12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яскевич Елена124
2

История машины "полуторки" в Тарском районе в годы Великой Отечественной войны

Клименко В. Е., Яскевич Е. И., г. Тара

ИСТОРИЯ МАШИНЫ «ПОЛУТОРКИ» В ТАРСКОМ РАЙОНЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Я выбрал эту тему, потому что очень интересуюсь боевым оружием и военной техникой времён Великой Отечественной войны, посещаю клуб «Поиск», коллекционирую памятные монеты и макеты автомобилей. Полуторка – первый автомобиль в моей коллекции, потому что он постоянно упоминается в книгах, задействован в фильмах, и на занятиях в клубе Геннадий Григорьевич Лукьянцев неоднократно упоминал о машине, называя её «полуторкой». Меня заинтересовало слово «полуторка». Захотелось глубже узнать об этой машине и выяснить, была ли она в Тарском районе в годы войны.

За время нашей работы мы выяснили, что этот автомобиль назывался ГАЗ-АА, в народе его прозвали «полуторкой» так как он брал на борт полторы тонны груза [3]. Это был первый советский грузовик, который выпустили 29 января 1932 года на Горьковском заводе. А значит в этом году «полуторке» исполнилось 90 лет!

Грузовики ГАЗ-АА сначала были точной копией американского грузовика «Ford» модели АА 1930 года, но в 1933 году советские инженеры разработали уже свою версию машины. В 1938 году появился ГАЗ-ММ с более мощным мотором [1].

«Полуторку» собирали с 1932 года и по 1951 годы на Горьковском заводе, московском заводе КИМ, Ростовском автосборочном заводе, на УльЗИСе. Всего было выпущено около одного миллиона экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941 – 1945 годов – 138600 [2].

С началом войны, в целях экономии железа, инженеры Горьковского завода сняли с «полуторки» всё лишнее. Более трёхсот тысяч грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ вместе с нашей армией прошли всю войну. Она ходила почти всегда с перегрузом [5, с. 206].

Изучив различные источники, я узнал, что эти грузовики возили раненых, были связными и аэродромными машинами, подвозили продовольствия, перевозили грузы, боевую технику и снаряды.

Но самое главное – они эвакуировали мирных жителей и перевезли в годы блокады Ленинграда (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) сотни тысяч тонн военных грузов (медикаментов, топлива, боеприпасов) и продовольствия по льду Ладожского озера, по «Дороге жизни», так как эти машины были лёгкими и лучше других автомобилей подходили для движения по льду [9, с. 47].

Чтобы узнать о работе грузовика «полуторки» в Тарском районе в годы Великой Отечественной войны, мы обратились в районную библиотеку и Тарский исторический архив, но интересующей информации оказалось очень мало, поэтому наша гипотеза полностью подтвердилась.

Мы выяснили, что в Тарском районе в годы Великой Отечественной войны не было боевых сражений. Тара была тылом. Жили под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!» [7].

Изучив в Тарском архиве 5 документов с 1941 по 1945 годы «Годовой отчёт о работе грузового автопарка», мы узнали, что в Таре существовал автоотряд «Союззаготтранс», находившийся по улице 1Линия. Данное отделение действовало на протяжении всех военных лет. Все 4 военных года начальником автоотделения был Цулевич. В автоотряде числились следующие машины: ГАЗ –АА, ГАЗ 42, ЗИС 21 и ЗИС 5 [8].

Значит, грузовик «полуторка» марки ГАЗ-АА был в Тарском районе на протяжении всей Великой Отечественной войны, а грузовика ГАЗ – ММ у нас не было.

В 1941 и 1942 годах в Тарском автопарке количество грузовиков ГАЗ-АА составляло 29 штук, в 1943 году их числилось всего 9 штук, а в последующие два года их количество не указано в документах - отчётах. Из отчётов можно сделать вывод, что ежегодно количество «полуторок» в Тарском районе уменьшалось. Мы думаем, это связано с тем, что грузовики ломались, средств на ремонт машин не было, не хватало горючих материалов и новых грузовиков не поступало.

Также из годовых отчётов о работе Тарского грузового автопарка мы выяснили, что грузовики ГАЗ-АА, как и другие машины, перевозили зерно и другие грузы.

Из газеты «Ленинский путь» мы узнали, что в целях экономии государственных средств нельзя было нанимать чужой транспорт, грузовому транспорту запрещено было ездить порожняком, не хватало шофёров [6].

