«Историческое расследование: расстрел красных партизан в деревне Баит Ужурского района в годы Гражданской войны»
Автор публикации: Д. Вунгалов, ученик 11А класса
«Историческое расследование: расстрел красных партизан в деревне Баит Ужурского района в годы Гражданской войны»
Исследовательская работа
Направление «История»
2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Расстрел красных партизан в годы Гражданской войны в деревне Баит Ужурского района.
Расхождение в датировке события в названии памятника и в архивных источниках.
1921 год как достоверная дата событий в деревне Баит.
Причины ошибочной датировки трагических событий на памятнике в деревне Баит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность: Прошло уже 100 лет с момента окончания Гражданской войны в России. Несмотря на вековую давность, интерес к людям, участникам тех трагических событий, а также памятникам, посвященным им, возведенным как во время войны, так и после, не исчезает. Во время войны на территории района происходили боевые действия. На территории деревни Баит имеется братская могила трем ее жителям и обелиск, установленный еще в Гражданскую войну. Очевидцев событий уже не осталось, а жители деревни уже плохо помнят – что, а главное, когда именно произошло в Баите.
Степень изученности темы: Отдельных работ, посвященных конкретно событиям в деревне Баит, нет. Хотя в монографиях и исторических исследованиях, посвященных Гражданской войне на территории нашего края, можно найти информацию о том, что происходило в 1919-1921 гг. в Ачинском и Минусинском уездах (тогда еще Енисейской губернии).
В красноярских исторических книгах описывается обстановка в Красноярском крае, в частности, в Канском, Ачинском, Минусинском уездах в 1920 – 1921 гг. В этих работах раскрываются причины массовых вооруженных крестьянских восстаний в этот период, когда на значительной территории Сибири было прервано социалистическое строительство. Рассматривается вопрос, почему значительная
часть крестьянства и инородцев (например, хакасов), первоначально поддержавшая советскую власть, пошла в банды. 1
В работах В.И. Шишкина делается акцент на том, что именно красный террор и методы коммунистов в конце Гражданской войны привели к появлению повстанческого движения против Советской власти. 2
Такой же точки зрения придерживается Александр Шекшеев, который в своих статьях рассматривает политику «военного коммунизма» и действия партийно – советского руководства в провинции как главные причины сопротивления крестьянства, казачества, хакасов3.
О расстреле двух партизан и комсомольца в деревне Баит бандой Ивана Соловьева, а также об этапах строительства памятника рассказывается в книгеГ.Ф. Быкони»памятники истори и культуры Красноярского края» 4
В статьях современных исследователей даются совершенно противоположные оценки событиям и участникам Гражданской войны, принадлежащим к враждебным лагерям. Так, Евгений Трифонов в своей статье «Иван Соловьев – русский герой хакасского народа» подчеркивает уважительное отношение соловьевцев к коренным народам Сибири, с которыми удалось установить родственные и дружеские связи, из – за чего в отрядах Ивана Соловьева было много инородцев.5 В статьях В.И. Шауба действия отряда Ивана Соловьёва и других вожаков повстанчества трактуются исключительно как выступления недобитых колчаковцев, кулаков и антисоветских элементов6. А в статье Сергея Павленко краевед Валентин Овчаров называет Ивана Соловьева обычным бандитом7. И также по – разному у разных исследователей оцениваются красные партизаны – от героев Гражданской до красных бандитов.
Объект исследования: объектом моего исследования является хронология событий Гражданской войны, произошедших в деревне Баит Ужурского района в годы Гражданской войны в период с 1919 по 1921 гг.
Предмет моего исследования: датирование расправы над партизанами, имеющейся на памятнике в деревне Баит.
Гипотеза моего исследования: расправа над партизанами в деревне Баит «соловьевцами» произошла не в июне 1919 года, а в июне 1921 года.
Цель исследования: установление датировки расправы над красными партизанами, произошедшей в деревне Баит Ужурского района.
Задачи исследования:
Описать трагическое событие в деревне Баит Ужурского района в годы Гражданской войны – расстрел красных партизан А.Ф. Почекутова, Титова Т.С. и комсомольца П.С. Удина.
На основе архивных источников провести анализ расстрела партизан и датировки, указанной на памятнике в деревне Баит.
Обосновать датировку расправы над партизанами в д. Баит Ужурского района 1921 годом;
Обосновать возможные причины допущенной хронологической ошибки в датировке события на памятнике в д. Баит Ужурского района.
Источниковая база (источники, материалы экспедиций):
Источниковой базой работы служат как опубликованные, так и неопубликованные источники. Неопубликованные источники:
Рассказ Каргаполова Романа Агапоновича, 1873 г.р., о моменте расправы банды Соловьева над партизанами и комсомольцем в деревне Баит (хранится в Отделе по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края)
Рассказ Кожуховского Аверьяна Афанасьевича, 1880 г.р., о биографии Соловьева и его местонахождении с 1919-1921 гг. (хранится в Отделе по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края)
Интервью с Главой Локшинского сельского совета Васютиной Татьяной Александровной и жителями деревни Баит об истории создании памятника
Учетные карточки и паспорта памятника, предоставленные «Центром по сохранению культурного наследия Красноярского края» и «Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края»;
Фотоматериалы по истории памятника (хранятся в отделе культуры Ужурского района)
Рукописная работа В.И. Шауба «Страницы из истории Ужура и района» о событиях Гражданской войны на территории Ужурского района (хранится в Отделе по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края)
Опубликованные источники:
«Мемуары» Фомичева Адама Петровича о событиях на территории Енисейской губернии в Гражданскую войну (размещены в свободном доступе в интернете https://proza.ru/)
Новизна подхода: На основе архивных документов я доказал историческую ошибку, допущенную в надписи на памятнике в деревне Баит, и тем самым установил новую датировку расправы над красными партизанами, произошедшей в деревне Баит Ужурского района Красноярского края.
Практическая значимость: Благодаря этому исследованию я обосновал исторический факт и установил верную дату произошедших событий, которым посвящен обелиск в Баите, и, естественно, буду добиваться исправление его неверно указанной датировки.
Расстрел красных партизан в годы Гражданской войны в деревне Баит Ужурского района.
В годы Гражданской войны на территории г. Ужура и Ужурского района шла ожесточенная борьба между сторонниками и противниками Советской власти. С ней связано немало трагических событий, произошедших в эти годы на Ужурской земле. Сначала красные партизаны боролись с колчаковцами за установление Советской власти, а позже, после её установления – с бандами Соловьева, Олиферова, Родионова за то, чтобы её сохранить.
На окраине маленькой деревни Баит Ужурского района, у перекрестка дорог находится братская могила трех жителей, убитых белобандитами. На стеле высотой 5.7 метра - барельефное изображение профилей трех молодых мужчин, обрамленное лавровым венком.
Фото Вунгалова Даниила, д. Баит, июнь 1921 года.
Выше располагается изображение штыка и знамени. А на вершине памятника – красная каменная буденовка.
С юго – западной стороны стелы перечислены имена погибших: Почекутов Андриан Федосеевич, Титов Терентий Яковлевич, Удин Парфентий Семенович. С северо – западной стороны, в обрамлении лаврового венка – барельефное изображение скрещенных винтовки, сабли и пулеметной ленты.
В материалах Центра по сохранению культурного наследия Красноярского края, предоставленных мне по запросу, содержались воспоминания очевидцев событий Каргаполова Романа Агапоновича 1873 г.р. и Кожуховского Аверьяна Афанасьевича 1880 г.р. Они были записаны в марте 1958 года заведующим Ужурским отделением культуры А. Мацигиным8.
В документах рассказывается, что Почекутов Андрей Феодосеевич и Титов Терентий Яковлевич входили в партизанский отряд под руководством Михаила Перевалова. Отряд боролся с белогвардейскими бандами, которые зверски расправлялись с жителями, особенно с семьями партизан. Так, банда Соловьева жестоко расправилась с братом Кожуховского, его отцом и сестрой, они их били шомполами, в квартирах били стекла, забирали скот, даже поджигали дома 9
Каргаполов Роман Агапонович вспоминал: «В июле месяце 1921 года банда Соловьева, зайдя в д. Баит, поймала партизан Почекутова Андрея и Титова Терентия и зверски их замучила, выпытывая, где партизаны. Почекутову и Титову отрезали уши, нос, выдергивали волосы из головы, затем расстреляли». Жестокость расправы над партизанами потрясает, но казни сопровождались еще и грабежом, и насилием над мирными жителями деревни. Вот что пишет об этом В.И. Шауб в своей рукописи: «В июле 1921 года банда Соловьева напала на деревню Баит. У крестьян забирали хлеб, скот и одежду, а затем жестоко расправились с семьями партизан. Поймав 22 – летнего партизана Андрея Почекутова и 28 - летнего Терентия Титова бандиты их зверски пытали, требуя выдачи партизан, а затем расстреляли. После ухода банды жители деревни Баит похоронили партизан в центре деревни в братской могиле». 10
Будучи очевидцами событий, ни Каргаполов, ни Кожуховский ничего не говорят о Парфентии Удине, который также похоронен в братской могиле. Информацию о нем я нашел в рукописи В.И. Шауба: «В том же году комсомолец Парфентий Удин был пойман недалеко от деревни Баит бандой Соловьева и расстрелян. Похоронили его в братской могиле Баита». Можно предположить, что комсомолец погиб не в один день с двумя партизанами, а несколько позже.
Во время поездки в Баит я встретился с Главой Локшинского сельского совета Васютиной Татьяной Александровной и беседовал с жителями деревни. Сведения, которые мне сообщили о Парфентии Удине, весьма отрывочны, но кое – что мне все – таки удалось узнать. Комсомолец погиб во время одного из очередных набегов соловьевцев (видимо, в то время это случалось часто). Он пытался скрыться от бандитов, но деревня расположена между пологими холмами, на которых практически нет деревьев. Местность настолько хорошо просматривается, что уйти незаметно невозможно. Шансов спастись у парня не было. Он был застрелен бандитами недалеко от Баита.
Адама Петровича Фомичев, который весной 1920 года стал одним из пяти первых комсомольцев Ужура, писал о Парфентии Удине: «Вскоре комсомольская ячейка была создана и в селе Локшино. Первыми вступили в комсомол Тихон Боталов, Иван Чемляков, Федор Чемляков и Парфентий Удин. В 1921 году Парфентий Удин был пойман под деревней Баит бандой Соловьева и расстрелян. Похоронили его в братской могиле д. Баит». 11
Таким образом, по воспоминаниям очевидцев, расправа над партизанами Почекутовым Андрианом Федосеевичем и Титовым Терентием Яковлевичем произошла в деревне Баит летом 1921 года. Парфентий Удин погиб позже, чем его товарищи, во время очередного карательного набега соловьевцев на Баит.
2. Расхождение в датировке события в названии памятника и в архивных источниках.
На самом обелиске в деревне Баит не указывается точная дата расстрела партизан, но в Учетной карте объекта культурного наследия наименование объекта звучит как «Братская могила 3 жителей, убитых белобандитами в июне 1919 года» 12
Но воспоминания очевидцев событий, а также рукопись В.И. Шауба (которую он составлял по рассказам старожилов) называют дату расстрела - июнь 1921 года.
Кроме того, в Паспорте и Учетной карточке памятника в деревне Баит Министерства культуры СССР от 13 октября 1921 года события, которым посвящен памятник, датируются 1921 годом 13
Еще один факт: в Учетной карте «Братской могилы 3 – х жителей, убитых белобандитами в июне 1919 года» в разделе VI «Исторические сведения» содержится следующая информация: «Объект принят на государственную охрану… как памятник истории «Братская могила 3 – х жителей, убитых белобандитами в июне 1919 года», однако вся имеющаяся информация о данном объекте свидетельствует о том, что события происходили в 1921 году».
Я предполагаю, что расхождение в датировке события произошло между 1985 и 1986 годом. В Паспорте Министерства культуры СССР в октябре 1985 года расстрел партизан в древне Баит описывается 1921 годом, а в декабре 1986 года памятник принимается на государственную охрану как братская могила 1919 года.
3. 1921 год как достоверная дата событий в деревне Баит.
В ходе своего исследования я пришел к выводу, что наиболее вероятной датой расстрела партизан в деревне Баит является июнь 1921 года.
Самым сильным аргументом в пользу этой даты является то, что архивные источники, в первую очередь, воспоминания очевидцев – Каргаполова и Кожуховского, датируют расстрел партизан бандой Соловьева июнем 1921 года.
