Воспитательная программа «Лестница роста» (5–11 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа № 43 имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова»
Воспитательная программа
«Лестница роста»
5- 11 класс
Автор программы: Пашкова Ольга Борисовна
Пояснительная записка
т.е. вполне сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть нечто иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрерывное формирование.
В.Г. Белинский
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда были и остаются самыми актуальными в любом обществе и в любую эпоху. Поскольку этот процесс начинается с раннего возраста, основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя. Создание поля деятельности для творческого поиска и развития ребенка – главная задача воспитания.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни. Сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, позитивной и успешной – одна из главных задач классного руководителя. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. В основе воспитательной программы «Лестница роста» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 7 лет (5-11 классы)
Цель программы: Создание единого коммуникативно – познавательного пространства - классного коллектива для формирования социально-адаптированной, толерантной личности школьника, полного раскрытия индивидуальных способностей каждого.
Цели по годам обучения |
| ||||
5 класс | 6 класс | 7-8 класс | 9 класс | 10-11 класс | |
Сплочение классного коллектива, формирование творческой активности учащихся. | Выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки | Воспитание самостоятельности в делах, повышение творческой активности
| Создание условий для самореализации учащихся | Формировать и развивать лидерские качества. Готовить учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению
|
Характер и результативность цели воспитательной
программы определяются принципами
Принцип целостности в воспитании;
Принцип воспитания творческой личности;
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление;
Принцип сотрудничества.
Формы, направления воспитательной работы с классом
1. Истоки. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Развитие. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Труд. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Здоровье. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. Природа. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Культура. Воспитание ценностного отношения в прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Критерии, показатели и методики отслеживания эффективности
реализации программы
Критерий эффективности функционирования программы | Показатели эффективности функционирования | Способы определения эффективности |
Успешная социализация учащихся | Повышение качества образования | Итоги успеваемости и качества знаний по четвертям м триместрам. |
Личностный рост учащихся | Методика «Личностный рост» (Д. В. Григорьева, И. В. Кулешовой, П. В. Степанова) | |
Развитие лидерских качеств учащихся | «Диагностика лидерских способностей» | |
Устойчивая положительная мотивация учащихся к учению | Методика изучения познавательных процессов личности учащихся (школьный психолог) | |
Удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий учащихся, родителей | Методика изучения удовлетворенности родителей и обучающихся школьной жизнью (А.А. Андреев) | |
Стабильность физического и психического состояния | Ежегодный медицинский осмотр | |
Развитие ключевых компетентностей обучающихся | Участие в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности. | |
Детский коллектив как условие развития личности | Уровень развития коммуникативных умений | Методика «Социально- психологическая самоаттестация коллектива» Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков) Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) Методика Е.Н. Степанова «Атмосфера в классе» Методика Фридмана «Наши отношения». |
Схема взаимодействия классного руководителя с социумом
Циклограмма работы классного руководителя
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Классный час, посещение уроков | Индивидуальная работа с учащимися и учителями, работа с активом класса | Работа с методической литературой, беседы с учителями – предметниками | Работа с журналом, проверка дневников | Проведение родительских собраний, беседы с родителями |
Ежедневно | Организация дежурства в классе, организация питания, проверка посещаемости, индивидуальная работа с учащимися и преподавателями. | |||
Еженедельно | Проверка дневников, работа с журналом, проведение классных мероприятий по воспитательному плану. | |||
Ежемесячно | Подведение итогов успеваемости за месяц, работа с активом класса. | |||
1 раз в четверть | Оформление журнала, составление ведомости (итоги успеваемости), коррекция плана воспитательной работы, проведение родительских собраний, работа с родительским комитетом. |
Планирование работы
Главная задача планирования – так организовать жизнь детей после уроков, чтобы они сами добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, чтобы нашли для себя дело по душе. Стремились и учились быть самостоятельными, познавали себя, свои возможности и способности.
