Классики русского романса Александр Львович Гурилёв
Автор публикации: Е. Кириллова, ученица 3А класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Детская школа искусств №8 им. А.В. Воробьёва» Выполнил: Кириллова Елена 3 класс, домра Куратор: Волкова Екатерина Альбертовна преподаватель музыкально - теоретических дисциплин Классики русского романса Александр Львович Гурилёв
Александр Львович Гурилёв (1803 - 1858) - русский композитор, пианист, скрипач, альтист.
Александр Львович Гурилёв родился в 1803 году в Москве. Отец его был крепостным музыкантом графа Орлова и руководил крепостным оркестром. Первым учителем Гурилёва был его отец. Мальчик с детства играл в крепостном оркестре на скрипке. граф Орлов
Лев Степанович Гурилёв – отец композитора Руководил крепостной капеллой графа. В его обязанности входило сочинение духовной и светской музыки, разучивание произведений с хористами и оркестрантами, обучение музыкантов игре на инструментах, руководство редкими спектаклями усадебного крепостного театра и устройство домашних концертов, которые «граф слушал из соседней гостиной».
Вместе с детьми графа Орлова Гурилёв брал уроки фортепианной игры у знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, много лет жившего в России. Учился также и у композитора Геништы. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына. Джон Филд Иосиф Геништа
Унизительное положение крепостного и суровая юность наложили свой отпечаток на характер Гурилёва. Только в 1831 году он и отец получили вольные. Молодой музыкант много сочиняет, дает уроки, выступает в концертах. Большое значение для Гурилёва имела дружба с Варламовым, теплое участие которого во многом скрасило его одинокую жизнь. А.Е. Варламов
На мелодию варламовской песни "На заре ты её не буди" Гурилёв сочинил блестящие фортепианные вариации. Жизнь Гурилёва сложилась нелегко. Трудные жизненные обстоятельства были причиной тяжелой психической болезни, от которой он умер в 1858 году.
Наибольшей известностью пользовался Гурилёв как автор русских песен и романсов. Все произведения Гурилёва - будь то "русские песни", обработки народных песен или пьесы для фортепиано - отличаются задушевностью, искренностью, теплотой. Особенную любовь и признание завоевали песни "Матушка-голубушка", "Вьется ласточка сизокрылая", "Разлука", "Колокольчик".
Многие романсы и песни Гурилёва основаны на танцевальных ритмах - мазурки, польки, вальса. Так, мелодия песни "Домик-крошечка" в характере задорного игрового вальса. Напротив, мелодиям песен "Колокольчик" и "Вьется ласточка сизокрылая" свойственны задушевные интонации и плавный ритм элегического вальса.
Песня "Колокольчик" стала народной. Она поэтична, согрета искренним чувством. Далека и необозрима дорога, раскинувшаяся перед глазами, грустна и задумчива песня ямщика, однообразен звон колокольчиков. Мелодия развивается в ритме вальса. Плавная и задумчивая в начале, она достигает в конце драматической кульминации.
Наиболее известные романсы Гурилёва (всего более 60) ― «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие.
Ведущий жанр творчества Гурилева - вокальная лирика. Основы вокального стиля композитора послужила народная песня. Большое влияние на развитие его таланта оказала дружба с А. Е. Варламовым. Многие его песни стали народными; их распевали под аккомпанемент гитары или фортепиано в городском быту, они проникали также в крестьянскую среду, репертуар профессиональных цыганских хоров.
Как и Варламов, Гурилев собирал и обрабатывал русские народные песни. Составленный им сборник "47 русских народных песен" для голоса с фортепиано явился ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику. Сборник Гурилева - своеобразная энциклопедия бытовой городской песни 30-х и 40-х годов прошлого столетия.
Лирические романсы Гурилева созвучны настроениям русской поэзии последекабристской поры. Лучшие романсы Гурилева во многом перекликаются с лирикой М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Отличительный признак романсов и песен Гурилева - тонкая разработка фортепьянной партии. Технически несложная, она в то же время характеризуется чистотой голосоведения, детальной и тщательной нюансировкой.
Тяжелые условия жизни подорвали здоровье композитора и привели к неизлечимой болезни. Гурилев умер 30 августа (11 сентября) 1858 года в Москве. Почти десять лет он был прикован к больничной койке... О его кончине, наступившей 11 сентября 1858 года, почти никто не знал. Лишь через несколько дней неизвестный автор оповестил в газетном некрологе о смерти талантливого музыканта.