положить на землю, и маленькими порциями но, не закладывая до основания, постоянно подкладывать веточки “шалашом”.

  По мере разгорания и набирания костром жара нужно подкладывать веточки всё толще и толще. Когда костер наберет нужное количество хороших красных углей, следует разворошить костер и на него сложить нужный вам тип костра. Разведение костра – это полбеды, а вот как же его сохранить, например, на ночь, или на ваш длительный уход. Если погода довольно ветреная или еще хуже дождливая, то конечно лучше законсервировать костер для его дальнейшего использования. Один из способов – это найти в лесу гнилой ствол упавшего дерева, притащить и уложить его прямо на костер. Для ночного сохранения костра можно использовать такой способ. Перед сохранением нужно прожечь жаркий, огненный костер. Потом на оставшиеся угли засыпать сухую золу, которую преждевременно выгребли из костровища. Потом на эту золу засыпать еще немного сухой земли. Этот способ сохранения углей сохраняет их до 10-12 часов и более.

Конечно, при наличии спичек вы можете разводить огонь в любых условиях и в любую погоду. Но что делать, когда спичек с собой не оказалось? Главное, не отчаиваться, есть способы разжечь костер и без спичек, хотя это и нелегко.

Существует несколько способов с помощью подручных средств. Но перед тем, как ими воспользоваться, следует приготовить сухой трут, то есть то, что может быстро воспламениться даже от небольшой искорки. В качестве трута используют мелко измельченную кору дерева, марлю, вату, пух, сухой мох, части одежды.

Одним из способов добывания огня, часто описываемым авторами приключенческих романов, является использование увеличительного стекла, которое можно изготовить из двух часовых стекол, соединенных между собой при помощи глины или лейкопластыря, с налитой внутрь водой. Но этот способ годится только при наличии минимум двух часов, точнее, двух целых стекол и при условии солнечной погоды.

В туристской и другой популярной литературе о путешествиях и приключениях часто описывается способ получения огня трением.
Действительно, получить огонь таким способом можно, но для этого необходимо приложить очень много усилий, сноровки и очень трудно выполнить саму конструкцию, состоящую из лука, сверла и опоры.

Лук изготавливается из ствола молодой березки или орешника длиной в 1 метр, толщиной 2-3 см. и куска веревки в качестве тетивы. Сверлом может служить 25-30 сантиметровая сосновая полочка толщиной с карандаш, заостренная с одного конца. Опору делают из сухого палена дерева твердой породы (сосна, дуб). Его очищают от коры и высверливают в нем ножом лунку глубиной 1- 1,5 см, которую обкладывают легко воспламеняющимся материалом. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют одним кольцом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук взад и вперед перпендикулярно сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить растопку, заготовленную заранее.

Существует еще много способов добывания огня без спичек, и один из них- при помощи двух камней твердой породы ( огнива, кресала). Огонь высекают скользящими ударами одного камня о другой, держа их как можно ближе к труту.

Трут – это сухой материал, который воспламеняется от искры. Трут должен быть абсолютно сухим, чтобы искры воспламенили его, Если у вас есть устройство, производящие искры, обугленная ткань будет необходима. Она держит искру достаточно долго, что бы переместить трут в более теплую область и получить небольшой огонек. Вы можете получить ее нагревая хлопковую ткань до тех пор, пока она не почернеет, но не доводя до возгорания. Как только ткань почернеет, вы должны поместить ее в герметичный контейнер, что бы сохранить сухой. Подготовить эту ткань неплохо перед любой кризисной ситуацией. Добавьте ее к вашему индивидуальному набору для выживания.

Растопка – это легко воспламеняющийся материал, который должен вспыхнуть с помощью горящего трута. Опять же, растопка должна быть совершенно сухой, что бы обеспечить хорошее горение. Растопка увеличит температуру пламени, для возгорания менее легковоспламеняющегося материала. 
Топливо — это менее легковоспламеняющийся материал, который горит медленно и равномерно.

Применение лука для добывания огня, наверное, самый эффективный из методов трения, потому что с его помощью легче поддерживать высокое давление и скорость вращения стержня. Возникает сильное трение, необходимое для добывания огня. Помимо стержня и дощечки для этого способа понадобится утяжелитель, чтобы придерживать стержень, и лук. Сделай девайс для утяжеления. Он используется, чтобы надавливать на тот конец стержня, который окажется сверху: стержень приводится в движение при помощи лука и из-за этого становится неустойчивым. Чтобы придерживать стержень, можно использовать камень или кусок дерева. Если ты используешь кусок дерева, он должен быть тверже, чем стержень. Очень хорошо использовать в качестве смазки воду или масло, чтобы дело продвигалось лучше. Сделай лук. Он должен быть такой же длины, как твоя рука. Используй гибкую, немного искривленную деревянную лозу. Тетива лука может быть изготовлена из чего угодно, например, из шнурка, веревки или полоски сыромятной кожи грубой выделки. Одно условие: это должен быть прочный материал, который не порвется. Натяни тетиву — и ты готов приступить к добыванию огня. Подготовь дощечку для огня. Вырежь v-образное отверстие, под отверстие помести трут. Оберни стержень тетивой. Помести стержень в петлю из тетивы лука. Один конец стержня должен находиться в отверстии, которое ты проделал в дощечке, а на другой его конец нужно давить при помощи камня или куска дерева. Начни двигать лук. Двигай лук вперед-назад в горизонтальной плоскости, прямо как когда что-то пилишь. Собственно говоря, сейчас ты собрал элементарную механическую систему. Стержень должен вращаться быстро. Продолжай двигать лук, пока не получишь угли. Заставь огонь разгореться. Брось тлеющие угли в трут и легко подуй на них. Готово! Теперь ты развел огонь.

Приспособления для добычи огня.

Лучше всего разводить костер на голой земле, поэтому вам может потребоваться предварительно расчистить место под очаг. Освободите от сухой травы, опавших листьев и растительности участок земли диаметром примерно 2,5-3 м. Затем выкопайте в земле небольшое углубление, которое и послужит очагом.

Держите снятый слой почвы неподалеку от костра. Впоследствии вы сможете воспользоваться им для тушения огня, если он выйдет из-под контроля.

Выкопанную землю можно расположить насыпным кольцом вокруг очага, чтобы обеспечить дополнительную защиту от случайного пожара. Также очаг можно обложить камнями, которые будут сдерживать пламя в пределах очага.

В наше время разделяют способы добывания огня на две группы: современные и примитивные.

К современным способам относят, где используются современные приспособления или устройства:

СПИЧКИ – должны быть водостойкими, либо упакованные в целлофановый пакет, либо вместо спичек - зажигалка.

ЛИНЗА (ЛУПА) – данный способ для разжигания костра можно использовать, только в солнечную погоду (Рисунок 1). Выпуклую линзу можно вынимать из фотоаппарата, бинокля, либо использовать лупу. Линзу (лупу) необходимо сфокусировать так, чтобы солнечные лучи направить на труте, и держать до тех, пор пока не начнет тлеть. Трут - это сухие, волокнистые, легковоспламеняющиеся от искры материалы. Например, ворсинки с одежды, оперение птиц, тонкие деревянные стружки, сухой мох, измельчённые волокна сухих растений, внутренний слой кедровых пород. Следует подуть на трут, чтобы он разгорелся, следовательно, после добавить растопку.

Линзу также, можно соорудить из дна двух стеклянных бутылок. Аккуратно «бьем» бутылки, сохранением дна. Соединяем два стекла, и получаем лупу.

К примитивным способам растопки костра относят, те которые пользовались наши предки, эти способы требуют больших усилий и большой практики. Рассмотрим один из этих способов-

Самый эффектный способ добычи огня, основан на трении – это использование лука и бурава. Лук изготавливается, натянув, а палку веревку, ремень, или шнурок. Далее взять сухое, твердое дерево и сделать в нем небольшое отверстие. После следует быстро и долго крутить при помощи лука сухое мягкое дерево в этом отверстии. В результате получится черный порошок, где зародится искра, и ее надо перенести на заготовленные заранее легковоспламеняющиеся материалы (трут).

 

Заключение

Исследовав объект (костры, их типы, предназначение) и предмет исследования: лесные деревья как источник тепла и света. Мы пришли к выводу, что при автономном существовании человека в природных условиях умение добыть огонь и развести костёр увеличивает шансы человека на выживание.

Мы добились своей цели: сформировали умения и навыки, необходимые для разведения костра в походных условиях и в экстремальной ситуации вынужденной автономии.

В процессе проектной деятельности мы решили поставленные задачи:

познакомили обучающихся с различными типами костров, сформировали навыки выбора вида костра в зависимости от поставленной задачи и погодных условий, приобрели навыки коллективной работы и совместного поиска решений, расширили свой кругозор и обучающихся.

Мы применили на практике методы исследовательской работы: работали с литературными источниками и Интернет-ресурсами; научились применять полученные знания на практике - изготовили макет «Типы костров» и приспособление для добычи огня «Огненный лук».

В своём групповом проекте мы доказали гипотезу: если будешь знать правила «Как разжечь костёр в лесу», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях в ситуации вынужденной автономии.

Наш проект имеет практическую значимость: результаты нашего исследования можно использовать на уроках ОБЖ, в походах, в экстремальной ситуации вынужденной автономии.

Список литературы

1. Чрезвычайные ситуации и защита от них. / сост. А.Бондаренко. Москва,

1998 г.

2. Способы автономного выживания человека в природе, Михайлов Л.А., 2008.

3. Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс, Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., 2008

4. Источник интернет.

Список источников для учащихся и педагогов:

1. Бардин К.В., Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками/ 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. http://tyr-zo.narod.ru/met/bardin.html2

2. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста/ 2-е изд., с изм. и доп.—М.: Профиздат, 1982. http://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/index.html


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


 

Приложение 1. «Типы костров»


 

«Шалаш» «Колодец» «Таёжный» «Звёздочка»


 

«Нодья» «Пирамида»


 


 


 


 

«Шалаш» «Звёздочка» «Колодец»


 

«Нодья» «Таёжный» «Полинезийский»

 

Виды костров

«Колодец» «Нодья» «Пушка» «Шалаш»


 


 

«Полинезийский» «Решетка» «Рефлектор»

«Траншея» «Камин»


 


 


 

Приложение 2. Примеры растопки


 

Береста 2. Мох 3. Сухие шишки сосны обыкновенной

Сухая трава 5.Порох - сухие веточки


 

 

Приложение 3. Стихи, загадки, поговорки о костре

Стихотворения о костре

*2*

Вот и снова закат догорает,
Мы сидим у большого костра,
Сердце тоже ведь ласки желает,
Сердцу тоже ведь нужно тепла.

Эй, приятель подкинь-ка дровишек,
Чтоб горел наш костёр всегда,
Чтоб прохожий почувствовал радость,
Как тепло у большого костра.

И горит наш костёр не сгорает,
Вскинув листики пламени вверх,
Он не просто с собою играет,
Он ласкает сердца для всех.


 

 

*1*

Как приятно сидеть у палатки
И смотреть на вечерний костер.
Муравьи наползли в шоколадки,
И фонарик уже кто-то спер.
Ну да это для нас не потери,
Никакой нас не сломит удар.
Лишь бы были костер и палатка,
И любимый наш бардовский жанр.

Мы закат у костра провожаем,
А в палатке встречаем рассвет.
Мы палатку с костром обожаем,
И другой для нас радости нет.

У костра мы поем про палатку,
А в палатке поем про костер.
И тепло на душе нам, и сладко,
Потому что мотив нехитер.
И зачем нам чего-то пытаться
Извлекать из обычных гитар...
Есть же тема - костер и палатка,
И любимый наш бардовский жанр.

Фадеев Алексей


 


 


 


 


 


 

*3*

*4*

Я зажег свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягченной груди
Отгоняя печаль.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.

И я весело так
На костер свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел.

Я опять подо мглой.
Мой костер догорел,
В нем лишь пепел с золой
От углей уцелел.

Снова грусть и тоска
Мою грудь облегли,
И печалью слегка
Веет вновь издали.

Чую - будет гроза,
Грудь заныла сильней,
И скатилась слеза
На остаток углей.

Сергей Есенин


 

 

Просто так посиди у костра
И подумай немного о вечном.
Удивительна жизнь и проста:
За разлукою следует встреча,
За низиною будет гора,
За потерею будет удача.
Просто так посиди у костра
И не думай, что будет иначе.

Просто так посиди у ручья.
Он течет никогда не кончаясь,
Он как жизнь – и твоя, и ничья –
Важен тем, что с другими сливаясь
Порождает движение рек
И с него начинается море.
Посиди у ручья, человек,
Помечтай – и все сбудется вскоре.

Просто так у друзей посиди
И о жизни подумай немного.
Видишь – столько путей впереди,
Среди них и твоя есть дорога.
Это значит не кончился век
И, чтоб жизнь в нем была интересней,
Посиди у костра, человек,
Напиши свою новую песню.

Дмитровец


 

Пословицы и поговорки про огонь

Огонь под полой недалеко унесешь.

Огонь без дыму не живет.

От огня и вода ключом бьет.

У работящего в руках дело огнем горит.

Все прошло, как огнем прижгло.

Не шути огнем, обожжешься.

Любви, огня да кашля от людей не спрячешь.

Из огня да в полымя.

С правдой шутить – что с огнем.

Что к огню ближе, то жарче; что к сердцу ближе, то больнее.