Структура плана воспитательной работы
Общие сведения о классе (здесь представлены характеристика класса, список с домашним адресом, телефонами, датой рождения; № медицинского полиса; сведения о родителях; социальный паспорт класса);
План-сетка (все мероприятия класса в течение учебного года);
Самоуправление (общественная работа учеников класса по основным направлениям);
Работа с родителями (список родителей, родительского комитета, повестки и сроки родительских собраний и заседаний родительского комитета);
Диагностика (проводится совместно с психологической службой школы);
Достижения (грамоты, благодарности).
Характеристика класса
1. Формирование детского коллектива:
состав класса, количество мальчиков и девочек, возраст, количество учащихся из полных и неполных семей; начало вхождения ученика в коллектив, место проживания учащихся; пути вхождения в коллектив новых учащихся.
2. Анализ психофизического здоровья учащихся:
анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы); фамилии учащихся, здоровее которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников; соотношение здоровья и учебных результатов.
3. Характеристика интересов учащихся:
сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся; отношение учащихся к учебным предметам.
4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся:
уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности; степень вовлеченности ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учётом их интересов
5. Характеристика сформированности классного коллектива:
определение в детском коллективе лидеров и изолированных учащихся, причины их разделения, кто является лидерами в классе, их краткая характеристика,
определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам), какие отношения складываются между микрогруппами.
6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива: открытость, закрытость, тревожность учащихся; наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений; степень конфликтности учащихся, её причины; наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.
7. Характеристика семей учащихся: отношение родителей к школе и учебным успехам ученика; характеристика взаимоотношений детей и родителей.
8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива: анализ педагогической диагностики класса, проведённой классным руководителем; положительные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.
9. Структура классного коллектива: актив класса; поручения учащихся класса;
сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится.
Общие сведения о классе
№ п/п | Фамилия имя отчество ученика | Дата рождения | Домашний адрес | Телефон | Мир увлечений | Примечание (№ мед. полиса) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальный паспорт
1. Количество учащихся - ____________ чел.
2. Количество: Девочек – _____________ чел. Мальчиков – ______________ чел.
3. Возраст (год рождения):
Год рождения |
|
|
|
| Итого |
Девочки |
|
|
|
|
|
Мальчики |
|
|
|
|
|
4. Состав семей:
Многодетные | Неполные | Опекаемые | Единственный ребенок в семье |
|
|
|
|
Проживают в коммунальных квартирах – ___________чел.
В отдельных квартирах - _____________ чел.
Арендуют жилье – _____________ чел.
В загородных домах – _____________ чел.
6. Образовательный уровень родителей:
Образовательный уровень | Мать | Отец |
Высшее образование |
|
|
Средне – специальное |
|
|
Неполное среднее |
|
|
Среднее |
|
|
Имеют ученую степень |
|
|
7. «Группа риска»: а) на учете в ОДН: _____ б) на внутришкольном учете: _____
в) группа риска -____________
8. Дети-инвалиды в семье –
9. Неблагополучные семьи:
а) родители пьют –б) не оказывают должного внимания воспитанию:
в) не справляются с воспитанием :
10.Дети – надомники –
11. Родители-инвалиды -
13. Малообеспеченные семьи:
14. Количество учащихся, входящих в группу риска, склонных к правонарушениям:
15. Национальный состав класса:
Национальность | Количество |
Русские |
|
|
|
16. Состояние здоровья учащихся: находятся на индивидуальном обучении –
имеют хронические заболевания – ___________ нарушено зрение – __________
нарушена осанка – _____________
17. Характеристика успеваемости класса в ______________учебном году
Качество___________ % Успеваемость _____________%
Ученическое самоуправление
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай действовать мне самому, и я научусь!
Цель классного самоуправления - формирование активной и самостоятельной личности. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут участвовать и родители обучающихся.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика и возможности каждого конкретного ученика.
Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность; социальная направленность; творчество; самостоятельность.
Классное собрание избирает:
классный ученический совет, старосту;
избирает представителей в совет школы;
решает вопросы жизни классного коллектива;
вырабатывает предложения в адрес Совета школы.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует группы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:
Учебный сектор - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Трудовой сектор - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры, проведение трудовых десантов, субботников, организует дежурство в классе и в школе.
Сектор досуга - организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы, организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и прочих культурно-массовых мероприятиях.
Пресс-центр - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
Спортивный сектор - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
Структура ученического самоуправления
Сведения об участие учеников класса в классных и общешкольных мероприятиях
№ п/п | ФИО | Мероприятия | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дежурство в классе
ФИ ученика | Месяц _____________________________ | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями
Работа с родителями - один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда приходит новый класс, в одинаковой степени волнует, что из себя представляют будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они помощниками классного руководителя.
С первого дня обучения детей в основной школе родители должны понимать, чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителями, классным руководителем, абсолютная откровенность в отношениях, согласованная работа. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная (или плохо зная) учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.
На протяжении всех лет обучения стоит задача - проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Родительские собрания проводятся один раз в четверть и по содержанию могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдения педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и учителями, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в тетради работы с родителями, они являются руководством к действию для последующих встреч классного руководителя с семьей.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и классного руководителя играет родительский комитет класса. Он избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Общие сведения о родителях
№ п/п | ФИО мамы | Место работы, телефон | ФИО папы | Место работы, телефон | Домашний адрес | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список членов родительского комитета
№ п/п | ФИО родителей | Телефон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематика родительских собраний
Месяц | Родительские собрания | ||||||
Сентябрь | 1. Организационное собрание об особенностях учебного процесса в новом учебном году и задачах, стоящих перед родителями. | ||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |
2. Знакомство родителей с воспитательной системой классного руководителя | 2. Первые проблемы подросткового возраста | 2. Общение родителей с детьми | 2. Роль семьи в развитии способностей старшеклассников и определении их жизненного пути. | 2. Жизненные цели подростков. Как помочь подростку обрести уверенность в себе. | 2.Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе | 2 Воспитание ответственности у взрослых детей | |
Ноябрь | 1. Итоги успеваемости по четвертям. | ||||||
2. Особенности учебной мотивации пятиклассников. Итоги тестирования интеллекта учащихся. | 2.Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека, приглашение библиотекаря. | 2. Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации, приглашение психолога
| 2.Познавательная деятельность восьмиклассника и профориентация, приглашение специалистов | 2.О родительском авторитете. 3. Задача родителей по четкой организации подготовки детей к ОГЭ. | Создание семейного портфолио».
| 2.Семья и образование 3. Задача родителей по четкой организации подготовки детей к ЕГЭ. | |
Декабрь |
|
| 1. Организация каникул. | ||||
2.Прививаем любовь к чтению. Приглашение библиотекаря. | 2.Положительные эмоции в жизни человека
| 2.Агрессия и ее истоки.
| 2.Особенности физиологического развития подростков | 2. Понимаем ли мы своих детей: еще не взрослые, но уже не дети.
| Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников | 2.ЕГЭ. Что это |
Февраль |
|
| 1. Учебные итоги. | ||||
2. Правильная организация учебного труда школьников дома. Самостоятельная работа. | 2. Здоровый образ жизни | 2. Половое воспитание в период полового созревания. | 2. Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка | 2. Учимся быть толерантными с детьми.
| 2.Ответственность, самооценкасамоконтрольКак их в себе развить».
| 2.Тематическое собрание с привлечением специалистов.
| |
Март |
|
| 1. Учебные итоги. | ||||
2. Особенности физиологического развития подростков 12-13 лет. 3.Учимся быть толерантными с детьми. | 2. А мамины глаза всегда следят с волнением за нами (праздник в классе)
| 2. Здоровье современных детей, приглашение школьной медсестры.
| 2. Значение правового воспитания в формировании личности подростка. | 2. Организация ОГЭ, требования к учащимся и родителям. Знакомство с нормативными документами. | Тематическое собрание с привлечением специалистов.
| Итоговое родительское собрание «Мир вашему дому».
