Разработка элективного курса по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны»
Разработка элективного курса по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны»
Пояснительная записка
Данная работа представляет собой программу элективного курса «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Программа элективного курса направлена на углубленное изучение материала, не содержащиеся в базовых курсах истории.
Учебная программа предусматривает теоретическую часть в виде лекционного материала, практическую часть в виде самостоятельной работы с источниками и творческие самостоятельные работы, направленные на развитие способностей и интересов учащихся и на проверку усвоение полученных знаний.
Элективный курс «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» предназначен для учащихся 9 классов, изучающих историю на базовом уровне. Необходимость данной программы очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно углубиться в изучении Гражданской войны в западносибирской деревне. На данном элективном курсе школьники научаться самостоятельно работать с историческими источниками: будут заниматься решением проблем, готовить доклады и рефераты. Пройдя элективный курс по данной теме, ученики получат новые знания, который будет незаменимым при дальнейшем обучении. Учащиеся почерпнут знания о методах работы с историческим источником и историографическими знаниями, смогут применить их в дальнейшем при написании своих исследовательских работ.
Включение личностно-ориентированного вида элективного курса по данной теме в системе предпрофильной подготовки дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.
Актуальность предпрофильного обучения по данной теме определяется важностью изучения событий для изучаемого периода, для создания целостной картины Гражданской войны в понимании школьников на примере краевого аспекта. Актуализация и повторение изученного материала в рамках изучения темы гражданской войны помогает закрепить и углубить знания учащихся.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
-осмысление роли Гражданской войны в судьбе страны;
- развитие умения самостоятельно работать с исторической литературой;
- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную точку зрения в отношении к событиям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ.
Цель элективного курса - расширение исторических знаний по теме Гражданской войны на примере изучения повседневной жизни крестьян Западной Сибири.
Элективный курс предпрофильного обучения должен решать следующие задачи:
- формирование у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции;
- формирование уважительного отношения к историческому и культурному прошлому;
- заинтересовать учащихся поиском необходимой информации, дать основы работы с историческими документами и дополнительной литературой.
Элективный курс предпрофильного обучения развивает следующие умения и навыки:
- учебно-организационные;
- учебно-интеллектуальные;
Учебно-информационные.
Для реализации целесообразно использовать проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский методы обучения.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Элективный курс состоит из пяти тем:
- Введение;
- Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны;
- Образование и здравоохранение в сибирской деревне;
- Морально-правовые изменения, алкоголизация и девиантное поведение крестьян;
- Итоговое занятие.
Программа элективного курса по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» рассчитана на 18 часов.
Предполагаемые результаты. Полученные знания помогут учащимся глубже изучить изучаемую тему, овладеют историческими знаниями и в дальнейшем станут помогать в изучении истории. Курс позволит углубленно изучить не только Гражданскую войну, но и повседневную жизнь крестьян Западной Сибири в период гражданской войны. Помогут актуализировать для учеников проблему любви к малой родине и помогут в формировании патриотизма.
Содержание темы
Тема № 1. Введение (1час).
Основные понятия курса: Западная Сибирь, Гражданская война, устав, крестьянство, девиантное поведение, антисоциальные явления, быт, сельское хозяйство.
Цель: сформировать представление о Гражданской войне, раскрыть причины Гражданской войны.
Форма занятий: лекция, беседа, объяснение,
Форма организации занятия: фронтальная и индивидуальная работа учащихся.
Метод обучения: беседа, рассказ.
Форма контроля: входной контроль, самостоятельная работа.
Тема № 2. Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны (4 часа).
Цель состоит в реконструкции повседневной жизни западносибирской деревни в годы Гражданской войны.
Задачи:
- выявить изменения в сибирской жизни;
- составить кейс по теме «быт заподносибирских крестьян в годы Гражданской войны»
- проанализировать изученные материалы.
Форма занятий: объяснение, практическая работа, кейс-технология.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение, работа в группах с кейсом.
Форма контроля: защита кейсов.
К завершению изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как изменилась жизнь крестьян за годы войны.
понимать: историческую ценность страны.
уметь: работать с документами, находить в тексте необходимую информацию и анализировать и интерпретировать ее.
