Легко ли быть подростком? Особенности подросткового возраста
Автор публикации: Э. Береснева, ученица 7 класса
Тема: «Легко ли быть подростком? Особенности подросткового возраста».
Автор работы:
Береснева Элина Сергеевна
7 «Б» класс,
МБОУ гимназия № 1
Адрес: 346350 Ростовская область
Г. Красный Сулин, ул. Ленина, 8
Руководитель:
Фиалкина Елена Александровна, преподаватель биологии
МБОУ гимназия № 1
Адрес: 346350 Ростовская область
Г. Красный Сулин, ул. Ленина, 8
2021
Содержание
I. Введение 2
II. Основная часть 4
1. Изменения в подростковом возрасте 4
1.1 Границы подросткового возраста. 4
1.2. Изменения подросткового возраста. 5
1) Физиологические изменения 5
2) Психологические изменения 6
3) Мировоззренческие изменения. 6
2. Проблемы подросткового возраста 8
2.1 Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Проблемы в семье. 8
2.2 Подросток и его друзья. 9
2.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте 10
3. Исследование проблем подросткового возраста 11
4. Исследование особенности самооценки подростков 14
IV. Заключение и вывод 18
V. Список используемой литературы 20
VI. Приложения 21
I. Введение.
Отрочество - это беспокойство: "Вдруг я не такой, как все?» и ужас: "Вдруг я такой, как все?"
Евг. Винокуров
Подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости. Изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни. В психологии подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» Почему же меня привлекла именно проблема подросткового возраста? Эту тему я выбрала, потому что сама являюсь подростком. И она сейчас для меня является наиболее актуальной. Мне интересно, что с нами происходит и почему? Как избежать массы проблем, связанных с подростковым возрастом? Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым. Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы.
Думаю, эта тема будет интересна и моим сверстникам. Я решила поинтересоваться, какие проблемы являются наиболее актуальными для подростков, какие пути решения этих проблем видят мои сверстники и что входит в сферу их интересов.
Цель: Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода, его решающее влияние на развитие человека, его последующую жизнь.
Задачи:
1. Я хочу показать, как особенности возраста влияют на поведение подростка и его самооценку;
2. Исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер этого периода
3. Провести анкетирование среди подростков, по теме исследования
4. Провести анализ анкетирования и литературы по теме.
5. Найти ответ на вопрос «Легко ли быть подростком?»
Гипотеза: Я предполагаю, что разногласия между взрослыми и подростками обусловлены особенностями подросткового возраста.
Методы исследования: в качестве основного метода получения информации предусмотрен анкетный опрос. Для успешного решения задач исследования мною разработана анкета для учащихся 6-8 классов нашей школы. Проведено интервью с подростками, учителями и родителями.
Актуальность темы: В психологической науке накоплен обширный материал о воспитании подростков, их общении со сверстниками и взрослыми, о самовоспитании и самооценке. Однако в практической работе обнаруживается, что этих знаний о характерных проблемах, волнующих современных ребят недостаточно, а иногда они просто не соответствуют сегодняшней реальности.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может помочь нам, подросткам, разобраться в себе, и стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при анализе результатов исследования по данной теме.
II. Основная часть
1. Изменения в подростковом возрасте
Подростки – народ непонятный и взрослым и детям. Легко ли быть подростком? На этот вопрос по-разному отвечают и сами подростки, и взрослые.
Подростковый возраст - это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка организма подростка. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития. Для подросткового возраста характерны раздражительность и вспыльчивость.
Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других – как к взрослым. Некоторые детские формы поведения - уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения ещё не разрешены или разрешены, но не знакомы ему.
Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.
2.1 Границы подросткового возраста.
Для начала я решила установить: какой же возраст считается подростковым?
Оказалось, что этот вопрос спорный. Одни ограничивают его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а у других этот периодов охватывает 12-17 лет, третьи считают, что этот возраст 11-15 лет.
Физиологические границы возраста - возраст от 10 до 15 лет.
Юридические границы возраста: малолетние - до 14 лет, от 14 до 18 — несовершеннолетние.
Подростковый возраст считают переходным периодом; подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, но чаще, как к взрослым.
2.2. Изменения в подростковом возрасте.
Перечитывая статьи в Интернете, я обратила внимание на то, что особенность подросткового возраста состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой — человек, стоящий на пороге взрослой жизни.
Подросток меняется постоянно — и внутренне, и внешне, и психически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.
Мне захотелось поподробнее разобраться, какие же изменения происходит в этом возрасте?
1) Физиологические изменения.
В этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме, начинается процесс полового созревания. Происходит перестройка организма, у девочек она протекает в возрасте 11-13 лет, а у мальчиков — 13-15 лет.
Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет. А заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек «скачка роста» обычно начинается и кончается на два года раньше.
Изменения роста и веса сопровождается изменения пропорций тела. Интенсивный рост скелета, достигающий на 4-7 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Подростки ощущают себя неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения.
Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подростки остро переживают все изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости.
2) Психологические изменения.
Физиологические особенности развития приводят к нарушениям в деятельности нервной системы подростка. В этом возрасте ребята более возбудимы, раздражительны, вспыльчивы. Кажется, что окружающие постоянно оценивают, сравнивают — и наверняка желают сделать замечание и поставить на место.
Растет интерес к представителям другого пола. Эта тема становится значимой, важной. В этом возрасте появляется уверенность в себе, желание самостоятельности и признания. Стремление к самостоятельности проявляется во всем: в учении, в выборе друзей, распределении времени, в деятельности. Подросток хочет сам принимать важные решения, начинает активно отстаивать взгляды, мысли, суждени
3) Мировоззренческие изменения.
Одновременно с внешними изменениями, объективным проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости — отношения подростка к себе, как взрослому, представление, ощущения себя взрослым человеком. Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток отстаивает их, даже не смотря на неодобрения окружающих.
У подростков в этот период формируется убеждения, они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, появляется своя система ценностей и взглядов на мир.
Ученые считают, что становление основ мировоззрения, начинающее в этот период, и тесно связано с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.
2. Проблемы подросткового возраста.
2.1.Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Проблемы в семье.
Каждая семья — это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. Этот мир выбирает не ребёнок, он дан ему судьбой. Нет ни одной семьи, где ни разу бы не возникло разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичны будут последствия для детей, в частности, для подростка, если их родителям не удаётся сохранить гармонию семейных отношения , дело дойдёт до глубокого конфликта , тогда выражение «страдают всегда дети » становится абсолютно верным.
Как показывают результаты анкетирования часто конфликты родителей и подростков возникают из-за простого непонимания. Казалось бы, что в этом страшного? Но эти конфликты позже могут вылиться в стресс, разочарование в родителях, замкнутость. У ребёнка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под этой защитой делать дальнейшие шаги в окружающий мир. Поскольку он ещё не совсем сформировавшаяся личность. Если ребёнок вырван из-под защиты, он меняет своё поведение, он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справиться с трудностями, это рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развивается склонность к доносам , цинизм , они становятся недоверчивыми . Подобные черты характера создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения подростка со сверстниками , а в некоторых случаях подросток входит «в плохую компанию». Родители сами зачастую виноваты в том, что падает их авторитет, они замечают это с удивлением и неодобрением. Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребёнка, которые они критикуют, развились в нём вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны , для самозащиты, таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей: «я взрослый , я знаю лучше».
Никто не знает лучше ребёнка, чем родители, на глазах у которых он рос, учился, развивался. Да и кого лучше знает подросток, как не членов своей семьи, общающихся с ним круглосуточно - чувствами и сознанием. И всё-таки не всё так просто и ясно. Родители действительно много знают о своём чаде, но чем старше становится ребёнок, тем больше сторон его жизни закрыты для родителей.
2.2. Подросток и его друзья.
«Дружба - это взаимная привязанность двух и более людей, тесная связь, их бескорыстная стойкая связь, основанная на любви и уважении».
(Толковый словарь В.Даля.)
Вопрос о том, каким должен быть друг - один и самых насущных для подростка. Друг нужен не только для здорового эмоционального самочувствия. Ища задушевного друга, подросток пристально всматривается в поступки отношения людей. В дружбе обогащается общественный опыт подростка, укрепляются общественно ценные качества: уважение к человек, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде. И всё зависит от друга, каков друг, таков и подросток.
