Математика и театр

3
0
Материал опубликован 26 April 2022

Автор публикации: А. Барская, ученица 9В класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район средняя общеобразовательная школа №15 имени героя Советского Союза Виктора Ивановича Гражданкина



Секция «Математическая»



Индивидуальный проект


Математика и Театр



Автор: Барская Арина Андреевна

ученица 9 «В» класса


Научный руководитель:

Синякова Лариса Юрьевна,

учитель математики

_______________________

подпись




п. Южный

2022г

Оглавление

Аннотация ..................................................................................................

3

Введение......................................................................................................

4

Глава 1 Теоретическая часть..................................................................

5

1.1. Основа театра…………………………………………………......

5

1.2. Основа математики ........................................................................

5

1.3.История возникновения театра..........................................................

1.4 Важная роль математики и театра в образовании………………7

1.5 Математика и Театрализованная деятельность…………………9

1.6 Музыка, математика и театр……………………………………11

6


Глава 2 Практическая часть..................................................................12


Вывод ………............................................................................................

14

Заключение ..............................................................................................

15

Использованные интернет-ресурсы …………………………………..

16

Приложение ............................................................................................... 17
















Аннотация

Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Исходя из этого я пришла к выводу, что большая часть людей просто не хочет замечать связи математики и театра, и не считает ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов.

В своей работе я пытаюсь найти взаимосвязь театра с математикой, на первый взгляд, не имеющих ничего общего. Показать важность театра и математики в эстетическом воспитании и культурном развитии ребенка.

Математика имеет много «точек соприкосновения» с театром.

Для достижения цели исследования я поставила перед собой следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения театра;

- определить, как математика способствовала развитию театра;

- рассмотреть и изучить материалы, Интернет-ресурсы

- разработать проект по заданной теме:











Введение

Раздумывая о искусстве и науки, об их взаимных связях и противоречиях, я пришла к выводу что математика и театр являются невероятно важной и неотъемлемой частью всего процесса в воспитании и образовании.

Данным проектом я хочу показать свои исследования и актуальность темы.

В своей работе я пытаюсь найти взаимосвязь театра с математикой, на первый взгляд, не имеющих ничего общего.

Название проекта: Математика и Театр

Цель исследования: Узнать и изучить взаимосвязь математики и театра в общеобразовательном развитии детей.

Задачи проекта:

- История возникновения театра

- Какую важную роль приносит математика и театр в образовании

- Музыка, театр и математика – родные сёстры

- Вывод

Проблема: что большая часть людей просто не хочет замечать связи математики и театра, и не считает ее значимой в силу сложившихся на протяжении жизни стереотипов.

Объект исследования: математика и театр












Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Основы Театра

Театр должен просвещать ум,

Он должен наполнять светом наш мозг.

Ромен Ролан

Театр …. Это магическое слово во все времена манило чем-то определенно загадочным, интересным, новым и изысканным .

Войдя в любой театр, мы сразу погружаемся в атмосферу красоты, легкости, романтики, доброты и конечно, искусства. Именно в этом особом мире можно почувствовать дух прошлого и представить себе образы полюбившихся литературных героев. Многие произведения обретают вторую жизнь, хотя уже считаются не столь актуальными, но на сцене они преображаются и становятся популярными среди зрителей.

Театр – особый мир искусства, который отражает различные стороны жизни, заставляя нас удивляться, узнавать себя в сценических образах, грустить из-за печального завершения, радоваться жизни и любить. Театр играет огромную роль в жизни человека.

1.2 Основа математики

Математика владеет не только истиной,

 но и высшей красотой - красотой отточенной

и строгой, возвышенно чистой и

стремящейся к подлинному совершенству,

которое свойственно лишь

 величайшим образцам искусства.

Бертран Рассел

Математика - точная наука, первоначально исследовавшая количественные отношения и пространственные формы; более современное понимание: это наука об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описывающих их некоторых свойств, - именно тех, которые в качестве аксиом положены в основание той или иной математической теории

1.3 История возникновения театра

Оказывается, что и наука математика и театр получили свой расцвет в V веке до нашей эры, в Древней Греции. Краткий рассказ о Древнегреческом театре. Слово «театр» греческого происхождения. Театр – место зрелища, само зрелище.

Здание театра строилось на склоне холма. У подножия была круглая площадка – орхестра, на которой выступали певцы, декламаторы, актеры. За орхестрой располагалась стена – палатка для переодевания актеров и реквизита. Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношения Дионису. Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, а потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для «среднего» класса и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и верхние и нижние места. (Приложение 1). В пятом веке до н.э. позади орхестры появляется скена (сцена, скена). Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются просцениум для улучшения акустики. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров. (Приложение 2).

1.4 Важная роль математики и театра в образовании.

Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным, - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.

Во Франции XVII века любимым развлечением знати было посещение театра. В Париже было сразу несколько театров, в которых каждый месяц ставились новые спектакли. Главными тогдашними «звёздами» были драматурги и театральные актёры. Заядлыми театралами были юный король Франции, Людовик XIV, и его брат, герцог Орлеанский. Поэтому на спектаклях постоянно были аншлаги, причём публика была знатнее некуда – сплошные герцоги, графы и маркизы (с жёнами и детьми). Однако была и проблема: в тогдашних билетах не указывалось ни место, ни ряд. Единственным креслом в зале, по поводу которого не возникало никаких споров, было место короля. А вот насчёт остальных кресел – постоянно происходили разногласия, споры и даже дуэли! Из-за разборок на тему «где кому сидеть» было убито множество знатных парижан.

t1650942828aa.jpg










"Вас там не сидело!"

В то время в Париже жил и работал великий математик и философ Рене Декарт. Именно он впервые предложил на каждом проданном билете писать номер ряда и номер места. Драки, ссоры и поединки на шпагах моментально исчезли. Благодарные маркизы и герцоги даже упрашивали короля наградить Декарта орденом за такое замечательное изобретение!

А изобретение Декарт совершил ещё в 1637 году – когда понял, что если ввести на плоскости две нумерованные перпендикулярные оси, то каждую точку можно описать парой чисел – как координаты X и Y. Тогда любые геометрические фигуры – прямые и кривые линии, многоугольники и т. д. – можно будет описывать с помощью чисел и уравнений! Правда, за открытие системы координат орден для учёного почему-то никто не выпрашивал. Говорят, что это просто красивая легенда – дескать, систему с номерами мест, ярусов и секторов придумали ещё для Колизея в древнем Риме. Тем не менее, декартова система координат произвела в математике настоящую революцию. Впервые учёные получили возможность соединить в единое целое алгебру и геометрию – то есть решать численные уравнения с помощью рисунков (графиков), или, наоборот, представлять геометрические фигуры в виде формул. В наше время система координат постоянно и широко используется в математике, физике и даже в компьютерной графике и производстве видеоигр!

Не надо забывать о том, что именно математика подарила нам такие слова как   гармония, симметрия, пропорция. Природа  совершенна,   и   у   нее   есть   свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех сферах  искусства в том числе и театра.

Симметрию мы видим в архитектуре, пример тому здание Краснодарской филармонии имени Н.Г. Пономаренко(Приложение 3)

 Математический театр существует более 20 лет. Спектакли учащиеся показывают и во время презентаций работы над проектами городских и окружных экспериментальных площадок.

Обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математики и проникновением ее в различные области знаний. Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать с помощью интегрированных уроков театра и математики. Но традиционные занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные по учебной модели, не у всех детей вызывают живой интерес к новым знаниям, а значит не приносят желаемых результатов. ФГОС предписывает реализовывать программу «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Поэтому актуальна, стала проблема поиска новых форм, организации совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений. Важной составляющей процесса познания является формируемый к нему интерес. Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир, первоклассники активно познают то, что им интересно, и даже не хотят слышать о том, что им не интересно. У них сначала возникает отношение к объекту познания, а потом запускается процесс познания.

1.5 Математика и Театрализованная деятельность

Театрализованная деятельность — это один из самых интересных видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Поэтому обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий является очень эффективным способом, так как базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка с учетом принципа психологической комфортности.

Особенность театрализованных уроков в том, что большинство героев – это математические знаки, геометрические фигуры и цифры, которых играют дети. 

Математическое содержание может включаться в сказки как органически необходимый момент сюжета, от которого зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону. Кроме этого, математическое содержание может излагаться от лица героев, которые

в увлекательной форме рассказывают о себе.

Особо важное значения в развитии детей играет ТЮЗ (театр детского творчества) а это сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, малыш сможет применять общее правило в разных ситуациях. Сказка с математическим содержанием – это приключение, героями которого становятся цифры, арифметические знаки, геометрические фигуры или знакомые детям персонажи из народных сказок. Сюжет содержит понятия о времени, количестве, величинах, формах и осложнен математическими проверками и задачами.

Например:

- способствует формированию собственного математического и логического мышления; выполняет познавательную функцию;

- учит выполнять простейшие арифметические действия;

- знакомит с цифрами, математическими понятиями, терминами;

- объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.

Математический театр существует более 20 лет. Спектакли учащиеся показывают и во время презентаций работы над проектами городских и окружных экспериментальных площадок.

Обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математики и проникновением ее в различные области знаний. Без таких качеств, как память, внимание, мышление, воображение, умение сопоставлять, сравнивать и анализировать, немыслимо развитие ребёнка в целом. А все эти качества наилучшим способом можно развивать с помощью интегрированных уроков театра и математики. Но традиционные занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные по учебной модели, не у всех детей вызывают живой интерес к новым знаниям, а значит не приносят желаемых результатов. ФГОС предписывает реализовывать программу «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка. Поэтому актуальна, стала проблема поиска новых форм, организации совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений. Важной составляющей процесса познания является формируемый к нему интерес. Благодаря эмоциональным реакциям на окружающий мир, первоклассники активно познают то, что им интересно, и даже не хотят слышать о том, что им не интересно. У них сначала возникает отношение к объекту познания, а потом запускается процесс познания.

1.6 Музыка, математика и театр

Всем известен тот факт, что любое театрализованное представление озвучивается и записывается по нотам. Если попробовать определенным образом переложить ноты на числа, будет ли наблюдаться в этом числовом ряду какая либо закономерность? Если такая связь есть, то можно предположить обратное: ряд чисел имеет свое музыкальное звучание. На сегодняшний день театр , музыка и математика – родные сёстры, они созданы и помогают друг другу. Приучают к дисциплине, развивают эрудицию, творческие способности, внимание.

Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну.

Именно Пифагор был первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел. Он создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета – музыку и математику. Музыка, как одно из видов искусств, воспринималась наряду с арифметикой, геометрией и астрономией как научная дисциплина, а не как практическое занятие искусством.



Глава 2. Практическая часть

Всем известен тот факт, что любое музыкальное произведение записывается по нотам. Можно определенным образом переложить ноты на числа.

Ноты по цифрам имеют свои плюсы и минусы:

Можно играть простые мелодии (это и плюс и минус одновременно), разобраться со схемой можно всего за 10 минут;

Можно научить играть ребенка на детском синтезаторе;

Это новое, увлекательное хобби

Результат виден быстро

Это нумерация клавиш фортепиано. Данные номера используются в схемах для игры по цифрам на синтезаторе и (или) фортепиано. 

t1650942828ab.jpg









Рассмотрим к примеру классическое произведение Ф. Шопена (1810 – 1829) «Мазурка ля минор». (Приложение 4)

Попробуем сделать математическую модель этого произведения:


Каждой ноте мы присвоили номер ступени. Цифра 1 – I ступень, 2 – II, 3 – III, 4 – IV, 5 – V, 6 – VI, 7 – VII, 8 – I, 9 – II, 0 – III.

Переложили ноты на цифры, получив при этом такой ряд чисел.


5 | 5654 | 5234 | 3432 | 3712 | 1237 | 14576 | 5423 | 1 ||


Черта между цифрами служит тактовой чертой, то есть делит их на такты так, как сделано в произведении. В музыке есть понятие об устойчивых ступенях – ступенях, на которых строится тоника: 1, 3, 5. Если в каждом полном такте сложить номера устойчивых ступеней, то мы заметим следующую закономерность.

В первом такте сумма равна 10 (5+5), во II – 8(5+3), в III – 6(3+3), в IV – 4(3+1), в V – 4(1+3), в VI – 6(1+5), в VII – 8(5+3) .

Получили ряд чисел: 10, 8, 6, 4, 4, 6, 8… и т.д. Следовательно, наблюдаем закономерность, что в произведении повторяется группа цифр 10 8 6 4 и наоборот.


Теперь, попробуем перемножить в каждом такте номера ступеней.

Получили числа в соответствии с номерами тактов: 600(5∙6∙5∙4), 120(5∙2∙3∙4), 72(3∙4∙3∙2), 42(3∙7∙1∙2), 42(1∙2∙3∙7), 840(1∙4∙5∙7∙6), 120(5∙4∙2∙3).

То есть имеем следующий ряд 600,120,72,42,42,840,120….

Значения в III(3432) и VI(14576) тактах получились разные за счёт того, что количество нот( 4 и 5) в них различное.

Рассмотрим современное классическое произведение Яна Тирсена «La Valse D'amelie» (2001 год). (Приложение 5)

Переложим ноты на цифры.

Получили следующее:

4 | 443 | 2 | 21 | 4 | 454323 | 2 | 21 | 3 | - такой фрагмент повторяется постоянно.

Сложив номера устойчивых ступеней, получили: 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 11 | 0 | 1 | 3 | - будет повторяться циклически.

Кроме классических произведений рассмотрим музыкальное произведение, относящееся к другому направлению. Например рок. Рассмотрим музыкальную команду Rammstien с песней «Du hast». (Приложение 6)

Получили следующее:

4311111111 | 4311111111 | 3444444444 | - повторяется на протяжении всей песни.

Сложив номера устойчивых ступеней, получили: 11 | 11 | 3 | 11 | 11 | 3 | … - и так далее.


Вывод:

Математика, как наука может развиваться без музыки. А музыка, как искусство подчиняется многим законам математики и не может существовать без нее.

Если математику приложить к любой области искусства, то всегда будет сопутствовать успех.



















Заключение

Театр – это особый вид искусства, настоящий очаг культуры. Очень часто нам удается найти ответы на многие жизненные вопросы, находясь в театре. Недаром говорят: «Вся жизнь игра, и люди в ней актеры».

В этой работе показаны точки соприкосновения театра и математики.

Математика – это царица наук. Математика – это точная наука, в которой все должно быть упорядочено и работать по определенным законам, а театр – это чувства, мгновение. Там не работают законы, нет упорядоченности.

Но оказывается, математика и здесь превознесла огромный вклад.

Говорить о тесной связи математики и театра можно бесконечно. Наука движется вперед, открывая все новые возможности. Некоторые из них на грани фантастики. И это неоспоримый факт.

В зависимости от аспекта театра, с которым вы работаете, математика является невероятно важной и неотъемлемой частью всего процесса. От правильной мощности и напряжения светового и звукового оборудования, создания правильного масштабирования для дизайна декораций, углов падения и отражения в дизайне освещения и линий визирования до геометрии и измерений в здании декораций. Я узнала путь, путь больше математики на сцене с практичностью реального мира, чем я когда-либо делал в классе.

Театрализованная игра позволяет решать многие задачи: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний до физического совершенства. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Актерское мастерство научило меня говорить четко, выразительно и быть более уверенной в любой ситуации.




Использованные Интернет-ресурсы


https://taurus-ek.livejournal.com/109565.html.

https://photowebexpo.ru/photo/photographers/Gilles-Alonso.-krasivaya-simmetriya-vyidayushhixsya-teatrov

Источник:https://razvivashka.online/blog/matematicheskaya-skazka
Источник:
https://razvivashka.online/blog/matematicheskaya-skazka

https://ped-kopilka.ru/

https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-na-temu-matematika-v-teatre-podgotovitelnaja-grupa.html

https://urok.1sept.ru/articles/590410

https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnyi-proekt-na-temu-matematika-v-teatre-podgotovitelnaja-grupa.html


















Приложение1





t1650942828ac.jpg


























Приложение2



t1650942828ad.jpg





Приложения №5 Древнегреческий театр

























Приложение 3


t1650942828ae.jpg



















Приложение 4



t1650942828af.jpg







Приложение 5


t1650942828ag.jpg

Приложение 6


t1650942828ah.jpg














23


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.