Загадки про огонь

Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай. (Огонь)

Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)

Отец не родился, а сын уж в лес ходит. (Огонь и дым)

Жевать - не жую, а всё поедаю. (Огонь)

Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват. (Печь, огонь, дым, кочерга)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Огонь

Красная корова всю солому поела.

ответ огонь

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

Огонь

Летала мошка - сосновая ножка,

На стог села - всё сено съела.

Спичка

В маленьком амбаре

Лежит пожар на пожаре.

Спичечный коробок

Ещё коня не запрягли,

А он уж хвост поднял.

Огонь и дым

Из темницы сто сестер

Выпускают на простор.

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнут ловко раз и два -

Загорится голова.

Спички

Красненький кочеток

По жердочке бежит.

Огонь

Отец горяч и красен,

Бывает он опасен.

А сын взовьется птицей,

К отцу не возвратится.

Огонь и дым

Он красив и ярко-красен

Но он жгуч, горяч, опасен!

Огонь

Красный кот дерево грызет,

Дерево грызет, весело живет.

А воды попьет - зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь —

Этот красный кот - ...

Огонь

Стоит столбом,

Горит огнем,

Ни жару, ни пару,

Ни угольев.

Свеча

Я могу защитить.

Я могу осветить.

Я могу накормить.

И согреть я могу.

Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,

Но не злите меня понапрасну.

Ведь тогда превращаюсь я в злого врага

С беспощадною силой ужасной.

Огонь

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова?

Огонь

Красный бык стоит, дрожит,

Чёрный на небо бежит.

Огонь и дым

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать!

Пожарные

Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,

Лишь вечер настает - концерт в печи дает.

Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.

Оранжевые пряди так хочется погладить...

Проказника не тронь - зовется он …

Огонь

Я сам по себе,

А сильнее всего и страшнее всего.

Все любят меня и все губят меня.

Огонь

Мать толста,

Дочь красна,

Сын - бес,

Долетел до небес.

Печь, огонь, дым

Это темный - темный дом,

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Коробок спичек

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу.

Свеча

Спят смирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.

Спички

Серое сукно

Тянется в окно,

Вьется, взвивается,

В небо устремляется.

Дым

Без рук, без ног,

А на гору быстро ползет.

Огонь

Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет.

Пожар

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.

Дым

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром, пароходом.

Не бываю без огня.

Дым

Маленькая, удаленькая,

А большую беду приносит.

Искра

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.

Спички

Стихи про огонь

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек,

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь.

Огонь, Огонь свечи, огонь костра,

Огонь могучего пожара.

Огни – они все мастера

Ниспосланного людям дара.

Двух мастеров прислал Господь,

И Мир наш стал таким уютным.

А третий – явно чёрта плоть,

Беду лишь мастер нёс беспутный.

Свеча дарила людям свет,

Костёр стал очагом в их доме.

И Ада страшного ответ –

Пожар рычал, как зверь в загоне.

Кто скажет: что же есть огонь?

Он наказание иль благо?

Что означали дым и вонь

В пылу горящего Рейхстага?

И все же людям без огня

Жить стало бы на редкость трудно...

Не стоит нам, огонь виня,

Жизнь делать тёмной беспробудно.

Шампанское и свет свечи,

Свет маяка, что нужен в море,

Дрова, горящие в печи –

Всё это счастьеОгонь и пламя – суть живой души!

Сгорая, мы теплом ласкаем время.

Огнём духовным беды сокрушив

И каждодневных дел по жизни бремя.

Не зря же говорят: "Он весь сгорел!"

(В трудах, науке, спорте иль в искусстве...)

Он просто сделал то, что смог, успел,

Отдавшись воле Божьей в светлом чувстве...

Горит лишь тот, кого легко зажечь,

Кто жизнь свою не мыслит без исканий.

Дрова сырые не нагреют печь,

Открытий не найти без света знаний.

Горит душа, как яркая звезда,

Которая не может знать покоя...

Она сгорит, исчезнет навсегда,

Но яркий след оставит за собою.

Мы, люди, от рождения горим,

Теплом своим лаская наших милых.

Мы делом и словами говорим

Всё то, что даст им радости и силы.

На поле брани в пламени, огне,

Сгорая, мы собою гасим пламя...

И Бог за это платит нам вдвойне,

Оставив в памяти потомкам нас, как знамя.

Горите, люди, но сгорайте не зазря!

Не обжигайте болью сожаленья.

Для близких свет ваш будет, как заря,

С которой вы не канете в забвенье!

Я - огонь! Я – друг ребят.

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом!