| |
Май |
|
| 1. Итоги года. 2.Задачи на следующий учебный год. 3.Организация лета. Задания на лето. |
Посещение родительских собраний, заседаний родительского комитета, индивидуальные встречи
Фамилия имя родителей | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||||||||||||||||
Собрание | Индив. | Род ком. | Индив. | Собрание | Индив. | Род ком. | Индив. | Собрание | Индив. | Род ком. | Индив. | Собрание | Индив. | Род ком. | Индив. | Собрание | Индив. | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа с родителями
Дата | Содержание | ФИО родителей |
|
|
|
|
|
|
Краткий план родительского собрания
Дата __________
Вопросы для обсуждения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № _____________
Родительского собрания от ___________________
Присутствовало: ___________________________
Отсутствовало: _____________________________
Приглашенные: _____________________________
Слушали: ________________________________________________________________-____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постановили ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель родительского комитета ______________________
Достижения учащихся
Проектная деятельность
№ п/п | ФИ ученика | Тема проекта | Учитель | Форма выполнения | Защита | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Олимпиады
ФИ участника | Предмет | Статус | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие конкурсы
ФИ участника | Название конкурса | Статус | Номинация (тема) | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставки
ФИ участника | Название выставки | Статус | Тема работы | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия.
Класс месяц | Направления работы | |||||||||||||||||||
Сентябрь | Выбор актива класса «Мы выбираем, нас выбирают». Классный час «О нашем досуге» (выбор кружков). Анкетирование. Методика выявления коммуникативно-организаторских способностей. Посещение кинотеатра.
| Развитие | Подготовка к празднованию Дня учителя. Диагностика определения ценностных ориентаций. Акция «Скажем терроризму нет».
| Истоки | Вводный инструктаж по ТБ. «Кросс наций». Профилактика травматизма, ПДД, ППБ Беседа о режиме дня. | Здоровье Природа
| Праздник, посвященный Дню знаний. Диагностика способностей учащихся. Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия. Диагностика взаимоотношений в коллективе | Культура | Участие в озеленение школьной территории. Трудовой десант. Организация дежурства. Рейд «Мои учебники». Участие в экологической акции «Посади дерево» | Труд | ||||||||||
5 класс | Классный час «Великие победы Россиян». | «Знакомьтесь. Это Я!» | Беседа «О режиме дня пятиклассника». | ЧИО. «Именинники лета!» |
| |||||||||||||||
6 класс | Экскурсия осенний лес |
| «Правила Здорового образа жизни на каждый день». | Классный час. «Виды памяти. Тренировка памяти» |
| |||||||||||||||
7 класс |
| Викторина «Памятники героям 1812 года» | Виды ЧС. Пожары и поджоги. | Классный час «Можно ли жить без искусства?» | Посещение районной библиотеки. | |||||||||||||||
8 класс | Беседа «В чём цель жизни?»
| Классный час «Россия в борьбе за мир» | Всемирный день туризма. Беседа «Наши природные лекари» | Международный день грамотности. | ЧИО. «Что читать? Как читать, чтобы очень умным стать?». | |||||||||||||||
9 класс | Классный час «В чём самая большая цель жизни». | «Коллективный автопортрет 9а». | Интеллектуальная игра «Путешествие по карте мира» | Классный час «Музыка для души» | Участие в акции «Чистая набережная» | |||||||||||||||
10 класс | Классный час «Символика нашего класса»
| ЧИО. «Сотвори свое будущее» | Беседа «Будь здоров» | «Устав школы – это закон нашей жизни» |
| |||||||||||||||
11 класс | ЧИО. «Аты-баты шли дебаты» | Классный час Мы вместе» | Тестирование | Тренинг «Пословицы» |
| |||||||||||||||
Октябрь
| Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд | |||||||||||||||
5 класс | Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А. А. Андреева. Диагностика интеллекта. Школьные олимпиады. Встреча с инспектором ПДН. | Классный час «Воспитанный человек – тот, кто считается с другими» | Диагностика уровня воспитанности. Участие в поисково-исследовательской экспедиции «Наш Тольятти – моя малая Родина» Психологический тренинг. Правила поведения в конфликтных ситуациях.
| Посвящение в пятиклассники. «Кодекс пятиклассника» | Викторина о знании ПДД. Оценка тревожности напряженности | Беседы: «Правила, цена которым жизнь».
| Международный день музыки. Тренинг «Как развивать своё внимание» День Учителя. | Беседа «Мелодия – это мысль и душа произведения» | Трудовой десант. Акция «листопад». Дежурство в классе и школе. Методика выявления профессиональных интересов и склонностей
| Беседа «Береги книгу».
| ||||||||||
6 класс | Беседа «Мир моих увлечений»
| Семейный этикет. Уважение к родителям.
| Подготовка видеоролика «Утренняя зарядка» | ЧИО. «Великие дети Поволжья» | ЧИО. «Привычки – хорошие и плохие». | |||||||||||||||
7 класс | Классный час «Начало космической эры» | Закон «Об Образовании» Что нужно знать школьнику? | Диспут «Имеют ли бездомные животные право на жизнь?» | Конкурс художественного рисунка «Все краски осени в одном букете» |
| |||||||||||||||
8 класс | Классный час «Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами» | Информационный час «Всемирная Декларация Прав Человека»
| Беседа. «Гигиена полости рта. Уход за зубами»
| Конференция «Герои нашего времени»
| Беседа «Счастье быть с природой, видеть её, говорить с ней» | |||||||||||||||
9 класс | Беседа «Ответственность несовершеннолетних» | Информационный час «Бодибилдинг Что это?» | Классный час «Экология моего дома»
| Беседа «О русской пейзажной живописи» |
| |||||||||||||||
10 класс |
| «Твои увлечения» Тестирование |
| Классный час. «Есть контакт»
| ЧИО. «Свет мой зеркальце, скажи» | |||||||||||||||
11 класс | ЧИО. «НОТ» школьника | Классный час. «Овеянные славой флаг наш и герб» |
| ЧИО. «Кнуты и пряники «Домостроя» |
|
| Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд
| |||||
Ноябрь 5 класс | Классный час «День народного единства. История празднования». Международный день толерантности. Акция «Подвиг матери- хранительницы нравственного очага семьи»
| Классный час «Толерантность – мост во взаимоотношениях людей» | КТД «Народы Поволжья», посвященное Дню народного единства | Классный час «Государственные символы России»
| Практическое занятие «Профилактика травм и способы оказания первой помощи» | Беседа о личной гигиене. |
| ЧИО. «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» | Беседа «Предупреждение травматизма во время занятий спортом» | Беседа «Значение природы для здоровья и отдыха человека» |
6 класс | ЧИО. «В мире энциклопедий».
| Классный час «Сила слова».
| Беседа «Я и спорт» | Конкурс поэтических эскизов «Спасибо деду за победу» |
| |||||
7 класс |
| Классный час «Минин и Пожарский»
| Беседа «Опасности большого города» | Классный час «Образование дорого, а невежество ещё дороже» |
| |||||
8 класс | ЧИО. «Нравственные качества человека» | Викторина «О чём говорят улицы моего города?» |
| Конкурс презентаций «Изменим мир к лучшему» | Практическое занятие «Гигиена зрения» | |||||
9 класс | Встреча с представителями учебно-профессиональных заведений. | ЧИО. «Пирсинг: за и против» | Экологический концерт «Спасём Земную красоту» | Классный час «Что такое IQ?» Методики определения IQ. |
| |||||
10 класс |
| ЧИО. «Каким мне быть?» |
| Классный час. «Лидер» |
| |||||
11 класс | Тренинг. «Готовимся к экзаменам» | ЧИО. «Деньги и мифы» | Классный час. «Аксиомы Беседа алкоголя» |
|
|
Декабрь | Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд | ||||||||
5 класс | Участие в акции милосердия. Участие в акции доброй воли. Анкетирование «Мотивы учебной деятельности»
| Конкурс снежных фигур «Через тернии к звёздам» | Мероприятия, посвященные Дню Конституции. Экскурсия в музей |
| Проведение инструктажа по ТБ в зимнее время, профилактика травматизма. Акция «Откажись от курения» |
