12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Назарова Светлана Ивановна149
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Исследовательский проект

«Заброшенный храм»»

2017

Оглавление.

Глава 1. Введение

1.1. Обоснование актуальности темы исследования.

1.2. Цели и задачи. Методы исследования.

Глава 2. Содержание исследования.

2.1.Заброшенная церковь Петра и Павла.

2.2.Воспоминания жительницы села.

2.3. Трудовой десант православной молодёжи в село Еделево.

2.4. Служба в старинном полуразрушенном храме Петра и Павла.

2.5. О роли церкви в жизни жителей села.

Глава 3. Заключение.

3.1. Выводы.

Литература.         

 

Глава 1. Введение.

1.1.Обоснование актуальности темы исследования.

Там, где травы вешние не скошены

Где цветы неброские растут,

Старый храм один стоит заброшенный,

И гуляет вольный ветер тут.

Заросла к нему тропинка давняя,

В старой кровле птицы вьют гнездо,

Только песня слышится печальная,

Это Ангел плачет здесь давно.

Одинокий путник в придорожии

Поглядит с поникшей головой:

Как случается, что церкви брошены,

Словно сироты с изломанной судьбой?

Не спешит туда народ на праздники,

И не слышен колокольный звон,

Не поют протяжных песен калики –

Русь застыла, словно видит сон.

Ты встряхнись, проснись, моя родимая,

Золотых березок дивный край!

Знаю я, что будешь ты счастливая,

Только веру в Бога, не теряй!

Теплится лампада в дни осенние,

Сердце повторяет вновь и вновь:

Господи, даруй ты нам спасение,

Веру, всепрощенье и любовь!

Н. Мисюрова.

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Православная вера и любовь к Отечеству едины. Подтверждение этому мы находим и в государственной символике Российской Федерации. Великомученик Георгий Победоносец, олицетворяющий покровительство и защиту ратных людей, украшает Государственный герб нашей Родины. Он же изображен на символах столицы России. А вспомним слова Государственного гимна Российской Федерации:

Россия - священная наша держава.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Русская земля, а с ней русская церковь, не могут не быть носителями «великой совести». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням.

1.2. Цели и задачи.

Объект данного исследования – церковь в селе Еделево. Предметом исследования является изучение исторической судьбы церкви с. Еделево, её архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.

Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом церкви, определение её роли в жизни людей, воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к прошлому своего Отечества, народа.

Задачи:

возродить национальное и духовное самосознание;

воспитать достойного гражданина и патриота России;

пробудить интерес к изучению прошлого своего Отечества;

проанализировать имеющиеся научные источники по изучаемой проблеме исследования;

разработать план основных мероприятий исследовательской деятельности;

сформировать фотоотчет по проведенному исследованию.

Для достижения цели исследования мы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:

изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, опрос очевидцев;

знакомство с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

социологический опрос;

фотосъемка объектов исследования.

Глава 2. Содержание исследования.

2.1.Заброшенная церковь Петра и Павла в исчезнувшем селе Еделево.

Заброшенное село Еделево является одним из самых живописных мест Майнского района нашей области. Здесь совсем не осталось домов, на равнине возвышается лишь полуразрушенный храм Петра и Павла. Но внутри по-прежнему стоят иконы и зажигают свечи. Прихожане ценят Петропавловскую церковь как исторический и религиозный памятник.

В 1653 году здесь, через пять лет после основания Симбирска, на берегу речки с библейским названием Иерусалимка (зачем-то переименованной в Руссалимку), российским государем Алексеем Михайловичем были пожалованы земли семи мордовским мурзам, принятым «на государеву службу».

Вскоре большая часть земель осталась за одним из них — князем А.П. Еделевым, основавшим здесь деревушку. Его сын И. А. Еделев построил в ней в 1729-1737 годах деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась в село Петропавловское. Среди его владельцев позднее мелькали многие дворянские фамилии: Теряевы, Ушаковы, Винтер, Гершау, Берви, Карч-Карчевские.

