12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Анатольевна Карташова291
Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

с. Малоенисейское, Бийского района




Школьная конференция итоговых проектных работ «В мире науки»





УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Зима недаром злится. Календарь погоды


t1619108310ab.gift1619108310ac.gift1619108310ad.gif

Выполнила:


Ученица 2 класса Шагеева Софья

МБОУ «Малоенисейская СОШ»


Научный руководитель:

учитель начальных классов

Карташова Наталья Анатольевна


с. Малоенисейское, 2020 -2021г



Оглавление

Введение 4

Глава I. Теоретическая часть 6

1.1. Особенности зимы нашей местности 6

1.2. Изменения в природе зимой 8

Признаки наступления зимы 11

1.3. Явления природы зимой 13

Интересные факты о зиме 14

1.4. Научное объяснение народных примет 15

Глава II. Практическая часть 16

2.1 Анкетирование учащихся по теме исследования 16

2.2. Наблюдения за погодой с декабря по февраль. И сопоставление с народными приметами. 20

2.3. Сравнительный анализ погоды с природными явлениями зимних месяцев 22

Заключение 25

Список литературы 26


Паспорт проектной работы



Название проекта

Календарь погоды «Зима недаром злится»

Авторы проекта

Шагеева Софья

Руководитель проекта

Карташова Наталья Анатольевна

Этапы работы над проектом

Теоретический

Практический

Заключение

Краткая аннотация

Данный исследовательский проект является краткосрочным, в нем мы рассмотрели роль примет в прогнозах погоды, узнали, что с их помощью можно дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день. Я научилась определять погоду по приметам.

Наиболее достоверными являются те приметы, которые основаны на местных признаках погоды. В итоге создала дневник наблюдений, который в дальнейшем продолжу

Вид проекта

Исследовательский

Цель проекта

выявить особенности зимы в период с 1 декабря 2019 года по 29 февраля 2020 года на территории нашей местности, и определить соответствуют ли они народным зимним приметам о погоде.

Задачи проекта

Изучить народные зимние приметы о погоде

Найти научное объяснение и подтверждение приметам

Провести наблюдение за погодой, опираясь на краткосрочные и долгосрочные зимние народные приметы о погоде

Провести анкетирование, определить, насколько школьники знают народные зимние приметы и умеют их использовать.

Изучить литературу о зимних месяцах


Необходимое оборудование

Компьютер, термометр

Предполагаемый продукт проекта

Дневник наблюдений, реферат



Введение

Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.

Я очень люблю зиму. Она привлекает меня своей красотой и разнообразием зимних игр. В моей семье всегда обращали внимание на красоты природы нашей местности. Мы с родителями часто совершаем пешие прогулки по лесу, вдоль реки Бии и на знаменитый «Святой ключ».

К сожалению, не все так ценят природу, люди всё реже наблюдают за ней и не верят в старинные приметы. Люди перестали передавать многовековые наблюдения за животными, растениями, природными явлениями, считая, что на них не стоит обращать внимание, так как они уже не соответствуют действительности. Человек только берёт от природы, не давая ей ничего взамен. Всё чаще звучат опасения, что природа гибнет, что её надо спасать.

Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как необходимо, знакомить детей и взрослых с «языком» природы. Потому что, человек, наблюдающий за природой, научившийся видеть её красоту, её законы никогда не станет её губить, а приложит все усилия на её процветание.

Объект исследования – погода в нашей местности в зимние месяцы 2019-2020 г.

Предмет исследования – оправданность народных примет при прогнозе погоды для нашей местности.

Цель моего исследования: выявить особенности зимы в период с 1 декабря 2019 года по 29 февраля 2020 года на территории нашей местности, и определить соответствуют ли они народным зимним приметам о погоде.

Гипотеза: зимние народные приметы о погоде и сейчас достаточно точны (несмотря на давность их возникновения)

Задачи исследования:

Изучить народные зимние приметы о погоде

Найти научное объяснение и подтверждение приметам

Провести наблюдение за погодой, опираясь на краткосрочные и долгосрочные зимние народные приметы о погоде

Провести анкетирование, определить, насколько школьники знают народные зимние приметы и умеют их использовать.

