Из истории высшего образования в России и академических обменов
Автор публикации: А. Чистякова, ученица 11 класса
Чистякова Анжелика,
ученица 11 класса
МБОУ СОШ №49 г.Шахты
Первым высшим учебным заведением в России стала Славяно-греко-латинская академия, открытая в 1687 году в Москве, которой в 1701 году Пётр I государственный статус. Академия была всесословной, поэтому в 1731 году в ней смог учиться сын поморского крестьянина Михаил Ломоносов. Студенты изучали там латынь и греческий язык, грамматику, пиитику, риторику, логику, физику, а в высших «школах» — философию и богословие.
Большую популярность обучение за границей приобрело после того, созданный Петром I государственный орган «Великое посольство» начал вести активную заграничную деятельность в 1697, с момента отъезда Петра и членов посольства в Европу. Целью Великого посольства было решение политических вопросов и установление дипломатических связей с другими государствами, также целями являлись: перенять опыт иностранных мастеров, обучение военному и морскому делу, закупка оружия, приглашение иностранных специалистов в Россию и обучение молодых дворян в Европе. Страны, которые посетил Петр Алексеевич, являлись одними из наиболее развитых в Европе: Швеция, Англия, Курляндия (сейчас Финляндия), Австрия, Голландия.
Благодаря знаниям, полученным в ходе пребывания в Европе, Петр I провел массу политических и социальных реформ, сломавших старую, консервативную систему управления Московским государством. Также деятельность посольства дала сильный толчок для дальнейшего изменения отношения России к зарубежному образованию.
Впоследствии, по указу Петра I 28 января 1724 года в России основывается первая Академия наук. Данное решение Петр I принял под влиянием несколько факторов. Побывав во Франции в 1717 году и посетив Парижскую академию, Ботанический сад, анатомический театр, астрономическую обсерваторию, пообщавшись с учеными, врачами, архитекторами, художниками и механиками, он решил, что и в России тоже необходимо подобное французскому, высшее учебное заведение. Петр понимал, что Российская империя вполне готова и обладает всеми нужными ресурсами для ее создания.
Особенностью данной Академии наук, является то, что изначально она состояла только из приглашенных иностранцев. При Академии работало множество выдающихся ученых, в том числе французский астроном и картограф Джозеф-Николя Дели, швейцарский физик, механик и математик Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. В 1726–1733 годах количество учащихся было примерно до 40 человек. Объяснялось это, тем, что люди не понимали практической пользы обучения. Например, продвижения по Табели о рангах окончание университета тогда не сулило. А стремление к наукам как главный стимул, тогда мало кому было свойственно. Чтобы пополнить ряды, в университет при Академии наук стали переводить лучших учеников из Славяно-греко-латинской академии и духовных учебных заведений. В их числе оказался Ломоносов — так он продолжил учёбу уже в Петербурге. В целом Академический университет не справился с возложенной на него задачей, и в 1766 году его закрыли. В дальнейшем университеты создавались вне Академии наук, и подконтрольны они были не ей, а Министерству просвещения.
Первым российским полноценным университетом считается Московский, который учредила в 1755 году императрица Елизавета Петровна. Первых преподавателей пригласили тоже из-за границы. И опять столкнулись с проблемой нехватки студентов: доходило до того, что профессора читали лекции друг другу.
Сначала российские вузы копировали уклад средневековых немецких университетов, а с начала XIX века — учебных заведений гумбольдтовской модели. Но вскоре они приобрели свои характерные черты.
Остальные российские университеты создавались уже преимущественно в XIX веке, и к началу XX их насчитывалось 11 во всей империи. Ближе к концу XIX века и в начале ХХ стали также появляться высшие учебные заведения профессиональной подготовки, не считавшиеся классическими университетами (например, чисто медицинские, педагогические институты, политехнические), и негосударственные вузы. Вместе с университетами их было около ста. Конечно, к этому времени желающих получить высшее образование было уже много, но в основном стремились за прикладными знаниями: самым популярным факультетом был юридический, потому что он открывал дорогу любой карьере на госслужбе. А вот историко-филологические факультеты порой испытывали недостаток абитуриентов.
Первые иностранные студенты начали учиться в доревoлюционной России в 70-х годах 19 века. Студенты из Болгарии, Албании, Боснии, Герцеговины, Сербии, Турции были приглашены учиться в Россию на дружеской основе. Им были назначены государственные стипендии, студенты были освобождены от платы за обучение.
Высшее образование после революции 1917 года не прекратило своего существования и развития. Наоборот, перед страной была поставлена задача - научить грамоте все взрослое население страны. Для решения этой задачи стране потребовались миллионы учителей. Поэтому все дореволюционные университеты были сохранены и в каждом областном центре были созданы учительские институты и техникумы.
Учитывая, что Россия была в то время аграрной страной, то перед ней возникла задача подготовки сельскохозяйственных кадров. В результате в стране были открыты десятки сельскохозяйственных вузов, техникумов, опытных станций. В 1925-1927 гг. в стране уже было 136 вузов. То есть их количество по сравнению с дореволюционным периодом выросло в два с лишним раза. Именно в 20-е годы ХХ в. наши вузы обладали очень значительными свободами. Дело в том, что на первое место в обучении тогда выдвинулись вопросы мировой революции, строительства социализма и коммунизма в нашей стране.
Большевистское правительство продолжило практику бесплатного обучения граждан Турции, Персии (Ирана с 1935 года), Афганистана и Монголии. Большинство студентов с Востока учились в Советском Сoюзе в Рабочем коммунистическом университете Востока (КУВТ), специально созданном международном университете, в котором с 1921 по 1938 год обучались студенты более 73 национальностей.
Наибольший поток студентов в советские ВУЗы можно было наблюдать после победы СССР во Второй мировой войне.
С 1999 года по 2016 количество студентов во всем мире, обучающихся за пределами родной страны, выросло с двух до пяти миллионов человек.
Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно предусматривает организацию приема на бесплатное обучение 15 тысяч иностранных студентов в рамках квоты Федерального правительства Российской Федерации. По словам министра, некоторые из них являются представителями стран, где возникают военные конфликты. В 2019 году 541 место было выделено гражданам Сирии и 95 - кандидатам из Йемена. В 2019 году в российских университетах обучалось 1920 студентов. Они представляют 49 стран африканского континента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арефьев О. Н. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития: учебное пособие для вузов / О. Н. Арефьев, Г. Д. Бухарова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Акад. проф. образования, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. Екатеринбург: УрО РАО, 2004. 354 с.
Международное сотрудничество в образовании: ключевые аспекты и преимущества // Научые Статьи.Ру — портал для студентов и аспирантов. — Дата последнего обновления статьи: 29.10.2023. — URL: https://nauchniestati.ru/spravka/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-obrazovaniya/ (дата обращения: 09.12.2023).
Неволина В. В. Тенденции трансформации образования в современном мире. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Монография. - URL: https://www.litres.ru/viktoriya-vasilevna/tendencii-transformaciiobrazovaniya-v-sovre-67584239/ (дата обращения: 10.12.2023)
Нестеров А.А. История советского высшего образования //Studfile.net. – URL: https://studfile.net/preview/4520778/page:18/ (дата обращения: 17.12.2023)