В 1888 году Петропавловская церковь сгорела, был построен молитвенный дом и освящен в честь св. Николая Чудотворца. В 1895 году в селе вместо прежней деревянной церкви была выстроена новая каменная, на средства местных помещиков.

Шло время, село развивалось, и к 1913 году в Еделеве было 127 дворов, 880 человек населения. В 1922 году здесь было организовано кооперативное товарищество «Совершенство» из 62 крестьянских хозяйств, в котором работало большинство жителей. А потом селение угасло, в 1973 году последний житель Еделева покинул его. В наши дни от него осталась только Петропавловская церковь − архитектурный и исторический памятник старины.

Нам стало любопытно: а чем жило Еделево, когда и почему оно стало разрушаться? Почему посреди поля одиноко стоит заброшенная церковь? Кто проезжает мимо нее впервые, долго удивляется: как и почему она оказалась одна — одинешенька, вдали от деревень?

2.2. Воспоминания жительницы этого села, Валентины Андреевны Романовой:

«Село наше было красивым, была широкая улица. На западной стороне нашего села был сад. Он принадлежал, когда-то некому барину Бервию. Из рассказа моих родителей, барин был добрый и жена его Ольга Карловна тоже добрая. Вот она то и построила эту церковь, которая страдает и тоскует одна среди полей. Моя мама, Карпова Анна Васильевна, рассказывала, что церковь барыня построила на свои деньги. Были сделаны кирпичный завод и кирпичные сараи за их садом, а глину добывали в местных оврагах. И была она открыта в 1912 году на празднике святых апостолов Петра и Павла. И церковь называлась «Петропавловская» – а до этого была деревянная церковь, но она сгорела – называлась она Никольская, в честь Николая Чудотворца.

Строить эту церковь начали и сельчане: кто, как и чем мог. А когда поднимали кресты и колокола, народ приносил холсты, чтобы обмотать крест или колокол – сберечь от повреждений.

Народ радовался открытию новой церкви и горевал, когда её закрывали, а закрыли её в 1932 году. Но даже к закрытым дверям народ приходил и молился со слезами на глазах. Когда разоряли церковь, люди старались взять хоть что-то себе на память: кто икону, а кто даже мелочь какую-нибудь: деревяшку, дощечку, фигурку, чтобы напоминало, что когда-то это было дорогим для всех, для каждого. А когда церковь была при своих обязанностях, вокруг неё на Петров день съезжались торговцы, и была ярмарка, продавали всё: и материал, и платки и пряники, конфеты. Я ещё немного застала такую ярмарку.

Мама рассказывала, был в церкви священник Смирнов, батюшка, а как его звали – не знай. А один священник был похоронен под алтарём. Там копали, пробовали там копать [кладоискатели], но видимо не добрались, или всё видимо там обратилось землёй. Копают там без конца – клады ищут. Вырубают, ломают топорами под окнами, в углах, прощупывали видно, думали видно клад там какой, но богатых не было там, я думаю. Церковь закрыли в 1932 году, я знаю это с рассказа родителей. Когда я родилась – я в 1933 году 5 февраля родилась, и меня уже крестить возили в Чуфарово. В какой из двух не знаю – зимой, наверное, в зимней. А перед этим только закрыли церковь в Еделеве. В нишу в церковном алтаре мы вкладываем – деньги, туда свечи ставим и иконки ставим и денег кладём, и укрепляем, укрепляем эту нишу, а в этой нише – там, мама рассказывала, она же в церкви на клиросе пела, в ней хранилась библия, церковная библия. Она, говорит, была толстая, и она стояла вертикально.

Когда я подросла, была только действующая церковь в 20 км от нас в Теньковке. Через лес туда ходили.

Мама рассказывала: наша церковь была построена по проекту: у барыни была сестра, в Петербурге, и там была вот такая церковь построена. И вот по проекту той церкви построили и нашу церковь. При мне уже ни икон и росписей на стенах в церкви не было.

А когда её разоряли, – нашу церковь, иконы бросали прямо на пол. Одна икона, – мамин отец купил, на шёлковом полотне, – икона Божьей Матери была, и он просил: не бросайте, сними её осторожненько. Снимал её Иван, так скажем – так и есть. Ваня, – говорит, – сними осторожненько, говорит, вот эту икону. Я, – говорит, – её возьму. А он вот так, – говорит, – сорвал её, вот так вот, как кинет, и она пополам разорвалась. Шёлковая икона. Это мой дед был по матери. Мамин отец. Иконы брали, по домам растаскивали, а потом куда они делись – не знай. Колокола были, но при мне их уже не было. Деревянные крылечки у колокольни до сих пор сохранились.

Что я могу рассказать о нашей малой родине, которую не могу забыть ни днем, ни ночью. Особенно в бессонные ночи – я проживаю там. И очень рада этому, я возвращаюсь в то далёкое неповторимое детство, в юность нашу беспечную, где мы были увлечены своей юностью, были у нас по возрасту игры, но не было распущенности, мы доверяли друг другу и не боялись никого. Двери были всегда открыты – и днём и ночью.

Напишу из рассказов и воспоминаний своих родителей. Село наше до 1936 года было большое, 300 домов, но так как в 1936 году был страшный голод, много семей уехало из села. Уезжали в поисках дешёвого хлеба. Большинство уехали в Оренбургскую область. Но так как скоро началась война, некоторые вернулись обратно, а много, видимо, остались там, где посчитали нужным. Война застала врасплох всё население. Люди не были готовы к такому страшному пережитку. Стали приходить повестки, а в повестках было указано что взять: пару шерстяных носков, пару варежек с двумя пальцами. А у людей этого не было в запасе, и тогда брались собирать и родные и соседи – кто-то вяжет один носок, кто-то другой, а кто так же вязали и варежки, будущий солдат уходил этими вещами обеспеченный.

Потом стали приходить похоронки. Это тоже переживали всем селом. У меня тоже ушли три двоюродных брата и не вернулись, и все трое Степановичи. Они записаны в Книге памяти, я их там нашла, когда отдыхала в Ундорах. Людей у нас в селе в то время становилось всё меньше, но с переездом не спешили уезжать.

Стала подрастать молодежь послевоенная, стали появляться новые семьи, рождаться дети. Село стало оживать. Стали строить новые дома. Мы тоже построили новый добротный дом, но жить нам в нём не пришлось. Наше село посчитали неперспективным, хоть и был у нас последнее время председатель Николай Василевич Орешников из Тагая, вот с ним народ почувствовал облегчение, узнали, как запасать дрова на зиму – во время лета, чтобы зимой не мучиться. Не страдать. Мы конечно в город не стремились поехать. Так как были привязаны к земле, к сельскому труду с малых лет. И мы трудись, муж работал трактористом, я работала на ферме.

Растили трёх дочерей. Но когда нашему селу дали такое предписание – неперспективно – всё пошло по другому. Всё стали от нас увозить, – ферму сломали, тракторы перегнали в другое село, и самый последний толчок – сломали школы. Вот тогда то мы, ещё молодые, и наши ровесники, стали задумываться о новой жизни, городской, хоть и город то мы никогда не любили. Но пришлось смириться с этим и стать городскими. Хоть это только прописка городская. А душа остаётся по-прежнему с Родиной. Мы до сих пор ездим, каждый год, туда к себе домой, наведать могилки своих родных близких сердцу людей, наших отцов. И не только мы – ездят многие наши сельчане. А раньше ездили мы на автобусе, нанимали автобус. И люди были рады встретиться, пообщаться друг с другом. Побывать на своих местах, которые когда-то оставили, а главное – посетить нашу дорогую церковь. Люди заходили, молились на стены. А когда выходили, молились на кресты, со слезами просили у церкви прошения, что, мол, оставили тебя одну среди полей. А когда кто-то уезжал из села – вставали перед церковью на колени – кто-то может просил прощения, а кто-то благословения в свой новый путь. Моя мама – Анна Васильевна Карпова, пела на клиросе в этой церкви с 12 лет, и ей было очень жалко, она не могла без слёз рассказывать о ней, о церкви. Какая она была красивая, как ярко сверкали на ней кресты. Вокруг церкви была ограда, стояли каменные столбы, а на них стеклянные шары, красные, розовые, жёлтые, синие – это была такая красота! Мама рассказывала – когда церковь закрывали, народ очень переживал – не хотели чтобы остаться без участия церкви в их жизни, но были бессильны в этом..."

Оставшись без школы и работы, сельчане практически массово начали покидать родные места. Семья Валентины Андреевны переехала в 1963 году. По словам женщины, последний житель, Николай Васильевич Кузнецов, уехал в 1973-м, поставив тем самым точку на существовании Еделева.

2.3. Трудовой десант православной молодёжи в село Еделево.

В настоящее время здание церкви разрушается. Активисты православной молодежи региона, при поддержке Симбирской и Новоспасской епархий, предпринимают попытку сохранить храм для возрождения в нем богослужений.

В начале июля 2016 года православная молодежь Симбирского благочиния совершила трудовой выезд в село Еделево Майнского района Ульяновской области, где находится старинный храм, освященный во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Целью поездки стала подготовка церкви к предстоящему престольному празднику.

Силами молодых добровольцев удалось очистить территорию храма от бытового и строительного мусора, устранить надписи на стенах и сделать настил пола в центральной части церкви. Проделанная работа призвана способствовать возрождению молитвенной жизни на святом месте.

2.4. Служба в старинном полуразрушенном храме Петра и Павла.

И вот теперь, спустя десятилетия, в храме снова начались богослужения.

12 июля 2016 года в селе Еделево прошла служба в старинном полуразрушенном храме Петра и Павла. Возглавил молебен митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий.

Митрополит Анастасий поблагодарил верующих за то, что они нашли возможность приехать помолиться в старинный храм и пожелал, чтобы и в будущем в этом месте возносилась молитва к богу.

После молебна в старинном Петропавловском храме села Еделево митрополит Анастасий сказал:

"Дорогие братья и сестры, я благодарю вас за ваши молитвы, за то, что все вы сегодня стали не просто зрителями, но и непосредственными участниками чудесного события. Здесь, где небо сливается с землей, стоит этот храм, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу. Эта обстановка, эта природа надмирная говорит нам о том, что Царство Божие для каждого созидается здесь, на Земле, но все мы призваны к небу. Сегодня мы вместе с апостолом Петром можем сказать: «Господи, как хорошо нам здесь быть». Каждый из нас по-особому воспринимает наше сегодняшнее молитвенное стояние в этом святом храме. Очень явственно чувствуется, что апостолы сегодня молятся здесь вместе с нами. Апостолы проявляют к нам ту же любовь, что они проявляли в своей земной жизни. Они хотят, чтобы мы полюбили Христа, так как они любили Его. Словами «Любишь ли ты Меня?» Господь обращается не только к Симону Ионину, но и к каждому из нас с вами. И нам с вами, как и апостолу Петру, предстоит ответить на этот призыв Господа. Апостол Петр трижды восклицает: «Господи, я люблю тебя!». Он откликается на призыв, отвечает любовью на любовь. Мы с вами часто, очень часто отходим от Господа отрекаемся от Него, изгоняем Его из нашей жизни. А ведь мы по слову апостола призваны быть подражателями Христа, носителями любви Христовой. Любовь – это самое главное в жизни христианина. Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает. Если нет любви в нашем сердце, если мы ненавидим друг друга, если ревность, зависть, гордость житейская нас обуревают, то далеки мы с вами от Царства Божьего. Только через любовь приближается человек к Богу. Любовь начинается со ступеней, которые каждому нужно пройти. Первая ступень – это смирение перед всеми жизненными обстоятельствами. Кто из нас скажет, что он обладает смирением? Все мы только чуть-чуть приблизились, если вообще приблизились, к этой великой христианской добродетели. Если она все-таки касается наших сердец, то это происходит по любви Божией, потому что Господь возлюбил каждого из нас, потому что Господь хочет нашего спасения. Апостолы Петр и Павел, как и другие апостолы, напоминают нам, что наша Отчизна на небе. В храме Божьем как нигде человек чувствует себя странником и пришельцем на Земле. Смотря на небо, мы понимаем, что жизнь наша должна быть приготовлением к вечности, что целью нашего земного бытия является созидание внутри себя небесного царства. Для этого требуется огромный труд, труд всей нашей жизни. Для этого требуются вера, надежда и любовь. Помолимся, чтобы Господь помог нам стяжать эти добродетели, которые приведут нас в Царство Божие, все остальное же само по себе приложится. Все остальное само по себе ничтожно. Прейдет небо, прейдет Земля, но останется Христос; останется путеводной звездой Священное Писание, которое оставили нам святые апостолы. Их молитвами да сохранит нас Господь"

