Урок окружающего мира в 3 классе «Революция 1917 года. Гражданская война в России»
Окружающий мир Урок 52. Тема. Революция 1917 г. Гражданская война в России.
Цели: ознакомление учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 году. Формирование первичных представлений о причинах и последствиях революций.
Планируемые достижения: Предметные: владеть первичными представлениями об изменениях, произошедших в жизни нашей страны в 1917 году, о причинах и последствиях революции.
Познавательные УУД. Развитие умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД Развитие умения оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД :Развитие умения определять цель деятельности, контролировать достижение цели, самостоятельно находить информацию в тексте.
Задачи: способствовать становлению чувства патриотизма
Оборудование: проектор, рабочая тетрадь по окружающему миру, карточки для самостоятельной и групповой работы.
Этапы урока |
Ход |
Виды деятельности |
||||||||||||
Орг. момент |
Прозвенел звонок для нас! |
Эмоциональный настрой на урок |
||||||||||||
Актуализация знаний |
На прошлом уроке мы с вами говорили об отмене крепостного права в стране. Проверьте себя, выполнив задание на карточках. Письменный мини – опрос. Какие порядки были при крепостном праве? ___________________ В каком году в России было отменено крепостное право? ____________ По приказу какого императора было отменено крепостное право? _______________________ Распредели на две группы «Россия до отмены крепостного права» (подчеркни красным карандашом) и «Россия после отмены крепостного права» (подчеркни синим карандашом) – Крестьяне работают на хозяина. – Крестьяне работают на себя. – Крестьяне могут уйти в город на заработки. – Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина. – Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги и электростанции. – Люди свободно меняют место жительства в пределах страны. – Люди прикреплены к земле, уйти не могут. – У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги. Напиши, какие изменения еще произошли в России - Какой вопрос вызвал у вас затруднение? |
Самостоятельная работа по карточкам Коллективное обсуждение |
||||||||||||
Определение проблемы |
Сегодня мы с вами познакомимся с новым периодом в жизни страны. Откройте учебники на стр. 88 и прочитайте название раздела. «Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы» Тема урока «Революция 1917 г. Гражданская война в России.» СЛАЙД 1. Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно 180 млн человек. К 1924 году в России осталось 150 млн человек. СЛАЙД 2 Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами? На сколько человек уменьшилось население России? Какой возникает вопрос? Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек? СЛАЙД 3 |
Читают название раздела Формулируют вопрос урока |
||||||||||||
Открытие нового знания |
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним с вами то, что уже знаем. Поработайте на карточках. Соедините слова первого столбика со словами второго столбика.
Проверка. СЛАЙДЫ 4 – 6 Знакомы ли вам слова «революция», «Гражданская война»? В начале 20 века многие люди были недовольны условиями жизни. Капиталисты очень мало платили рабочим на заводах и фабриках. Дворяне – помещики отобрали у крестьян почти всю землю. Тяжело жилось рабочим и крестьянам. Часто они протестовали против такой жизни и выходили на демонстрации, требуя достойной жизни. Но хозяева вызывали полицию и разгоняли протестующих. Тех, кто выступал против власти сажали в тюрьму. Правительство пыталось сохранить мир в России. Рассмотрите картинки на стр. 89. Какие меры принимались правительством? Крестьян переселяли на свободные земли. Обсуждали новые законы, которые бы облегчили жизнь крестьян и рабочих. Императором России в это время был Николай II. В 1914 году началась 1 мировая война, которая продолжалась до 1918 года. Война делала жизнь людей невыносимой. Нужно было что – то менять. И в феврале 1917 года в России началась революция. Знакомо ли вам это слово? Революция – коренной переворот в жизни страны. Грозные тяжелейшие события, когда недовольные правителем, его министрами и генералами народ пытается с помощью силы свергнуть ненавистную ему власть. СЛАЙД 7 Царское правительство перестало править страной. Восставшие потребовали прекратить войну. Из представителей крестьян и рабочих были созданы новые органы власти – Советы. Николай II отрекся от престола. Страной стало управлять Временное правительство. Но в России были люди, которые хотели полностью изменить порядки в стране: у капиталистов отобрать заводы, у помещиков – земли и отдать их простым людям. Одним из таких людей был В.И. Ленин. СЛАЙД 8. Он возглавлял партию большевиков (коммунистов). 7 ноября 1917 года большевики организовали вооруженное восстание и свергли Временное правительство. В России было объявлено, что теперь вся власть принадлежит Советам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – рабочим. Будут начаты переговоры о мире, война закончится. Создав свое правительство большевики решили построить новую справедливую жизнь. Конечно же это не нравилось капиталистам и помещикам. Страна раскололась на 2 враждующие группы. Те кто боролся за новую власть назвали себя красными, а своих противников – белыми. В России началась Гражданская война – это война внутри страны за власть. Эта война продолжалась несколько лет и закончилась победой красных – сторонников новой власти. В 1922 году по предложению большевиков было создано новое государство – Союз Советских социалистических республик (СССР), в который вошли республики: Казахстан, Узбекистан, Украина, Молдавия и другие. В нашей стране наступили времена Советской России. Физминутка. |
Работа в группах по карточкам. Выступают представители групп Отвечают на вопрос Рассказ учителя |
||||||||||||
Применение новых знаний |
Работа в рабочей тетради стр. 42. №1
Проверка. № 2. Восстанови последовательность событий, расставь номера. Восстание рабочих и крестьян против царя. Крестьяне и солдаты слушают Декреты о мире и земле. В.И. Ленин на съезде Советов объявляет о свержении Временного правительства. Вступление России в Первую мировую войну. |
Работа в парах Самостоятельная работа, взаимопроверка |
||||||||||||
Итог Рефлексия |
Что мы хотели сегодня выяснить? Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек? Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? В 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменилась власть и порядки. Много народа погибло во время Гражданской войны. Оцените свою работу на уроке, используя «Лесенку успеха» |
Отвечают на вопросы Самооценка |
||||||||||||
Д/3 |
Стр. 88 – 93, рабочая тетрадь стр. 43 № 3.4 |