| Праздничное оформление класса и школы к новому году. Изготовление новогодних украшений. | Классный час «Что такое нано технологии?» | Анкетирование. Определение психологического климата в коллективе. Сбор макулатуры. Дежурство по школе и по классу. | Классный час «Эта живая вода!» | |||
6 класс | Классный час «Посеешь привычку –пожнёшь характер» | Героические страницы истории- битва под Москвой. | Беседа «Гигиена внешней среды» | Конкурс новогодних плакатов | Анкетирование «Спорт и я» | ||||||||
7 класс | Диспут «Всякое дело человеком ставится, человеком славится» | Беседа «Конституция — главный документ РФ» | Классный час «Природа не прощает ошибок» | Фестиваль новогодних песен. |
| ||||||||
8 класс | Классный час «Лучшие университеты мира.» |
| Информационный час «Как уберечься от радиации?» | Театральный фестиваль «Рождественская сказка» |
| ||||||||
9 класс | Беседа «По каким критериям судят о воспитанности человека?» | Классный час «Человек идеальный. Человек реальный» | Классный час «Энергетические напитки» | Диспут «Книги печатные. Книги электронные. За чем будущее?» | Классный час. «Сотвори свое будущее»
| ||||||||
10 класс | Классный час. «Каким мне быть?» |
| Классный час «Природные катаклизмы и деятельность человека» | ЧИО. «Новогодний серпантин» | ЧИО. «Деньги и мифы» | ||||||||
11 класс | Классный час. «Новый год на пороге» |
| Классный час. «Берегите здоровье» |
| Беседа «Слагаемые профессионального успеха» |
Январь | Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд | |||||||||||
5 класс | Диагностика способностей ребёнка. Анкетирование «Легко ли ты поддаёшься влиянию?» | Культура общения при разговоре.
|
| Классный час Профессии моих родителей. | Беседа «Осторожно ГРИПП!» | Беседа «История Олимпийского движения» | Конкурс авторской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Фотоконкурс «Удивительное рядом» Диагностика взаимоотношений в коллективе. | «Писатели и их произведения». – экскурсия в библиотеку | Анкетирование. Определение психологического климата в коллективе. Организация дежурства . | Классный час «Что такое экология?» | ||||||
6 класс | Классный час «Легко ли быть милосердным»
| Журнал кинороликов «Мир человеческих чувств». | Конкурс рисунков «Мой дом – Земля» | Диспут «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | |||||||||||
7 класс | Беседа «Береги честь смолоду»
| Классный час «День Российской печати.» | Беседа «Способы закаливания организма» | Экскурсия в музей. | Беседа «Землетрясения. Как себя вести» | |||||||||||
8 класс | Беседа «Хорошее и дурное влияние»
| Диагностика уровня социальной адаптации выпускников | Интерактивная игра «Выборы» |
| «Мы в ответе за тех, кого приручили» - акция | Классный час «Открытия, которые потрясли мир» | Диагностика взаимоотношений в коллективе. | |||||||||
9 класс | ЧИО. «Закон о защите прав потребителей. | Классный час «Горькая правда или сладкая ложь?» | Беседа «Влияние курения на организм человека» | Экологическая игра ««Мир заповедной природы»
| Классный час «Честь истинная и честь ложная» | |||||||||||
10 класс | Классный час по творчеству В.С. Высоцкого «Я, конечно вернусь…» | ЧИО. «Ура! Каникулы» | Классный час. «К чему стремятся люди» | «Физико – математический бой» |
| |||||||||||
11 класс | ЧИО. «Что значит жить достойно?» | Классный час. «Сталинградская высота» | ЧИО. «Подсевшие на игру» |
|
|
Февраль
| Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд
| ||||||||
5 класс | Участие в НОУ. «Стресс. Способы и приёмы снятия стресса» Психотренинг. День защитника Отечества. | Дискуссия «Что значит любить свою Родину и быть её патриотом?» | Урок мужества «Афганистан, ты боль в моей душе!» Митинг у памятника «Крылья» Традиционные масленичные гуляния- чаепитие в классе. Месячник гражданско-патриотического воспитания «Я – патриот России!».
