12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Писарева Ольга Вениаминовна157
Россия, Ивановская обл., Лежнево п

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

по программе «Школа России».

Педагог: Писарева Ольга Вениаминовна

ОО: МБОУ Лежневская СШ №10 Ивановской области

Учитель начальных классов.

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; познакомить с биографией Федора Ивановича Тютчева; анализировать поэтическое произведение.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение выразительно; представлять картины весенней природы и находить в тексте нужные слова; находить в стихотворении олицетворения; составлять «паутинки ассоциаций».


 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивационный этап.

Добрый день, прекрасные девчонки и веселые мальчишки! Добрый день всем, у кого хорошее настроение! Добрый день всем, кто будет стараться хорошо работать на уроке!

Дети настраиваются на урок

2

Актуализация знаний.

Снег тает, проталин

Уж много кругом…

Вот склоны зеленым

Покрылись холмом.

(К. Хетагуров)

Прочитайте стихотворение.

Прочитайте стихотворение с удивлением (с раздражением, с восхищением).

Прочитайте выразительно.

О каком времени года пишет поэт?

Как вы думайте, почему начали урок с этого стихотворения?

Дети читают жужжащим чтением.

Дети читают с заданной интонацией.

О весне.

Будем читать стихи о весне.

3

Целеполагание, постановка проблемы

Совершенно верно, сегодня будем читать стихотворение о весне. Чтобы узнать фамилию поэта, с творчеством которого будем знакомиться, разгадайте шифровку.

 

1

2

3

4

А

И

Ч

Р

У

Б

Ж

Ф

В

А

В

Н

Т

Е

С

Г

К

Д

М

Х

Д

Ю

П

Ё

О

 

Б2,Д3,Г2,Д4,А3

___________________________

А1,Б3,Б4,В1,Д4,Б3,А1,А2 ___________________________

В2,Д1,В2,А2,В3, Б3 _______________________

 

 

Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Как думайте, чему мы сегодня на уроке будем учиться?

Совершенно верно, это и будут задачи нашего урока.

Федор Иванович Тютчев.

Стихи о весне Федора Ивановича Тютчева.

Будем учиться читать выразительно, находить выразительные средства, познакомимся с биографией поэта.

4

Поиск путей решения проблемы

Что вы знаете о поэте Тютчеве?

Чтобы подробнее познакомиться с биографией поэта, его творчеством, поработаем с кейсами.

Вспомним, что такое кейс?

Работать будем в группах. Объединитесь по 4 человека.

Изучите предложенные материалы (приложение 1) и заполните рабочий лист (приложение 2). Для выполнения работы вам отводится 5 минут.

Время, отведенное на работу, закончилось. Что вы узнали о поэте Федоре Ивановиче Тютчеве?

Ответы детей.

Кейс-это пакет с документами.

Дети объединяются в постоянные группы.

Дети изучают предложенный материал и заполняют рабочий лист.

Опираясь на рабочий лист, ученики отчитываются о проделанной работе.

5

Физкультминутка

Тюки-тюки, тюки-так –

Звон веселый слышен.

Это часики весна

Завела под крышей.

Тюки-тюки, тюки-так –

Счет ведет капели.

На гнездовья точно в срок

Гуси прилетели.

И шумят мне ручейки

На весенней стежке:

- Выходи, малыш, гулять!

Надевай сапожки! 

Подготовленные дети проводят физкультминутку, показывая движения. Все остальные повторяют.

6

Решение проблемы

Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте, как называется стихотворение, которое будем читать сегодня на уроке.

Нам встретятся трудные и не совсем понятные для вас слова.

Ребята, где можем посмотреть значение непонятных и трудных слов?

Все засуетилось

Значение этих слов найдем в словарике учебника.

Нудит вон

Хлопочет

Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте.

Стихотворение читает учитель (на фоне музыки).

Какой прием использует поэт, описывая главных героинь своего произведения Зиму и Весну?

Вспомните, что такое олицетворение?

Найдите в тексте олицетворения и прочитайте.

Почему слова «Зима» и «Весна» написаны поэтом с заглавной буквы?

Как думайте, какое настроение было у Тютчева, когда он писал строки?

А у вас какое настроение, когда вы читаете их?

Прочитайте стихотворение друг другу.

Прочитайте стихотворение выразительно.

(Можно читать по цепочке по одной строфе).

Дети открывают учебник.

«Зима недаром злится…»

В словаре, в интернете, спросить у взрослых

Ученики открывают словарик на стр.110

Беспорядочно, торопливо задвигалось

Заставляет уйти

Один из учеников находит значение слова в словаре С.И.Ожегова

Ученики внимательно слушают.

Олицетворение.

Олицетворение это прием, при котором неживым предметам приписываются действия живых.

Дети находят в тексте олицетворения и зачитывают.

Поэт пишет о них, как о живых.

Радостное.

Нам тоже радостно и весело, что уходит зима и приходит весна.

Работа в парах. Читают друг другу по очереди.

Читают выразительно всему классу (несколько человек)

7

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Составим паутинки ассоциаций на тему «Зима» и «Весна» (приложение 3).

Запишите слова, которыми поэт характеризует своих героев. Используйте яркие цвета в оформлении своей работы.

Прочитайте, какие ассоциации возникают о Зиме, о Весне.

Ученики составляют «Паутинки ассоциаций», работая в парах. Половина детей- с ключевым словом «Весна», другая половина – «Зима».

Дети защищают свои проекты.

8

Объяснение домашнего задания

Дома вы выучите стихотворение наизусть, а кто пожелает, нарисует к нему иллюстрацию.

Ученики записывают задание в дневники

9

Рефлексия учебной деятельности

Что мы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Что особенно получалось?

Тема сегодняшнего урока «Стихи о весне».

Составьте синквейн на тему «Весна».

Ответы детей.

Работа в постоянных группах. Зачитываю свои работы.


 

Список литературы.

«Времена года». Стихи русских поэтов. Школьная библиотека 2012г.

Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс». Москва. ВАКО 2017г.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона


 

Приложение 1.

«Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай и младшая дочь – Дарья.

Первоначальное образование получил дома. Домашним образованием мальчика руководил молодой поэт-переводчик Семён Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов. Он стал для своего ученика настоящим товарищем. 

Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. В 1819 г. Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета. В 1821 г. с отличием его закончил. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. На чужбине Тютчев провёл двадцать два года.

Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но печатался очень редко. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г. Александру Пушкину попала в руки тетрадь со стихами Ф.Тютчева. Пушкин принял стихи с изумлением и восторгом и опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее.

В 1844 г. Тютчев переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был зачислен на службу в Министерство иностранных дел. Стихов в эти годы он совсем не печатал. Первый сборник стихотворений вышел в 1854 г. под названием: «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854».

Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Умер поэт 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.».


 

Приложение 2.

Рабочий лист.

 

Содержание вопроса

Ответ

1

Дата рождения поэта

 

2

Где родился Ф.И.Тютчев?

 

3

Сколько детей было в семье Тютчевых?

 

4

Кто занимался домашним образованием Фёдора Тютчева?

 

5

В каком учебном заведении учился поэт?

 

6

Сколько лет Фёдор Иванович провел за границей?

 

7

Кто впервые опубликовал стихи Тютчева?

 

8

В каком году вышел первый сборник стихов поэта?

 

9

Как назывался первый сборник?

 

10

Посвятил ли Фёдор Тютчев всю свою жизнь поэзии и литературному творчеству?

 

 

Хетагуров К. «Весна»

Дмитриев Т. «Весенние часики»

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.