А что, если бы воспоминания очевидцев не сохранились? Существуют другие, «косвенные» факты, подтверждающие, что событие могло произойти только в 1921 году, но никак не в 1919. Я попробую их привести.
Среди захороненных в деревне Баит был комсомолец Парфентий Удин. Этот факт говорит о том, что трагическое событие не могло произойти в 1919 году, так как в это время году комсомольцев на территории Ужурского района и даже Красноярского края не было. Первая ячейка Российского Коммунистического Союза Молодежи в Красноярске появилась только в январе 1920 года, куда записались 40 молодых рабочих и работниц железнодорожных мастерских 14
В Ужуре первая комсомольская ячейка появилась весной 1920 года. Об этом рассказывает в своих «Мемуарах» Адам Петрович Фомичев, который стал её первым секретарем. В рукописи В.И. Шауба Порфирий Удин назван в числе первых комсомольцев Локшино и Баита. Стать им он мог не ранее весны 1920 года: ячейки в Локшино и Баите возникли позже, чем в Ужуре
По воспоминаниям Кожуховского и Каргаполова, расправу в Баите устроила банда Ивана Соловьева. Но в 1919 году Иван Соловьев принимал участие в боевых действиях против енисейских и степнобаджейских партизан, так как в это время служил старшим урядником в 1 – м Енисейском казачьем полку. 15 Ту же информацию я получил в беседе со смотрителем Дома – музея Казачьей славы в Соленоозерном Кожуховским Алексеем Георгиевичем: весной и в начале лета 1919 года Соловьев сражался на реке Мане (сегодняшний Манский район. Расстояние от Манского района до Ужура - 250 километров, от Партизанского - 450 километров. Он не мог в одно и то же время находиться в разных местах. Свидетельство о ранении Соловьева в июне 1919 и пребывании в Красноярском госпитале также исключает то, что он мог участвовать в событиях в Баите в 1919 году.
До 1921 года у Соловьева не было. После возвращения в Соленоозерное в марте 1920 он был арестован и приговорен к одному году лишения свободы. Оправлен в 1-й Концентрационный лагерь в Ачинске16. Только летом 2020 года Соловьев бежит из концентрационного лагеря, «банду» он начнет формировать позже.17 Если, как утверждают свидетели расправу над партизанами устроили именно «соловьевцы», то произойти это в 1919 году не могло.
В ходе исследования я пстоянно задавался вопросом почему двое партизан из отряда Перевалова оказались одни в Баите? Без отряд Перевалова в котором состояли? А затем вспомнил, что в феврале 1920 года в г. Шарыпово (всего 7 км. От Баита) произошло страшное, так называемое «шарыповское дело». В 1921 году крестьяне оказывали активное и упорное сопротивление проводимой политике «военного коммунизма». В ответ большевики стали принимать жесткие меры по отношению к местному населению, не желающему сдавать продразверстку.
В июне 1921 года в приемную СНК на имя В.И. Ленина поступило заявление начальника милиции 8 – го района Ачинского уезда М.Д. Петренко. В заявлении рассказывалось об арестах нескольких тысяч человек и казнях 40 человек жителей Шарыпово бойцами отряда особого назначения под руководством Михаила Перевалова. Причем первоначально население убеждали, что все арестованные были либо отправлены в тюрьму, либо сбежали. Петренко подробно сообщил о влиянии шарыповского самосуда на настроение и поведение окрестного населения. Он писал: «Некоторые крестьяне из боязни, потому что не гарантированы от арестов на почве каких – либо счетов, бросили свое хозяйство и убежали: некоторые в центр гор. Ачинск, а некоторые ушли в тайгу в банду…».18
«Шарыповское дело» произошло в феврале 1920 года. Расследование по факту совершенных преступлений началось в июне 1921 года. В июне или июле 1921 года Почекутов и Титов оказываются в деревне Баит без отряда и попадают в руки к «соловьевцам». 19 Может быть, они также покинули отряд Перевалова и оказались совершенно беззащитными перед ненавистью к «красным» среди местного населения и «соловьевцами»?
Подводя итог вышеперечисленному, хочу отметить, что даже при отсутствии прямых показаний свидетелей – очевидцев событий в Баите, можно прийти к выводу, что расстрел 3 – х жителей деревни Баит соловьевцами произошел в 1921 году. В 1919 году он состояться не мог по причинам, которые я перечислил выше.