Отношения подростка к другу становятся всё более и более взрослыми: к другу он предъявляет высокие человеческие требования. Если перевести на взрослый язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, должен всегда и во всём быть как бы частицей моего «я».
Ребята ищут то, что соответствует их новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды, в значительной степени, складываются, испытываются и оттачиваются идеалы подростков. Идеалы создают для подростков как бы психологическую перспективу, а дорога к ней прокладывается по более близким ориентирам, доступным непосредственному наблюдению, подражанию. Эти близкие ориентиры, образцы — или окружающие его взрослые, или товарищи по учебе, интересам и увлечениям.
Вот мнения подростков о хорошем друге: «во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабых, сочувствует при неприятностях, не сваливает вину на других, не подведет, не предаст, добросовестно относится к делу, не жадный, может дать толковый совет, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен и, наконец, вообще «умеет дружить по настоящему»».
Каждому подростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются и уважают. Но не всегда легко сделать это самостоятельно. Один не видит своих недостатков, другой не может проявить свои достоинства, третий робок и излишне застенчив, необходимо, чтобы подростка поддержали родители, дали совет и не оставались равнодушными к ссоре ребёнка с другом, ведь ему тяжело это пережить без поддержки.
Нормальное развитие невозможно без общения со сверстниками. Друзья — это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. У друзей мы находим оценку наших знаний и умений, качеств, способностей и возможностей. У друзей мы находим сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.
2.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте
У подростков наблюдается повышенная склонность к самонаблюдению, эгоцентризм, неустойчивость «образа Я»; обнаруживается феномен самоотвержения, самонеприятия.
Важным побуждающим моментом к тому, чтобы поразмышлять о себе, оказывается для подростка стремление занимать уважаемое положение в кругу сверстников, общаться с товарищами, которые нравятся. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожими, на первом месте стоят нравственные качества, затем качества мужественности. Преобладающие образцы подражания для подростков при этом – реальные люди.
В общении с товарищами и друзьями подросток учится познавать другого человека и себя, становятся богаче его представления о собственных качествах, недостатках и особенностях – он сам сравнивает себя с товарищами, они также высказывают свои суждения о нем. Оценки взрослых важны для того, чтобы у подростка сложилась правильная самооценка.
Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное "Я" нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.
Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, "потерять себя" в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения.
3. Исследование проблем подросткового возраста
Рассмотрев теоретические вопросы, касающиеся подросткового возраста, я решила провести в школе исследования по интересующей меня проблеме. Для решения намеченных задач, мною было проведено анкетирование: «Актуальные проблемы современных подростков». В нём приняли участие 39 подростков от 12 до 14 лет. Анкета была анонимной и включала в себя 6 вопросов.
1. Вопрос. По твоему мнению, какие проблемы больше всего волнуют современных подростков? (Приложение. Рис 1)
Результат ответа %: Плохие отношения с родителями 18%; Проблемы с друзьями 17%; Проблемы с учёбой 23%; Скука, депрессия 13%; Интернет зависимость 14%; Никакие 12%.
Исследования позволяет сделать вывод, что современных подростков больше всего волнуется проблема с учебой, на втором месте — отношения с родителями, на третьем — проблемы с друзьями. Для большинства подростков именно эти проблемы являются наиболее значимыми и актуальными.
2. Вопрос. Какие ещё проблемы волнуют современных подростков? (Приложение. Рис 2)
Результат ответа %: Непонимание окружающих, 9%; невозможность выразить своё мнение;. Нехватка денег 7%; Потеря близких и родных людей 13%; Экзамены 32% ; Комплексы, низкая самооценка 26 %; Вопросы здоровья 12%; Никакие 3%.
Постепенно учеба вытесняют ещё недавно значимые эмоциональные проблемы. На мой взгляд, это связанно с постоянно повышающими требованиями к выпускникам современных школ. Школьную программу осилить становится всё труднее, родители и учителя «наседают», а ещё кружки и дополнительные занятия. Как «бедному» подростку со всем этим справиться?
В современной подростковой среде присутствует множество различных проблем, в решении которых подросткам понадобится помощь близких людей.
3. Вопрос. Как ты думаешь, как подростки решают свои проблемы? (Приложение. Рис 3) Результат ответа %: Обращаются за помощью к родителям 23% ; Ищут поддержку у своих родственников 15%; Решают проблемы со своими друзьями 35%; Просят совета у своих старших товарищей 17%; Идут к педагогу-психологу 10%.
По итогам мониторинга ответов на данный вопрос, можно сделать выводы о том , что большинство подростков в случае возникновения у них проблемы обратились бы за помощью к друзьям (так как данный вариант выбрало больше количество подростков.) На втором месте стоит вариант обратиться за помощью к родителям, на третьем к старшим товарищам, далее самостоятельное решение.
Так же подросткам была дана возможность написать свой вариант ответа на вопрос. Только некоторые воспользовались данной возможностью. Вот, что они писали: обратятся к классному руководителю, найдут решение в интернете. Данный результат свидетельствует о том, что в случае возникновения у них проблемы , они всё же будут обращаться за помощью, не будут держать в себе .
4 Вопрос. Знаешь ли ты учреждения, где подростку могут оказать помощь? (Приложение. Рис 4)
Результат ответа %: Да — 27% . Нет — 32% . Затрудняюсь ответить — 41%
Большинство учащихся либо не знают учреждений, где подростки могут получить помощь, либо затрудняются ответить. Я считаю, что стоит решать все проблемы с родителями, но не у всех такие доверительные отношения с родителями как у меня. Поэтому я считаю, что очень важно, чтобы в школе был психолог, который мог бы помочь в любой ситуации. В нашей школе такие психологи есть. Это Яна Николаевна Грицкова и Лариса Владимировна.
5 Вопрос. Знаешь ли ты, что на территории РФ действует Детский Телефон доверия? (Приложения. Рис 5)
Результат ответа %. Да — 75,5% . Нет — 24,5%
По результатам данного вопроса, очевидно, то, что большинство подростков знают Телефон доверия. Детский телефон доверия (8 800 2000 122) используют для консультирования по сложным темам, обсуждение которых в личной беседе могло бы быть затруднительным.
6. Вопрос. Ты бы обратился за помощью на Детский Телефон доверия? (Приложение. Рис 6)
Результат ответа %: Да — 15% . Нет — 85%
Большая часть подростков ответили, что в случае возникновения у них проблем, они не обратились бы за помощью на Детский Телефон доверия. Я думаю, что им стыдно разговаривать с посторонним человеком о своих переживаниях, либо они плохо представляют себе процесс консультации и не уверены в эффективности данного вида помощи.
4. Исследование особенности самооценки подростков
В исследовании принимало участие 38 школьников 6-8 классов гимназии №1. Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте. Для наиболее полного изучения самооценки подростка мною было использовано две методики Н.Г. Казанцевой (Приложение. Рис 7). В первой испытуемым были зачитаны некоторые положения, было необходимо записать номер положения и против него — один из трех вариантов ответов: «да (+), «нет» (-) «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствовал собственному поведению подростка в аналогичной ситуации.
Методика определения уровня самооценки №1 (Н.Г. Казанцевой).
Текст опросника:
1 . Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чащё везет, чем не везет.
20. В жизни я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем — количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от —10 до +10.
Результат от — 10 до —4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от — З до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 — о высокой самооценке.
Проведение первой методики дало следующие результаты: из общего количества детей у 58 % испытуемых средняя самооценка, 26% детей с высокой самооценкой, 16% - с низкой, что свидетельствует тому, что общая самооценка испытуемых подростков находится в пределах нормы (средний уровень).
Методика определения уровня самооценки №2 (Н.Г. Казанцевой).
В ходе второго исследования необходимо было отвечать на вопросы, указывая, как часто подростки испытывают перечисленные ощущения. Варианты ответов - очень часто (а), часто (б), иногда (в), редко (г), никогда (д).
Текст опросника:
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупой.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других гораздо лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.
11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. Подсчитывается, сколько получилось в сумме. Очень часто — 4, часто — 3, иногда – 2, редко — 1, никогда — 0.
