Статья «Организация краеведческой работы в детском саду "Светлячок" МБОУ "Бестужевская СОШ"»

6
0
Материал опубликован 17 May 2021

t1621266201aa.gifБыкова Людмила Алексеевна – воспитатель,

Синицкая Надежда Игоревна – воспитатель.

МБОУ «Бестужевская СОШ» филиал д/с «Светлячок»

 

Организация краеведческой работы в детском саду «Светлячок » МБОУ «Бестужевская СОШ»

 

Для России поселок – частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём!

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является нравственно- патриотическое воспитание.

Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Что же такое краеведение?

Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

Задачи краеведения:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному селу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие, воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.

Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей края проводятся в «Избе сказаний» и библиотеке. Наш детский сад «Светлячок» очень тесно сотрудничает с «Избой сказаний» и библиотекой. Дети детского сада с удовольствием посещаем мастер – классы, которые для нас проводит Смелкова Марина Владимировна, а с ткачеством знакомит Суворова Галина Николаевна. С детьми также организуются занятия-игры с музейными экспонатами. Они проводиться совместными усилиями работников «Избы сказаний» и воспитателями детского сада, при этом не только в музее, но и вне его - например, в группе.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, нами оформлен патриотический уголок, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о достопримечательностях Устьянского района, с.Бестужево, дидактические игры, раскраски: «Матрёшки», тряпичные куклы, глинянные игрушки, «Народное творчество» и др.

Учитывая ведущую деятельность детей, широко используем различные виды игр в краеведческой работе. Разработали ряд дидактических игр по ознакомлению с с. Бестужево «Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Кто живет в лесу», «Съедобное - несъедобное», «Кто потрудился?». Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт «Библиотека», «Магазин», «Повар» «Больница», «Почта», «Парикмахерская».

В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, изобразительных умений, творческих способностей. Эта форма краеведческой работы очень полезна и интересна для детей. Воспитанники и их родители являются главными в сборе информации и её оформлении. Дети с удовольствием выступают в качестве экскурсоводов.

Так же проводим беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями и мультфильмами по произведениям былин Марии Ильиничны Федоровой-Шалауровой, устьянской собирательницы фольклора, которая родилась в с. Бестужево в 1878.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В нашем детском саду проходит очень много мероприятий в соответствии с перспективным планированием. Детям очень нравится принимать участие в праздниках, развлечениях – фольклорных (таких как Святки, Масленица, пасха и т.д.) и государственных ( 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Новый год)

Прогулки и экскурсии в природу, - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Значимым в работе по краеведению является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно, в тесном контакте с родителями мы поработали над следующими проектами: «Семья-это счастье. Семья-это радость», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Моя Родина – Россия».

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

 

Список используемых источников

 

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Москва: Линка-пресс, 2003 - 195 с.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Москва: АРКТИ, 2007 – 140 с.

Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. Москва: Изд-во АРКТИ, 2003 (Домодедово : ДПК) – 79 с.

Руденко Л.Г., Кухарева Т.А. Край мой Севером зовется Методическое пособие. Мурманск, 1997

Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2015.

Группа « В контакте» https://vk.com/topic-987532_1510609 (дата обращения: 23.01.2021)

Бестужево: упрямое свободолюбие длиной в пять веков https://regnum.ru/news/2526497.html (дата обращения: 23.01.2021)

Путевые заметки горожанина в Устьянах: Бестужевские зарисовки https://www.news29.ru/m/obschestvo/Putevye_zametki_gorozhanina_v_Ustjanah_Bestuzhevskie_zarisovki/10612 (дата обращения:23. 01.2021)

Изба Устьянских сказаний https://pomorland.travel/what-to-see/izba-ustyanskikh-skazaniy/ (дата обращения:23. 01.2021)

Группа «В контакте» «Устьяны» https://vk.com/wall-135788_32206 (дата обращения:23. 01.2021)

Изба Устьянских сказаний http://ustyany.com/index.php/186-izbe-ustyanskik (дата обращения:23. 01.2021)

Прокопий Устьянский https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокопий_Устьянский (дата обращения:23. 01.2021)

Православный церковный календарь https://azbyka.ru/days/sv-prokopij-ustjanskij (дата обращения:23. 01.2021)

Светик – озеро по мотивам устьянских былин https://www.youtube.com/watch?v=6ixXy4GLaDU (дата обращения: 24.01.2021)

Праведный Прокопий Устьянский, мульткалендарь https://www.youtube.com/watch?v=dgLkAeaw35o (дата обращения: 24.01.2021)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.