Пока огонь во мне горит,

Огонь пленительного счастья,

Звезда со мною говорит,

Приняв в судьбе моей участье.

Пока слова текут рекой,

Страницы текстом заполняя,

Я не ищу в тиши покой,

И жизнь моя прекрасней рая.

Я вечно в поисках идей,

Ищу мучительно сюжеты.

Люблю я внуков и детей.

Друзьям я шлю свои приветы.

Как я люблю рождение огня,

Моих костров скитальческий исток,

Когда дрожит в ладонях у меня

Нетерпеливый жаркий лепесток.

Я не знаю, что живо, что нет,

Я не ведаю грани ни в чем...

Жив играющий молнией гром —

Живы гроздья планет...

И красивую яркость огня

Я скорее живой назову,

Чем седую, больную траву,

Чем тебя и меня...

Он всегда устремляется ввысь,

Обращается в радостный дым,

И столетья над ним пронеслись,

Золотым и всегда молодым...

Огневые лобзают уста...

Хоть он жжет, но он всеми любим,

Он лучистый венок для Христа,

И не может он быть не живым...

Он таким бывает разным –

Голубым и рыже-красным,

Ярко-жёлтым и, ещё же,

Олимпийским быть он может.

Тот огонь, что с нами дружен,

Очень всем, конечно, нужен,

Но опасен, если бродит

Сам собою на свободе!

Очень скоро подрастёте

И в огромный мир войдёте.

Кто-то станет сталеваром,

Кто-то станет кашеваром,

И в пожарные – на смену

Вы придёте непременно!..

И ещё профессий море,

Где, с огнём дружа и споря,

Вам придётся жить, друзья,

Ведь без этого нельзя!

А сейчас, шаля, от скуки,

Не берите спички в руки,

Зажигалки, свечи тоже,

Ведь беда случиться может!

Скажи, на что похож огонь?

Играет он, куда-то рвётся

И в руки людям не даётся.

Огонь — как непослушный конь.

Скажи, на что похож огонь?

Огонь порой похож на птицу.

Взлетает вверх, в полёт стремится -

Но пёрышки его не тронь.

А с чем еще сравнить огонь?

Как крылья бабочки трепещет

И яркой красотою блещет -

Но не лови его в ладонь!

Скажи, на что похож огонь?

Огонь порой похож на монстра.

Остановить его непросто.

Все съесть готов и рвется в бой.

Огонь порою как змея -

Ползет, и вьется, и лукавит,

И только пальцем тронь — ужалит:

"Не знал ты, что кусаюсь я?"

Огонь порою как кинжал -

Прорежет дырку в чем угодно.

Чем жарче он — тем жжет свободней:

Дырявит даже и металл.

А с чем еще сравнить огонь?

Он как осенний лист у клёна,

Который был вчера зеленым,

А нынче — красно-золотой.

Огонь — хозяюшка порой

И жаром хлеб в печи румянит.

В костре картошка вкусной станет,

Хотя была совсем сырой.

Огонь порою как дитя -

В заботливых руках пылает,

А без заботы угасает:

Без топлива ему нельзя.

Огонь — надежда в холода.

Как верный друг спешит на помощь:

Костёр зажжешь иль печь затопишь -

И не замерзнешь никогда.

Огонь поможет нам в ночи.

Вот факел — с ним светло и ночью.

Огня боятся стаи волчьи.

Наш друг ночной — огонь свечи.


 


 


 


 

Рецензия.

Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза, разработан план действий по доказательству гипотезы.

Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы, тема имеет актуальность и значимость не только для самих учеников, но и для их родителей.

Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность авторов, предпринята попытка представить коллективный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества.

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан.

Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

Тема проекта раскрыта, авторы продемонстрировали знания, выходящие за рамки школьной программы

Продукт соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации. Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и структуру.

Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте .

Ребята проявили способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников.

Участники проекта работали в группе сверстников, оказывали взаимопомощь, выстраивали продуктивное взаимодействие друг с другом и взрослыми.

Главным инициатором работы в группе был Швек Алексей. Лёша брал инициативу на себя, выдвигал идеи и способы их реализации, умело распределил ответственных за каждый этап реализации проекта.

Авторы материала: А. Швек (6 класс), В. Хомякова (6 класс), Б. Ибрагимов (6 класс), С. Кудрявцева (6 класс), М. Солохин (6 класс)
Опубликовано в группе «Учителя ОБЖ»


Комментарии (1)

Бойко Светлана Владимировна, 18.11.18 в 21:33 0Ответить Пожаловаться
Замечательный проект. Очень интересно!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.