Тема №3. Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны. (4 часа)
Цель – систематизация учащимися материал по теме в результате исследования источников.
Задачи:
- изучить быт и социальны отношения крестьян в годы войны;
- выявить изменения в жизни крестьян;
- проанализировать изученные материалы.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, частично-поисковый.
Форма организации занятия: групповая, фронтальная, коллективная.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Кому на Руси жить хорошо», на основании изученного материала и рассмотренных документов.
К завершению изучения данной темы учащиеся должны:
знать: как изменилась жизнь крестьян в годы войны;
понимать: историческую ценность страны;
уметь: работать с документами, находить в тексте необходимую информацию и анализировать ее.
Тема №4. Образование и здравоохранение в сибирской деревне (3 часа)
Цель – формирование представлений об образовании и здравоохранении в годы Гражданской войны.
Задачи:
- изучить образование западносибирских крестьян;
- изучить здравоохранение населения Западной Сибири в годы войны;
- на основании изученного провести анализ по данной теме.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Форма организации занятия: Фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Метод обучения: рассказ, объяснение, проблемное обучение.
Форма контроля: проверочная работа - кроссворд.
К завершению изучения данной темы учащиеся должны:
знать: каким были образование и здравоохранение в 1918-1919 гг.
понимать: историческую ценность страны.
уметь: работать с документами, находить в тексте необходимую информацию и анализировать ее.
Тема №5. Морально-правовые изменения и девиантное поведение крестьян.(3 часа)
Цель - исследование особенностей влияния марально-правовых изменений на поведение крестьян.
Задачи:
- изучение морально-правовых изменений произошедших в мировоззрении крестьян;
- исследование девиантного поведения крестьян.
- анализ причин для асоциальных тенденций в жизни крестьянства.
Форма занятий: Круглый стол.
Форма организации занятия: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Метод обучения: рассказ, объяснение, дискуссия
Форма контроля: проверочная работа.
К завершению изучения данной темы учащиеся должны:
знать: причины морально-правовых изменений населения деревни и как это повлияло на поведение крестьян.
понимать: историческую ценность страны.
уметь: отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию исходя из предложенных документов, подбирать аргументы, критически мыслить.
Тема №6. Подведение итогов.
Итоговое занятие по курсу «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны». (3 часа)
Цель – Завершение изучения программы элективного курса, подведение итогов.
Задачи:
- Закрепить полученные в ходе изучения курса знания;
- Актуализировать потребность у учащихся в дальнейшем изуччении истории своего края;
- Обобщить приобретенные учащимися умения и навыки;
- Работа над проектной деятельностью.
Форма занятий: Нетрадиционный урок.
Форма организации занятия: Фронтальная, коллективная.
Метод обучения: рассказ, беседа, проектная деятельность.
Форма контроля: защита проекта
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Название темы | Часы | Содержание | Домашнее задание |
1 | Введение | 1 час | Беседа с учителем, написание входного контроля, формирование представлений о Гражданской войне в целом и Западной Сибири в частности. | Подготовка докладов по теме Гражданской войны. |
2 | Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны | 1 час | Урок-лекция по теме. Заслушивание подготовленных дома докладов. | Составить кроссворд. |
2 | Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны | 1 час | Посещение школьного музея. | Подготовить сочинение от лица подростка-крестьянина периода Гражданской войны. |
2 | Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны | 1 час | Составление и презентация кейса по теме «быт заподносибирских крестьян в годы Гражданской войны» | Подготовка к проверочной работе. |
2 | Повседневная жизнь западносибирской деревни в годы Гражданской войны | 1 час | Проверочная работа по изученной теме. Подведение итогов раздела. | Письменный ответ на вопросы. |
3 | Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны. | 2 часа | Просмотр и обсуждение фильма «Крестьянский сын» для наглядного представления темы у учащихся. | Подготовка рисунков на тему быта крестьян, соответствующих исторической особенности периода. |
3 | Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны. | 1 час | Работа с выписками из газет. Выполнение учениками частично-поискового метода изучения нового материала. Разделение учеников на группы, заслушивание получившихся сообщений. | Подготовка презентаций о быте крестьян во время Гражданской войны. Сочинение-рассуждение «Кому на Руси жить хорошо», на основании изученного материала и рассмотренных документов. |
