Проверочная работа по русскому языку в 11 классе (на материале романа С.Белякова «Гумилев сын Гумилева»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Проверочная работа по русскому языку в 11 классе
(на материале романа С.Белякова «Гумилев сын Гумилева»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2017
Работа может быть предложена в качестве входного контроля в 11 классе, на уроках в начале года, в качестве индивидуальной или самостоятельной работы учащихся. Позволяет не только повторить лексику, словообразование и морфологию, но и знакомит выпускников с именами и произведениями современной литературы.
Вариант 1.
Прочитайте отрывок из романа Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», ставшего финалистом национальной литературной премии «Большая книга» в 2013 году, и выполните послетекстовые задания.
(1) Седобородый старик был убежден, что ему недолго осталось мучиться на белом свете. (2) Даже несколько лет спустя, когда условия в лагере будут намного лучше, Гумилев признается в письме к Эмме Герштейн, что мало надеется дожить до конца срока. (3) А зимой 1950—1951го он и жить не хотел. (4) Продержаться долго на благодатной должности истопника не удалось. (5) Кандидата исторических наук поставили работать землекопом. (6) Гумилев, прежде не любивший жаловаться, тем более жаловаться матери, в феврале 1951 года писал ей: (7) «Здоровье мое ухудшается очень медленно, и, видимо, лето я смогу просуществовать, хотя, кажется, незачем. (8) Я примирился с судьбой и надеюсь, что долго не протяну, так как норму на земляных работах я выполнить не в силах и воли к жизни у меня нет».
1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ПРОТЯНУ из предложения 8.
2. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.
3. Укажите способ словообразования слова УСЛОВИЯ из предложения 2.
4. Укажите способ словообразования всех сложных слов текста. Составьте и запишите словообразовательные пары.
5. Из предложений 1-3 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.
6. Разберите по составу все глаголы из предложений 7-8. Укажите среди них переходные.
7. Запишите поморфемно все причастия текста. Выполните их морфологический разбор.
8. Выпишите наречия из предложений 1,2 и образуйте от них однокоренные слова разных частей речи.
9. Выпишите из текста союз, омонимичный наречию.
10. Из предложений 2-7 выпишите частицы и укажите их разряд по значению.
11. Что вам известно о Льве Гумилеве? Назовите имя его матери, о которой упоминается в тексте.
Вариант 2.
Прочитайте отрывок из романа Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», ставшего финалистом национальной литературной премии «Большая книга» в 2013 году, и выполните послетекстовые задания.
(1) В XX веке почти все историки верили в прогресс, в линейное развитие человечества. (2) От простого к сложному. (3) От мрака невежества к царству разума. (4) От рабства древнего мира, от ужасов темного Средневековья к счастливому и прекрасному миру современности, царству просвещенного обывателя. (5) И даже такие «достижения» современной цивилизации, как нацизм и ГУЛАГ, не могли поколебать религии прогресса.
(6) По Гумилеву в истории народов нет прогресса, но есть движение, изменение, которое оставляет следы не только на страницах летописей и хроник, но и в живой природе: антропогенные ландшафты, истребленные виды животных и растений, руины древних городов. (7) Вся этническая история как будто «состоит из переплетения цветных нитей, концы которых заходят друг за друга.
1. Укажите книжные слова. С какой целью автор использует их в тексте?
2. Какой троп использует автор в предложениях 2, 3? Какова роль этого тропа?
3. Укажите способ словообразования слова ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ из предложения 7.
4. Укажите способ словообразования слова СОВРЕМЕННОСТИ из предложения 4. Составьте и запишите словообразовательную цепочку.
5. Из предложений 1-5 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.
6. Разберите по составу все глаголы из предложений 5-6. Укажите среди них переходные.
7. Запишите поморфемно все причастия текста. Выполните их морфологический разбор.
8. Из предложений 1-5 выпишите относительные прилагательные.
9. Выпишите частицы из предложений 4,5 и укажите их разряд по значению.
10. Из предложений 6, 7 выпишите все союзы и выполните их морфологический разбор.
11. Объясните лексическое значение слов НАЦИЗМ и ГУЛАГ. В каких художественных произведениях вы встречались с этими понятиями?
Вариант 3.
Прочитайте отрывок из романа Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», ставшего финалистом национальной литературной премии «Большая книга» в 2013 году, и выполните послетекстовые задания.
(1) Гумилев привез из лагеря черновики двух будущих книг. (2) Одна из них скоро станет его диссертацией. (3) Его лагерные размышления и наблюдения трудно переоценить. (4) Алексей Савченко утверждал, будто бы уже в лагере Гумилев обдумал, обсудил, «пропустил сквозь сито критических высказываний» все основные идеи своего будущего трактата «Этногенез и биосфера Земли». (5) Поверить в это невозможно, потому что трактат изобилует сведениями, которые Гумилев мог почерпнуть лишь позднее, уже в шестидесятые годы, но в словах лагерного друга есть своя правда: Гумилев успел многое обдумать именно в лагере, а в лагерных спорах отточил свое красноречие. (6) Гумилев позднее говорил, что на воле, в университете, например, ему не так часто приходилось вступать в научные дискуссии. (7) Многие профессиональные ученые почему-то не любили говорить о науке, а в лагере спорили часами. (8) Гумилев, разумеется, почти всегда выходил победителем и довольно потирал руки.
1. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ИЗОБИЛУЕТ из предложения 5.
2. Выпишите из предложений 4-8 фразеологизм и объясните его значение.
3. Укажите способ словообразования слова ПОБЕДИТЕЛЕМ из предложения 8.
4. Укажите способ словообразования слова НАБЛЮДЕНИЯ из предложения 3.
5. Из предложений 1-5 выпишите все числительные и укажите их разряд по значению.
6. Разберите по составу все глаголы из предложений 6-7. Укажите среди них переходные.
7. Запишите поморфемно все прилагательные из предложений 1-4. Выполните их морфологический разбор.
8. Выпишите наречия из предложений 4-6 и образуйте от них однокоренные слова разных частей речи.
9. Выпишите из текста союз, омонимичный местоимению.
10. Из предложений 1-5 выпишите частицы и укажите их разряд по значению.
11. Что вам известно о Льве Гумилеве и его родителях?
Использованная литература
Беляков С. Гумилев сын Гумилева. - М.: Астрель, 2012
Айдαй )