– Заброшенный и осквернённый храм всегда остается храмом Божьим. В былые годы здесь служилась Божественная литургия, совершалась бескровная жертва. Сегодня по милости Божией здесь совершается единение человека с Богом, здесь небо сливается с землей. Здесь наш фавор и мы можем сказать: «Господи, как хорошо нам здесь быть». Я благодарю всех вас, дорогие братья и сестры за то, что вы преодолели расстояния и прибыли в это святое место, - сказал Анастасий.

Сохранение старых церквей более приоритетно по сравнению со строительством в будущем новых на месте старых. Ведь старые церкви — это сама история, дух и символ нации, духовное объединение людей в настоящем и духовное единение поколений нескольких последних сотен лет. Как говорят “старые церкви намолены”.

К тому же церковь Петра и Павла, несмотря на текущее состояние, так прочна, что потеряла в основном незначительный запас прочности и выстоит ещё столетия, если её сейчас сберечь.

2.5. О роли церкви в жизни жителей села.

Долгое время сельская церковь была единственным культурным и просветительским центром села. Неоценима роль церкви в современной жизни, особенно это касается воспитания подрастающего поколения. Храм выполняет просветительскую роль, знакомит с православной культурой и ее традициями, направляет личность осуществлять свою деятельность в рамках нравственных ценностей, а это так необходимо в нашем современном мире.

Возрождение храмов поможет в преодолении оторванности молодого поколения от исторических судеб России, от ее духовного наследия. Хочется продолжить библейскую фразу «Красота спасет Мир, ибо Красота есть Бог». Да, красота, вера и любовь спасут Мир, но для этого нужен постоянный духовный труд. Не слова, а поступки. Тогда Россия не только возродится, но и станет процветающей.

Глава 3. Заключение.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. А ведь именно перед нами, молодым поколением, стоит задача их восстановления.

По преданию, после освящения храма ему дается Ангел-Хранитель, который находится на том месте, даже если храм полностью разрушен. Храм и место, на котором он находится, считается освященным, т.е. посвященным Богу. Православные люди всегда отличались особенным почитанием, благоукрашением храмов и других святых мест. Всё, что происходит в нашем районе, отражает то, что происходит в нашей стране: везде восстанавливаются храмы, строятся новые. Мы уверены, что дойдет очередь и до нашей церкви Петра и Павла.

Выводы.

Результаты, полученные нами в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческое исследование, мы лучше стали понимать историю своей малой родины, узнали много нового и интересного об исчезнувшем селе Еделево, о том, что полуразрушенный храм Петра и Павла является архитектурным и историческим памятником старины.

Это огромный и кропотливый труд. Невозможно отразить его в одном проекте. Такая работа может длиться годами, а может быть даже всю жизнь. Мы решили и в дальнейшем продолжить наше исследование.

Литература:

1. Текст Государственного гимна Российской Федерации.

2. Заброшенный храм. Надежда Мисюрова.

3. Воспоминания жительницы с. Еделево В. А. Романовой.

4. Карташев В. А. Очерки по истории русской церкви. – М.,1992.

5. Ресурсы Интернета.

Опубликовано


Комментарии (3)

Назарова Светлана Ивановна, 19.04.18 в 17:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна!
Карине Рафаеловна, 19.04.18 в 19:27 0Ответить Пожаловаться
Очень интересно!Спасибо!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.