12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна18
Россия, Тюмень

Разработка элективного курса по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны»

Пояснительная записка

Данная работа представляет собой программу элективного курса «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение материала, не содержащиеся в базовых курсах истории.

Учебная программа предусматривает теоретическую часть в виде лекционного материала, практическую часть в виде самостоятельной работы с источниками и творческие самостоятельные работы, направленные на развитие способностей и интересов учащихся и на проверку усвоение полученных знаний.

Элективный курс «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» предназначен для учащихся 9 классов, изучающих историю на базовом уровне. Необходимость данной программы очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно углубиться в изучении Гражданской войны в западносибирской деревне. На данном элективном курсе школьники научаться самостоятельно работать с историческими источниками: будут заниматься решением проблем, готовить доклады и рефераты. Пройдя элективный курс по данной теме, ученики получат новые знания, который будет незаменимым при дальнейшем обучении. Учащиеся почерпнут знания о методах работы с историческим источником и историографическими знаниями, смогут применить их в дальнейшем при написании своих исследовательских работ.

Включение личностно-ориентированного вида элективного курса по данной теме в системе предпрофильной подготовки дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.

Актуальность предпрофильного обучения по данной теме определяется важностью изучения событий для изучаемого периода, для создания целостной картины Гражданской войны в понимании школьников на примере краевого аспекта. Актуализация и повторение изученного материала в рамках изучения темы гражданской войны помогает закрепить и углубить знания учащихся.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

-осмысление роли Гражданской войны в судьбе страны;

- развитие умения самостоятельно работать с исторической литературой;

- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную точку зрения в отношении к событиям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ.

Цель элективного курса - расширение исторических знаний по теме Гражданской войны на примере изучения повседневной жизни крестьян Западной Сибири.

Элективный курс предпрофильного обучения должен решать следующие задачи:

- формирование у учащихся  целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом  базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции;

- формирование уважительного отношения к историческому и культурному прошлому;

- заинтересовать учащихся поиском необходимой информации, дать основы работы с историческими документами и дополнительной литературой.

Элективный курс предпрофильного обучения развивает следующие умения и навыки:

- учебно-организационные;

- учебно-интеллектуальные;

Учебно-информационные.

Для реализации целесообразно использовать проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский методы обучения.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

Элективный курс состоит из пяти тем:

  1. Введение;
  2. Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны;
  3. Образование и здравоохранение в сибирской деревне;
  4. Морально-правовые изменения, алкоголизация и девиантное поведение крестьян;
  5. Итоговое занятие.

Программа элективного курса по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» рассчитана на 18 часов.

Предполагаемые результаты. Полученные знания помогут учащимся глубже изучить изучаемую тему, овладеют историческими знаниями и в дальнейшем станут помогать в изучении истории. Курс позволит углубленно изучить не только Гражданскую войну, но и повседневную жизнь крестьян Западной Сибири в период гражданской войны. Помогут актуализировать для учеников проблему любви к малой родине и помогут в формировании патриотизма.

Содержание темы

Тема № 1. Введение (1час).

Основные понятия курса: Западная Сибирь, Гражданская война, устав, крестьянство, девиантное поведение, антисоциальные явления, быт, сельское хозяйство.

Цель: сформировать представление о Гражданской войне, раскрыть причины Гражданской войны.

Форма занятий: лекция, беседа, объяснение,

Форма организации занятия: фронтальная и индивидуальная работа учащихся.

Метод обучения: беседа, рассказ.

Форма контроля: входной контроль, самостоятельная работа.

Тема № 2. Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны (4 часа).

Цель состоит в реконструкции повседневной жизни западносибирской деревни в годы Гражданской войны.

Задачи:

- выявить изменения в сибирской жизни;

- составить кейс по теме «быт заподносибирских крестьян в годы Гражданской войны»

- проанализировать изученные материалы.

Форма занятий: объяснение, практическая работа, кейс-технология.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, работа в группах с кейсом.

Форма контроля: защита кейсов.

К завершению изучения данной темы учащиеся должны:

знать: как изменилась жизнь крестьян за годы войны.

понимать: историческую ценность страны.

уметь: работать с документами, находить в тексте необходимую информацию и анализировать и интерпретировать ее.

Тема №3.  Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны. (4 часа)

Цель – систематизация учащимися материал по теме в результате исследования источников.

Задачи:

- изучить быт и социальны отношения крестьян в годы войны;

- выявить изменения в жизни крестьян;

- проанализировать изученные материалы.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, частично-поисковый.

Форма организации занятия: групповая, фронтальная, коллективная.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Кому на Руси жить хорошо», на основании изученного материала и рассмотренных документов.

К завершению изучения данной темы учащиеся должны:

знать: как изменилась жизнь крестьян в годы войны;

понимать: историческую ценность страны;

уметь: работать с документами, находить в тексте необходимую информацию и анализировать ее.

Тема №4.  Образование и здравоохранение в сибирской деревне (3 часа)

Цель – формирование представлений об образовании и здравоохранении в годы Гражданской войны.

Задачи:

- изучить образование западносибирских крестьян;

- изучить здравоохранение населения Западной Сибири в годы войны;

- на основании изученного провести анализ по данной теме.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Форма организации занятия: Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Метод обучения: рассказ, объяснение, проблемное обучение.

Форма контроля: проверочная работа - кроссворд.

К завершению изучения данной темы учащиеся должны:

знать: каким были образование и здравоохранение в 1918-1919 гг.

понимать: историческую ценность страны.

уметь: работать с документами, находить в тексте необходимую информацию и анализировать ее.

Тема №5.  Морально-правовые изменения и девиантное поведение крестьян.(3 часа)

Цель - исследование особенностей влияния марально-правовых изменений на поведение крестьян.

Задачи:

- изучение морально-правовых изменений произошедших в мировоззрении крестьян;

- исследование девиантного поведения крестьян.

- анализ причин для асоциальных тенденций в жизни крестьянства.

Форма занятий: Круглый стол.

Форма организации занятия: Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: рассказ, объяснение, дискуссия

Форма контроля: проверочная работа.

К завершению изучения данной темы учащиеся должны:

знать: причины морально-правовых изменений населения деревни и как это повлияло на поведение крестьян.

понимать: историческую ценность страны.

уметь: отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию исходя из предложенных документов, подбирать аргументы, критически мыслить.

Тема №6. Подведение итогов.

Итоговое занятие по курсу «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны». (3 часа)

Цель – Завершение изучения программы элективного курса, подведение итогов.

Задачи:

- Закрепить полученные в ходе изучения курса знания;

- Актуализировать потребность у учащихся в дальнейшем изуччении истории своего края;

- Обобщить приобретенные учащимися умения и навыки;

- Работа над проектной деятельностью.

Форма занятий: Нетрадиционный урок.

Форма организации занятия: Фронтальная, коллективная.

Метод обучения: рассказ, беседа, проектная деятельность.

Форма контроля: защита проекта

Календарно-тематическое планирование

№ темы

Название темы

Часы

Содержание

Домашнее задание

1

Введение

1 час

Беседа с учителем, написание входного контроля, формирование представлений о Гражданской войне в целом и Западной Сибири в частности.

Подготовка докладов по теме Гражданской войны.

2

Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны

1 час

Урок-лекция по теме.

Заслушивание подготовленных дома докладов.

Составить кроссворд.

2

Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны

1 час

Посещение школьного музея.

Подготовить сочинение от лица подростка-крестьянина периода Гражданской войны.

2

Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны

1 час

Составление и презентация кейса по теме «быт заподносибирских крестьян в годы Гражданской войны»

Подготовка к проверочной работе.

2

Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны

1 час

Проверочная работа по изученной теме. Подведение итогов раздела.

Письменный ответ на вопросы.

3

Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны.

2 часа

Просмотр и обсуждение фильма «Крестьянский сын» для наглядного представления темы у учащихся.

Подготовка рисунков на тему быта крестьян, соответствующих исторической особенности периода.

3

Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны.

1 час

Работа с выписками из газет. Выполнение учениками частично-поискового метода изучения нового материала. Разделение учеников на группы, заслушивание получившихся сообщений.

