Автор публикации: И. Ильдер, ученик 3А класса
МБОУ «СОШ № 54»
_______________________________________________________________
Республиканская акция «Правнуки о войне»
Направление исследовательской деятельности
«Исследовательская работа о ветеране Великой Отечественной войны»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
«История моей семьи в истории моей страны»
Автор работы: ФИ ученик, 3 класса
Руководитель: Алексеева Александра Владимировна,
учитель начальных классов,
Чебоксары, 2023
В нашей школе проводится серьезная поисковая работа, здесь создан виртуальный музей «Солдатская летопись». В его основе материалы о 700 участниках Великой Отечественной войны, подготовленные учителями и учениками на основе архивных данных Министерства обороны РФ, Государственного архива ЧР, семейных архивов.
Проблема: Мы не владеем информацией о наших родственниках - участниках Великой Отечественной войны.
Актуальность: каждый человек должен знать историю своей семьи, своих предков, свято чтить семейные традиции, бережно хранить семейные реликвии, передавать свои знания будущим поколениям.
Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это из поколения в поколение.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что события в которых принимали участия мои родственники вошли в историю нашей страны.
Новизна работы заключается в том, что я узнал неизвестные и интересные факты о моих родственниках - участниках Великой Отечественной войны, которые будут храниться в семейном архиве и передаваться из поколения в поколение.
Цель работы: собрать информацию о своих родственниках и узнать были ли среди них участники Великой Отечественной войны.
- сбор и анализ архивных данных;
-опрос родственников;
- оформление «Книги памяти» нашей семьи.
Методы исследования: интервью, беседа, опрос, анализ собранных данных.
Информация о родственниках, погибших и пропавших без вести.
С вое исследование хочу начать с информации о моих родственниках, которые сложили свои головы на полях сражений за мое светлое будущее, поэтому я должен о них знать, чтобы гордиться их мужеством и героизмом.
Интервью. Цель: узнать сайты, при помощи которых можно собрать информацию. Перед тем как начать свою исследовательскую работу, я взял интервью у учителя истории Храмовой Марии Ивановны.
Вывод: я узнал о сайтах – «Память народа», «Мемориал», составил алгоритм действий.
Информация о родственниках, погибших и пропавших без вести.
Беседа. Цель: узнать о своем прадедушке Илье. На стене у дедушки висят фотографии, но одна из них очень меня заинтересовала - это мой прадедушка Илья в военной форме. Из беседы с моим дедушкой Яшковым Елизаром Ильичом, я узнал о том, что мой прадедушка, Яшков Илья Тихонович, 1912 г. р., уроженец д. Тюмбеки Вурнарского района, до войны преподавал военное дело в Вурнарском техникуме . Призван на фронт 02.07.1941 г. В июле 1943 г. прабабушка Анна Григорьевна получила извещение о том, что ее муж пропал без вести. На сайте «Память народа» мы нашли информацию про прадедушку.
Вывод: Мой дедушка до настоящего времени считал, что его отец, Яшков Илья Тихонович пропал без вести в 1943 г. По данным из архива , командир отделения, сержант Тихонов Илья Тихонович, 1912 г. р. был убит в 19.09.1943 г., место его захоронения: Украинская ССР, Запорожская обл., Ореховский район, г. Орехов.
Экскурсия. Информацию о моем прадедушке Игнате мы собирали с мамой по крупицам: съездили к двоюродному дяде Алексею Петровичу в д. Торханы, Моргаушского района, где нашли его единственную фотографию. Цель: собрать как можно больше информацию о моем прадедушке.
Романов Игнатий Романович, 1905 г.р. - дедушка моей мамы, уроженец д. Торханы Моргаушского района. В1937 г., когда репрессировали моего прапрадедушку Романа, Игнатий Романович переехал в Шумерлинский район. Место призыва: Шумерлинский военкомат, 21.12.1941г., звание: красноармеец. Он служил в 82 стрелковой дивизии. Воевал на Смоленской земле. В марте 1942 г. был ранен, демобилизован. 15.02.1943 г. был призван повторно. В ходе наступательных операций в сторону населенного пункта Бибино Ярцевского района 19.08.1943 г. прадедушка погиб. Там его и похоронили.
