Родительское собрание на тему «Наши дети — подростки. Особенности подросткового возраста»
В презентации рассмотрены вопросы: - цель консультации - кто такой подросток - процитированные слова Джоди Пиколта - изменения в подростке - физиологическая перестройка - новый образ физического "Я" - «Я - концепция» ребенка - образ «реального Я» и «идеального Я» - общение со взрослыми - кризисы подросткового возраста - норма и отклонения от нормы в поведении подростка - процитированные слова из Х/Ф Свободные.
НАШИ ДЕТИ –
ПОДРОСТКИ
(особенности подросткового возраста)
ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ:
что подростковый
возраст -
Доказать,
трудный, но очень
нужный возраст.
ПОДРОСТОК
Ребенок в возрасте
10,5 - 16 лет
переживающий
переход
от детства к
юности
Взрослые, уже давно забывшие,
как были детьми, закатят глаза,
усмехнутся и скажут: «Все пройдет».
Как будто подростковый возраст —
болезнь сродни
ветрянке.
О нем
все вспоминают
как о досадной неприятности,
но совершенно забывают, насколько
болезненно переживали его в свое время.
Джоди Пиколт
Изменения в подростке видны
на всех уровнях
:
физиологическом;
психологическом;
социальном.
Физиологическая перестройка.
Период полового созревания
Снижение
Снижение
работоспособности
интереса к учебе
Невнимательность,
Вспыльчивость
рассеянность
Повышенная
чувствительность
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в
организме
Интенсивное физическое и физиологическое развитие
увеличиваются рост и вес
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций
тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими
Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки
полового созревания
Возникают трудности в функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады
сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену
физического состояния и, соответственно, настроения
Именно поэтому в подростковом возрасте эмоциональный
фон становится неровным, нестабильным.
РЕБЕНОК ВЫНУЖДЕН ПОСТОЯННО
ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К
ФИЗИЧЕСКИМ И
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ,
ПРОИСХОДЯЩИМ В ЕГО
ОРГАНИЗМЕ, ПЕРЕЖИВАТЬ
«ГОРМОНАЛЬНУЮ БУРЮ».
ПОДРОСТКИ КАК БУДТО ВСЕ ВРЕМЯ
НАХОДЯТСЯ В СОСТОЯНИИ
СТРЕССА
Но все эти физические
изменения, приводят к
формированию образу
физического «Я»
НОВЫЙ ОБРАЗ
ФИЗИЧЕСКОГО «Я»
Резко повышается интерес к своей внешности:
Ребенок остро переживает все изъяны внешности,
действительные и мнимые
Непропорциональность частей тела, неловкость
движений, неправильность черт лица, кожа,
теряющая детскую чистоту, излишний вес или
худоба – все расстраивает, а иногда приводит к
чувству неполноценности, замкнутости, даже
неврозу
Ребенок узнает возможности своего тела!
!!!!важно знать!
Тяжелые эмоциональные реакции на свою
внешность
смягчаются
при
теплых,
доверительных отношениях с близкими взрослыми,
которые должны проявить и понимание, и
тактичность
ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ -
отношение
подростка к
себе как к
взрослому и
осознание
себя в какой-
то мере
взрослым
человеком
Я уже взрослый
Формируется
«Я - концепция» ребенка
Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему
миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление
самопознания
ВНУТРЕННИЙ МИР
Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои
личностные черты и поступки анализируются им пристрастно
Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и
представляет себе, каким он хотел бы быть
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом
порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники,
которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню
и неустойчивой
ФОРМИРУЕТСЯ ОБРАЗ
«РЕАЛЬНОГО Я» И «ИДЕАЛЬНОГО Я»
Реальное «Я»
- Представления о собственной внешней привлекательности
- Представления о своем уме
- Представления о своих способностях в разных областях
- Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах
познавательный компонент
Познание себя
Познание своих различных качеств
Оценочный и поведенческий компонент
Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным
образом благодаря влиянию семьи и сверстников
Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность
всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к
изменчивости представлений о себе
ИДЕАЛЬНОЕ «Я»
Идеальное «Я» может сильно отличаться от
реального
При высоком уровне притязаний
При недостаточном осознании своих возможностей
Разрыв между идеальным образом и действительным
своим положением приводит к неуверенности в себе, что
внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве,
агрессивности
Когда идеальный образ представляется
достижимым, он побуждает к самовоспитанию
Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и
стремятся развивать в себе желательные качества
У подростка развивается саморегуляция
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая
отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на
отношения с родителями
Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное
общение
Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое
явление
«Счастье – это когда тебя понимают»
Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся
Неформальные группы
Взаимная симпатия
Общие интересы, занятия
Способы развлечений, место проведения свободного
времени
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ
• Влияние родителей уже ограничено
• Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных
проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в
первую очередь от позиции родителей
• Для подростков характерно стремление к эмансипации
(освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в
правах) от близких взрослых:
нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными,
равными с ними в правах.
!!!! То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих
сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания,
сложившегося в семье, и возможностей родителей
перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
КРИЗИСЫ
ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА
Кризис независимости
(«не трогай мои вещи»,
«не входи в мою
комнату», «не лезь мне в
душу»
Кризис зависимости ( «Я
ребенок и хочу
оставаться им» )
Подростковый возраст,
один самых сложных
возрастов и родителям
важно знать, что является
нормой, а что не является
нормальным в поведении
подростка.
Норма
Отклонения от нормы
Стремление к самоутверждению, отстаиванию
равных со взрослыми прав умеренной пределах
Чрезвычайное, заостренное проявление
стремления к самоутверждению, отстаивания
равных со взрослыми прав
Противостояние взрослым связано со
стремлением
Противостояние носит излишне болезненный
характер, доходит до враждебности
доказать свою самостоятельность, независимость
Проявление симптомов кризиса зависит
отситуации,
Симптомы кризиса проявляются без какой-либо
видимой причины
поведение достаточно гибко приспосабливается к
ситуации
Относительно разнообразные формы проявления, Однообразное
поведения
проявление «бунтарства» (поведение) на
различные ситуации, поводы, устойчивы в
проявлении
Проявления бывают временами, кратковременны,
«вспышки»
Симптомы кризиса наблюдаются постоянно
Относительно легко поддаются коррекции –
можно договориться
Не приемлют доводов и компромиссов
Проявляются примерно так же (по интенсивности,
частоте, форме проявления), как у большинства
одноклассников и других сверстников подростка
Проявляются гораздо резче, интенсивнее, в более
грубых формах, чем у большинства
одноклассников и других сверстников подростка
Не выходят за рамки социальных норм поведения Выходят за рамки социальных норм поведения
«Поймите, у нас не так много времени.
Все мы очень скоро станем такими же,
как вы — у нас будет работа, счета
в банке, свои семьи, и нам придется
волноваться о собственных детях.
Потому что такая у родителей работа —
волноваться. И это нормально.
А мы, подростки, хотим жить — врубать
музыку на полную, вести себя
как идиоты и совершать ошибки.»
Х/Ф Свободные