4. Причины ошибочной датировки трагических событий на памятнике в деревне Баит.
Из материалов, предоставленных Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и Центром по сохранению культурного наследия Красноярского края я узнал, что обелиск реконструировался 3 раза. Сохранились фотографии, которые показывают «эволюцию» памятника.
В 1920 годы жители деревни Баит установили деревянный обелиск. Вот такие фотографии я получил из архивов Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.
Фото из архива Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
В 1960 годы он был заменен на новый, выполненный из сварного железа пирамидальный обелиск, завершенный объемной красной металлической звездой. Высота памятника была 1,8 м, вместе с постаментом – 2,7. Памятник был окрашен серебряной краской, на лицевой стороне обелиска черной краской выделена мемориальная доска с текстом: «Здесь покоится прах Титова Терентия, Почекутова Андриана, Удина Парфентия. Зверски замучены белогвардейской бандой в 1921 году».
Фото из архива Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
После 1985 года металлический обелиск был заменен на современный памятник. Именно 3 перестройка памятника и породила ошибку в датировке событий в д. Баит в годы гражданской войны.
В Управлении культуры Ужурского района нам предоставили интересную справку «Памятник – стела «Воинам землякам, погибшим в годы Гражданской войны», составитель Кожуховская Н.Г., в которой описывается факт переустановки памятника: «Со временем памятник разрушился и директор совхоза «Ленинский путь» Котельников В.Д. с правлением совхоза приняли решение установить новый памятник героям. Эскиз и строительные работы по изготовлению памятника были проведены архитектором литовцем (фамилия не известна), а финансовые затраты были полностью проведены за счет совхоза «Ленинский путь».
Во время беседы с главой Локшинского сельского совета Васютиной Татьяной Александровной мне удалось выяснить некоторые подробности постройки памятника. О них Татьяне Александровне рассказывал Котельников Виктор Денисович – директор совхоза «Ленинский путь» в 80 – е годы. В 1986 году в Баите работала бригада строителей, которые строили дома и хозяйственные здания. Среди них были каменщики – литовцы, которые и предложили директору совхоза перестроить обветшавший памятник. По словам Васютиной Татьяны Александровны, они сами разработали проект и осуществляли стройку, а Котельников В.Д. рассказал им о событиях Гражданкой войны.
Мне очень хотелось разыскать авторов памятника. К сожалению, их фамилии никто не помнил. Тогда я обратился в Отдел по делам архивов администрации Ужурского района, чтобы отыскать какие – то сведения о строителях. Вместе с начальником отдела Казанцевой Татьяной Васильевной мы попытались отыскать договора на строительные работы или зарплатные ведомости, по которым смогли бы выяснить фамилии. Договоры 1985 – 1986 года не сохранились, а в зарплатных ведомостях нам все – таки удалось обнаружить две литовские фамилии: Степулявичус Иозос Юрге, 1928 г.р., разнорабочий пилорамщик и Шупялис Борис Владимирович, 1933 г.р., чабан. Дальнейшие поиски привели меня к выводу, что это – не те люди, которых я разыскивал. Эти фамилии упоминаются в зарплатных ведомостях 1976 года, а памятник был возведен в 1986. Чтобы разработать и выполнить такой сложный проект, необходима была соответствующая профессиональная подготовка и мастерство. А профессии рабочих, найденных мной, были далеки от архитектуры и скульптуры.
Я могу предположить, что к 1986 году события времен Гражданской войны несколько стерлись из памяти жителей Баита. Новый памятник возводился без участия людей, которые хорошо знали исторические события, произошедшие в д. Баит. С этого момента и пошла ошибка в наименовании памятника.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я попытался описать трагическое событие, которое произошло в годы Гражданской войны в деревне Баит Ужурского района в годы Гражданской войны – расстрел красных партизан Почекутова Андриана Ивановича и Титова Терентия Яковлевича, а также комсомольца Удина Парфентия Семеновича. Мне удалось выяснить, что их гибель произошла не в одно и то же время. Парфентий Удин погиб позже – в 1921 или даже в 1922 году (точная дата неизвестна), а затем был захоронен в братской могиле в деревне Баит.
Проведя сравнительный анализ архивных источников я пришел к выводу, что в современном названии памятника, под которым он занесен в реестр объектов культурного наследия Красноярского края, допущена хронологическая ошибка. Расправа над жителями деревни Баит произошла не в 1919, а в 1921 году.
