Урок математики в 5 классе на тему «Деление десятичной дроби на десятичную дробь»

1
0
Материал опубликован 17 November 2018 в группе

Методическая разработка урока на основе деятельностного метода

ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНОЙ ДРОБИ
НА ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ

Кузнецова Елена Николаевна

учитель математики первой категории филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое

Тип урока: открытия новых знаний

Цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь» на основе метода рефлексивной самоорганизации; расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: деление на десятичную дробь.

Задачи урока:

образовательные:

ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;

выработать алгоритм деления на десятичную дробь;

овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

развитие познавательного интереса к предмету;

формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и ИКТ;

развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь

План-конспект урока

Этапы

урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I этап: Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! (Слайд 2)

- Каково ваше настроение?

- Ребята, на протяжении всего 5 класса мы с вами работаем с дробными числами… А не пора ли нам воспеть их в стихах…

- Так почему же надо изучать дроби?

- С какими дробями мы работаем на последних уроках?

- Все ученики встают.

Показывают смайлики

Ученик читает оду десятичным дробям по слайду (Слайд 3)

Ответы учащихся

- Десятичные числа

(Слайд 4)

РУУД: волевая саморегуляция

ЛУУД: действие смыслообразования.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II этап: Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (7мин.)

1. Выполните действия: (Слайд 5)

2. Выбрать десятичные дроби, разбить их на группы и превратите их в натуральное число. Каким образом вы это можете сделать?

3. Решите задачу: Площадь школьного коридора прямоугольной формы 123,97м2 . Найти ширину коридора, если его длина равна 4,9м.

(Слайд 6)

Вопросы к задаче:

О какой фигуре идет речь?

Какие измерения имеет прямоугольник?

Как записать условие задачи?

Как найти ширину?

В чем возникли затруднения?

- Учащиеся выполняют предложенные действия по цепочке.

- Делят все десятичные дроби на 3 группы (по кол-ву знаков после запятой) и превращают их в натуральные числа при помощи умножения на 10, 100,1000.

- Прямоугольник

- Длину и ширину

Дано:

S=123,97м2; a = 4,9м. Найти b.

- Надо площадь разделить на длину

- В делении на десятичную дробь

ПОУУД: воспитывать познаватель­ный интерес к предмету; воспитывать умение ори­ентироваться в своей сис­теме знаний.

РУУД: уме­ние вносить коррективы в действие по­сле его за­вершения на ос­нове учёта сделанных оши­бок

КУУД: аргументировать ответ или ошибку, контролировать действие партнёра.

III этап: Выявление места и причины затруднения (2мин)

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

- Значит, возникло затруднение?

- В чем причина затруднения?

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока (Слайд 7)

- Какова цель нашего урока.

(Слайд 7)

- Какую гипотезу можно выдвинуть, чтобы связать нашу проблему и цель урока

(Слайд 8)

- Разделить на десятичную дробь.

- Нет.

- Да.

- Не умеем делить на десятичную дробь.

- Деление десятичной дроби на десятичную дробь

- Научиться делить на десятичную дробь.

- Если найти ширину прямоугольника, то можно вывести правило деления десятичной дроби на десятичную дробь

ПОУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV этап: Построение проекта выхода из затруднения (2мин)

- Давайте сформулируем план, по которому будем работать над нашей гипотезой:

1. Что лежит в основе нашей проблемы?

2. Что надо найти в задаче? Это и будет первый этап нашей работы.

3. На что надо обратить внимание в решении задачи?

4. Что является итогом нашей работы?

План работы:

(Слайд 8)

- Задача

1. Найти ширину прямоугольника

2. Найти закономер-ности в делении на десятичную дробь

3. Сформулировать правило деления на десятичную дробь.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

ПОУУД: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

V этап: Реализация построенного проекта (5мин)

(Слайд 9)

Построим чертеж к задачи. Опи­шите его.

Как найти АВ?

Так как мы умеем делить на нату­ральное число, то 4,9 надо заме­нить натуральным. Как это сде­лать?

Обратимся к рисунку. Если мы от точки А отложим десять отрез­ков АF и получим отрезок АD. Чему он будет равен?

Что произойдет с площадью пря­моугольника?

А что произойдет с отрезком АВ?

Какой вывод можно сделать.

Найдем значение отрезка АВ у доски.

Теперь найдем закономерности в делении. Обратим внимание на за­пя­тую.

Давайте выведем правило деле­ния на десятичную дробь

(Слайд 10)

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Каков наш следующий шаг?

Дан прямоугольник ABEF, в котором S = 123.97 м2, AF = 4,9 м. Найти отрезок АВ.

АВ(b) = S : AF =
=123,9 : 4,9 =

Его надо умножить на 10.

Отрезок АD = 49 м

Она увеличиться в 10 раз и будет равна 1239,7 м2.

Он останется без изменения.

Если делимое и делить увеличить в одно и тоже кол-во раз, то частное останется без изменения.

Ученик выполняет деление на доске, проговаривая правило деления на натуральное число.

В делимом и в делите-ле мы перенесли запя-тую на одну цифру (т.е. на кол-во знаков после запятой в делителе)

- Формулируют алгоритм по слайду.

- Вывести алгоритм деления на десятичную дробь.

- Да.

-Научиться применять данный алгоритм.

КУУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

ПОУУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

VI этап: Первичное закрепление (6мин)

Работа по учебнику: (Слайд 11)
№ 823(а-г) – комментированное решение

825 (1) – у доски

Найти равные частные:

Ученики по очереди с места, а затем у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Ученики находят равные частные и обосновывают свой ответ

КУУД: управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

(1мин)

Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Да­вайте немного потанцуем.

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. Дети проводят танцевальную физкультминутку

 

VII этап: Тестовая работа с самопроверкой (7мин)

- Можете ли вы теперь с уверен-ностью сказать, что научились делить на десятичную дробь?

- А что поможет нам в этом быть более уверенно?

- Я предлагаю вам выполнить тестовую работу. Приступаем к выполнению зада­ний.

(Слайд 12)

- Нет, нам надо проверить себя.

- Выполнение самосто-ятельной работы

- Ученики выполняют тестовую работу.

- Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.

РУУД: контроль в форме сличения выбранных ответов с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

ПОУУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII этап: Включение в сис-тему знаний и повторение

- Решим, комментировано задачу № 840: (Слайд 13)

1. Что надо найти в задаче?

2. Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

3. Сформулировать первое действие.

4. Что найдем вторым действием?

5. Выполнить деление самостоятельно.

Найти кол-во метров в мотке

Нет

Перевести г в кг

Ответим на вопрос задачи.

Проверка выполненного действия по слайду (Слайд 17)

ЛУУД: формировать умение проводить объективный само-анализ деятельности

РУУД: прогнозирование

IX этап: Рефлексия учебной деятельности.

(3мин)

Рефлексия: (Слайд 14)

Какую цель ставили перед собой на уроке?

Смогли ли её достичь?

Что более всего понравилось на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке отметкой…….

Как я усвоил материал:

Ребята, вы как «сосуд», в который я постепенно «стакан за стаканом» вливаю знания. Оцените, пожа-луйста, на сколько заполнен ваш «стакан знаний» по данной теме на сегодняшнем уроке

- Научиться делить на десятичную дробь.

- Да.

Ответы учащихся.

Учащиеся выставляют себе отметки

Учащиеся рисуют границу заполнения стакана, тем самым они оценивают уровень усвоения изученного материала по данной теме

ПОУУД: общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности

КУУД: умение выражать свои мысли.

РУУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Домашнее задание.

§ 46 №№ 824, 826. (Слайд 15)

Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.

(Слайд 16)

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации