Исследовательская работа «Какие загадки знают современные школьники?»

1
0
Материал опубликован 4 February 2019

Автор публикации: В. Дружинина, ученица 5Б класса

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательская работа

Какие загадки знают современные школьники?

Автор:

Дружинина Вероника,

ученица 5-б класса

Руководитель:

Девятерикова

Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 

г. Верхотурье

2019 г.

Содержание:

Вступление

3-4

Глава 1. «Она будет жить вечно»

 
  1. 1.1. Загадка. Что это такое?

5-7

  1. 1.2. Принципы построения загадок.

7-10

Глава 2. «Что за чудные загадки…»

 

2.1. Анкета-опросник

11-13

2.2. Загадки моей прабабушки

14

2.3. Загадки моих родителей

15-16

2.4. Урок «Загадки и отгадки»

 

Заключение

 

Список использованных ресурсов

 

Вступление

На уроках литературы и риторики мы изучили тему «Загадки». Мы с ребятами узнали, что такое загадка, какие виды загадок бывают. И мне стало интересно, как появились загадки? Кто их придумал? А, может, загадки появились сами? И главный вопрос, который меня интересует: какие загадки знают мои одноклассники?

Гипотеза: современные школьники знают загадки и умеют их разгадывать.

Объект: устное народное творчество

Предмет: загадка

Актуальность

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы «Какие загадки знают современные школьники?» актуальна.

Практическая значимость исследования

Исследование позволяет расширить кругозор обучающихся, развить интерес к изучению устного народного творчества , формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться быстро отгадывать загадки.

Методы исследования:

Работа с литературой, интернет-ресурсами;

Анкетирование;

Беседа;

Анализ результатов исследования.

Цель проекта: узнать, какие загадки знают современные школьники.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу.

Провести анкетирование среди обучающихся 5 классов, чтобы узнать, что знают ребята о загадках.

Загадать пятиклассникам загадки разных времен (моей прабабушки и моих родителей).

Провести урок по теме «Загадки и отгадки».

Глава 1. «Она будет жить вечно».

1.1. Загадка. Что это такое?

Оказывается, первые загадки появились очень давно. В древности они носили мифическое и символическое значение. Загадки часто использовались в древнерусских сказках. Они считались неким испытанием, прохождение которого приводит к исполнению желаний. Правильно отгадать загадку для героев сказок означало найти ключ решения многих проблем. Неумелое и ошибочное разгадывание загадок, приводило к самых ужасным последствиям.

В Древней Греции существовали оракулы, предсказывающие судьбы. Загадки очень тесно связаны с древнегреческими оракулами. Дело в том, что в предсказаниях оракулов были зашифрованные загадки, разгадав которые можно было узнать свою судьбу.

В современном мире загадки утратили такое мистическое значение. К сожалению, теперь разгадывание загадок не сможет помочь людям узнать свое будущее. А вот прекрасно провести время с друзьями за разгадыванием загадок - вполне возможно!

Что же такое загадка?

В Толковом словаре С.И. Ожегова дано такое определение загадки: «Загадка  — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке» (с.197)

В учебнике литературы для 5 класса написано такое определение: «Жанр фольклора; краткое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое для разгадки».

Существуют различные виды загадок. Всего таких групп десять:

1 «Логические»

Логические загадки – это загадки на внимательность.

Например:

Летели три страуса. Одного охотник убил. Сколько птиц осталось?(страусы не летают)

2 «Старинные»

Старинные загадки – это загадки, которые придумали очень давно, и в них используют слова « салазки, изба, отец, мать и т.д »

Например:

Одного отца, одной матери, а не тому и не другому не сын?(дочь)

3 «Анималистические»

Анималистическая – это загадка про животное или птицу.

Например:

Узнать его нам просто, высокого он роста, и видит далеко. (жираф)

4 «Русские народные»

Русские народные загадки – это загадки, которые сочинил русский народ.

Например:

Шубу два раза в год снимает .Кто под шубой гуляет?(бараны, овцы)

5 «С подвохом»

Загадка с подвохом – это загадка с обычным вопросом, но необычным ответом.

Например:

В комнате было 12 котят ,11 цыплят ,2 петуха и 4 курицы . Когда в комнату зашёл человек с собакой. Сколько в комнате стало ног?(ноги только у людей)

6 «Шуточные»

Шуточные загадки – это загадки с чувством юмора.

Например:

Какое имя первой женщины, освоившей летательный аппарат?(Баба Яга)

7 «Про профессии»

Загадки про профессии – это загадки о специальности человека.

