Исследовательская работа «Каша-радость наша»

4
0
Материал опубликован 22 June 2018

Автор публикации: М. Чудинова, ученица 2А класса

Введение

Уже давно очевидно, что наше питание – это наше здоровье. Ведь не зря гласит народная мудрость:

« Если ешь с умом, то не нужно и лекарства».

Вспомним, как кормя ребёнка, любящая мама приговаривает

«Сорока, сорока,

Кашку варила,

Деток кормила

Этому давала …»

Или почему взрослые так настойчиво уговаривают малыша «Кушай кашку за маму, за папу – вырастешь большим пребольшим!». А когда у ребёнка что-то не выходит, комментируют это так: «Мало каши ел». С детства мы слышим о пользе каши, но тогда почему не все дети её едят? Почему в школьной столовой каша выбрасывается. Почему один ребёнок кашу ест с удовольствием, а мне, например, нравится всего лишь одна каша, пшённая? Задумавшись над этими вопросами, я решила узнать, как в нашей школе относятся к кашам другие ребята, узнать о пользе каши и рассказать об этом всем одноклассникам. Выяснить, много ли каши выбрасывается после завтрака в школьной столовой, научиться, самой варить вкусную кашу и полюбить её.

Цель данной работы выяснить как можно больше о пользе каши, помочь ребятам понять, чем каша полезна и почему её необходимо есть.

Основные задачи:

Изучить теоретический материал о каше.

Провести анкетирование среди учащихся и взрослых.

Побеседовать со школьным поваром.

Провести опыты и выявить, какая каша вкуснее.

Научиться готовить кашу самой.

Довести сверстникам информацию, что каши необходимы здоровью.

Объекты исследования: учащиеся 1 - 4 классов Кувинской средней школы

Предмет исследования: каша,

Гипотеза: Если я больше узнаю о пользе каши, то возможно смогу полюбить кушать все каши.

В своей работе я пользовалась книгами В. М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи», «Каша, кашка и кашица. Детская, слишком детская энциклопедия», материалами из Интернета

Методы: изучение литературы, исследование, опыты, наблюдение, сравнение.

Новизна работы в том, что мной открыто много интересного и нового о пользе каши не только для себя, но и для одноклассников.

1. Каша – радость наша!

1.1.Немного из истории возникновения каш

Каша — одно из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе.

Длительное время каша была любимым блюдом в России, а первоначально даже торжественным, обрядовым. Она употреблялась на празднествах, в том числе на пирах, на свадьбах, на крестинах. Вот почему в XII-XIV вв. слово «каша» было равнозначно слову «пир».

Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Затем, наряду с пшеницей, наши предки стали выращивать ячмень, овес и просо. «Праматерью хлеба» называют кашу в народе. Попробовав случайно запекшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша».

Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая, белужья. Рыбу мелко крошили и смешивали с разваренной крупой. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репяные и множество других каш из овощей.

Кашу варили и при заключении мирного договора между врагами. В знак примирения противники садились за один стол и ели эту кашу. Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных. Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже не задумываясь, говорим «однокашник». Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о мире, говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение это дожило и до наших дней. Но сегодня мы адресуем чаще это выражение неумелому человеку, а не врагу.

В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, 26 июня. Дома украшали букетами из гречихи, молились о хорошем урожае. В этот день готовили гречневую кашу, заправленную грибами, яйцами или с молоком для нищих и путешественников.

В XI–XIV веках слово “каша” было равнозначно слову “пир”. В Новгородской летописи 1239 года о браке Александра Невского говорится: дважды “кашу чинили” – одну при венчании в Троице, другую – в Новгороде.

На любом празднестве во время обряда каша занимала одно из главных мест среди других блюд. Кашу подавала молодая жена на второй день свадьбы в новом доме. На Крестинах бабка обходила гостей с кашей, потчуя отца ложкой каши с солью и перцем. С чугуном, полным каши, встречали новорожденного, отмечали сбор урожая, провожали в последний путь. «Варить кашу» - это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения. [3]

Получается, что каша – это больше, чем просто блюдо:

- русская традиция;

- Российская история;

- совместная деятельность людей;

- здоровое и правильное питание.

