12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Ирина Ивановна41

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Краеведческая работа

"Свято-Вознесенский храм"

 

 

 

 

Автор: Смирнова Ольга

Руководитель: Егорова Ирина Ивановна,

учитель истории

 

 

 

 

 

х. Сусат

 

 

                                               Если вы не бывали в Сусате,

                                                      Приглашаем вас в гости и ждем.

                                                  Мы по улицам хутора вместе,

                                                  Красотою любуясь, пройдем.

 

 

Сусат – один из старейших хуторов Ростовской области. Название хутора в переводе с тюрского обозначает «чистая вода». Он был основан в 1399 году, а в 1999 году отпраздновал свое шестисотлетие.

В далеком XVII веке территорию Дона заселили вольные люди, бежавшие из центра России - казаки. У них были свои законы, к ним с уважением относилось правительство, доверяло защищать южные рубежи страны. При Советской власти казаки потеряли свою независимость. Трудно вступали в колхоз, многие оказались сосланными в Сибирь.

Сейчас в хуторе проживает около двух тысяч человек. Состав населения многонациональный: русские, украинцы, армяне, корейцы. При последней переписи населения многие хуторяне записали себя казаками.

В 90-е годы казачество на Дону снова начало возрождаться. Сусатский казачий круг был организован в августе 1990 года. Первым атаманом был избран С. В. Мещеряков. Многие хуторяне стали вступать в казаки. Основной задачей было возрождение донского казачества, наведение порядка в хуторах и станицах Дона.

Казаки всегда были православными людьми. Известно, что зажиточные казаки хутора Сусата ещё в 1863 году имели деревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Построена она была по инициативе местного казака Петра Каменского, его старанием: частью на собствен­ные средства, частью на средства, изысканные им путём добровольных пожертвований со стороны местных жителей и других благотворителей. При храме существовала приходская школа. Спустя годы строение обветшало. В 1891 году вместо обветшавшего старого здания церкви было построено новое, тоже деревянное. По цвету наружной окраски её называли «Красной». Однако вместимость церкви была небольшой, поэтому казаки думали о строительстве большого каменного здания, чтоб стояло века. Заложили фундамент будущего нового храма в 1906 году немецкие специалисты и уехали. Их не было несколько лет. А в 1910 году «Красная» церковь сгорела. Атаманом хутора в то врем был Василий Гордеевич Тихонов (его правнук В.С. Тихонов сегодня живет в х. Сусате).  Собрал он казаков на сход, и решили возвести просторный кирпичный храм в центре хутора, на заложенном немцами фундаменте. Строили на пожертвования земляков. Свято-Вознесенский храм был освящён 29 января 1914 года отцом Иоанном Комиссаровым. Храм сделали трехпрестольным. Основное здание и престол освящены во имя Вознесения Господня, а два боковых придела церкви – в честь Казанской иконы Божией Матери и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. К лету 1914 года основные строительные работы были закончены, но расписать фресками внутренние стены и потолок храма не успели — началась Первая мировая война, затем революционные события 1917 года, Гражданская война. Церковная утварь была разграблена и уничтожена представителями новой власти.

 В 1929 году, во время повсеместного гонения на церковь, храм был закрыт, а затем и вовсе наполовину разрушен. Известна даже точная дата - Великий Чет­верг Страстной седмицы 1929 года. Первый секретарь комсомольской организации Фёдор Пузиков, борец за коллективизацию, расстреливал иконы из винтовки, приговаривая: «Если Бог есть - пусть меня убьёт». (И в ту же ночь он был застрелен не­известными). После расстрела икон партийные и комсомольские работ­ники отпраздновали грабёж: вокруг церкви устроили пляски под гармонь. Старуху Марью Длинную нарядили в кожу, приделали рога и катали с визгом и гиканьем. Последний настоятель храма о. Федор Комиссаров был арестован, судьба его неизвестна, скорее всего, он погиб на каторге — в сталинских лагерях Медвежьегорска (Карелия).

При Советской власти церковное здание поначалу использовалось как клуб, потом как зверинец, где показывали медведей. Купол церкви был снесён, колокольня - лишена голоса и снята совсем, а окна - заложены кирпичом. Одно время думали там устроить спортзал, но колхоз «Память Ильи­ча» воспротивился: «Слишком много тут места, уж лучше будем зерно ссыпать».

Во время Великой Отечествен­ной войны, в 1942 году, немецко- фашистские захватчики оккупиро­вали Семикаракорский район. В Сусатской церкви немцы открыли один престол и потребовали от свя­щенника, чтоб отпевал их умерших. Здесь же их и хоронили.

После войны в здание церкви снова вернули зернохранилище. От массовой загрузки зерном его стены деформировались. В 80-е годы здесь находился склад районного торгового пункта.

В конце 80-х годов районные власти поставили перед хуторянами вопрос: восстановить ли Вознесен­скую церковь в Сусате, как это дела­ется везде по стране, или развернуть там музейные экспозиции? Большин­ство (в два голоса) проголосовало за церковь, и 21 декабря 1989 года здание было передано верующим. В Ростов-на-Дону отправилась делегация сусатских верующих во главе с Марией Чеботаревой. Там они получили разрешение на открытие храма, был назначен священник. Первым настоятелем Сусатского православного прихода стал тогда ещё молодой иерей Виталий Минаев. А его отец, Владимир Владимирович Минаев, (он принял монашеский постриг и новое имя — инок Александр, в 2010 г. похоронен на территории церкви) взялся за осуществление работ по восстановлению храма. Благодаря его стараниям и поддержке многих людей, живущих в нашем районе и за его пределами, дело продвигалось быстро. В короткие сроки были возведены колокольня, круглый подкупольный барабан (его украшают небольшие окна с витражами) и купол, заменена кровля, восстановлены уникальные кованые решётки на окнах, пол устелили мраморной плиткой, сделали мраморные входные ступени. Подворье было заасфальтировано и обнесено кованой оградой с кирпичными выбеленными столбами. Во дворе храма появился  фруктовый сад. Построены свечная лавка, келейная, отремонтирован дом для церковного причта, выкопан колодец, пробита скважина.

В 1990 году, 1 февраля, уже была отслужена первая Божественная литургия. На службе были названы имена тех, кто внес лепту в возрождение храма, в их числе А. А. Араканцев, В. И. Барминов, Н. Д. Бударин, А. Н. Бордова, Г. Н. Ершов, М. Д. Котляров, М. Я. Манохин, М. С. Огонян, В. В. Петров, В. С. Тихонов, В. Г. Чеченев, а также теперь уже бывшие губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб и директор РоАЭС (г. Волгодонск) Э.Н. Мустафинов.

 Свято-Вознесенский храм в плане крестообразный, с трёхъярусной колокольней. Его крыша — четырёхскатная, с круглым подкупольным барабаном и небольшими окнами, украшенными витражами. Основной купол, как и «луковки» над приделами, — без позолоты, черного цвета, они имеют традиционную для старорусских храмов форму. Стены белые, а двери и окна выкрашены в голубой цвет. Дорога на церковное подворье ведёт через красивые арочные ворота с двумя калитками по бокам. Своды над воротами и калитками увенчаны маленькими куполами-«луковками» с православными крестами. Все, кто проезжает по автотрассе «Ростов-Волгодонск», любуются Свято-Вознесенским храмом, многие бывают там с экскурсиями, о чем рассказывают в Интернете.

В храме регулярно проходят службы, венчают молодоженов, крестят младенцев. В дни церковных праздников особенно торжественно и многолюдно, а в престольный праздник Вознесения Господня (он отмечается через 40 дней после Пасхи) хуторяне принимают множество гостей из Ростова-на- Дону, Семикаракорска и других городов, приглашают всех на трапезу за щедро накрытые столы. В числе активных прихожан — ученики Сусатской школы, имеющей статус «казачья». Для школьников проводятся в храме службы перед началом нового учебного года, в день Последнего звонка. Очень ребята любят бывать в храме на Рождественской елке. Для них ее проводит настоятель храма. А в День Победы служители церкви и школьники проводят свечное шествие и совершают торжественное богослужение у обелиска погибшим воинам в Великой Отечественной войне.

Сейчас Сусатский храм является архитектурным памятником 20-го века и достопримечательностью не только хутора, но и Ростовской области.  Свято-Вознесенский храм внесен в списки туристических объектов Донского края. В конце мая 2014 года сусатцы и другие православные жители нашего района отметили его 100-летний юбилей.

Обликом Свято-Вознесенского храма нельзя не восхищаться. Ему присущи лёгкость, изящество, но вместе с тем выдержанность и чув­ство меры. Колокольня поставлена уверенно и браво.

Все сусатцы очень любят свой хутор. Стараются сделать его чистым, нарядным, современным. И конечно, гордятся своей малой родиной.

 

 

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

1.     Ю. Якушев. Биография хутора – биография бойца. //За изобилие.-1967.-12 февраля;
2.    В.Тихонова. Чтобы интереснее жизнь была на хуторах. // За изобилие.- 1966.- 20 марта, с.2;
3.    В. Ганженко. Наше советское хозяйство.//За изобилие.-1967.-17 сентября, с.2;
4. В. Ганженко. Они были первыми.// За изобилие.-1967.-5 июля;
5. В.Кондратенко. Не иссякнет твой блеск, жемчужина Дона!»:Документальное повествование.- Ростов –на – Дону: Издательско – полиграфическая фирма «Малыш».- с.196 - 201

6.  Н. Здоровцева. Сколько церквей было в Сусате // "Семикаракорские вести". - 2012. - 23 июня

Автор материала: О. Смирнова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.