| Занятие-тренинг «Если ты обидел…»
| «Лыжня России»
| Беседа «Зимние виды спорта»
|
| Научно-познавательная игра «Юный Эрудит» |
| ЧИО. «Чти природу как матерь свою и помощницу» | |||
6 класс | Дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает?» | Возвращение к истокам. Традиции моей страны.
| Конкурс фотографий- Мой город. Встреча с зимним лесом.
| День Российской науки. Конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина?» Акция «Сын, отец, отечество»
| Классный час. «Великие открытия Российских учёных». | Трудовой десант. Дежурство по школе и по классу. | Беседа-обсуждение «Настоящий спортсмен. Какой он?» | ||||||
7 класс | Классный час «Сквернословие – привычка или болезнь?» | ЧИО. «Героические страницы истории.»
| Классный час «Опасен ли компьютер для здоровья?» | Конкурс «Джентльмен-шоу» | Диспут «Безграничны ли природные ресурсы?» | ||||||||
8 класс | Классный час «Исторические корни этикета» Своя Игра. | Классный час «Ты тоже родился в России» | Проект «Что делать с мусором?»
| Классный час «Библиотеки мира»
|
| ||||||||
9 класс | Классный час «Чем опасен карьеризм?» | Диспут «Что такое счастье?» Игра «Любовь с первого взгляда» | Классный час «Активный отдых моей семьи»
| Классный час «Виды драматических произведений» Неделя сердец | Практическое занятие «Химия и я» | ||||||||
10 класс | Беседа «По велению совести» | ЧИО. «Поговорим друг с другом» |
| Классный час. «А ну-ка парни» |
| ||||||||
11 класс | Классный час. «Контакты и конфликты» |
|
|
| «Российская армия на все времена» |
| |||||||
Март
| Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд
| ||||||||
5 класс | Стресс. Способы и приёмы снятия стресса» Психотренинг. | Экскурсия в ВМЦ- Дети войны | Экскурсия на завод/промышленное предприятие. Тренинг. Оценка социальной компетентности | Беседа-обсуждение «Настоящий друг. Какой он?» | Классный час. «День Земли. Как уберечь планету от разрушений» День Гражданской Обороны. «Как защитить себя и своих близких»
| Классный час «В гостях у господина Витамина» | Художественная выставка «Мамина улыбка». «Славный день 8 марта» | ЧИО. «История книгопечатания на Руси» | Участие в акции «Помоги птицам». Акция «Помоги лесу». Трудовой десант. Профилактика травматизма, ПДД, ППБ |
| |||
6 класс | Классный час «Самое ценное в человеке –потребность поступать хорошо» | Посещение кинотеатра |
| ЧИО. «Учитесь учиться!» | Участие в конкурсе «Дорожное колесо» | ||||||||
7 класс | Дискуссия «Что такое внутренняя свобода. Нужна ли она» | Классный час «Что такое производство?» | Беседа «Красивая осанка. Как помочь позвоночнику?» | Игра «Что? Где? Когда?» Всемирный день поэзии «Поговорим о прекрасном» |
| ||||||||
8 класс | Семейные ценности. Классный час совместно с родителями. | Классный час «Что такое Холокост?» | Беседа «Сотовый телефон и здоровье» | Интеллектуальная игра «Физические явления вокруг нас»
| ЧИО. «Родная природа – выражение души народа». | ||||||||
9 класс | Диспут «Страна, в которой мне хотелось бы жить» | ЧИО. «Самая большая ценность – жизнь» | Смерть в белом порошке». Встреча с врачом-наркологом. | Читательская конференция «Судьба человека» |
| ||||||||
10 класс | Классный час. «Весенние поздравления» |
| ЧИО. «СПИД: реальность или миф?» |
|
| ||||||||
11класс | ЧИО. «Сотвори свое будущее» |
|
| ЧИО. «В XXI веке без наркотиков» | Игра «Что? Где? Когда?»