Изучить литературу о зимних месяцах

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретические: изучение литературы по данной проблеме, анализ собранного материала, обобщение.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование

Математические

Диаграммы

Таблицы

Практическая значимость:  собранный материал может быть использован на уроках окружающего мира, как дополнительный материал к уроку, а так же в повседневной жизн


Глава I. Теоретическая часть Особенности зимы нашей местности

Наступления зимы в Алтайском крае не единомоментный процесс, что связано с континентальным климатом местности, циклонической активностью и уменьшением продолжительности свечения солнца. Это предопределяет осенний переход положительных средних суточных температур воздуха к показателям температуры около ноля градусов (примерно 29-30 октября) и преимущественными ночными отрицательными значениями к климатической зиме.

Дата наступления климатической зимы в 19-20 веках в среднем приходилась на 29 октября. За последние 20-30 лет наступление климатической зимы стало часто смещаться в ноябрь и в среднем наступала с 5 ноября. Зачастую только с 5 ноября и позже начинали фиксироваться регулярные средние суточные температуры ниже 0°C, фиксируя 1 день климатической зимы.

Образование устойчивого снежного покрова по старым нормам происходило с 5 ноября, обычно через несколько дней после перехода к регулярной средней отрицательной температуре. Теперь средняя дата формирования устойчивого снежного покрова сместилась к 8 ноября. Появление регулярных отрицательные значений дневных температур в современное время фиксируется в среднем с 10-12 ноября. Время ледостава на Бии также сместились на 3-5 дней и уже происходит в среднем после 15 ноября.

Атмосферные явления и процессы влияют на сроки наступления зимы, от года к году изменяя их. Так в 191419351976, 2016 годах был зафиксирован ранний приход зимы (на 15—20 дней), а в 196319711973 — поздний.

Для Алтайского края определена средняя зимняя температура. Она составляет −13 °C. Учитывая изменчивость континентального климата юга Западной Сибири, можно говорить о значительной изменчивости зимней средней температуры. Так в 1968—1969 годах средняя температура опустилась до −20 °C. Причиной этого послужила обширная арктическая воздушная масса, вторгшаяся с районов акватории Баренцева моря, севера Европейской части РФ и северных районов Таймыра и Нижнего Енисея. Ещё одной из причин формирования холодных зим является влияние отрога азиатского антициклона, простирающегося с востока на юго—восток Западной Сибири. Коренная зима длится 3 зимних месяца.

Перелом зимы ("предвесенье") начинается с увеличением продолжительности солнечного сияния и дневной капелью, возвратом к дневным положительным температурам с завершением периода устойчивых морозов. Заканчивается климатическая зима безвозвратным доминированием средних суточных положительных температур выше 0 °C (примерно 3-4 апреля).

Средняя продолжительность климатической зимы составляет в среднем 5 месяцев (149 дней) по данным за последние 20 лет. Минимум был зафиксирован в 1929—1930, 1947—1948, 1958—1959, 1973—1974 , 2001—2002 годах — 90 дней и менее. Максимум продолжительности в более чем 160 дней зафиксирован в зимы 1918—1919, 1935—1936 и 1959—1960 годов. Устойчивый снежный покров лежит с первой декады ноября до начала апреля (в среднем 152 дня). Последний день климатической зимы можно отнести к 1 апреля. В среднем зима длится с ноября по март, иногда захватывая еще пару-тройку формально осенних(29.10-31.10) и весенних дней (1.04.-4.04) из календаря, составляя по средним многолетним значениям 19-20 веков от 156 до 159 дней (с учетом високосных годов), в 21 веке редко превышая 150 дней.

1.2. Изменения в природе зимой

1.2.1 Декабрь

Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.

Рис. 1

t1619108310ae.jpgt1619108310af.jpgt1619108310ag.jpg

Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.

В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.

На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.

Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.

Рис.2

t1619108310ah.jpgt1619108310ai.jpgt1619108310aj.jpg

1.2.2 Январь


В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.