Подготовка презентаций о быте крестьян во время Гражданской войны.

Сочинение-рассуждение «Кому на Руси жить хорошо», на основании изученного материала и рассмотренных документов.


3

Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны.

1 час

Проектная работа по группам, составление коллажа из изображений, рисунков и вырезок из предоставленного материала для воссоздания быта.

Поиск информации о своих предках, живших в годы Гражданской войны, составление рассказа.

4

Образование и здравоохранение в сибирской

1 час

Лекция-беседа с применением технологии развития критического мышления.

Подготовка к диспуту по теме «Положительные и отрицательные моменты в образовании и здравоохранении Сибири 1918-1919гг.»

4

Образование и здравоохранение в сибирской

2 часа

Проведение диспута.

Просмотр видеофрагментов.

Решение кросворда, по пройденным темам.

5

Морально-правовые изменения и девиантное поведение крестьян.

1 час

Урок-лекция с элементами беседы. Работа с документами и источниками.

Подготовка к круглому столу.

5

Морально-правовые изменения и девиантное поведение крестьян.

2 часа

Проведение круглого стола на тему «Разложение нравственности в период Гражданской войны в деревне. Правда или ложь». Написание проверочной работы по теме.

Подготовка к итоговому тестированию по изученному курсу.

6

Подведение итогов

1 час

Подведение выводов по изученному курсу, написание контрольного теста. Обсуждение.

Подготовка проектов по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» на основе изученного материала и выполненной домашней работы.

6

Подведение итогов

2 часа

Работа с проектами и их презентация.

Список литературы, рекомендованный дл прочтения.


Методы и формы обучения.

Изучение курса «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» при помощи объяснительно-иллюстративного метода можно реализовать в форме лекции, с применением разнообразно наглядного материала, помогающего учащимся в более легком осмыслении этого материала.  Для того чтобы школьники могли выстроить собственное ведение на значимые события, лишь частично опираясь на знания и анализ учителя, к объяснительно-иллюстративному методу следует добавить элементы частично-поискового (эвристического) подхода, а так же проведение таких форм занятий, как круглый стол, деловая игра или дискуссия, а так же задействовать учащихся в проектной деятельности.

Особенность частично-поискового метода состоит в том, что учитель привлекает учащихся к выполнению учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на вопросы или разрешая проблемные задания. Школьники не только осознано усваивают и запоминают научные факты и выводы, но и проверяют, насколько они верны. В процессе прочтения литературы ученики размышляя над всеми изложенными аргументами в правильности собственного анализа. В результате школьники получают не только самознание, но и овладевают навыками его индивидуального формирования.

Применяя частично-поисковый метод в процессе изучения данного курса учителю необходимо в первую очередь подобрать способы представления информации, соответствующие уровню восприятия сведений учениками. Учитывая, что в содержании темы уже имеется некоторая интерпретация описываемых событий, здесь главная задача учителя состоит в правильности и объективности анализа предоставленных аргументов.

Описание основных форм организации учебных занятий.

Учебные занятия по элективному курсу «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» соответствуют заявленному содержанию, целям и задачам курса, применяемым методам обучения. Предусмотрены как коллективные, так и индивидуально-групповые формы обучения. Особое внимание уделено исследовательской деятельности и развивающим навыкам обучения.

Организация проведения аттестации учащихся.

Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» предусмотрена с учетом портфолио учащихся, то есть совокупности самостоятельно выполняемых работ (схемы, рефераты, отчеты об исследованиях, проектная деятельность).

Итоговая оценка предполагается накопительной, то есть результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании изучения курса. Оценка определяется по завершению изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся, его участия в проведении занятий.

Разработанная программа, предназначена для проведения элективных курсов по истории, направленных на углубленное изучение истории своего края, повышение патриотизма и любви к малой родине.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение элективных курсов в предпрофильных и профильных классах позволяет выстраивать личностно-ориентированный план обучения, дает положительный результат в освоении учебного предмета, а так же решает задачи профессионального самоопределения школьников.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.