Урок математики в 5 классе на тему «Деление десятичной дроби на десятичную дробь»

Методическая разработка урока на основе деятельностного метода
ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ
НА ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ
Кузнецова Елена Николаевна
учитель математики первой категории филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь» на основе метода рефлексивной самоорганизации; расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: деление на десятичную дробь.
Задачи урока:
образовательные:
ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;
выработать алгоритм деления на десятичную дробь;
овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;
развивающие:
развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
развитие познавательного интереса к предмету;
формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и ИКТ;
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;
воспитательные:
развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь
План-конспект урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя. |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
||
I этап: Мотивация к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята! (Слайд 2) - Каково ваше настроение? - Ребята, на протяжении всего 5 класса мы с вами работаем с дробными числами… А не пора ли нам воспеть их в стихах… - Так почему же надо изучать дроби? - С какими дробями мы работаем на последних уроках? |
- Все ученики встают. Показывают смайлики Ученик читает оду десятичным дробям по слайду (Слайд 3) Ответы учащихся - Десятичные числа (Слайд 4) |
РУУД: волевая саморегуляция ЛУУД: действие смыслообразования. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
||
II этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (7мин.) |
1. Выполните действия: (Слайд 5) 2. Выбрать десятичные дроби, разбить их на группы и превратите их в натуральное число. Каким образом вы это можете сделать? 3. Решите задачу: Площадь школьного коридора прямоугольной формы 123,97м2 . Найти ширину коридора, если его длина равна 4,9м. (Слайд 6) Вопросы к задаче: О какой фигуре идет речь? Какие измерения имеет прямоугольник? Как записать условие задачи? Как найти ширину? В чем возникли затруднения? |
- Учащиеся выполняют предложенные действия по цепочке. - Делят все десятичные дроби на 3 группы (по кол-ву знаков после запятой) и превращают их в натуральные числа при помощи умножения на 10, 100,1000. - Прямоугольник - Длину и ширину Дано: S=123,97м2; a = 4,9м. Найти b. - Надо площадь разделить на длину - В делении на десятичную дробь |
ПОУУД: воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать умение ориентироваться в своей системе знаний. РУУД: умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок КУУД: аргументировать ответ или ошибку, контролировать действие партнёра. |
||
III этап: Выявление места и причины затруднения (2мин) |
- Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? - Значит, возникло затруднение? - В чем причина затруднения? - Как бы вы сформулировали тему нашего урока (Слайд 7) - Какова цель нашего урока. (Слайд 7) - Какую гипотезу можно выдвинуть, чтобы связать нашу проблему и цель урока (Слайд 8) |
- Разделить на десятичную дробь. - Нет. - Да. - Не умеем делить на десятичную дробь. - Деление десятичной дроби на десятичную дробь - Научиться делить на десятичную дробь. - Если найти ширину прямоугольника, то можно вывести правило деления десятичной дроби на десятичную дробь |
ПОУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
||
IV этап: Построение проекта выхода из затруднения (2мин) |
- Давайте сформулируем план, по которому будем работать над нашей гипотезой: 1. Что лежит в основе нашей проблемы? 2. Что надо найти в задаче? Это и будет первый этап нашей работы. 3. На что надо обратить внимание в решении задачи? 4. Что является итогом нашей работы? |
План работы: (Слайд 8) - Задача 1. Найти ширину прямоугольника 2. Найти закономер-ности в делении на десятичную дробь 3. Сформулировать правило деления на десятичную дробь. |
РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. ПОУУД: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
||
V этап: Реализация построенного проекта (5мин) |
Построим чертеж к задачи. Опишите его. Как найти АВ? Так как мы умеем делить на натуральное число, то 4,9 надо заменить натуральным. Как это сделать? Обратимся к рисунку. Если мы от точки А отложим десять отрезков АF и получим отрезок АD. Чему он будет равен? Что произойдет с площадью прямоугольника? А что произойдет с отрезком АВ? Какой вывод можно сделать. Найдем значение отрезка АВ у доски. Теперь найдем закономерности в делении. Обратим внимание на запятую. Давайте выведем правило деления на десятичную дробь (Слайд 10) - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Каков наш следующий шаг? |
Дан прямоугольник ABEF, в котором S = 123.97 м2, AF = 4,9 м. Найти отрезок АВ. АВ(b) = S : AF = Его надо умножить на 10. Отрезок АD = 49 м Она увеличиться в 10 раз и будет равна 1239,7 м2. Он останется без изменения. Если делимое и делить увеличить в одно и тоже кол-во раз, то частное останется без изменения. Ученик выполняет деление на доске, проговаривая правило деления на натуральное число. В делимом и в делите-ле мы перенесли запя-тую на одну цифру (т.е. на кол-во знаков после запятой в делителе) - Формулируют алгоритм по слайду. - Вывести алгоритм деления на десятичную дробь. - Да. -Научиться применять данный алгоритм. |
КУУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. ПОУУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
||
VI этап: Первичное закрепление (6мин) |
Работа по учебнику: (Слайд 11) № 825 (1) – у доски Найти равные частные: |
Ученики по очереди с места, а затем у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. Ученики находят равные частные и обосновывают свой ответ |
КУУД: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
||
Физкультминутка (1мин) |
Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Давайте немного потанцуем. |
Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. Дети проводят танцевальную физкультминутку |
|||
VII этап: Тестовая работа с самопроверкой (7мин) |
- Можете ли вы теперь с уверен-ностью сказать, что научились делить на десятичную дробь? - А что поможет нам в этом быть более уверенно? - Я предлагаю вам выполнить тестовую работу. Приступаем к выполнению заданий. (Слайд 12) |
- Нет, нам надо проверить себя. - Выполнение самосто-ятельной работы - Ученики выполняют тестовую работу. - Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. |
РУУД: контроль в форме сличения выбранных ответов с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция ПОУУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
||
VIII этап: Включение в сис-тему знаний и повторение |
- Решим, комментировано задачу № 840: (Слайд 13) 1. Что надо найти в задаче? 2. Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? 3. Сформулировать первое действие. 4. Что найдем вторым действием? 5. Выполнить деление самостоятельно. |
Найти кол-во метров в мотке Нет Перевести г в кг Ответим на вопрос задачи. Проверка выполненного действия по слайду (Слайд 17) |
ЛУУД: формировать умение проводить объективный само-анализ деятельности РУУД: прогнозирование |
||
IX этап: Рефлексия учебной деятельности. (3мин) |
Рефлексия: (Слайд 14) Какую цель ставили перед собой на уроке? Смогли ли её достичь? Что более всего понравилось на уроке? Оцените свою деятельность на уроке отметкой…….
|
- Научиться делить на десятичную дробь. - Да. Ответы учащихся. Учащиеся выставляют себе отметки Учащиеся рисуют границу заполнения стакана, тем самым они оценивают уровень усвоения изученного материала по данной теме |
ПОУУД: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности КУУД: умение выражать свои мысли. РУУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
||
Домашнее задание. |
§ 46 №№ 824, 826. (Слайд 15) Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. (Слайд 16) |