Из интервью с руководителем клуба «Поиск» Лукьянцева Г.Г. мы узнали, что в Таре в годы войны полуторок было мало. Они возили грузы и людей. Были машины, которые возили грузы на Омск и людей на фронт. Некоторые машины были отправлены на Ладожское озеро и занимались эвакуацией людей, привозили продовольствия.

Хочется отметить, что 1219 наших земляков освобождали Ленинград от вражеской блокады. Об этом я прочитал на стенде в клубе «Поиск». Но, к сожалению, мне не удалось узнать, кто из тарчан работал в это время на «полуторке».

По словам Геннадия Григорьевича, который сам обучался водить грузовой транспорт, у машины «полуторки» были свои минусы и плюсы: в кабине было тесно, зимой холодно, так как не отапливалась, поэтому водители часто простывали, стёкла замерзали, воду на ночь с карбюратора сливали, чтобы не замёрзла, но машина хорошо шла по бездорожью, не глохла в жару и холод, из-за малой грузоподъёмности была быстроходной, развивала скорость до 65 - 70 км/ч, легко чинилась при поломке в любых условиях, лобовое стекло открывалось и в жару можно было проветрить салон.

Безусловно, можно и дальше продолжить характеристику машины, но всё равно положительного в этой машине будет больше, так как она прошла всю войну и помогла в Победе на фашистами. Эта машина – герой, так же как и её водители, которые изо дня в день все 4 года работали в тяжелейших условиях, особенно на фронте!

Ещё Геннадий Григорьевич нам рассказал, что дороги в Таре и дорога на Омск были плохие. В Таре самая лучшая дорога была от мельницы и до пристани. Эта дорога была выложена чурками. Благодаря этой дороге машины быстро доставляли грузы на корабли, которые уходили на Омск.

По Иртышу доставить грузы и людей до Омска, а оттуда на фронт, было быстрее, так как машины до Омска порой ехали неделю из-за плохой дороги, хотя расстояние до Омска по суше на сто км короче. Но благодаря и машинам, и кораблям, за всю войну на фронт было отправлено 14043 тарчанина и огромное количество грузов.

Из беседы с Геннадием Григорьевичем, мы выяснили и тот факт, что «полуторки» в Тарском районе работали до 60-х годов.

К сожалению, фамилии Тарских шоферов, работающих на грузовиках ГАЗ-АА, мы не нашли. Но узнали, что дочь известного Тарского краеведа Аркадия Викуловича Ваганова Вера Аркадьевна в войну на фронте работала шофёром на «полуторке».

К сожалению памятника машине «полуторке» в Таре нет, но он есть в городе Омске и других городах. Мы гордимся за свой край, так как наш регион отдал дань памяти легендарной машине «полуторке», поставив памятник в г. Омске!

Далее мы создали памятный сборник «О работе машины «полуторки» в Тарском районе в годы Великой Отечественной войны». Изданную книгу мы подарили школьной библиотеке в качестве краеведческого материала.

Через классные часы, выставку книг и газет мы донесли до младших и старших школьников свои исследования по теме и получили огромный эмоциональный отклик от ребят.


Библиографический список

1.ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства: [Электронный ресурс]. IRL: https://histrf.ru/read/articles/gaz-aa-polutorka-truzhienik-voiny-i-khoziaistva.

2.ГАЗ-АА (полуторка): [Электронный ресурс]. IRL: https://ru.wikipedia.org/wiki

3.Как «полуторка» стала легендарной: [Электронный ресурс]. IRL: https://rg.ru/2018/01/29/kak-polutorka-stala-legendarnoj.html

4.Материалы X региональной научно-практической конференции «Вагановские чтения», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг: (г.Тара, 2020 год). – Омск: ООО «Амфора», 2020. – С. 21-22.

5.Митяев.А. Книга будущих командиров/ Издательство «Молодая гвардия», 1974. – С. 206.

6. Тарское Прииртышье. Путь к Победе день за днём: 1941 – 1945/составители Ю.А.Осинцева, В.Л.Помыткина. - Омск: Амфора, 2021, С. 113.

7.ТФ ГИАОО (Тарский филиал государственного исторического архива Омской области), Подшивки газет «Ленинский путь» с 1941 по 1945 гг., Л. 1-234, 1 – 117, 1 -57, 1 -22, 1 – 55

8.ТФ ГИАОО, Ф. 635, Оп.1, Д.1, Л. 1-5.

9.Энциклопедия. Великая Отечественная война– Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. – С. 47.

Автор материала: В. Клименко (3 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.04.22 в 06:06 3Ответить Пожаловаться
Фото машины и собранные отклики (если это было письменно) - были бы хорошим дополнением.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.