12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Андреевна452
Победитель ПНП "Образование" в соответствии с квотой губернатора Воронежской области в 2013 г. (приказ от 29.08. 2013 г. № 836, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области).
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Творческие работы старшеклассников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 74

История пионерской организации

Выполнили:

Высоцкая Татьяна Игоревна,

Новокщенова Анастасия Павловна,

учащиеся 9 класса

МБОУ СОШ № 74

Руководитель:

Зятикова Светлана Андреевна,

учитель истории и обществознания

Воронеж 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

1.Истоки пионерского движения…………………………………………....5 стр.

2.Создание пионерской организации……………………………………… 7 стр.

3.Пионерская работа в МБОУ СОШ № 74…………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………….13 стр.

Список литературы…………………………………………………………14 стр.


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом данной исследовательской работы стало формирование и развитие детского движения в России в целом и в МБОУ СОШ № 74 в частности. Работа может быть рассмотрена в рамках тематической секции «Воронеж пионерский» направление поиска «История пионерской организации в школе».

Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX века. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к истории детского и молодежного движения в России.

Привлекательность детских организаций состоит в возможности самовыражения и самоутверждения детей и подростков в процессе совместного со взрослыми творения коллективной творческой жизнедеятельности.

Детская общественная организация позволяет каждому ребенку и подростку ощутить свою гениальность и востребованность. Через общение подростки усваивают жизненные ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. В процессе совместной деятельности у них развивается такое качество, как способность к общению на основе партнерских отношений. Пробуя себя в общем деле, ребята усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают деловые качества, учатся руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Цель: изучить историю зарождения и становления детского движения России.

Задачи исследования:

познакомиться с историей возникновения детского движения в России;

познакомиться с историей создания, деятельностью пионерского движения в МБОУ СОШ № 74;

узнать законы и традиции, существующие в детских объединениях;

начать систематизацию знаний о деятельности пионеров школы разных лет.

Официальные документы, интернет сайты, изучение исторических источников, архивных данных детской организации, собственного архива учителя истории Зятиковой Светланы Андреевны.


 


 


 


 


 

ИСТОКИ ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Для исследовательской работы по краеведению нас привлекла тема «История пионерской организации МБОУ СОШ № 74», биографии, интересные факты жизни и деятельности пионеров прошлых лет.

Эта тема наиболее близка всем нам, ведь школьная жизнь проходит перед нами ежедневно, ежегодно.  Мы считаем, что были и есть в нашей школе пионеры - активисты, о которых нужно рассказывать, писать исследовательские работы и сохранить этот материал в кабинете истории для будущего поколения учащихся.

19 мая – День пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и «пионерских кострах» вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии, а нам кажется интересным рассмотреть сегодня историю пионерской организации.

В нашей школе уже велась работа по сбору материала по теме «История пионерской организации» и мы решили продолжить работу, которую начинали старшие ребята.

В процессе поиска материалов мы встречались с ветеранами педагогического труда: Минаковой Ираидой Ивановной, Талдыкиной Ираидой Ильиничной. Из этих встреч и бесед мы узнали много интересного о школьной жизни пионерской дружины школы.

Начались поиски литературы, документов, фотографий, атрибутов пионерской организации и пионеров.

Мы узнали историю пионерской организации страны, школы, как проходила жизнь по законам пионеров, какую роль играла пионерская организация в школьной жизни.

Интересно, что в России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Ещё во время Гражданской войны скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Однако скаутское движение при новой власти было обречено на уход с исторической сцены, так как в России скаутские структуры зарождались и функционировали как монархические детские организации.

В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены. Однако, распустив скаутские организации, новая власть, всё же положительно оценила опыт скаутского движения и решила поставить его на службу интересам как партии, так и страны в целом.

В год запрета скаутинга в России в Москве появились первые отряды юных пионеров. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 года несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». 19мая 1922 года - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года - 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".

21 января 1924 года - решением комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

СОЗДАНИЕ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР. Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов).

В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учетом системы скаутинга. Позже, всё дальше отходя от колыбели скаутинга, пионерская организация обогатилась своей историей, своими традициями и характерными только для неё чертами.

Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений.

Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались по территориальному принципу (на предприятиях, либо по месту жительства пионеров). Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины. В школах достойных ребят стали принимать в ряды пионеров.


 


 


 


 


 

ПИОНЕРСКАЯ РАБОТА В МБОУ СОШ № 74

Поиски материалов, посвященных деятельности пионерской организации в МБОУ СОШ № 74 увенчались успехом. Нам удалось найти альбом - отчет о деятельности пионерского отряда, борющегося за право носить имя Аркадия Каманина. Для пионерии было свойственно делами и поступками увековечивать имена людей, чья жизнь была подвигом. Из альбома мы узнали о биографии героя. В 14 лет юный пионер стал пилотом связного самолета «По-2» штурмового авиационного корпуса, воевавшего в Западной Украине. Трижды награжден правительственными наградами. За подвиг вовремя войны Аркаша Каманин был награжден орденом Красной Звезды (Приложение № 1)

Чтобы носить гордое имя героя пионерский отряд составил план-марш, которому должен следовать в своей деятельности (Приложение № 2).

Марш - это примерная программа жизни и работы пионерских отрядов. Она рассчитана на 5 лет. Марш проводился в несколько этапов и посвящался:

60-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (1976-1977). Девиз - «Идем дорогой Ленина, дорогой октября!»;

60-летию Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (1978), «Мы верная смена твоя, комсомол!»;

110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина (1979-1980), «Пионеры всей страны делу Ленина верны!»

Что значит для отряда выполнить программу марша? Это значит, что отряд организуя работу на маршрутах, видит не только конкретные, подсказанные Маршем дела, он видит перед собой высокую, ясную цель. Следуя маршрутами марша, отряд каждый день в учении, труде, спорте, во всех делах учит пионеров выполнять свою пионерскую клятву- сверяет каждый свой шаг с торжественным обещанием, законами пионеров Советского Союза.

В альбоме прослеживается выполнении всех целей, намеченных Маршем.

Из альбома мы также узнали о символе пионерской чести - Пионерском галстуке и значке. Галстук красный, потому что он частица Красного знамени. Три конца пионерского галстука – знак единства трех поколений: коммунистов-комсомольцев – пионеров. Значок представляет собою пятиконечную звезду, эмблему нашей Родины. В центре звезды силуэт Владимира Ильича Ленина, имя которого носит организация. Под ним ответ на пионерский девиз: «Всегда готов!» Над звездой – три языка пламени пионерского костра, символизирующие нерушимую связь трех поколений: коммунистов-комсомольцев – пионеров.

Вот некоторые мероприятия пионерского отряда.

1.Участие в посте № 1 на Задонском шоссе (Приложение № 3);

2.Экскурсия по памятным местам комсомольской славы (Приложение № 4);

3.Экскурсия в музей аэрофлота (Приложение № 5);

4.Встреча с Екатериной Ильиничной Крестниковой - связисткой роты, ветераном защитников боев за Воронеж (Приложение № 6);

5.Походы (Приложение № 7);

6. Участие в подшефной работе, субботниках (Приложение № 8).

Пионеры школы активно участвовали во многих районных, городских, областных, Всероссийских мероприятиях. Сохранилось в альбоме много дипломов и грамот, которыми были награждены пионеры школы (Приложение № 9).

Одним из примечательных мероприятий пионерской дружины школы было участие во Всероссийском дозоре юных пожарных. Дозор был объявлен 1декабря 1979 года ЦК ВЛКСМ, министерством внутренних дел СССР, Министерством просвещения РСФСР и центральным советом ВДПО. Юные пожарные средней школы № 74 Железнодорожного района насчитывали в своих рядах 48 человек. Нам удалось найти альбом с отчетом о мероприятии. Из материала альбома нам удалось выяснить, что на момент участия в дозоре старшей пионервожатой была Талдыкина Ираида Ильинична, первыми членами дружины были Боровиков Дима, Сергеев Алеша, Шугурова Наташа. 5 октября 1982 года состоялось общее собрание членов ЮДПД школы на котором присутствовало 46 дружинников. Для повседневного руководства дружиной был избран штаб в составе 10 человек.

Дружина построена была из 2 отрядов по интересам:

1-й отряд отвечал за проведение работы в школе,

2-й отряд отвечал за работу в зоне пионерского действия.

Работой отрядов руководил штаб отряда, в состав которого входили командиры групп. Каждая группа насчитывала до 5 человек.

Из материалов альбома можно проследить план работы каждой группы и отчет о проделанной работе (Приложение № 10 ).

С 9 по 16 февраля 1982 года под руководством штаба ЮДТД пионеры и октябрята дружины приняли участие во втором этапе Всесоюзной радиовикторины «Осторожно-огонь!» Лучшими ответами в дружине признаны ответы Чернышёвой Светланы, Акованцевой Оксаны, Фомичёва Олега. Ответ штаба ЮДПД занял во Всесоюзной радиовикторине «Осторожно – огонь!» первое место (Приложение № 11).

Участвуя в Дозоре, пионеры посещали пожарно-технические выставки, знакомились с профессией пожарных. Так члены ЮДПД 14 апреля 1982года побывали на экскурсии в пожарной части № 11, где старший лейтенант Баркалов Г.А. познакомил юных пожарных с устройством и работой техники. Интересным был его рассказ о ветеране пожарной охраны Чувикове Павле Ивановиче, который был награжден медалью «За отвагу при тушении пожара».

Из материалов альбома и из рассказа пионервожатой нам удалось выяснить, что члены ЮДПД принимали участие в соревнованиях на первенство Железнодорожного района по пожарно-прикладному спорту в эстафете 4х80 метров и заняла 2 место, общее время 58 секунд. Руководителями являлись курсанты военного училища Гунько Игорь и Щекин Вадим (Приложение № 12).

Для пионеров было свойственно общаться с пионерами разных городов, государств. Так пожарная Дружина нашей школы вела интересную переписку с дружиной юных пожарных школы № 32 города Львова УССР.

В 1972 году пионеры 6 «Д» школы вели переписку с Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым. В альбоме сохранилось письмо, которое получили пионеры в ответ на письмо, в котором просили о присвоении отряду имя героя (Приложение № 13).


 


 


 


 


 


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Середина 1980-х годов - предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

После «перестройки» Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".

Октябрь 1990 года - преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

Такие перемены в пионерской организации страны не обошли стороной и пионерскую организацию в нашей школе. В 1994 – 1995 учебном году она была переименована в детское объединение «Радуга». Основной формой жизнедеятельности школьного коллектива является ученическое самоуправление, которое регламентируется в рамках детского школьного объединения, которое по нынешнее время находится на стадии становления и проходит период формирования в школьных стенах. Школьное объединение охватывает всех учащихся школы, а его работа строится согласно программам районной детской организации «Единство» и включает основные направления областной концепции развития воспитательной системы в школе.

Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.

История детского движения продолжается. История его в  XXI веке может и должна стать предметом исследования. Кто займется этим: «За Родину, добро и справедливость – будь готов!»

ЛИТЕРАТУРА

Книга вожатого. Под ред. Шашериной Н., М. «Молодая гвардия», 1972г.

Книга вожатого. Составитель Деркач А., М. «Молодая гвардия», 1982г.

Личный архив Зятиковой С.А.

Материалы архива детской организации школы.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://ru.wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Аркадий Каманин

Приложение № 2

План-Марш

 

 

Приложение № 3

Пост № 1 на Задонском шоссе

Приложение № 4

Экскурсия по памятным местам комсомольской славы

 

Приложение № 5

Экскурсия в музей аэрофлота

 

 

Приложение № 6

 

Встреча с Екатериной Ильиничной Крестниковой

Приложение № 7

Походы

Приложение № 8

Участие в подшефной работе

Приложение № 8

Участие в субботниках

Приложение № 9

Дипломы и грамоты

Приложение № 10

Отчет о проделанной работе

Приложение № 11

Штаб ЮДПД занял во Всесоюзной радиовикторине «Осторожно – огонь!» первое место

Приложение № 12

Участие в соревнованиях на первенство Железнодорожного района по пожарно-прикладному спорту

Приложение № 13

Переписка с Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым

 

 

22

 

Опубликовано в группе «Творческие работы старшеклассников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.