В своей работе я привожу факты, доказывающие, что расстрел партизан отрядом Ивана Соловьева не мог произойти в июне 1919 года и что самой вероятной датой является июнь 1921 года.
Я предположил, что возможной причиной допущенной хронологической ошибки в датировке события стала реконструкция памятника в 1986 году, которая проводилась в совхозе «Ленинский путь» непрофессиональными скульпторами. Строителями нового памятника стали каменщики - литовцы из бригады строителей, работавшей в деревне Баите, которые мало знали об исторических событиях времен Гражданской войны, происходившие в Ужурском районе.
Сегодня братская могила в деревне Баит отнесена к объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Искажение исторической информации на памятнике истории регионального значения, пусть и непреднамеренное, может повлечь за собой и другие ошибки. Например, о причинах событий, или о том, кто в них участвовал. Памятники культурного наследия – это передача информации следующим поколениям. Поэтому важно, чтобы эта информация была как можно более правдивой. Английский просветитель Джон Локк как – то сказал: «Память – это медная доска, покрытая буквами, которое время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом». Я думаю, что пришло время, чтобы на памятнике в деревне Баит Ужурского района «резцом» была восстановлена историческая правда.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Литература:
«История Красноярского края» (Красноярск, 1967 г., с. 171 – 173);
«Очерки истории красноярской краевой организации КПСС 1895 - 1980 гг.» (Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1982 г. – с. 220 – 224);
«Славное сорокалетие. Из истории Красноярской партийной организации (1917 – 1957 гг.). (Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1957 г. с. 284 – 292 гг.;
В.И. Шишкин «Военная деятельность Сибревкома в период политики «военного коммунизма» (май 1920 – март 1921 гг.) Партийные организации Сибири и Дальнего Востока в период Октябрьской революции и гражданской войны (1917 – 1922 гг.) (Сборник научных трудов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1978 г. - с. 121 – 128);
В.И. Шишкин «Красный бандитизм в Советской Сибири» // Советская история: проблемы и уроки / Отв. ред. В. И. Шишкин. Новосибирск: Издательство «Наука», Сибирское отделение, 1992. С. 3–79;
А.П. Шекшеев, который в статье «Мы в родной тайге, Соловьев, с тобой...» // Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. (М. «Посев стр. 256 – 263);
А.П. Шекшеев «Борьба за власть между коммунистами и централизация партийно – советского руководства на юге Енисейской губернии в начале 20 - х гг.» Известия Лаборатории древних технологий №3(12)2014 г., с. 69 – 92;
А.П. Шекшеев «Вожаки крестьянского повстанчества на Енисее в начале 1920 – х гг.» Известия, лаборатория древних технологий, 2017, т.3, №1, с.118 – 131; [9] «Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 3. Составитель Г.Ф. Быконя. Красноярск: Красноярское книжное издательство», 1995 г. (с. 354-355);
Е. Трифонов «Иван Соловьев – русский герой хакасского народа» https://zen.yandex.ru/media/id;
В.И. Шауб «Страницы истории», «Сибирский хлебороб» от 04.02.1978 г. (из дела №10) Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края;
В.И. Шауб «Боевыми дорогами А.П. Гайдара». Газета «Красноярский железнодорожник» от 10.08.1982 г. (из дела №24/ Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края;
С. Павленко «Иван Соловьев был обычным бандитом». Интервью с краеведом Валентином Овчаровым в Красноярском рабочем, 1 декабря 2019 г./ https://krasrab.ru/news/intervyu/6291.
Источники:
Рассказ Каргаполова Романа Агапоновича, 1873 г.р./Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края, копия заверена А. Мацигиным – заведующим Ужурским отделом культуры 05.03.1958 года.
Рассказ Кожуховского Аверьяна Афанасьевича, 1880 г.р./ Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края, копия заверена А. Мацигиным – заведующим Ужурским отделом культуры 05.03.1958 года.
Рукописная работа В.И. Шауба «Страницы из истории Ужура и района» (из дела №2) Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края;
«Мемуары» Фомичева Адама Петровича/размещены в свободном доступе в интернете https://proza.ru/;
Интервью с Главой Локшинского сельского совета Васютиной Татьяной Александровной и жителями деревни Баит во время поездки к памятнику;
Встреча и беседа со смотрителем Дома – музея казачьей славы в селе Соленооозерном Кожуховским Алексеем Георгиевичем, который поделился воспоминаниями своих родственников Кожуховской Аграфены Александровны и Кожуховского Ивана Алексеевича – современников и односельчан Ивана Соловьева;
Учетные карточки и паспорта памятника, предоставленные «Центром по сохранению культурного наследия Красноярского края» и «Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края»;
Фотоматериалы, хранящиеся в отделе культуры Ужурского района по истории памятника.
1 «История Красноярского края» (Красноярск, 1967 г., с. 171 – 173); «Очерки истории красноярской краевой организации КПСС 1895 - 1980 гг.»; «Славное сорокалетие. Из истории Красноярской партийной организации (1917 – 1957 гг.). (Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1957 г. с. 284 – 292 гг.
2 В.И. Шишкина «Военная деятельность Сибревкома в период политики «военного коммунизма» (май 1920 – март 1921 гг.) Партийные организации Сибири и Дальнего Востока в период Октябрьской революции и гражданской войны (1917 – 1922 гг.) (Сборник научных трудов. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1978 г. - с. 121 – 128); В.И. Шишкин «Красный бандитизм в Советской Сибири» // Советская история: проблемы и уроки / Отв. ред. В. И. Шишкин. Новосибирск: Издательство «Наука», Сибирское отделение, 1992. С. 3–79
3 «Мы в родной тайге, Соловьев, с тобой...» // Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. (М. «Посев стр. 256 – 263); «Борьба за власть между коммунистами и централизация партийно – советского руководства на юге Енисейской губернии в начале 20 - х гг.» Известия Лаборатории древних технологий №3(12)2014 г., с. 69 – 92; «Вожаки крестьянского повстанчества на Енисее в начале 1920 – х гг. Известия, лаборатория древних технологий, 2017, т.3, №1, с.118 – 131
4 «Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 3. Составитель Г.Ф. Быконя. Красноярск: Красноярское книжное издательство», 1995 г. (с. 354-355)
5 «Иван Соловьев – русский герой хакасского народа» - https://zen.yandex.ru/media/id
6 «Страницы истории», «Сибирский хлебороб» от 04.02.1978 г. (из дела №10) Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края; «Боевыми дорогами А.П. Гайдара». Газета «Красноярский железнодорожник» от 10.08.1982 г. (из дела №24/ Отдел по делам архивов администрации Ужурского района Красноярского края
7 «Иван Соловьев был обычным бандитом». Интервью с краеведом Валентином Овчаровым 1 декабря 2019 г./ https://krasrab.ru/news/intervyu/6291.
8 Письмо КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» от 04.06.2021 г. №102/1-252.
9 Из рассказала Кожуховского Аверьяна Афанасьевича
10 «В.И. Шауб «Страницы из истории Ужура и Ужурского района» /Фонд Р-88, дело 2, л. 36
11 Фомичев А.П. «Мемуары», тетрадь 3/https://www.chitalnya.ru/work/2335589/
12 Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (письмо от 11.06.2021 г №102-2636 «Об объектах культурного наследия
13 Материалы КГКУ «ЦСКН КК» от 04.06.2021 г №102/1-252 «О направлении сведений об ОКН
14 «История Красноярского края, Красноярск, 1967 год
15 Альманах «Белая гвардия», №8, Казачество России в белом движении, м., «Посев», стр. 256 – 263, http://a-pesni.org/
16 А. Шекшеев «Мы в родной тайге, Соловьев, с тобой...» Альманах «Белая гвардия», №8, Казачество России в белом движении, м., «Посев», стр. 256 – 263, http://a-pesni.org/).
17 Статья Сергея Павленко «Иван Соловьев был обычным бандитом», Сибирский новостной портал, «Красноярский рабочий», 1.12.2019 г., https://krasrab.ru/news/intervyu/).
18 Шишкин В.И. «Красный бандитизм в Советской Сибири». Советская история: проблемы и уроки, Новосибирск, «Наука», 1992 г. с. 3 – 79).
19 Славное сорокалетие. Из истории Красноярской партийной организации (1917 – 1959 гг), Красноярское книжное издательство, 1957 г. с. 290 – 293).
Куприянова Светлана Павловна