Вывод: я был тронут тем, что родной брат Игнатия, Петр Романович, уже после войны посетил место захоронения, чтобы отдать дань памяти погибшему старшему брату.
Информация о родственниках, призванных на фронт в начале
Великой Отечественной войны и вернувшихся домой.
В г. Воркута живет папина тетя Маргарита Александровна. Мы с мамой позвонили к ней. Интервью по телефону. Цель: узнать о судьбе моего прадедушки Александре. Из рассказа тёти я узнал, что мой прадедушка, Ильдер Александр Ильич, 1914 г. р., дедушка моего папы, был призван 21 декабря 1941 г. Военное звание: красноармеец. Служил в 341 отдельном батальоне связи в должности телефониста, затем в 628 стрелковой дивизии в должности стрелка. В боях за г. Великие Луки 1 февраля 1943 г. был легко ранен. Награжден медалью «За боевые заслуги» в 1 944 году.
С июня 1943 г. служил в 32 МТО в должности красноармейца. В мае 1945 г. прадедушка Александр продолжил служить в Австрии, лишь конце 1946 г. он возвратился домой. После войны прадедушка Александр долго работал в колхозе председателем. Женился, вырастил и воспитал 7 детей. 23.12.1985 г. награжден Орденом Отечественной войны I степени. Прадедушка умер в возрасте 82 лет.
Вывод: я горжусь тем, что мой прадед не только героически защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны, но и внес вклад в восстановление сельского хозяйства в мирное время.
Опрос. У моего прадедушки Игнатия родной брат Петр так же участвовал в Великой Отечественной войне. Я расспросил дочь Петра Романовича.
Цель: собрать информацию для семейной «Книги памяти».
Романов Петр Романович - младший брат моего прадедушки, 13 августа 1913 г. р., уроженец д. Торханы Моргаушского района, был призван в сентябре 1941 г. в г. Казани. Весной 1943 г. был тяжело ранен и взят в плен фашистами. Его мама получила письмо о том, что её сын Петр погиб. Петр Романович бежал из плена, служил до 08.10.1945 г., вернулся домой в конце 1945 г. Петр закончил Казанский университет, женился. Работал в г. Павлодар в педучилище, затем занимал должность директора школы в Чебоксарском районе, с. Ишаки. Умер Петр Романович в ноябре 1982 г. в возрасте 69 лет.
Вывод: я восхищаюсь мужеством, отвагой и силой духа Романова Петра Романовича, которого не сломили ни война, ни немецкий плен, ни тяжелые ранения.
Заключение.
Война закончилась давно. Мы должны научиться ценить мирную жизнь, именно ради неё бились, отдавали все силы и свою жизнь…. И вечный огонь памяти никогда не должен потухнуть в наших сердцах.
Выводы:
1. Мы собрали информацию и узнали, что мои прадедушки принимали участие в боях на Смоленщине, под Курском, форсировали реку Днепр.
2. Опрос среди учеников школы показал, что основная часть учеников знает о своих прадедушках, участниках Великой Отечественной войны. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
3. Мы узнали, что есть поисковые сайты «Подвиг народа» и «Мемориал», при помощи которых можно найти информацию, даже о пропавших без вести.
Ресурсы:
1.Память народа: поиск документов о Героях войны https://pamyat-naroda.ru/
2.Мемориал https://obd-memorial.ru/html/
3.Книга Памяти Вурнарского района / Чебоксары: Чувашия , 1997 г.
4. Фото из семейного архива семьи Ильдер.
Приложение
Боевой путь Ильдер Александра Ильича в составе 1 Прибалтийского фронта