1.2. Разнообразие видов русских каш

Разнообразие видов русских каш делилось, прежде всего, на многообразии сортов круп, производимых в России. Почти из каждого вида зерна делалось несколько видов круп: от целых до дробленных различным образом. Больше всего любили крупы из гречихи. Помимо крупной крупы — ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую — велигорку и совсем мелкую — смоленскую. Кроме того, из гречихи получали так называемую обварную крупу, которую, завернув в ткань, быстро обваривали в кипятке, а затем высушивали и только после этого употребляли в каши.

Из ячменя делали крупу трех видов — перловую крупную, помельче, но побелее, и ячневую, совсем мелкую, вроде манной. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Широко были распространены полбенная каша из полбы, пшенная (из проса), манная (из твердых пшениц), овсяная (из целого и дробленого овса) и зеленая (из молодой, недозрелой, вполовину налившейся ржи). В XIV-XV вв. вошла в употребление рисовая каша из привозного, а затем и своего, русского, так называемого акулининского или суходольного риса, выращиваемого в Астраханской и Саратовской областях. Позднее, в XIX в., появились в России и привозные или искусственные виды круп — саго и розовая крупа из крахмала, которые, однако, употребляли довольно редко. [3]

1.3. Какие каши являются традиционными на Руси, чем они полезны?

В литературе на первом месте по ценности выделяют гречневую кашу.

Злак – гречиха. Крупа и каша – гречневая.

Увеличивает силу и выносливость организма, выделяется своей питательностью. Обладает антитоксическими свойствами, способствует выведению из организма избыточного холестерина и ионов тяжелых металлов, снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, в частности ишемической болезни сердца. Гречневая каша это настоящая мини-аптека !

В среднем гречневая крупа содержит 14% белков, 67% крахмала, более 3% жиров, богата витаминами В1, В2, В6, РР, минеральными веществами - фосфором, калием, марганцем, кальцием, железом, магнием. [2]

Злак – просо. Крупа и каша – пшенная.

Считается, что пшенная каша придает силы. Пшенную кашу рекомендуют людям, работающим физически, спортсменам, подросткам, жителям городов с неблагополучной экологической обстановкой. Зернышки пшена богаты витаминами В1 (борется с усталостью, раздражительностью и депрессией), В2 (поможет справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделает волосы густыми и сильными) и В5 (избавляет от проблем с осанкой и стабилизирует кровяное давление). Все витамины группы В благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность. Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами. [2]

Злак – овёс. Крупа и каша – овсяная.

Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина. Быстро восстанавливает силы, укрепляет кости, предотвращает дерматиты.

Содержатся витамины (А, В1, В2,Е), жиры, крахмал, сахар, аминокислоты и минеральные вещества. [2]

Злак – рис. Крупа и каша – рисовая.

Среди круп рис занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала - 77,3% и биологической ценности белка. К тому же в нем есть богатый набор витаминов –B1, В2 ,В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является важным средством профилактики малокровия. Снижает риск развития сердечнососудистых заболеваний, полезна склонным к ожирению людям.

Злак – ячмень. Крупа и каша – перловая.

Перловка богата аминокислотами. В ней содержится лизин, который участвует в выработке коллагена, сохраняющего кожу упругой и гладкой. Перловка богата витаминами и микроэлементами: в ней много калия, кальция, железа, присутствует также медь, марганец, цинк, молибден, никель, кобальт, стронций, хром, йод, бром, фосфор.

Набор витаминов тоже впечатляет. Богата витаминами группы В, а также витаминами А, D, Е, РР. Полезна при простуде и аллергии

Злак – пшеница. Крупа манка. Каша – манная.

В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником.

В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1 даже больше, чем в рисовой.

Бобовые – горох. Каша - гороховая.

В горохе множество полезных для человека веществ. Некоторые из них нужны для профилактики малокровия, зоба, атеросклероза и ожирения. Другие способствуют нормированию жирового обмена, третьи помогают выводить из организма ненужные ему жидкости (значит полезны тем у кого болит печень, сердце, почки).

