Гуманистический пафос романа Гайто Газданова «Призрак Александра Вольфа

0
0
Материал опубликован 27 May 2022

Урок литературы в 11 классе

ТЕМА: «Гуманистический пафос романа Гайто Газданова «Призрак Александра Вольфа»

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №5 г.Беслан

РСО-Алания Тедеева Светлана Исламовна

Цели урока:

Обучающие:

-дать представление о жизни и творчестве писателя;

-обучать анализу текста художественного произведения;

-ответить на проблемный вопрос: в чём заключается гуманистический пафос романа Г.Газданова «Призрак Александра Вольфа»?

развивающие:

- развивать познавательный интерес к литературы, умение анализировать, самостоятельно делать выводы на основе текста.

воспитательные:

-способствовать духовно-нравственному развитию учащихся.

Оборудование: слайдовая презентация, текст романа, журнал «Дарьял».

Методы работы: групповая, самостоятельная, фронтальная.

Инновационные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение.

Тип урока: проблемное обучение, комбинированный урок.


Ход урока

1.Оргмомент

2. Мотивация

Чтение учителем стихотворения Дмитрия Кузнецова

Судьбой назначенная плата
За жизнь в бредовом полусне:
Луч осторожного заката
На Лувра сумрачной стене,
Шестая рюмка кальвадоса,
Блокнот, чернильница, перо
И облако, как знак вопроса,
У крыши старого бистро.

Где зима почти без снега,
А душа, как снег, чиста,
Контур призрачного эго
Возникает неспроста –
В тихом сквере, в смутном мире,
В спящем округе Passy
И в случайном пассажире
В даль летящего такси.

С годами становятся ближе,
Зовущие с книжных страниц,
Ночные дороги Парижа
И Эйфеля тающий шприц
Над кронами лип и каштанов,
Где бледный закат догорел...
Быть может, когда–то Газданов
Вот так же на это смотрел.

Из воспоминаний Дмитрия Кузнецова:

«Много лет назад, году в 1988, наверное, мне попался в руки журнал "Студенческий меридиан", он был без обложки и, собственно, была только середина журнала с текстом какого–то художественного произведения – ни автора, ни названия... Но как же меня поразил этот вырванный из общей структуры текст! В нём был какой–то потрясающий магнетизм, он не отпускал от себя, заставляя думать и переживать о совершенно неизвестных и непонятных героях. Что–то "ремарковское" было в нём по духу, по настроению... Действие происходило в Париже до Второй мировой, но герои были русскими... Позже выяснилось, что я читал фрагмент из романа "Призрак Александра Вольфа". Так произошло моё первое знакомство с творчеством Гайто Газданова»…

-Понятно, что сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством одного из самых ярких и значительных прозаиков русского зарубежья писателя Гайто Газданова. Он принадлежал к небольшому числу подлинно даровитых русских писателей, сложившихся и выросших в эмиграции. По происхождению он осетин, но родной язык для него русский. 

2.Сообщение ученика о жизни и творчестве писателя.

Ученик. Гайто Иванович Газданов родился 6 декабря 1903 года в С.-Петербурге. Отец — лесовод. Благодаря частым переездам отца Гайто Иванович ребенком узнал многие области России; учился в гимназии в 1912-19 гг. в Харькове, затем в течение года сражался против большевиков, а в 1920 году эвакуировался в Константинополь. Там (1922) и в Болгарии (1923) он продолжил образование. С зимы 1923 года Гайто Газданов жил в Париже в большой нужде. С 1928 по 1952 год он зарабатывал на жизнь ночным таксистом. Между 1926 и 1931 Гайто Иванович время от времени учился в Сорбонне. 

Ученик. Первые произведения Газданова появились в 1926-29 гг. в парижском журнале «Воля России», позже он постоянно публиковался в журнале «Современные записки». Публикация романа "Вечер у Клэр" (1930) принесла ему признание; его имя часто называли рядом с В. Набоковым. До 1940 года он написал 4 из 9 своих романов и 28 из 37 повестей и рассказов. 

В 1932 году под влиянием М. Осоргина Гайто Газданов вступает в одну из масонских лож в Париже. Здесь за ним утверждается серьезная репутация благодаря выступлениям на философские и религиозные темы. Во время немецкой оккупации Гайто Иванович, несмотря на свою антисоветскую настроенность, участвовал в движении Сопротивления.В 1953 году Газданов был приглашен в качестве постоянного сотрудника на радиостанцию «Свобода» (Мюнхен). Здесь он работал до самой смерти, время от времени руководил русской редакцией, с 1959 по 1967 г. был корреспондентом «Свободы» в Париже. Перестройка открыла ему путь к русскому читателю на родине с начала 90-х гг. Из более коротких произведений Газданова заслуживают внимания "Счастье" (1932) и "Освобождение" (1936), романы "История одного путешествия" (1935), "Ночные дороги" ( 1941). "Призрак Александра Вольфа" (1944-48).

3.Учитель о романе. Роман «Призрак Александра Вольфа» был написан в 1948 году. Произведение было впервые напечатано в «Новом журнале» (1947). Имеет три редакции: первая датирована маем 1944 г., вторая -октябрём 1946 г., третья и окончательная - началом 1947 г.Это блестящий остросюжетный роман, написанный в парижской эмиграции. Роман стал первым произведением Газданова, привлекшим внимание иностранных издателей. В 1950 г. он выходит в переводе на английский язык в Нью-Йорке и Лондоне. В 1951 г. публикуется французский перевод в Париже. В 1952 г. в Милане печатается итальянский перевод. В 1955 г. роман выходит в Барселоне по-испански.Почти детективный сюжет создает эмоциональное напряжение, достигающее кульминации в финале романа. Напряжение организуется столкновением противоположных качеств и действий персонажей.

4.Сюжет романа (ученик)

5.Анализ романа. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

-Расскажите о том, что произошло с рассказчиком во время Гражданской войны.

(«Я ехал по пустынной степи …»)

-Почему случившееся он расценивает как убийство? ( Ничего особенного вроде бы, боевой эпизод, не более, но рассказчик оценивает случившееся как убийство, отвергая тем самым убийство узаконенное . «Из всех моих воспоминаний … я не помню дня когда бы я не испытывал сожаления об этом »)

-С чего начинается действие романа? ( Действие романа начинается с того, что рассказчику случайно попадается английский роман «Приключение в степи», в котором с необычайной точностью описывается тот же случай, но с точки зрения убитого. Вскоре появляется и он - автор книги, но не англичанин, а русский Александр Вольф).

-Как развиваются отношения героя-рассказчика и Александра Вольфа? (Начиная с роковой встречи в степи во время Гражданской войны герой-рассказчик и Александр Вольф связаны друг с другом неразрывно. Полагая друг друга мёртвыми, они постоянно возвращаются друг к другу в мыслях; встреча навсегда меняет жизнь и отравляет психику каждого. В процессе общения героев жизненная позиция рассказчика претерпевает изменения, то сдвигаясь в сторону кредо Вольфа, то, наоборот, «втягивая» самого Вольфа на противоположное поле рассказчика»).

- Почему герой-рассказчик помогает преступнику Пьеро? (С бандитом Пьеро у него завязываются почти приятельские отношения. Подобно тому, как сам Пьеро стесняется при рассказчике своей необразованности, рассказчик, вероятно, завидует его «естественности». Это приятельство оказывается роковым).

Исследовательская работа.

Учитель: ребята, вам нужно было собрать детали к портрету Вольфа (работа с текстом)

«Он был довольно красив, на вид ему было лет сорок», «серые глаза с остановившимся взглядом»,неподвижные серые глаза».

-Что было примечательного в его внешности ? ( «В лице Вольфа было мне казалось, что-то резкое ,отличавшее его от других лиц, которые я видел. Это было трудноопределимое выражение, нечто похожее на мёртвую значительность – выражение, казавшееся совершенно невероятным на лице живого человека»)

-Почему автор не почувствовал облегчения, когда узнал, кто такой Александр Вольф? (Его угнетает то, что он вообще мог стать убийцей. Если бы не Вольф, он бы думал, что не способен на это).

