12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Писарева Ольга Вениаминовна157 Россия, Ивановская обл., Лежнево п Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок на тему «Ф.И. Тютчев «Зима не даром злится...»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
по программе «Школа России».
Педагог: Писарева Ольга Вениаминовна
ОО: МБОУ Лежневская СШ №10 Ивановской области
Учитель начальных классов.
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; познакомить с биографией Федора Ивановича Тютчева; анализировать поэтическое произведение.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение выразительно; представлять картины весенней природы и находить в тексте нужные слова; находить в стихотворении олицетворения; составлять «паутинки ассоциаций».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Мотивационный этап. | Добрый день, прекрасные девчонки и веселые мальчишки! Добрый день всем, у кого хорошее настроение! Добрый день всем, кто будет стараться хорошо работать на уроке! | Дети настраиваются на урок | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Актуализация знаний. | Снег тает, проталин Уж много кругом… Вот склоны зеленым Покрылись холмом. (К. Хетагуров) Прочитайте стихотворение. Прочитайте стихотворение с удивлением (с раздражением, с восхищением). Прочитайте выразительно. О каком времени года пишет поэт? Как вы думайте, почему начали урок с этого стихотворения? | Дети читают жужжащим чтением. Дети читают с заданной интонацией. О весне. Будем читать стихи о весне. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Целеполагание, постановка проблемы | Совершенно верно, сегодня будем читать стихотворение о весне. Чтобы узнать фамилию поэта, с творчеством которого будем знакомиться, разгадайте шифровку.
Б2,Д3,Г2,Д4,А3 ___________________________ А1,Б3,Б4,В1,Д4,Б3,А1,А2 ___________________________ В2,Д1,В2,А2,В3, Б3 _______________________
Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Как думайте, чему мы сегодня на уроке будем учиться? Совершенно верно, это и будут задачи нашего урока. | Федор Иванович Тютчев. Стихи о весне Федора Ивановича Тютчева. Будем учиться читать выразительно, находить выразительные средства, познакомимся с биографией поэта. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Поиск путей решения проблемы | Что вы знаете о поэте Тютчеве? Чтобы подробнее познакомиться с биографией поэта, его творчеством, поработаем с кейсами. Вспомним, что такое кейс? Работать будем в группах. Объединитесь по 4 человека. Изучите предложенные материалы (приложение 1) и заполните рабочий лист (приложение 2). Для выполнения работы вам отводится 5 минут. Время, отведенное на работу, закончилось. Что вы узнали о поэте Федоре Ивановиче Тютчеве? | Ответы детей. Кейс-это пакет с документами. Дети объединяются в постоянные группы. Дети изучают предложенный материал и заполняют рабочий лист. Опираясь на рабочий лист, ученики отчитываются о проделанной работе. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Физкультминутка | Тюки-тюки, тюки-так – Звон веселый слышен. Это часики весна Завела под крышей. Тюки-тюки, тюки-так – Счет ведет капели. На гнездовья точно в срок Гуси прилетели. И шумят мне ручейки На весенней стежке: - Выходи, малыш, гулять! Надевай сапожки! | Подготовленные дети проводят физкультминутку, показывая движения. Все остальные повторяют. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Решение проблемы | Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте, как называется стихотворение, которое будем читать сегодня на уроке. Нам встретятся трудные и не совсем понятные для вас слова. Ребята, где можем посмотреть значение непонятных и трудных слов? Все засуетилось Значение этих слов найдем в словарике учебника. Нудит вон Хлопочет Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. Стихотворение читает учитель (на фоне музыки). Какой прием использует поэт, описывая главных героинь своего произведения Зиму и Весну? Вспомните, что такое олицетворение? Найдите в тексте олицетворения и прочитайте. Почему слова «Зима» и «Весна» написаны поэтом с заглавной буквы? Как думайте, какое настроение было у Тютчева, когда он писал строки? А у вас какое настроение, когда вы читаете их? Прочитайте стихотворение друг другу. Прочитайте стихотворение выразительно. (Можно читать по цепочке по одной строфе). | Дети открывают учебник. «Зима недаром злится…» В словаре, в интернете, спросить у взрослых Ученики открывают словарик на стр.110 Беспорядочно, торопливо задвигалось Заставляет уйти Один из учеников находит значение слова в словаре С.И.Ожегова Ученики внимательно слушают. Олицетворение. Олицетворение это прием, при котором неживым предметам приписываются действия живых. Дети находят в тексте олицетворения и зачитывают. Поэт пишет о них, как о живых. Радостное. Нам тоже радостно и весело, что уходит зима и приходит весна. Работа в парах. Читают друг другу по очереди. Читают выразительно всему классу (несколько человек) | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Составим паутинки ассоциаций на тему «Зима» и «Весна» (приложение 3). Запишите слова, которыми поэт характеризует своих героев. Используйте яркие цвета в оформлении своей работы. Прочитайте, какие ассоциации возникают о Зиме, о Весне. | Ученики составляют «Паутинки ассоциаций», работая в парах. Половина детей- с ключевым словом «Весна», другая половина – «Зима». Дети защищают свои проекты. | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Дома вы выучите стихотворение наизусть, а кто пожелает, нарисует к нему иллюстрацию. | Ученики записывают задание в дневники | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что особенно получалось? Тема сегодняшнего урока «Стихи о весне». Составьте синквейн на тему «Весна». | Ответы детей. Работа в постоянных группах. Зачитываю свои работы. |
Список литературы.
«Времена года». Стихи русских поэтов. Школьная библиотека 2012г.
Кутявина С.В. «Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс». Москва. ВАКО 2017г.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Приложение 1.
«Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай и младшая дочь – Дарья.
Первоначальное образование получил дома. Домашним образованием мальчика руководил молодой поэт-переводчик Семён Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов. Он стал для своего ученика настоящим товарищем.
Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. В 1819 г. Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета. В 1821 г. с отличием его закончил. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. На чужбине Тютчев провёл двадцать два года.
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но печатался очень редко. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г. Александру Пушкину попала в руки тетрадь со стихами Ф.Тютчева. Пушкин принял стихи с изумлением и восторгом и опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее.
В 1844 г. Тютчев переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был зачислен на службу в Министерство иностранных дел. Стихов в эти годы он совсем не печатал. Первый сборник стихотворений вышел в 1854 г. под названием: «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854».
Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Умер поэт 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.».
Приложение 2.
Рабочий лист.
Содержание вопроса | Ответ | |
1 | Дата рождения поэта | |
2 | Где родился Ф.И.Тютчев? | |
3 | Сколько детей было в семье Тютчевых? | |
4 | Кто занимался домашним образованием Фёдора Тютчева? | |
5 | В каком учебном заведении учился поэт? | |
6 | Сколько лет Фёдор Иванович провел за границей? | |
7 | Кто впервые опубликовал стихи Тютчева? | |
8 | В каком году вышел первый сборник стихов поэта? | |
9 | Как назывался первый сборник? | |
10 | Посвятил ли Фёдор Тютчев всю свою жизнь поэзии и литературному творчеству? |
Хетагуров К. «Весна»
Дмитриев Т. «Весенние часики»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона