Литературный экскурс «Листая русской классики страницы»
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Антрацитовская средняя школа №6 имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Владимира Афанасьевича Ляхова»
Литературный экскурс
(внеклассное мероприятие для учащихся 9-10 классов)
Разработала:
Кречетова О.Н., учитель
русского языка и литературы
Цель: систематизировать, обобщить, углубить, расширить знания учащихся о произведениях русской классической литературы, изученных в первом семестре, развивать и совершенствовать технику выразительного чтения; прививать любовь, пробуждать интерес к произведениям русской классической литературы.
Оборудование: плакат «Листая русской классики страницы», портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, листовки: «Классическое произведение – произведение образцовое, выдержанное временем», «Классическая литература (от лат. classicus – первоклассный) – образцовый, наиболее ценная в идейном художественном смысле литература как прошлого, так и современности», «Классический – совершенный, образцовый», «Классно (разг.) – на высоком уровне мастерства», часть интерьера кабинета Фамусова: стол, покрытый скатертью, стулья, чернильница (19 в.), гусиное перо для письма, книга приказов, проектор, мультимедийная доска, презентация к мероприятию.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, позади 1-й школьный семестр, в течение которого вами был изучен материал курса школьной программы.
Литература, которую вы изучаете, носит название классической. Если мы с вами обратимся к словарю литературоведческих терминов, то найдем там следующее определение: классическая литература (от лат. classicus – первоклассный) – образцовый, наиболее ценная в идейном художественном смысле литература как прошлого, так и современности», «Классический – совершенный, образцовый» [1](цитата см. Мещерякова М.И. Зарубежная литература в схемах и таблицах: Уч еб. пособие. – Х.: Країна мрій,
стр. 74.) [1]
А что же такое классическое произведение? Классическое произведение – произведение образцовое, выдержанное временем (там же).
Итак, мы с вами занимались изучением образцовых произведений образцовой литературы.
Очень часто вы, современная молодежь, употребляете в своем лексиконе слово «классно». Произнося его, вы имеете в виду что-то очень хорошее, высококачественное, просто отличное. Это слово разговорного стиля. В словаре его определение таково: «классно нареч. разг. – на высоком уровне мастерства» [2](Словарь русского языка т. Н, М.: Издательство «Русский язык» 1983.) [2]
Так давайте же перелистаем страницы русской классической литературы, литературы образцовой, встретимся с героями произведений, выдержавших испытание временем.
Почти все писатели-классики писали для народа и очень часто о народе. Русская классика берет свое начало в устном народном творчестве. Пример тому – баллада В.А. Жуковского «Светлана». Здесь речь идет о светлом чувстве девушки, имя которой – Светлана, что означает свет, чистота. Завораживает читателя описание народных обрядов, поверий, а радостные чувства приносит счастливое окончание. Если бы у меня спросили: «Какое еще название можно дать этому замечательному произведению?» Я бы ответила: «Девичьи грезы».
Послушаем отрывок из этой баллады.
Читает заранее подготовленная ученица.
Содержание стихотворения см.: Русская поэзия 19 в./ Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др.; М.: Худож. лит. 1987. Стр61-68.
Бессмертная и, как нельзя, всегда современная комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Комедия гениальна. Более половины высказываний героев вошли в пословицы и поговорки. Многие современники, употребляя их, не знают, что автором является А.С. Грибоедов.
Чацкий – главный герой комедии, он одинок. Почему у него нет соратников, единомышленников? Герой-одиночка и общество по закону диалектики всегда сталкиваются, это столкновение – двигатель общества. Вот что сказал И. А. Гончаров о данном образе: «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило…», «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».
Давайте послушаем о чем говорят Фамусов и Чацкий. Здесь точно происходит столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».
Исполняется сцена «В кабинете Фамусова». На столе, покрытом скатертью серого цвета, чернильница, лежит перо. В кабинет входит ученик, играющий роль Фамусова, у него в руках книга приказов, он садится за стол и что-то пишет в книге. Затем в кабинет входит ученик, исполняющий роль Чацкого. Между ними происходит диалог (из действия второго, явления третьего комедии «Горе от ума»).
Содержание диалога см.: Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький и другие.- М.: Худож. лит. 1989 г. (Б-ка учителя). стр. 95-97.
Учитель. Сколько прекрасных слов сказано об А.С. Пушкине. Он основатель современного русского языка. Он стоял у истоков создания литературного метода реализма. Его по праву называют «Солнцем русской поэзии»
Этот поэт был неугоден царскому двору за вольнолюбивые стихи, написанные им. Таковыми принято считать оду «Вольность», стихотворение «Деревня».
Пушкин написал это стихотворение летом 1819 года, когда после окончания лицея поехал в родовое имение своих родителей Михайловское, где нашел покой и отдых после суеты жизни в столице, молодежных пирушек и разного рода увеселений.
Находясь в Михайловском, он посещает также село Пригорское, бывает в гостях у Осиповых. У него возникают очень нежные чувства к дочери И.С. Осипова Александре или Алине, как ее было принято называть. Именно эти события из жизни поэта и дали толчок к написанию стихотворения, к описанию в нем прекрасных картин природы, живописных пейзажей. Однако, будучи не только поэтом, но и гражданином, он описывает и те ужасы бесчеловечности, которые порождает крепостное право.
Стихотворение построено по принципу противопоставления (литературный прием антитезы), а именно: первая его часть противопоставляется второй.
Это стихотворение явилось причиной царского гнева, обрушившегося на молодого поэта. Царь отправляет его в ссылку на юг России.
Учитель декламирует стихотворение «Деревня»
Учитель. О море написано много стихотворений. Многие из них положены на музыку, что произошло, например, со стихотворением Геннадия Козловского «Синяя вечность», музыку к которому написал Муслим Магомаев. Он был еще и гениальным исполнителем этой песни. Сейчас (после смерти певца и композитора) ее исполняет Эмин Агаларов.
Прослушивание песни в исполнении двух певцов.
Учитель. А ведь как прекрасно и многозначительно стихотворение А.С. Пушкина «К морю»! Если, в только что прослушанной песне, море названо синей вечностью и автор просит море взять его с собой алым парусом, то А.С. Пушкин назвал море свободной стихией.
Автор прощался с морем, когда возвращался из южной ссылки. И может вам покажется странным то, что в ссылке поэт чувствует свободу. Море кажется ему другом, с которым не хочется расставаться. Он обещает морю, что скалы и заливы, говор волн возьмет с собой, перенесет их «в леса, в пустыни молчаливы».
Стихотворение читает заранее подготовленная ученица.
Учитель. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в литературной критике называют «энциклопедией русской действительности», современной автору. Он сумел отобразить в своем романе многие стороны жизни России 19 в. Вот, например, диалог Татьяны Лариной и ее няни. Из небольшого отрывка мы можем узнать о жизни русских крестьян, об их быте, о том, что у невесты никто не спрашивал согласия на брак, о том, что все решали родители молодых. Обязательным народным обрядом был плач, который исполняли подруги невесты, расплетая ей косу. Молодая жена, войдя в новую семью, должна обязательно во всем подчиняться свекрови. Ведь слово свекровь, в переводе с древнерусского, означает вся кровь, от которой пойдут твои дети, внуки, правнуки.
Исполняется сцена разговора Татьяны Лариной с няней.
Татьяна:
– Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Няня:
– Что, Таня, что с тобой?
Татьяна:
– Мне скучно,
Поговорим о старине.
Няня:
– О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло...
Татьяна:
– Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?
Няня:
– И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
Татьяна:
– Да как же ты венчалась, няня?
Няня:
– Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня...
Татьяна:
– Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
Няня:
– Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь...
Татьяна:
– Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена.
Няня:
– Дитя мое, господь с тобою! [3]
(Перекрестив Татьяну, уходит)
(Материал см. А.С. Пушкин, том первый, ПСС в 10 томах, издание четвертое, издательство «Наука» Ленинградское отделение, Ленинград 1978, стр. 54-56) [3]
Звучит первый куплет песни «Сердце, сердце, что случилось?» (композитор Д. Тухманов). Ученица, исполняющая роль Татьяны Лариной, взявшись за сердце, изображает растерянность. Затем она садится за стол, берет лист бумаги, перо, что-то пишет, перечеркивает, снова пишет уже на другом листе бумаги. Затем встает и читает наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».
Учитель. Михаил Юрьевич Лермонтов так и не успел познакомиться с известным русским поэтом Александром Пушкиным. Когда Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии здоровья смертельно раненого Пушкина, Лермонтов был в числе многочисленной толпы на Набережной Мойки. Узнав о том, что Пушкина больше нет и «солнце русской поэзии закатилось», он нанял извозчика и поехал домой, повторяя: «Убит, убит поэт!» Приехав домой, он написал стихотворение «Смерть поэта». Оно сразу разошлось в рукописях. Когда начальник всех жандармов Бенкендорф принес стихотворение царю, то тот поинтересовался в своем ли уме человек, который писал эти стихи. Именно этим произведением Лермонтов подписал себе приговор. Сначала были ссылки, а затем дуэль со смертельным исходом. Возобновим в памяти это стихотворение.
Учитель декламирует стихотворение «Смерть поэта».
Учитель. Знаковым является стихотворение М.Ю Лермонтова «Дума». Это своеобразный код к его философским произведениям. Здесь он задается вопросами: кто же такие люди его поколения, каково их предназначение, их будущее, что же оставят потомкам «герои» его времени? В стране царят реакция и террор, хватит ли сил у молодежи противостоять им? Стихотворение заканчивается нотками грусти.
Стихотворение «Дума» читает заранее подготовленная ученица.
Учитель. А.Н. Островского считают основоположником русского театра.
Поистине классической считается его пьеса «Гроза».
Наши симпатии и жалость вызывает образ Катерины. Имя Катерина означает чистая. Она, героиня пьесы, является таковой. Катерина любит природу, окружающий ее мир. Часто мы видим ее на берегу Волги. Она, словно птица, хочет взлететь, парить над землей.
Послушаем диалог Катерины и Варвары.
Выходят ученицы, исполняющие роли Катерины и Варвары.
Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.
Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)
Варвара. За что ж мне тебя не любить-то?
Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.
Молчание.
Знаешь, мне, что в голову пришло?
Варвара. Что?
Катерина. Отчего люди не летают?
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)
Варвара. Что ты выдумываешь-то?
Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Варвара. Ты думаешь, я не вижу?
Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!
Варвара. Да ведь и у нас то же самое.
Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. [4]
(Материал см.: Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. избранные произведения/ Редкол.: Г. Беленький и др. – М.: Худож. лит.,– 1989. (Б-ка учителя), стр. 246-247 «Гроза» А.Н. Островский.) [4]
Учитель. Катерина не выдерживает лжи, лицемерия, тирании со стороны близких и бросается в Волгу. Только там, по ее мнению, можно найти покой.
Самой лучшей из написанных им пьес Островский считал пьесу «Бесприданница».
Главной ее героиней является Лариса Огудалова. Лариса – чайка (так переводится с греческого это имя). Но если Катерина близка к природе, ее можно увидеть на берегу Волги, то Ларису от Волги отделяет решетка, о ней часто говорится в ремарках пьесы.
Девушка слепо влюблена в крупного судовладельца Паратова и не замечает его недостатков. Послушаем героиню пьесы.
Выходит ученица, исполняющая роль Ларисы.
Лариса. Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной. Да вы знаете, какая это смелость? А вот какая, я вам расскажу один случай. Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас. Сергей Сергеич и говорит: «Я слышал, вы хорошо стреляете». – «Да, недурно», – говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. «Стреляйте», – говорит. Стрелял и, разумеется, сшиб стакан, но только побледнел немного. Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам неблизкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее.
Учитель. Но Паратов уехал, не простившись с Ларисой, и заставил ее страдать. Девушка дает свое согласие на брак с Карандышевым.
Лариса. Я замуж выхожу. Но что меня заставило… Если дома жить нельзя, , если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме, скандалы, если надо бежать и из дому и даже из городу?
Учитель. Паратов обманул Ларису, дав ей надежду на любовь и брак, будучи обрученным с другой. Лариса, полностью разочарованная в людях, произносит монолог отчаяния.
Лариса. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. [5]
Уходит.
(Монологи Ларисы см.: Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. избранные произведения/ Редкол.: Г. Беленький и др. – М.: Худож. лит.,– 1989. (Б-ка учителя), стр. 426, 444, 482 А.Н. Островский «Бесприданница».) [5]
Учитель. Но, к сожалению, единственным выходом из сложившейся трагической ситуации является для Ларисы смерть, которая приходит к ней внезапно. В нее стреляет истерзанный ревностью с уязвленным самолюбием Карандышев.
Учитель. Федор Михайлович Достоевский – великий писатель-классик. Один из самых читаемых писателей в мире, мастер психологического романа. Одним из таких романов является «Преступление и наказание».
Главный герой произведения Родион Раскольников совершает тяжелое преступление. Сознаться и раскаяться в котором ему помогает Соня Мармеладова. Девушка способна приносить в жертву себя ради блага других. Возможно в этом, по мнению автора, заключается ее мудрость. Ведь значение имени София и есть таковым. Она смогла заставить Родиона пойти и сознаться в содеянном.
Выходит ученица, исполняющая роль Сони Мармеладовой.
Соня. О, молчите, молчите! От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..
Убивать! Убивать-то право имеете! Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизнь пошлет. Пойдешь? Пойдешь? Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». [6]
(Монолог Сони Мармеладовой составлен на основании романа «Преступление и наказание», см.: Достоевский Ф.М. Избранные произведения/ Педкол.: Г. Беленький и другие.– М. Худож. лит. 1990. (Б-ка учителя), стр. 435-436.) [6]
Учитель. В семье Мармеладовых был зеленый платок, принадлежавший Катерине Ивановне, а после ее смерти достался Соне.
Идя на каторгу вместе с Раскольниковым, Соня покрывает им голову. Этот платок – символ страданий и нелегкой судьбы, которую она переносит с достоинством.
Ученица, исполняющая роль Сони, покрывает голову зеленым платком и уходит.
Учитель. Все писатели-классики, о которых мы говорим, писали почти два столетия тому назад, но мы помним о них, потому что каждый великий писатель своим творчеством воздвиг себе памятник. Помните, как у Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
После прочтения стихотворения звучит песня Игоря Талькова «Поэты не рождаются случайно».
Учитель. Вот и подошел к концу наш литературный экскурс. И я надеюсь, что, побывав в роли героев русской классики, вам захочется углубиться в нее, читая все новые и новые страницы.
Использованная литература
- Достоевский Ф.М. Избранные произведения/ Педкол.: Г. Беленький и другие.– М. Худож. лит. 1990. (Б-ка учителя), стр. 435-436 [6]
- Мещерякова М.И. Зарубежная литература в схемах и таблицах: Уч еб. пособие. – Х.: Країна мрій, стр. 74. [1]
- Пушкин А.С., том первый, ПСС в 10 томах, издание четвертое, издательство «Наука» Ленинградское отделение, Ленинград 1978, стр. 54-56[3]
- Русская поэзия 19 в./ Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др.; М.: Худож. лит. 1987. Стр61-68.
- Словарь русского языка т. Н, М.: Издательство «Русский язык» 1983. [2]
- Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький и другие.- М.: Худож. лит. 1989 г. (Б-ка учителя). стр. 95-97.
- Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. избранные произведения/ Редкол.: Г. Беленький и др. – М.: Худож. лит.,– 1989. (Б-ка учителя), стр. 246-247 «Гроза» А.Н. Островский [4]
- Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. избранные произведения/ Редкол.: Г. Беленький и др. – М.: Худож. лит.,– 1989. (Б-ка учителя), стр. 426, 444, 482 А.Н. Островский «Бесприданница». [5]