Рис.3.

t1619108310ak.jpgt1619108310al.jpgt1619108310am.jpg

Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан — Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.

Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы. Рис. 4


t1619108310an.jpgt1619108310ao.jpg

1.2.3 Февраль

С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.

В южных областях России на вербах появляются почки — первые предвестники весны, а проталины, как гонцы, несут весть о ее приближении. Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.

Рис. 5

t1619108310ap.jpgt1619108310aq.jpgt1619108310ar.jpg

Признаки наступления зимы

Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков. Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками, аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.

Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.

Славится зима и своими морозами. Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники — шапка и варежки.

Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья. Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.

В зимнее время мало еды, поэтому некоторые животные впадают в спячку, а те, которые продолжают бодрствовать, отращивают пушистый и густой мех. Заяц, например, становится белым, а ежик и медведь впадают в спячку.

Птицам тоже непросто переносить холода и отсутствие обильное еды, поэтому многие из них улетают в теплые края, а оставшиеся приспосабливаются к разным видам корма.

Явления природы зимой

Вt1619108310as.jpg это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:

Снег

Метель

Гололедица

Сосульки

Морозные узоры

Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.

Гололедица, словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.

Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки. Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.

Морозные узоры, как и иней, является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.

Интересные факты о зиме

Зима — это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:

снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.

Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.

В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.

В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) — на вершинах Скандинавских гор и Альп.

Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.

18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.

Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.

Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.

Научное объяснение народных примет

Многим народным приметам находится научное объяснение. В основном это краткосрочные приметы. Распознать предстоящие изменения погоды растениям помогают многие факторы: температура, влажность и наэлектризованность воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле. Например, цвет вечерней зари, форма и размер солнечного диска зависят от влажности и температуры воздуха, а венцы вокруг Солнца и Луны, по которым предсказывают ненастье, образуются облаками, которые начинают закрывать собой небо. Что касается положения рогов Луны и их «тупости» или «остроты», то связаны они с состоянием атмосферы: при сухой и ясной погоде рога видны хорошо и четко, при туманной или с повышенной влажностью - рога мутнеют. А высокая влажность всегда дает впоследствии дожди. Положение Луны вверх или вниз рогами связано с преломлением света в атмосфере: при положении рогов вниз верхние слои атмосферы получают приток теплого воздуха, что уменьшает влажность и дает устойчивую сухую погоду, при положении рогов вверх - воздух насыщен влагой, погода будет меняться на плохую.

Таким образом, люди во всём мире с незапамятных времён наблюдали за природой, выявляли её закономерности, и бережно передавали свои знания из поколения в поколение.

t1619108310at.jpg

Глава II. Практическая часть 2.1 Анкетирование учащихся по теме исследования

Первым этапом нашего исследования стало проведение анкетирования, интервьюирования и опроса среди учащихся 1-4 классов, в котором приняли участие 86 учащихся начальных классов. Данный этап необходим для того, чтобы понять, насколько осведомлены учащиеся школы о особенностях зимы нашей местности.

Учащимся была выдана анкета (Приложение ) в которой предлагались 5 вопросов: 1. Наблюдаете ли вы за погодой?/ да- нет

2. Ведете ли дневник наблюдений за погодой? да- нет

3. Верите ли вы в народные приметы о погоде? да- нет

4. Слышали ли вы о том, что приметы имеют научное объяснение? да- нет

Обработка и интерпретация результатов проводится по по частоте встречаемости ответов. Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, чтобы за относительно короткое время можно было опросить значительное число людей. Анкетирование проводится анонимно (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

Инструкция. Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы предложенной анкеты, выберите вариант (или варианты ответов) из предложенных ниже. Выбор вариантов ответов может быть как единичным, так и множественным.

Дата проведения анкетирования – 6.11.2019 год.

Анкетирование проводила ученица 1класса Шагеева Соня и руководитель проекта Карташова Н.А. и после чего сделали анализ работ.

Всего в опросе приняли участие 53 учащихся начальных классов МБОУ «Малоенисейская СОШ». Из них девочек – 24, мальчиков – 27.

Диаграмма 1. Наблюдаете ли вы за погодой?/ да- нет

t1619108310au.gif

По диаграмме видно, что учащиеся не ведут наблюдения за погодой.

Диаграмма 2. Знаете ли вы, что можно самостоятельно вести дневник наблюдений за погодой? да- нет

По диаграмме видно, что учащиеся знают о дневнике наблюдений, но вести не стараются

t1619108310av.gif

Диаграмма 3. Верите ли вы в народные приметы о погоде? да- нет

t1619108310aw.gif

Диаграмма 4. Слышали ли вы о том, что приметы имеют научное объяснение? да- нет

t1619108310ax.gif

По результатам диаграммы можно сделать вывод, что тема, выбранная нами будет интересная и поучительная. Учащиеся мало осведомлены о приметах и их связи с погодными явлениями.

2.2. Наблюдения за погодой с декабря  по февраль. И сопоставление с народными приметами.

Итак, подготовим дневник наблюдений по месяцам и ежедневно будим его заполнять. Для этого нам понадобятся 3 листа формата А 4, ручка и карандаш.

Предлагаю подготовить дневник наблюдений за погодой по инструкции:

1

1. Начертим или напечатаем на компьютере таблицу со следующими графами: «Дата», «Время», «Продолжительность дня», «Температура воздуха», «Облачность», «Осадки», «Направление и сила ветра», «Особые явления и приметы времени года». Этой информации будет достаточно для младших школьников.

2. Определите период времени, в течение которого вы будете вести наблюдения. Это может быть неделя, месяц, сезон, полгода, год. Чем длиннее временной отрезок, тем больше данных для обобщения у вас накопится. В дневник, рассчитанный на неделю, вносить записи нужно несколько раз в день, например, утром, около полудня и вечером. При длительных наблюдениях за погодой старайтесь фиксировать основные показатели ежедневно в одно и то же время.

3. Приобретите термометр для определения температуры воздуха. Установить его нужно на внешней стороне окна. Записывая данные, нужно обращать внимание на такой нюанс: находится ли ваш измерительный прибор в тени или под яркими лучами солнца.

Пользуйтесь данными ежедневных прогнозов погоды Гидрометцентра при описании влажности воздуха, атмосферного давления, солнечной активности, продолжительности дня. За другими погодными явлениями (осадки, облачность, сила ветра) наблюдайте лично. Обязательно отмечайте специфические сезонные признаки: первые листья на деревьях, радуга, гололед и т.д.

Проанализируйте изменения погоды, используя данные дневника. Вычислите среднесуточную температуру за период наблюдений. Для этого сложите все показатели в градусах Цельсия и разделите на количество дней. Выделите дни с максимальной и минимальной температурой.

Постройте температурный график. Начертите серым карандашом вертикальную линию. К середине вертикали проведите перпендикулярную горизонтальную прямую. Горизонталь разметьте на равные отрезки, обозначающие дни недели или числа месяца. Она будет соответствовать нулевому значению температуры воздуха. На вертикальной линии обозначьте температурные значения: выше горизонтальной прямой расположите «плюс», ниже – «минус». На пересечении даты и градусов поставьте точки и соедините их. Для наглядности низкую («минусовую) температуры изображайте синим цветом, высокую («плюсовую) – красным.7

Определите преобладающее в период наблюдений направление ветра, проследите зависимость облачности от силы ветра. Опишите изменения влажности воздуха, продолжительности дня и ночи, колебания атмосферного давления и т.д.

Подробно перечислите все замеченные во время наблюдений сезонные природные явления: выпал первый снег, часто случались дожди с грозами, ежедневно дул холодный сильный ветер и т.д. Не забудьте поделиться личными впечатлениями о погоде.


2.3. Сравнительный анализ погоды с природными явлениями зимних месяцев

Главной нашей задачей исследования было выяснить на примере зимних месяцев, как народные приметы связаны с природными явлениями. В практической части мы попробуем свои наблюдения за погодой связать с теми народными приметами, которые нашли.

После того как наблюдение было закончено приступаем к определению связи погоды в определенные дни, с народными приметами. Для этого составим таблицу и заполним ее.

Таблица № 1

Приметы по месяцам

Месяц

Примета

Декабрь 2020г (погода)

12

Декабрь


Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.

Если в этом месяце вы слышите что гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.

Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.

Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.

Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

Почти весь месяц

был пасмурный.




Грома не было.




Два дня был небольшой

дождик.


Снега было много,

иней был два дня.


Снегири прилетели

в начале декабря.


Январь 2020 г

1

Январь

если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.

Южного ветра 21 января

не было.


23 января инея не

наблюдалось.

Февраль 2021 г

2

Февраль

Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.

Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.

Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.

Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.

Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые — оттепель.

Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.

Морозы были половина

меснца.


Снега было не очень много.

Грома не было.


Дождь был один раз.


Звёзды были и яркие и тусклые.


Сильных морозов не было

только до -22.

Выводы по главе

Отследить совпадения или несовпадения абсолютно всех примет народного календаря, конечно же,  не возможно. Причин тому несколько: во-первых, требуются регулярные, а порой даже за несколько лет наблюдения за погодой, во-вторых, очень много примет в календаре прогнозируют изменения, которые должны произойти через  достаточно продолжительное время – месяц, а то и более. Поэтому для подтверждения или опровержения требуются регулярные наблюдения.  Получается, что для ежедневной организации жизнедеятельности необходимо всё-таки пользоваться услугами Гидрометеоцентра,  хотя знание примет народного календаря лишним не будет.











Заключение

Зима — это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников. Наш проект одновременно оказался и сказочный и научный. Нам удалось проследить связь погоды с приметами. Я считаю, что вести дневник наблюдений погоды, это очень интересное и полезное занятие.

В результате проведения исследовательской работы нами были исследованы народные приметы зимних месяцев. Ведение наблюдений за погодой и дневника погоды дало возможность сопоставить реальную погоду с выбранными народными приметами. Результаты анализа выбранных народных примет показали, что на территории города Кемерово и его пригорода народные приметы соответствовали реальной погоде на 93%. В целом, проведенное исследование, решило поставленные задачи, подтвердило выдвинутую гипотезу и достигло своей цели. Проведя свои наблюдения, можно с уверенностью сказать, что народные приметы предсказывают погоду не хуже Гидрометцентра. Наши предки были очень прозорливые люди. Народные приметы, связанные с луной, облаками, звёздами, растениями и животными сбываются и в наши дни. Мы заметили, что наиболее достоверными являются те приметы, которые основаны на местных признаках погоды. Еще необходимо помнить, что использование для прогноза только одной какой-либо приметы является не совсем достоверным предсказанием. В дальнейшим продолжим наблюдение за погодой, сделаем его на весь год

Список литературы


Электронная книга «Вопросы о погоде, (Что мы о ней знаем и чего не знаем)» Автор(ы): Астапенко П. Д.Размер:17275100 байт Язык: РУС Формат: DJVUСсылка 1: http://1.iesod3.z8.ru/self0022/280808_voporopog.rar

Алексей Бэр. «На кухне погоды — как делается прогноз погоды»http: // vodnyimir.ru /Na_ kuhne_pogody.htm

"Российская газета" - Неделя №3746 от 15.04.2005 ст. «У погоды - женское лицо» Игорь Абраменко, Владимир Баршев, Александр Зеленков http://ru.wikipedia.org/wiki/

«Метеорологический справочник» http://meteorologist.ru/

География родного края под ред. Л.М. Ахромеева

Детская энциклопедия «Погода».

М.Г. Софер «У природы нет плохой погоды». –СПб, 1993г.

Р.А. Ковешникова «Народный календарь–колыбель научного естествознания».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Анкета-опросник

1 Наблюдаете ли вы за погодой?/ да- нет

2. Ведете ли дневник наблюдений за погодой? да- нет

3. Верите ли вы в народные приметы о погоде? да- нет

4. Слышали ли вы о том, что приметы имеют научное объяснение? да- нет

5. Знаете ли вы о особенностях зимы нашей местности? да- нет

Приложение 2


Дневник наблюдений





28


Автор материала: С. Шагеева (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.