-Что заставило Рассказчика выстрелить? (Его вынудили обстоятельства, а обстоятельства были созданы войной, которая чужда его гуманной натуре).

-Почему рассказчик вспоминает эпиграф из Эдгара По к роману «Приключение в степи»? Как вы его понимаете?( «Подо мной мой труп со стрелой в виске» . Этот эпиграф «даёт ключ к названию романа Газданова» — один из героев «Повести скалистых гор», морфинист (как и Вольф), в одном из наркотических видений переживает околосмертный опыт: он сражён стрелой и, подобно призраку, поднимается над своим телом. В начале романа Газданова память о Вольфе преследует рассказчика, как призрак. Когда Вольф объявляется живым, герой продолжает именовать его призраком. Призраком, случайно отпущенным смертью, считает себя и сам Вольф. В «Призраке» возникают и другие мотивы из повести По — в том числе смерть героя после роковой встречи с двойником. Переживание во сне собственной смерти — завязка следующего романа Газданова «Возвращение Будды», а двойничество — один из основных мотивов всей его прозы).

-Кем является по натуре Вольф?»( «И тогда я увидел его глаза, такие же расширенные и такие же неподвижные, в которых появилось и исчезло что-то действительно страшное ,– и я понял в эту секунду, что в авторе «Приключения в степи» всё-таки оставалось нечто почти забытое, почти умершее, но именно то, что хорошо знал в своё время Вознесенский и что я остановил тогда - только потому, что у меня был револьвер».)

Вывод. Вольф - разрушитель, остановить его может только сила, тот же револьвер. В нём есть зло, что-то демоническое.

-Расскажите биографию Вольфа. От кого мы узнаём о его жизни?

Вольф в жизни других людей. (работа в группах)

1.Вольф и директор издательства

«Вы должны были целиться лучше. Это бы избавило от ненужных осложнений и мистера Вольфа , и некоторых других».

Вольф виновен в одной трагической истории, в которой он виноват.

2.Вольф и Вознесенский.

(Вознесенский несчастен, потому что от него уходит любимая женщина к Вольфу)

3.Вольф и Елена Николаевна.

Она была отравлена его близостью, может быть, надолго, может быть, навсегда. И ей передалась та безысходность, которую она видела в нём. Он пытался сломать её, поработить.

-Почему не удалось Вольфу сломать Елену Николаевну?? ( Елена Николаевна никогда не переставала сопротивляться. В ней была внутренняя сила, что и привлекало внимание Вольфа).

-Почему Вольфа привлекала её внутренняя сила? (Ему нравилось ощущать власть над сильным человеком).

4.Вольф и рассказчик

-Почему рассказчик не может жить настоящим? (Рассказчик оценивает случившееся как убийство. Именно из-за Вольфа он считает себя убийцей. Рассказчик живёт воспоминаниями, не может забыть о том, что произошло в степи).

Вывод. Итак , Вольф заставляет страдать людей, ссылаясь на свою исключительность.

-Какова философия Вольфа?

1.Жизнь-стремление к смерти.

2.Смысл всякого движения- смерть.

3.Любовь-лучшее, что дано знать человеку, но и в этом можно увидеть медленную работу смерти.

Вывод. Жизнь для него не представляла никакой ценности. Вольф фаталист (Смертельный фатализм)

Учитель: Давайте вспомним, в творчестве какого писателя, в каком произведении прозвучала тема фатализма? («Фаталист» – последняя глава романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Истоки раздумий человека о предопределённости судьбы (рока) находим ещё в античной литературе. Позже эту тему развивали многие писатели, интерпретируя согласно духу своей эпохи. В новелле Лермонтова тема рока в человеческой жизни развивается в контексте вечного вопроса жизни и смерти. Эту проблему можно заметить и в других главах романа, однако именно в последней она стала главной. По мнению Лермонтова, каждый человек сам вправе решать, верить ему в фатум или нет, но всё же с судьбой лучше не играть).

-Какую проблему Вольфу нужно было уладить в Париже? Как он собирался это сделать? ( Рассказчик убеждается в том, что Вольф-убийца )

-Когда, по убеждению Вольфа, человек приобретает невероятное, нечеловеческое могущество над остальными? ( Когда он насильственно прекращает чью-то жизнь. Только тогда человек может считать себя исключительной личностью).

-Как вы думаете, Вольф - сильный человек? (Нет. Хотя бы потому, что он употреблял морфий ).

-Давайте попробуем сопоставить Вольфа и Раскольникова. Что объединяет этих героев? (Философия обоих губительна как для окружающих, так и для самих героев. Они хотят доказать свою исключительность, переступив через нравственные законы, запреты. Такая теория, как показала история, ведёт к большим человеческим жертвам).

-Какое значение имеет выстрел в конце романа? (Рассказчик убивает Вольфа, защищая Елену Николаевну)

1.Смертельный фатализм.

2.Избавление рассказчика от своего прошлого

3.Уничтожение зла.

Вывод. Рассказчик убивает Вольфа теперь уже окончательно. Он стреляет не только потому, что хочет спасти свою любовь, он стреляет в человека чуждых ему идей и воззрений.

-О чём говорят цвета в «Призраке Александра Вольфа»? (Александру Вольфу постоянно сопутствует серый цвет: рассказчик то и дело обращает внимание на его серые глаза, а в финальном пассаже романа успевает обратить внимание на серый ковёр, на который рухнуло тело Вольфа. Серый цвет традиционно ассоциируется с волком («серый волк» — устойчивое фольклорное словосочетание), что ещё раз подчёркивает оборотничество Вольфа. Автор работы о визуальной образности в «Призраке» А. Зима со ссылкой на психолога Макса Люшера (разработчика известного теста) отмечает, что «психология рассматривает серый как «бесцвет­ный», не считая его ни тёмным и ни светлым. Он лишён стимулов и нейтрален, в нём не заложены никакие тенденции»; «серый цвет не имеет чётких характери­стик, но при этом несёт в себе информацию о ду­ховном кризисе» 17 . Серый — середина между чёрным и белым, результат их смешения. В начале романа Вольф на апокалиптическом белом коне стреляет в рассказчика на чёрной кобыле; всё дальнейшее действие, таким образом, происходит в «серой зоне», где судьбы героев роковым образом связаны.

Описывая Елену Николаевну, Газданов говорит о её современности: она водит автомобиль, смотрит американское кино, держит в доме кубистический натюрморт. «В описании квартиры Елены Газданов подчёркивает насыщенные контрастные цвета — синий ковёр и мебельную обивку, апельсины (целые и разрезанные пополам), лежащие на овальном жёлтом блюде. Непосредственная близость синего, жёлтого и оранжевого соответствует приёму «симультанных контрастов», который изобрели Робер и Соня Делоне для передачи внутренней динамики через соположение основных и дополнительных цветов» 18 . Всё это не только косвенно указывает на время действия романа, но и вновь подчёркивает мотив раздвоенности).

-Вспомните, о чём символизировал жёлтый цвет в романе Булгакова? (Желтый цвет олицетворяет беспорядочный, хаотический выброс энергии (в противоположность красному, который бьет в одну точку). Отсюда словосочетания «желтый дом» - психушка, «желтый билет» для женщин лёгкого поведения, «желтая пресса» и пр.

С другой стороны, в сочетании с красным желтый дает оранжевый - цвет радости (легкомыслие и агрессивность взаимно уравновешивают друг друга).

Жёлтый символизирует солнце, тепло, с одной стороны, и тревогу, ложь - с другой. Но если говорить конкретно о романе «Мастер и Маргарита», то Булгаков в основном употребляет данный цвет во втором значении).

-Что происходит после финала романа Газданова? (По тому, как спокойно ведётся рассказ, можно предположить, что окончательная смерть Вольфа стала благополучной развязкой. Рассказчик излечен, его возлюбленная спасена, а его противник, олицетворявший Смерть, повержен).


6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание. Сочинение - миниатюра «Моё отношение к Александру Вольфу»»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.