Если сумма набранных баллов меньше 10, то это свидетельствует о низкой самооценке.
Если же сумма превышает 30, то о высокой самооценке.
Если же результат от 10 до 30 баллов, то о средней самооценке.
В ходе обработки результатов второй методики были получены следующие данные: количество подростков с высокой самооценкой – 8 человек, что составляет 21%; со средней самооценкой – 24 человек (63%); и у 6 человек из класса (16%) низкий показатель самооценки.
Формирование самооценки в подростковом возрасте зависит от оценок окружающих: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей. Среди них родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.
IV. Заключение и вывод.
Подростковый возраст называют переходным от детства к взрослой жизни. В этом возрасте меняется внешний облик и поведение решения, вырабатывается мировоззрение, идеалы. Подросток не всегда хорошо понимает, что с ним происходит. Настроение часто меняется, обиды переживаются тяжелее, замечания родителей и учителей раздражают. Перемены эти характеризуются следующими моментами :
1) Повышенным вниманием к себе, переживаниями за физическое развитие;
2) Резкой сменой настроения;
3) Возникновением конфликтов с родителями, учителями, сверстниками, друзьями;
4) Появлением желания казаться старших своих лет;
5) Стремлением выделиться среди сверстников.
В ходе исследования было проведено интервью. Мною был задан вопрос школьникам, учителям и родителям « Легко ли быть подростком?» Вот какие ответы я получила: подростком быть не легко, так считают 76% учителей, 57% учащихся 6-8 классов, 34% родителей. Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, это время перехода от детства к взрослости, изменения, которые происходят в это время, влияют на его мировоззрение, поведение, отношение к самому себе, другим людям, к жизни,
Поэтому подростком быть нелегко. Надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, что бы другие приняли и оценили — как взрослого, как личность. В детстве поведение контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. И если бы мы, подростки, поставили себя на место взрослых, а взрослые вспомнили себя в нашем возрасте, то нам было бы легче понять друг друга.
Я думаю, что моя гипотеза верна: действительно, разногласия между взрослыми и подростками обусловлены особенностями подросткового возраста. Это подтверждают и итоги исследования, проведённые мною.
V. Список используемой литературы.
Барлас, Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я»/ Т.В.Барлас. М., 1997. 160 с.
Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. Мн., 2001. 976 с.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности./О.П.Елисеев. СПб, 2000. 554 с.
Коломинский, Я.Л. Человек: психология./ Я.Л. Коломинский. М., 1986. 223с.
Кон, И.С. Психология старшеклассника./ И.С.Кон. М.,1980. 190с.
Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях)/ А.И.Кравченко. М., 2002. 178с.
Куницына, В.Н. Восприятие подростками других людей и себя./ В.Н.Куницына. М., 1987. 238с.
Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности./ А.И.Липкина, Л.А.Рыбак. М., 1988. 141с.
Малиновский, И.Н. Формирование самооценки подростка./ И.Н.Малиновский // Адукацыя i выхаванне. 2004. №11. С 12 – 15.
Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности./ В.М.Мельников. М., 1985. 180с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога./ Р.В.Овчарова. М., 1993. 256с.
Психология подростка. Учебник./ [Под ред. А.A.Реана] СПб., 2003. 480
13. Кон И.С. Психология ранней юности .
14. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития , детство , отрочество : Учебник для студ . Вузов-7-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
VI. Приложения
1. Какие проблемы больше всего волнуют современных подростков?
Рис. 1
2. Какие ещё проблемы волнуют современных подростков?
Рис . 2
3. Как ты думаешь, как подростки решают свои проблемы?
К ак ты думаешь, как подростки решают свои проблемы?
Рис. 3
4. Знаешь ли ты учреждения, где подростку могут оказать помощь?
Рис. 4
5. Знаешь ли ты, что на территории РФ действует Детский Телефон доверия 8 800 2000 122?
Рис.5
6 . Ты бы обратился за помощью на Детский Телефон доверия?
8 800 2000 122
Рис. 6
Рис 7. Казанцева Г. Н. Профессор кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, Заслуженный работник народного образования.
25