Кроссворд «Секреты запятой десятичной дроби»
Автор публикации: М. Гусляков, ученик 6А класса
Кроссворд «Секреты запятой десятичной дроби»
Автор: Гусляков Матвей, ученик 6 «А» класса
Руководитель: Чигарева Светлана Федоровна, учитель математики и физики высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГОУ "С(К)ОШ-И I-II, V видов", город Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
Возраст: 13 лет
Особые условия: Ученик коррекционной речевой школы.
Пояснительная записка
Цель работы: Проверка усвоения ключевых понятий и действий с десятичными дробями (сложение и вычитание, умножение и деление, сравнение), а также систематизация правил, связанных с положением запятой и разрядами.
Задачи:
Закрепить понимание разрядов в десятичной дроби (целая, дробная часть, десятые, сотые, тысячные и т.д.).
Проверить знание правил действий с десятичными дробями.
Повысить интерес к математическим операциям с дробями и мотивацию к повторению правил, учитывая, что систематизация и проговаривание материала имеют особое значение для учеников коррекционной речевой школы.
Создать дидактический материал для взаимообучения и повторения правил с одноклассниками.
Время выполнения: 5 занятий по 45 минут.
Идея создания: Повторение правил действий с десятичными дробями стало острой необходимостью для Матвея, ученика 6 класса, так как после каникул пробелы в знаниях, возникшие в 5 классе, обострились. Это послужило отправной точкой. Для придания ему цели в повторении мальчику было предложено создать этот кроссворд и разработать для себя мнемонические напоминалки.
Этапы работы:
Диагностика и выявление пробелов.
Проведение среза для точного выявления конкретных ошибок.
Анализ типичных ошибок Матвея, который подтвердил, что основная сложность заключается именно в механическом запоминании и различении правил для разных действий.
Целенаправленное повторение и систематизация.
Изучение и проговаривание каждого правила действия с десятичными дробей, с обязательной фиксацией внимания на ключевом моменте – переносе или положении запятой.
Практическое закрепление каждого правила, с акцентом на пошаговый алгоритм действий, чтобы довести выполнение до автоматизма.
Разработка мнемонических правил (идея ученика).
Обсуждение необходимости создания "напоминалок" (мнемонических правил) для различения действий.
Формулирование идеи "Трёх друзей запятой".
Совместная работа над правилами на основе ассоциаций, в доступной и краткой форме ("Запоминалка").
Создание банка вопросов для кроссворда.
Создание кроссворда с использованием генератора кроссвордов.
Этот кроссворд представляет собой дидактический материал, который позволит педагогу проверить усвоение ключевых понятий и действий с десятичными дробями (сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение). Он может быть использован на разных этапах учебного процесса с учащимися как 5, так и 6 класса. Мнемонические правила «Три друга запятой» могут облегчить механическое запоминание и проговаривание материала по теме «Десятичная дробь. Действия с десятичными дробями».
Кроссворд создан на платформе генератора кроссвордов «Кроссген».
Ссылка: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html


ПО ГОРИЗОНТАЛИ 1. Дробь, у которой есть числитель и знаменатель, но она не десятичная. Ответ: обыкновенная 6. Самый главный знак, который отделяет в дроби целое от дробного. Ответ: запятая 8. Как называется действие, когда ты из 1/2 делаешь 0,5? Ответ: перевод 10. Сколько цифр после запятой в дроби "четыре целых семь сотых"? Ответ: две 11. Какой знак надо поставить между 0,7 и 0,2 при сравнении? Ответ: больше 14. Что нужно сделать с запятой, чтобы умножить дробь на 100? Ответ: перенести 15. Куда "убегает" запятая, когда ты делишь 15,6 на 10? Ответ: влево | ПО ВЕРТИКАЛИ 2. Число, которое стоит перед запятой. Оно показывает, сколько у нас целых пирогов. Ответ: целая 3. Как называется часть числа, которая стоит после запятой? Ответ: дробная 4. Первый разряд сразу после запятой. Ответ: десятые 5. Разряд, который идет сразу после сотых. Ответ: тысячные 7. Чтобы правильно сложить 2,5 и 3,1, нужно чтобы запятая была под... Ответ: запятой 9. Как называется действие, когда ты делаешь 0,49 из 0,487? Ответ: округление 12. Что ты можешь приписать в самый конец дроби 1,2, и она не изменится? Ответ: ноль 13. На сколько надо умножить 0,8, чтобы получить 8? Ответ: десять |
Запоминалка: "Три друга запятой"
Чтобы не путать правила, надо запомнить "Три друга запятой".
Для сложения и вычитания: "друг запятой" – ПОРЯДОК!
Правило: Запятая должна быть под запятой, как солдаты в строю! Считай, как обычно, но держи этот ПОРЯДОК!
Для умножения: "друг запятой" – СУММА!
Правило: Умножай числа как целые, не смотри на запятую. Потом найди СУММУ числа знаков после запятой в множителях. В ответе справа отсчитай эту сумму и ставь запятую!
Для деления: "друг запятой" – ИЗБАВЛЕНИЕ!
Правило: Перенеси запятую в делителе, чтобы он стал целым (это ИЗБАВЛЕНИЕ). Такой же перенос запятой, на то же количество знаков, сделай в делимом. Дели! Но помни, запятую в ответе ставь в момент перехода через запятую делимого.
Коротко:
«+» и «-» Порядок спасёт! (Запятая под запятой)
«•» Сумма покажет! (Сумма всех знаков)
«:» Избавление поможет! (Делитель делаем целым)
Примечание. Идея "Три друга запятой" принадлежит ученику, а правила составлены вместе с учителем.
Список использованной литературы и источников
Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – Москва: Мнемозина, 2013. – 280 с.
Василенко, М. А. Использование мнемотехники на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся / М. А. Василенко // Современный урок: педагогическая мастерская. – [Электронный ресурс]. – 31.01.2023. – URL: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/59043
Конрад, Б. Н. Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике / Борис Николай Конрад; пер. с англ. А. Анваер. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 307 с.
4
Елена Алексеевна