3 | Быт и социальные отношения крестьян в годы Гражданской войны. | 1 час | Проектная работа по группам, составление коллажа из изображений, рисунков и вырезок из предоставленного материала для воссоздания быта. | Поиск информации о своих предках, живших в годы Гражданской войны, составление рассказа. |
4 | Образование и здравоохранение в сибирской | 1 час | Лекция-беседа с применением технологии развития критического мышления. | Подготовка к диспуту по теме «Положительные и отрицательные моменты в образовании и здравоохранении Сибири 1918-1919гг.» |
4 | Образование и здравоохранение в сибирской | 2 часа | Проведение диспута. Просмотр видеофрагментов. | Решение кросворда, по пройденным темам. |
5 | Морально-правовые изменения и девиантное поведение крестьян. | 1 час | Урок-лекция с элементами беседы. Работа с документами и источниками. | Подготовка к круглому столу. |
5 | Морально-правовые изменения и девиантное поведение крестьян. | 2 часа | Проведение круглого стола на тему «Разложение нравственности в период Гражданской войны в деревне. Правда или ложь». Написание проверочной работы по теме. | Подготовка к итоговому тестированию по изученному курсу. |
6 | Подведение итогов | 1 час | Подведение выводов по изученному курсу, написание контрольного теста. Обсуждение. | Подготовка проектов по теме «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» на основе изученного материала и выполненной домашней работы. |
6 | Подведение итогов | 2 часа | Работа с проектами и их презентация. | Список литературы, рекомендованный дл прочтения. |
Методы и формы обучения.
Изучение курса «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» при помощи объяснительно-иллюстративного метода можно реализовать в форме лекции, с применением разнообразно наглядного материала, помогающего учащимся в более легком осмыслении этого материала. Для того чтобы школьники могли выстроить собственное ведение на значимые события, лишь частично опираясь на знания и анализ учителя, к объяснительно-иллюстративному методу следует добавить элементы частично-поискового (эвристического) подхода, а так же проведение таких форм занятий, как круглый стол, деловая игра или дискуссия, а так же задействовать учащихся в проектной деятельности.
Особенность частично-поискового метода состоит в том, что учитель привлекает учащихся к выполнению учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на вопросы или разрешая проблемные задания. Школьники не только осознано усваивают и запоминают научные факты и выводы, но и проверяют, насколько они верны. В процессе прочтения литературы ученики размышляя над всеми изложенными аргументами в правильности собственного анализа. В результате школьники получают не только самознание, но и овладевают навыками его индивидуального формирования.
Применяя частично-поисковый метод в процессе изучения данного курса учителю необходимо в первую очередь подобрать способы представления информации, соответствующие уровню восприятия сведений учениками. Учитывая, что в содержании темы уже имеется некоторая интерпретация описываемых событий, здесь главная задача учителя состоит в правильности и объективности анализа предоставленных аргументов.
Описание основных форм организации учебных занятий.
Учебные занятия по элективному курсу «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» соответствуют заявленному содержанию, целям и задачам курса, применяемым методам обучения. Предусмотрены как коллективные, так и индивидуально-групповые формы обучения. Особое внимание уделено исследовательской деятельности и развивающим навыкам обучения.
Организация проведения аттестации учащихся.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса «Повседневная жизнь западносибирской деревни в период Гражданской войны» предусмотрена с учетом портфолио учащихся, то есть совокупности самостоятельно выполняемых работ (схемы, рефераты, отчеты об исследованиях, проектная деятельность).
Итоговая оценка предполагается накопительной, то есть результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании изучения курса. Оценка определяется по завершению изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся, его участия в проведении занятий.
Разработанная программа, предназначена для проведения элективных курсов по истории, направленных на углубленное изучение истории своего края, повышение патриотизма и любви к малой родине.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение элективных курсов в предпрофильных и профильных классах позволяет выстраивать личностно-ориентированный план обучения, дает положительный результат в освоении учебного предмета, а так же решает задачи профессионального самоопределения школьников.