12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Файзуллина Л.В.743
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Мини-исследование

«Лестница – символ изменения»


Выполнил: Широбоков Даниил,

ученик 9 «д» класса,

МАОУ «Гимназия № 56»

Актуальность исследования: исследование – итоговое задание по МХК.

Цель исследования: определить роль лестницы как символа духовных изменений

Задачи исследования:

1.Познакомиться с символикой лестницы в мифах и искусстве.

2.Посчитать лестницы, ступени в гимназии, сфотографировать

3.Сделать вывод о роли лестниц в духовном изменении

Гипотеза исследования: лестницы могут символизировать духовные изменения учащихся в нашей гимназии

Лестница в искусстве – это образ объединения земли и неба. Люди давно придумали сказку об огромном, вырастающем до неба бобе, по которому можно добраться до неба и разбогатеть. Растение в таких сказках – символ лестницы. В сказочных мифологических лестницах на небо было семь ступеней. Так как цифра «семь» считалась магическим числом.

В представлении славян мир был яйцом. Желток – это земля. Вокруг земли было 9 небес. Три раза по три. Числа «три» и «девять» тоже были магическими. Все девять небес соединяло Древо жизни – огромной дуб. По дубу можно было добраться до райского острова Ирия, который был на седьмом небе, в Небесном океане. У нас до сих пор сохранился фразеологизм «На седьмом небе от счастья», что обозначает безграничное счастье.

В Египте ступенчатую пирамиду для фараона Джоссера построил архитектор Имхотеп. Он был не только архитектором, но и жрецом бога Солнца – Амона-Ра. Пирамида - это лестница, это символ пути в небо. Завершив свою миссию на земле, фараон, по лестнице поднимался на небо, чтобы стать высшим богом. В Египте даже существует иероглиф в виде ступеньки, указывающий на восхождение. Этот иероглиф даже есть в имени бога Осириса, как символ его воскрешения. В древнеегипетских изображениях обычно насчитывалось девять лестниц (по количеству главных богов (Гелиопольская девятка)). Вместе со ступенькой Осириса получалось магическая цифра «десять» - число воскрешения.

В Древние века в архитектуре старались отразить внутренне строение Вселенной, которое основано на цифрах: 3, 10, 12.

В Средние века символ лестницы становится знаком духовного изменения. Так как лестница ассоциировалась с распятием Христа. На константинопольской иконе 11 века «Лествица» Иоанна Лествичника изображены монахи, поднимающиеся по 33 ступеням лестницы (возраст Иисуса Христа), символизирующим их нравственные подвиги.

Мне стало интересно, сколько лестниц у нас в гимназии и какое значение количество ступенек имеет для учащихся. Я посчитал все лестницы и ступени в гимназии. Оказалось, что в гимназии насчитывается 28 лестниц разных лестниц. Лестницы ведут на второй, третий этажи гимназии, где находятся актовый зал, спортивный зал, кабинеты музыкальной школы. Есть лестницы, ведущие вниз: в столовую, в подсобные помещения и даже лестница, ведущая к баку с мусором. Двадцать восемь кратно трем и это соответствует внутреннему строению Вселенной.

Ступеней в гимназии 297! Это кратно 33! Удивительное здание! В средневековой традиции каждая ступенька обозначала борьбу с грехами.

30-33 ступени – это Три Добродетели.

В гимназию, вверх, ведет лестница, состоящая из 18 ступеней, а в столовую, вниз, - 20 ступеней. В средневековой традиции 18-26 ступени – это «преодоление преград в аскетической жизни. Вниз, к мусорному баку, ведут 4 ступеньки. В средневековой традиции 1-4 ступени обозначали «Борьбу с мирской суетой». В гимназии, в основном, лестницы состоят из 10 ступенек, что означает «воскрешение».

Получается, что, бегая вверх и вниз по лестницам, мы «воскрешаем», «преодолеваем преграды в обучении и «боремся с суетой».

Вывод: лестницы могут символизировать духовные изменения учащихся в нашей гимназии

Литература

Сурнина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне, архитектуре.-Изд. 2-е, с изм. и доп.- М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 152 с.

Лихачева В. Искусство Византии 4-15 веков.-Л.: Искусство, 1986. – 2-е изд.. испр. – 310с. с ил. – (Очерки истории и теории изобразительных искусств)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0 – «Лествица»


Автор материала: Д. Широбоков (9 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.