Диетологи выделяют 4 наиболее полезные каши:

Гречневая каша – для сердца.

Овсяная каша – против старения.

Перловая каша – для молодости.

Пшенная каша – для энергии.

Считается, что пшенная каша придает силы. [6]


 

  1. Это интересно.

Ячмень выращивали и употребляли еще за 4000 лет до нашей эры. Ячмень – уникальная зерновая культура, способная прокормить Человечество, где угодно – и в пустыне, и в Заполярье, и в горах. Секрет его успеха в том, что он удивительно неприхотлив и при этом необычайно полезен. В старину перловая каша считалась царским блюдом. Для царского стола крупу замачивали на 12 часов, варили на молоке, томили в печи, заправляли сливками. Перловая да ячневая каши были любимицами царя Петра I.

Наша манная крупа названа так по имени легендарной манны. Слово «манна» происходит от древнееврейского корня, означающего «дарить». В Библии рассказывается, что во время странствования евреев по пустыне, когда наступил голод, внезапно с неба начала сыпаться «манна небесная», которая и спасла истощенных людей.

В России гречневая каша издавна считалась основой солдатской пищей.

В старину рис в нашей стране не выращивали. Долгое время о нем вообще ничего не знали. Лишь при Иване Грозном русские купцы впервые завезли диковинное зерно в Московию. Но как оно называется, не знали. Почему-то решили, что это«сарацинское пшено»(сарацинами тогда на Руси Называли арабов), хотя рис привозили из Персии и Закавказья — из стран вовсе не арабских. [1]

Первыми возделывать просо, из которого и получают пшено, начали в Древнем Китае. У жителей Поднебесной «золотая крупа» служила сырьем для производства муки, кваса, варки пива, приготовления супов и сладких блюд. А уж потом просо распространилось по всему миру.

В давние времена колоски овса, покрытые волосками, прицеплялись к шерсти животных, к ногам пешеходов и начинали вместе с ними путешествовать. Многие из таких невольных «бродяг», как считают ученые, пришли к нам из далекой африканской страны Эфиопии. [1]

Гороховую кашу варят не из злаковых, а из бобовых – гороха.

Горох на Руси знали с незапамятных времен. Не зря ведь про давние-давние времена говорят: «Это было при царе Горохе». Хоть и давно, а пришел к нам горох из заморских стран. Считают, что прародитель культурных сортов гороха родом из Средиземноморья, из Индии, Тибета. [5]

 

2. Каша в нашей жизни

2.1. Результаты анкетирования учащихся 2 – 4 классов

Я решила узнать, сколько же детей любят кушать кашу, и какую предпочитают больше всего. Мною было опрошено 57 человек. Анкета содержала такие вопросы:

1. Любишь ли ты кашу?

а) не люблю – 1 человек (1,7 %)

б) люблю, но не все – 19 человек ( 33%)

в) люблю – 37 человек (65 %)

2. Какую кашу ты любишь больше всего: (Приложение 1)

а) манную – 33 человек ( 58%)

б) рисовую – 28 человек (49 %)

в) гречневую – 21 человек (37 %)

г) пшённую – 19 человек (33 %)

д) гороховую – 5 человек (9 %)

е) никакую – 0 человек ( 0%)

По результатам проведенной анкеты среди учащихся начальных классов, можно сделать вывод о том, что в нашей школе большинство учащихся (65% )любят употреблять в пищу каши. Был установлен рейтинг популярности среди каш. Самая популярная каша – манная.

 

 

2.2. Результаты анкетирования взрослых

Родителям было предложено ответить на вопросы анкеты: «Что необходимо сделать, чтобы ребенок полюбил кашу»:

а) затрудняюсь ответить – 10 человек (13.5%)

б) говорить чаще о пользе каши – 22 человека (30 %)

в) добавлять в кашу фрукты – 16 человек (22 %)

г) вкуснее готовить – 26 человек ( 35%)

Большинство родителей придерживаются мнения, что надо больше беседовать с детьми о пользе каш, и просто готовить вкуснее.

