12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Ирина Витальевна10
Учитель математики МБОУ СШ №28 имени А.Смыслова г.Липецка. Стаж работы 33 года. С 2013 года-руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла.
Россия, Липецкая обл., Липецк

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №28имени А. Смыслова г. Липецка

 

Лебедева Ирина Витальевна, учитель математики

Предмет: математика

Класс: 5, общеобразовательный

Программно-методическое обеспечение:

- программа: базовый уровень

- использованная литература: Учебник «Математика, 5 класс» авт. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.- М.: Мнемозина, 2017.

Тема урока: «Деление десятичной дроби на десятичную дробь»

Тип урока: закрепление знаний

Планируемые результаты:

Предметные: научатся делить десятичную дробь на десятичную дробь, решать уравнения и задачи, содержащие десятичные дроби

Метапредметные:

познавательные - ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

регулятивные - учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Личностные:

планировать свои действия в соответствии с учебным заданием

Оборудование:

1.Мультимедийное оборудование. Презентация Microsoft Power Point.

2.Таблица «Деление на десятичную дробь»

Подготовительная работа перед началом урока:

1. Установить мультимедийное оборудование.

2.Повесить на доску таблицу

Ход урока:

І. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Посмотрите все ль в порядке,

Книжки, ручки и тетрадка.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

ІІ. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока

-Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников).

Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот такой ответ дал ученый Ал – Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».

-Давайте вспомним, чему мы учились на прошлом уроке?

(делить десятичную дробь на десятичную дробь)

-В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.

-Запишите в тетради дату и тему сегодняшнего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробь».

Слайд 1

III. Целеполагание

-Скажите, каковы цели урока?

(Ответы: повторить правило деления десятичной дроби на десятичную дробь;

научиться его применять при решении задач)

Слайд 2

IV.Актуализация знаний

Устный счет:

Слайд 3

1. Вычислить:

18,9:9    0,05:5    7,4*0,1

0,9·0,6    15,8:100

(Ответ:2,1; 0,54; 0,01; 0,158; 0,74)

-Как умножить десятичные дроби?

-Как разделить десятичную дробь на 100?

2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1; 20,01; 23,647; 0,07 ?

Слайд 4

1) Найди ошибку: а)2,3:4=5,75 (Ответ: 0,575)

б)8:0,4=0,2 (Ответ: 20)

Слайд № 5

2)Назовите пропущенное число:

а)16,7: ⌂ =1,67                       б)8: ⌂=0,08

в)6,3: ⌂=0,0063                      г)0,7: ⌂=0,07

Ответ: а)10; б)100; в)1000; г)10.

 

Cлайды № 6,7,8

3)Восстановите цепочку вычислений

а) 8,1: 9         б)1-0,3       в)0,2*0,5

          *2                :7                 *9

          :3                *78           :0,03

         *4                  :2               :10

 

Ответ: а)2,4;  б)3,9;   в)3.

Слайд 9

V. Историческая справка

Из истории дробей

Долгое время действия с дробными числами считались очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже в 18 в. овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.

Описал правила действий над десятичными дробями математик и астроном Гиясэддин ал-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427 г.) Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик И. Кеплер (1571 – 1630).

VI.Закрепление изученного материала.

-Сформулируйте правило деления на десятичную дробь.

ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;

2)после этого выполнить деление на натуральное число.

Слайд № 10

1.Устно:

-Не производя вычислений, замените данное выражение на такое, где делитель - натуральное число

 

а) 0,7:0,2

б)351:0,03

в) 49:0,7

г) 15:0,003

д)17,231:0,1

е) 100,14:1,2

2. -Сегодня мы совершим путешествие в Красную книгу. Кто знает, что это такое?

Слайд 11

Начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины – за последние 50 лет. В 20 веке стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению животного и растительного мира.

Давайте подумаем: Будет ли природе хуже, если, собирая орехи, ягоды, мы сломаем несколько веточек? Или просто сорвём 2-3 красивых цветка?