Например:

Может он жилье продать, обменять, купить и сдать. (риелтор)

8 «Про предметы»

Загадки про предметы – это загадки, в которой загадывается предмет быта.

Например:

Он - качели и кровать, хорошо на нем лежать,
Он - в саду или в лесу покачает на весу.(гамак)

9 «Про стихии»

Загадки про стихии – это загадки, в которых нужно угадать явление природы.

Например:

 Крашеное коромысло через реку повисло. (радуга)

10 «Про времена года»

Загадки про времена года – это загадки, в которых нужно угадать время года.

Например:

Тает снежок, ожил лужок. 
День прибывает. Когда это бывает?(весна)
1.2.Принципы построения загадок.

Загадка – жанр, восходящий к глубокой древности. Загадка своего рода испытание сообразительности и ума.

Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать». Загадка – это «раскрытие сокрытого». Основной поэтический приём – метафора (уподобление, одушевление). Эту особенность заметил ещё Аристотель, для которого «загадка – хорошо составленная метафора».

Появление загадки как речевого жанра, по-видимому, связано с целой системой запретов, существовавших для древнего человека. Это было своеобразное табу, которые отражали разные стороны человеческой жизни. Например, охотничьи, основанные на уверенности, что животные понимают человеческий язык. Поэтому наши далёкие предки использовали иносказания: не говорили о своих намерениях, не называли орудия охоты и не называли зверей, на которых предстояло охотиться.

Второй мотив – это мотив испытания. По всей видимости, первоначально он был также связан с запретами. При инициации, т.е. испытании подростка при переходе в возрастной разряд мужей, зрелых охотников, скотоводов, землевладельцев и воинов, юноша должен был показать и своё знание условного языка.

Кроме того, появление иносказания связано с верой в то, что тот, кто владеет именем, имеет власть над человеком.

В дальнейшем при помощи загадок испытывали человеческую мудрость и учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок – своеобразное единоборство. Это связано с особым значение слова и отношением к нему древнего человека. Слово само по себе имело силу, и тот, кто владел словом, владел опредёленной силой. Загадки достаточно часто встречаются в сказках, где порой они её композиционно скрепляют. Разгадывание загадок – основа некоторых сказок.

Загадки наиболее древний жанр, так как в нём отражаются мифологические воззрения народа. Одни из самых древних загадки: «Стоит дуб - стародуб, на том дубе - стародубе сидит птица - вереница, никто её не поймает – ни царь, ни царица, ни красная девица» (солнце на небе), «Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало» (роса), «Тур ходит по горам, - турица по долам, тур свистнет, - турица мигнет» (гроза), «Конь бежит, земля дрожит».

В загадке показан предметный мир. По тому, как представлен мир в загадках, в каких образах, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о логике народа. Также, можно сделать вывод о мировоззрении народа: его отношении к природе, к другим людям, религии. В загадках говорится о многих атрибутах народного (крестьянского) быта. Это загадки об утвари, об орудиях труда, о домашних животных.

Одна из древнейших загадок была выцарапана на стенах храма. Разговаривать в храмах было запрещено, вот загадка на стене и была выцарапана, пусть приятель отгадает: «Голосом железный, камены перси, медяная голова, липовая челюсть, в золоте»… Это Божий храм. Голос у него железный от колоколов, грудь стена каменная, накрыт медным куполом, главою, крыта золотом, липовая челюсть – легкое деревянное крыльцо.

Загадки использовались людьми для передачи закодированной информации. Так, в Новгородской 1-ой летописи под 1016 годом рассказывается о борьбе сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. Однажды Ярослав направил разведчика в лагерь противника, который спросил у тайного сторонника: «Что ты тому (Ярослву) велише творити? Меду мало варено, а дружины много?» Разведчик получил ответ тоже в форме загадки: «Рци тако Ярославу: «Да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав понял, что дружину нужно в ночь вести в бой».

Конечно, все эти функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны. Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.

Загадка как жанр речевого высказывания имеет свои художественные особенности и структуру. Конечно, это связано с тем, что загадка – это иносказание, намёк, окольная речь, обиняк. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается.

Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.

При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.

Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое.

Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим неожиданно, непривычно, остроумно.

Бывают загадки, в которых предмету даётся имя, звучащее в рифму с другими словами: «Маленький Денис на верёвочке повис». Имя Денис употребляется потому, что это слово рифмуется со словом «повис».

В некоторых случаях загадка рифмуется с отгадкой: «Что в избе Самсон?» (заслон).

Во многих загадках важен звуковой образ, который создаётся с помощью аллитераций и находится в одном звуковом ряде: «Вверх бурды, вниз бурды, по тем бурдам вели бурды» (тканьё).

Виды загадок в соответствии с принципами построения:

Загадки только с точно названными признаками:

Например: Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Опять ляжет в дупло. (Сова.)

Загадки только с зашифрованными признаками:

Например: В золотой тарелке стоят домики, А улицы нет. (Подсолнух.)

Загадки с отрицательным сравнением:

Например: Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко.)

Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками (имеют отрицания и иносказания).

Например: Не украшение, а серебряный, Не пастух, а стадо пасет. (Месяц и звезды)

5. Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками: Например: Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

6. Загадка – вопрос:

Например: Чего не лень делать? (чесаться)

Глава 2. «Что за чудные загадки…»

Нам стало интересно узнать, а знают ли мои одноклассники загадки и умеют ли они их разгадывать.

2.1. Анкета – опросник

Для этого мы составили анкету – опросник.

Анкета-опросник.

1.Что такое загадка?

2.Какие виды загадок вы знаете?

3.Вы умеете загадывать загадки?

4.Вам нравится, когда вам загадывают загадки?

5.Зачем люди загадывают друг другу загадки?
                         Результаты проведения анкетирования среди обучающихся

5 классов
Что такое загадка?

Вывод: к сожалению, почти все опрошенные ребята не знают, что такое загадка (даже после изучения этой темы на уроках литературы)

Какие виды загадок Вы знаете?

Вывод: пятиклассники, в основном, не знают, какие виды загадок существуют, или называют виды, которые не существуют вообще.

Вы умеете загадывать загадки?

Вывод: ребята 5 классов считают, что умеют загадывать загадки.

Вам нравится, когда Вам загадывают загадки?

Вывод: большинство пятиклассников ответили, что им нравится, когда им загадывают загадки, но 10 опрошенных ребят не смогли с уверенностью ответить на этот вопрос.

Зачем люди загадывают друг другу загадки?

Вывод: к сожалению, большинство опрошенных ребят не смогли ответить на вопрос: «Зачем люди загадывают друг другу загадки?», но были очень интересные варианты ответов: «развивать память», «чтобы человек вспоминал слова», «чтобы стать умнее».

2.2. Загадки моей прабабушки

Затем мы загадали ребятам 5 классов загадки моей прабабушки:

1. Лицом - к стене, а спиной к избе (топор)

2. Тяжело, не тяжело, а через избу не перекинешь. (Пёрышко)

3. Одного отца, одной матери, а ни тому и ни другому не сын? (Дочь)

4. Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают. (Полозья)

5. Чего из избы не выгонишь? (Пыль)

После подведения итогов мы получили следующие результаты.

Загадки моей прабабушки (правильные ответы)

Вывод: к сожалению, большинство ребят так и не смогли отгадать загадки моей прабабушки.

Я считаю, что ребята не смогли отгадать загадки, потому что в загадках содержались старинные слова, значения которых ребята, возможно, не знают (например, полозья, изба).

2.3. Загадки моих родителей

Потом мы загадали моим одноклассникам загадки, которые загадывали в детстве мои мама и папа.

1) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

2) Сидит дет во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает. (Лук)

3) Висит груша - нельзя скушать. (Лампочка)

4) Сто одёжек и все без застежек. (Капуста)

5) Два конца, два кольца, а по середине гвоздик. (Ножницы)

6) Не лает, не кусает, а домой не пускает. (Замок)

7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, а достать не могут. (Луна)

8) Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)

9) Без окон, без дверей - полна горница людей (Огурец)

10) Без рук, а рисует, без зубов, а кусает. (Мороз)


                           Загадки моих родителей (правильные ответы)

Вывод: с более современными загадками ребята справились намного лучше. Единственная загадка, которая вызвала затруднения у всех ребят, это загадка «Без окон, без дверей - полна горница людей» (огурец). Мы думаем, что у ребят вызвало затруднение слово «горница». И поэтому на уроке «Загадки и отгадки» я обязательно объясню ребятам лексическое значение этого слова.

Вывод:

После проведения анкетирования и анализа ответов ребят при отгадывании загадок мы определили проблемы:

ребята не знают, что такое загадка;

не знают виды загадок;

мои одноклассники не знают, зачем нужно загадывать друг другу загадки.

И самое главное – ребята не умеют отгадывать самые простые загадки.

Поэтому мы решили подготовить и провести урок по теме «Загадки и отгадки».


Заключение

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.

Загадка в древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.

Список использованных источников:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и Образование", 2004.- 1200 с.
3. Учебник по литературе для 5 класса под ред. Г.С.Меркина. - М., 2013.

 

 



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.