12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1930
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Материалы для студентов»

Эссе: Мировые тенденции в развитии высшего образования

Выполнил:

Магистрант 3 курса

Группы: 29ПОм 142-з

Файзуллина Наталья Александровна

На протяжении многих столетий люди стремились к знаниям. Это привело к тому, что человечество стало развиваться, узнавать много нового. Но и образование подверглось изменениям. В связи с этим возникает ряд вопросов. С чего началось образование? Как возникла потребность в образовании? Кто же был самым образованным человеком в древности? Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование получали только чиновники, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своей страны? Поэтому возникла потребность людей в образовании. В государствах древнего Востока хранителями научных знаниях были, главным образом, жрецы, а также часть чиновников. Это помогало им господствовать над огромной массой неграмотного, трудившегося от зари до зари народа. У греков же было иначе. Наличие большого числа рабов, денежные состояния многих граждан, отсутствие принуждения заниматься тяжелым трудом, оставляло немало времени для занятия образованием и наукой. Ученым человеком в Греции мог стать любой из наиболее образованных и имевших денежные средства граждан, хотя встречались и такие люди, которые предпочитали не иметь даже своего дома и хорошей еды, но заниматься наукой. Многие современные науки происходят из Греции. На это указывают даже их названия, взятые из древнегреческого языка: история (рассказ о прошлых событиях), философия (любовь к мудрости), география (описание земли), геометрия (землемерие), биология (учение о жизни), физика (природа), математика (знание, наука) и т.д. Многие научные знания греки позаимствовали у народов древнего Востока, а затем обобщили и развили их. А мы заимствовали все древние знания и науки у них.

Таким образом, школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов. 

А каково состояние нынешнего образования? Образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств.

Обратим внимание на важнейшие тенденции и особенности развития системы высшего образования. Во-первых, это быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Это связано с тем, что высшее образование во всем мире стало востребованным и престижным. Количество поступающих в высшие учебные заведения растут с каждым годом. Существует факт, что Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы. Эта тенденция прослеживается и в других странах мира.

Во-вторых, это расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Так университет включает в систему образования разные дисциплины, так как образованный человек должен разбираться в разных сферах наук. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе. Таким образом, новая дисциплина возникает на стыке нескольких наук.

В-третьих,  создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. Такая тенденция была ведена с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности.

Четвертой тенденцией считается качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

От этого зависит роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

То есть вуз дает не только знание, но и практику, которая необходима для устройства на работу.

К пятой тенденции относится повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании.

К шестой тенденции относится изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

В заключении, хотелось бы отметить, что перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы, которая ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение. В образовании происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения: усложнение деятельности по разработке курсов; необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов; усиление требований к качеству учебных материалов; возрастание роли обучаемого в учебном процессе; усиление функции поддержки студента; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся. Свое эссе я хотела бы закончить великой китайской мудростью: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Ведь перемены за собой несут массу новых трудностей, но и с другой стороны являются последователями лучшего будущего.


 



 

Опубликовано в группе «Материалы для студентов»

Комментарии (1)

Старшов Михаил Александрович, 20.06.18 в 12:34 0 Ответить Пожаловаться
ах, как всё было хорошо, просто магистерская диссертация, как вдруг удивительным аккордом закончилось: "являются последователями лучшего будущего" - а я не понимаю, как это!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.