Слайд 12

Учеными был составлен список редких и исчезающих животных и растений.

И назвали этот список Красной книгой .

Почему книга так называется?

Красный цвет-это сигнал опасности. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.

30 октября 2003 г. – постановлением Липецкого областного Совета депутатов учреждена Красная книга Липецкой области.

2005-2006 гг. – вышли в свет два тома Красной книги. Первый из них содержит сведения о редких и исчезающих видах растений, грибов, лишайников, второй посвящен редким видам животных

Слайд 13

На территории области обитает свыше

60 видов млекопитающих,

более 250 видов различных птиц,

30 видов рыб,

8 видов пресмыкающихся

и 8 видов земноводных 

Слайд № 14

3. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам расшифровать тайну волшебного прямоугольника. Не вычисляя, найдите в строках правильные ответы. Из соответствующих им букв составьте название уникальной птицы, занесенной в Красную книгу, которая питается мышами. Гнезда располагаются на земле, под густыми корнями и ветками.

1,218:4

3,045 (Н)

30,45 (А)

0,3045(Ф)

304,5 (Д)

121,8:4

304,5 (Д)

3,045 (Н)

30,45(И)

0,3045(П)

0,1218:0,04

30,45(А)

0,3045(П)

304,5 (Д)

3,045 (Л)

12,18:0,04

0,3045(П)

30,45(А)

3,045 (Н)

304,5 (И)

12,18:0,4

30,45(Н)

3,045(А)

304,5(Д)

0,3045(П)

Ответ: филин.

Слайд № 15

4. Слайд № 16

-Выполните вычисления. Из ответов составьте название уникальной растения, которое является хищником.

 

37,85:0,1 3,875:0,001 37,85:0,01

42,396:0,001 10:0,001

37,85:0,001 3,64:0,1

3,785

37850

3875

0,3875

42396

378,41

378,5

М

С

Я

Ф

О

Т

Р

4,23

10000

0,38

3,7851

36,4

47,81

3785

В

Н

Д

Г

К

Ц

А

Ответ: росянка.

Что вы знаете о росянке?

Слайд 17

Ответ:

Росянка- хищное растение, растет на болотах. Верхняя часть листа росянки покрыта волосками, которые выделяют клейкий секрет. Он обладает парализующими свойствами. Постепенно лист сворачивается. В течение нескольких дней перевариваются ткани жертвы. Затем питательные вещества всасываются, а лист распрямляется.

5. Слайд № 18

-Сейчас вы самостоятельно в тетрадях решаете примеры, а один человек для проверки решает на обратной стороне доски. Из букв, соответствующих ответам, составьте название уникальной рыбы. Эта примечательная рыба – единственный у нас представитель древнего семейства осетровых.

 

6,8:2           0,3:6       65,6:8
10,5:5          2,4:4      7,5:3
80,64:8          1:4

3,4

8,2

2,1

10,08

0,05

С

Д

Т

 

Е

Р

2,5

0,6

1,8

10,8

0,25

Ь

Л

Н

 

О

Я

 

Ответы: 3,4; 2,1; 10,08; 0,05; 0,6; 0,25; 8,2;2,5

(Стерлядь)

Слайд № 19

Любимые места обитания – глубокие каменистые и песчаные участки рек с быстрым течением. Здесь она кормится, а в середине весны нерестится, вымётывая на подводные камни чёрную икру. Основная причина сокращения численности стерляди – сильное загрязнение рек. Большой урон наносят и браконьеры.

VII. Динамическая физкультминутка

Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)

VIII. Решение задач

Слайд 20

-Красная книга содержит чёрные страницы. На них можно посмотреть изображения животных и растений, которых мы никогда уже не сможем увидеть.

1)Решите задачу: (1 ученик решает задачу с комментированием у доски)

Странствующий голубь ниже дронта в в 2,5 раза, а дронт выше голубя на 0,6 м. Какова высота голубя и какова высота дронта?

