12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна41880
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Проверочная работа по русскому языку в 11 классе

(на материале романа С.Белякова «Гумилев сын Гумилева»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Работа может быть предложена в качестве входного контроля в 11 классе, на уроках в начале года, в качестве индивидуальной или самостоятельной работы учащихся. Позволяет не только повторить лексику, словообразование и морфологию, но и знакомит выпускников с именами и произведениями современной литературы.

Вариант 1.

Прочитайте отрывок из романа Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», ставшего финалистом национальной литературной премии «Большая книга» в 2013 году, и выполните послетекстовые задания.

(1) Седобородый старик был убежден, что ему недолго осталось мучиться на белом свете. (2) Даже несколько лет спустя, когда ус­ловия в лагере будут намного лучше, Гумилев признается в пись­ме к Эмме Герштейн, что мало надеется дожить до конца срока. (3) А зимой 1950—1951го он и жить не хотел. (4) Продержаться долго на благодатной должности истопника не удалось. (5) Кандидата ис­торических наук поставили работать землекопом. (6) Гумилев, прежде не любивший жаловаться, тем более жаловаться матери, в феврале 1951 года писал ей: (7) «Здоровье мое ухудшается очень медленно, и, видимо, лето я смогу просуществовать, хотя, ка­жется, незачем. (8) Я примирился с судьбой и надеюсь, что долго не протяну, так как норму на земляных работах я выполнить не в силах и воли к жизни у меня нет».

1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ПРОТЯНУ из предложения 8.

2. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.

3. Укажите способ словообразования слова УСЛОВИЯ из предложения 2.

4. Укажите способ словообразования всех сложных слов текста. Составьте и запишите словообразовательные пары.

5. Из предложений 1-3 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

6. Разберите по составу все глаголы из предложений 7-8. Укажите среди них переходные.

7. Запишите поморфемно все причастия текста. Выполните их морфологический разбор.

8. Выпишите наречия из предложений 1,2 и образуйте от них однокоренные слова разных частей речи.

9. Выпишите из текста союз, омонимичный наречию.

10. Из предложений 2-7 выпишите частицы и укажите их разряд по значению.

11. Что вам известно о Льве Гумилеве? Назовите имя его матери, о которой упоминается в тексте.

Вариант 2.

Прочитайте отрывок из романа Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», ставшего финалистом национальной литературной премии «Большая книга» в 2013 году, и выполните послетекстовые задания.

(1) В XX веке почти все историки верили в прогресс, в линей­ное развитие человечества. (2) От простого к сложному. (3) От мрака невежества к царству разума. (4) От рабства древнего мира, от ужа­сов темного Средневековья к счастливому и прекрасному миру современности, царству просвещенного обывателя. (5) И даже та­кие «достижения» современной цивилизации, как нацизм и ГУ­ЛАГ, не могли поколебать религии прогресса.

(6) По Гумилеву в истории народов нет прогресса, но есть дви­жение, изменение, которое оставляет следы не только на стра­ницах летописей и хроник, но и в живой природе: антропоген­ные ландшафты, истребленные виды животных и растений, ру­ины древних городов. (7) Вся этническая история как будто «состоит из переплетения цветных нитей, концы которых заходят друг за друга.

1. Укажите книжные слова. С какой целью автор использует их в тексте?

2. Какой троп использует автор в предложениях 2, 3? Какова роль этого тропа?

3. Укажите способ словообразования слова ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ из предложения 7.

4. Укажите способ словообразования слова СОВРЕМЕННОСТИ из предложения 4. Составьте и запишите словообразовательную цепочку.

5. Из предложений 1-5 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

6. Разберите по составу все глаголы из предложений 5-6. Укажите среди них переходные.

7. Запишите поморфемно все причастия текста. Выполните их морфологический разбор.

8. Из предложений 1-5 выпишите относительные прилагательные.

9. Выпишите частицы из предложений 4,5 и укажите их разряд по значению.

10. Из предложений 6, 7 выпишите все союзы и выполните их морфологический разбор.

11. Объясните лексическое значение слов НАЦИЗМ и ГУЛАГ. В каких художественных произведениях вы встречались с этими понятиями?

Вариант 3.

Прочитайте отрывок из романа Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», ставшего финалистом национальной литературной премии «Большая книга» в 2013 году, и выполните послетекстовые задания.

(1) Гумилев привез из лагеря черновики двух будущих книг. (2) Од­на из них скоро станет его диссертацией. (3) Его лагерные размы­шления и наблюдения трудно переоценить. (4) Алексей Савченко утверждал, будто бы уже в лагере Гумилев обдумал, обсудил, «пропустил сквозь сито критических высказываний» все основ­ные идеи своего будущего трактата «Этногенез и биосфера Зем­ли». (5) Поверить в это невозможно, потому что трактат изобилует сведениями, которые Гумилев мог почерпнуть лишь позднее, уже в шестидесятые годы, но в словах лагерного друга есть своя правда: Гумилев успел многое обдумать именно в лагере, а в ла­герных спорах отточил свое красноречие. (6) Гумилев позднее гово­рил, что на воле, в университете, например, ему не так часто приходилось вступать в научные дискуссии. (7) Многие професси­ональные ученые почему-то не любили говорить о науке, а в ла­гере спорили часами. (8) Гумилев, разумеется, почти всегда выхо­дил победителем и довольно потирал руки.

1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ИЗОБИЛУЕТ из предложения 5.

2. Выпишите из предложений 4-8 фразеологизм и объясните его значение.

3. Укажите способ словообразования слова ПОБЕДИТЕЛЕМ из предложения 8.

4. Укажите способ словообразования слова НАБЛЮДЕНИЯ из предложения 3.

5. Из предложений 1-5 выпишите все числительные и укажите их разряд по значению.

6. Разберите по составу все глаголы из предложений 6-7. Укажите среди них переходные.

7. Запишите поморфемно все прилагательные из предложений 1-4. Выполните их морфологический разбор.

8. Выпишите наречия из предложений 4-6 и образуйте от них однокоренные слова разных частей речи.

9. Выпишите из текста союз, омонимичный местоимению.

10. Из предложений 1-5 выпишите частицы и укажите их разряд по значению.

11. Что вам известно о Льве Гумилеве и его родителях?

Использованная литература

Беляков С. Гумилев сын Гумилева. - М.: Астрель, 2012

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (1)

Айдαй ), 11.12.17 в 06:02 0Ответить Пожаловаться
Ответы 2 вариант??
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.