|
| |||||||
Апрель
| Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд
| ||||||||
5 класс | Классный час, посвященный Дню космонавтике. Методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков). | Классный час «Покорители космоса». |
| Классный час «Культура внешняя и культура внутренняя» | День здоровья.
| Классный час «В здоровом теле здоровый дух». | Экскурсия в библиотеку. Международный день памятников и исторических мест.
| Фотоконкурс «Звёздное небо» | Участие в уборке школьной территории. Участие во Всероссийском субботнике. Сбор макулатуры |
| |||
6 класс |
| Классный час «Как правильно говорить? Экология слова» | Классный час «Здоровое питание. Что рекомендуют специалисты детям?» | Классные час «Памятники Тольятти» |
| ||||||||
7 класс | Беседа «Люди, которым трудно общаться. Дети инвалиды» | Семинар «Как работать с научным текстом» | Клубный час «Спорт в цифрах и фактах» | Классный час «Семь чудес света» |
| ||||||||
8 класс |
| Диспут «Патриотизм и национализм. Что выбираешь ты?» | ЧИО. «Мирный атом на службе человека» | Диспут «Учёный. Кто он? Какой он?» Посещение театра. | Классный час «Профессия и здоровье» | ||||||||
9 класс | Классный час «Современный рынок труда»
| Диспут «В чём смысл жизни?» | Тренинг «Учимся сдавать экзамены»
| Литературно-музыкальная композиция «Я помню чудное мгновение» |
| ||||||||
10 класс | ЧИО. «Чтогдекогдайка» | Классный час. «К чему стремятся люди» | ЧИО. «Экзамены - это не страшно» | Посещение театра |
| ||||||||
11 класс | Классный час. «Какой у нас коллектив?» | «Счастливая семья» | ЧИО. «Ты и твой класс» |
|
| ||||||||
Май
| Развитие | Истоки | Здоровье, Природа | Культура | Труд
| ||||||||
5 класс | Экскурсия в школьный музей. Мероприятия, посвященные Дню Победы. | Литературно-музыкальная композиция к годовщине победы в ВОВ.
| Бессмертный полк. Диагностика уровня сформированности классного коллектива. | Классный час «Делайте людям добро»
| Инструктаж по ТБ во время летних каникул. | Беседы о правилах поведения вблизи водоёмов.
| Конференция «Учиться нужно для того, чтобы достойно жить» | День славянской письменности «Откуда пришли Буквы?» | Генеральная уборка класса. Организация прохождения летней трудовой практики. Профилактика травматизма, ПДД, ППБ | Экскурсия в парк | |||
6 класс | Беседа «Ты, я, он, она, а вместе мы…»
| Празднование Дня Победы.
|
| Музыкальный вечер «Вот и стали мы на год взрослей» |
| ||||||||
7 класс | Классный час «Как заслужить доверие?»
| Концерт «Этих дней не смолкнет слава!» |
| Посещение театра. |
| ||||||||
8 класс | «10 заповедей человечности».
| Классный час «И помнит мир спасённый» | Беседа «Опасности ультрафиолета | ЧИО. «Памятники прошлого» |
| ||||||||
9 класс | Беседа «В гармонии с собой и окружающими»
| «Слава Победе!» -презентация |
| Последний звонок. | ЧИО. «Что такое ландшафтный дизайн?» | ||||||||
10 класс | ЧИО. «Контакты и конфликты» | Беседа. «Сотвори свое будущее» | ЧИО. «Будь здоров» | ЧИО. «Я б с песни начал свой рассказ» |
| ||||||||
11 класс | Классный час. «На пороге взрослой жизни» | Беседа. «Сотвори свое будущее» | ЧИО. «Мы за ЗОЖ» | ЧИО. «Пока горит свеча» Последний звонок. Выпускной. |
|