Решение:

Пусть х метров высота голубя, тогда 2,5х метров высота дронта, на (2,5х – х) метров дронт выше голубя, что по условию задачи равно о,6 м. Составим и решим уравнение.

2,5х – х =0,6;

1,5х = 0,6;

х = 0,6 : 1,5;

х=0,4

0,4м=40см-высота голубя

1)2,5х=2,5*0,4=1(м) -высота дронта

Ответ: 40см; 1 м.

Сообщения, подготовленные заранее детьми:

-Странствующий голубь- вымершая птица семейства голубиных. До XIX века являлась одной из самых распространённых птиц на Земле. Странствующий голубь держался огромными стаями, на одном дереве иногда было до сотни гнёзд. За сезон пара голубей выводила только одного птенца.

Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Завидев пищу, голуби как огромная саранча бросались вниз, а насытившись — улетали, начисто уничтожая фрукты, ягоды, орехи, насекомых. Подобная прожорливость вызывала раздражение людей. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. Убивали столько голубей, сколько могли убить. Устраивались соревнования по стрельбе по голубям. Ближе к концу XIX века стали использовать даже пулемёты. Последний раз странствующий голубь в дикой природе был обнаружен в 1900г. в  США.

Дронт-вымершая птица с недоразвитыми крыльями. Для высиживания птенцов дронты строили гнезда. Их сооружали на земле и утепляли с помощью листьев и веток пальм. Самка дронта откладывала одно яйцо, которое оба родителя высиживали по очереди в течение примерно 30 дней. По мнению современных ученых, загадочные птицы дронты вымерли вследствие заселения островов – мест обитания птиц – людьми. Люди, как известно, привезли с собой домашних животных. Дронты не смогли выжить по соседству со свиньями, собаками и крысами.

IX.Самостоятельная работа ( с последующей проверкой через компьютер - слайд 22)

Слайд № 21

Несколько учащихся, решившие работу вперед всех, получают оценки

1 вариант                      2 вариант

а)2,24:0,7                    а)1,84:0,8

б)365,4:8,4                  б)181,3:7,4

в)97,6:0,32                  в)86,1:0,42

г)67,394:0,1                 г)932,52:0,1

д)0,468:0,6                  д)0,783:0,9

 

  1 вар.      Ответ: а)3,2; б)43,5; в)305;                  2 вар.             Ответ: а)2,3; б)24,5;

                   г)673,94; д)0,78                                                 в)205; г)9325,2; д)0,87

 

X. Логическое задание. (1 уч-ся у доски)

Заполни пропуски

Слайд 23

t1688984265aa.gif

Ответ: в параллелограмме 25,1

XI.Рефлексия учебной деятельности

Слайд 24

-Давайте подведем итог урока.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал……..

Было интересно……….

Теперь я могу……………

Полученные знания мне пригодятся …….

 

-Сформулируйте правило, как разделить десятичную дробь на десятичную дробь

-А как мы должны себя вести у природы в гостях?

Слайд 25

Ответ:

Не срывать цветы

Не ломать ветки деревьев и кустарников

Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

Не обижать лягушек и жаб

Не разорять птичьи гнёзда

Не  ловить диких животных, и не уносить их домой

-Ребята, покажите, как вы усвоили материал:

Слайд 26

(Дети показывают прямоугольники разного цвета)

Зеленый – сделал для себя открытие.

Красный - активно работал на уроке.

Желтый – урок подарил хорошее настроение.

XII.Выставление оценок за урок

XIII.Домашнее задание:

Слайд 27

РТ №2 №46.3(а),45.2 (подготовить сообщение о породе птиц)

Учитель:

Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки.

Все живое береги

Ты на этом свете!

Ты природу полюби,

Каждую травинку.

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй,

В лесу на поляне.

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянкам.

Не неси ежа домой,

Бабочку не трогай,

Школьник! Помни ты всегда –

Их не так уж много!

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Надежда Алексеевна Паршукова, 10.07.23 в 13:38 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы посмотреть слайды.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.