2.3. Исследование меню школьной столовой

Из беседы с поваром школьной столовой Галиной Михайловной, мы узнали, что каждый день каши готовят разные:

В понедельник – дружба,

Во вторник – манную

В среду – пшённую

В четверг – ячневую

В пятницу – гречневую

От Галины Михайловны узнали, что большей популярностью в нашей школе пользуется манная каша, а нелюбимая - ячневая.

2.4. Сколько каши остаётся после завтрака первоклассников?

На завтрак готовят первоклассникам 5 килограммов каши. Остатки каши мы взвесили в тот день, когда каша была любимая (манная) – выбросилось около 300 г каши. В другой раз взвесили остатки той каши, которую дети считают нелюбимой. В этот день первоклассники не съели почти 1 кг каши.

По мнению Галины Михайловны, необходимо чаще детям объяснять о необходимости для детского организма употребления молочных продуктов и в особенности каш.

Просветительскую деятельность мы проводили в течение двух недель. Рассказала первоклассникам о пользе каш, как аппетитно каши можно украсить, провела с ними познавательные игры о кашах.

2.5. Эксперимент с кашей

До моего исследования каши я сама никогда не варила. Когда я узнала, что видов каш много, мне захотелось выяснить, какая каша варится быстрее. Этот эксперимент мы проводили с мамой. (Приложение 2)

Несколько дней варили на завтрак разные каши, чтобы узнать какая из них варится проще и быстрее. В ходе этого эксперимента я научилась варить манную, рисовую и гречневую каши. Сделала вывод, что быстрее и проще варить манную кашу. На всё приготовление уходит не более 10 минут, дольше всех варится рисовая каша. На её приготовление понадобится около часа. На приготовление гречневой каши уходит 40 минут. После того как мы каши варили, с сестрой её украшали фруктами. Оказывается, когда кашу варишь сам и ещё её украсишь, она становится более вкусной и аппетитной.

(Приложение 3)

2.6. Каша в русском фольклоре

В литературе кашу восхваляют русские народные пословицы и поговорки.

Вот некоторые из них:

Щи да каша – мать наша.

Где каша – там и наши.

Каша – матушка наша.

Семейная каша погуще кипит.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

С ним каши не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

Кашу свари, да ещё в рот положи.

Где щи да каша – там место наше. «Гречневая каша – матушка наша». [4

2.7. Создание и подбор игр для одноклассников

В ходе изучения материала из литературы о кашах, я нашла много интересного и решила создать и подобрать игры, которые могут помочь больше узнать о кашах и будут способствовать укреплению здоровья.

Заключение

Данная работа помогла мне не только больше узнать о пользе каш, но и понять значение каши в истории России. Оказывается, каша это больше, чем просто блюдо, это – русская традиция. Узнала, что гречневая каша полезна для сердца, овсяная каша – против старения, перловая каша – для молодости,

пшенная каша – для энергии. Все каши хороши по-своему, значит полезно кушать все виды каш, тогда будешь здоров.

Интересно было делиться своими находками с одноклассникам. Мне понравилось варить, украшать и кушать каши, особенно, если варить помогала я. А чтобы каши меньше выбрасывалось и ребята полюбили другие каши, я создала, подобрала и провела с ними познавательные игры «Поле чудес» и «Чайнворд», которые помогут больше узнать о кашах и будут способствовать укреплению здоровья.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

Во время своей работы я использовала методы: беседу, наблюдение, сравнение, анализ, изучение литературы, опыты. Я многое узнала и многому научилась.

Я считаю, что моя работа будет полезна для всех ребят, кто правильно питается и думает о своём здоровье.

А на будущее мне захотелось научиться, самой готовить другие каши.

Литература

Каша, кашка и кашица. Энциклопедия для детей. / Автор-сост. В.А.Володин. - М.: Аванта, 2002г.

Национальные кухни наших народов. / Автор-сост. В. В.Похлёбкин – Москва, «Пищевая промышленность», 1978 г. Сохраненная копия 

Русская кухня: традиции и обычаи. / Автор-сост. В. М. Ковалев – Москва, «Советская Россия», 1990 г.

«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» библиотека словесника, М.: Просвещение, 1990

 

Сварила гречневую кашу и украсила

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.