12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Светлана Валерьевна56

Оглавление

I.Введение………………………………………………………… II. Основная часть

Математика в повседневной жизни

Результаты анкетирования 5- 6 классов нашей школы.

Разделы математики, актуальные в кулинарии.

Практическая часть « Приготовь сам».

III.Заключение………………………………………………..………......

IV.Список использованных источников ……………………….....….

V.Приложения…………………………………………………………





































Введение.

Я часто слышу от своих одноклассников следующего рода вопрос: «А зачем нам нужна математика?», я все равно пойду учиться на повара - кондитера. И тогда я задумалась, действительно, а для чего нам нужна математика и можно ли обойтись в современной жизни без знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения этой учебной дисциплины в рамках образовательного процесса. Математика – один из важнейших школьных предметов. Она окружает нас буквально повсюду, более того, необходима на каждом шагу в повседневной жизни. Ученые доказали, что половину своей жизни женщина проводит на кухне. Мне всегда было интересно, хватит ли той или иной кастрюли для приготовления борща или картофеля. Чтобы ответить на эти вопросы я выбрала тему моей исследовательской работы, которая называется «Математика на кухне». Мне стало любопытно, чем связана математика и кухня.

Цель моей работы: узнать назначение математики в кулинарии. И нужна ли математика в профессии повара.

Задачи исследования:

Познакомиться с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика», кто придумал единицу массы «грамм», кулинарные рецепты.

Провести анкетирование в 5-6 классах МОУ «Попенкская РСОШ», выяснить их отношение к предмету математика.

Узнать, как математика помогает в кулинарии.

Попробовать самостоятельно приготовить медовый торт, используя рецепт моей мамы, под названием «Мой любимый».

Предмет исследования: наука математика.

Объект исследования: Применение математических знаний в повседневной жизни.

Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в кулинарии.

II.Основная часть

1.Математика в повседневной жизни.



Одними из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание. Первыми же геометрическими достижениями являются самые простые понятия, такие как прямая и окружность. Таким образом, с математикой людям приходилось сталкиваться с давних времен. Счет считался математической деятельностью, как, например, посчитать скот на пастбище, чтобы легче было сосчитать люди приходили к частям тела. Чаще это были пальцы, рук и ног, подтверждением тому, являются наскальные рисунки. Так древним людям пришлось учиться считать. Чтобы определить, у кого больше земли, кто богаче, и у кого больше скота пришлось учиться считать и учиться измерять. Чтобы торговать продуктами своей деятельности, пришлось придумать единицы массы. Так, постепенно, с древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и пространственные формы окружающего нас мира.

В современном мире существуют несколько единиц измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. Самыми маленькими единицами измерения массы считаются миллиграмм и грамм. Грамм был придуман во Франции 7 апреля 1795 года английским философом Джоном Уилкинсом. Позже данной единицей массы стали пользоваться во всех странах.

Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику. Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике.
Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Список применения математики бесконечен — чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее.

Я считаю, что занятия математикой развивают человека как личность, делают целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым. С математикой я встречаюсь каждый день! В школе, на улице, в магазинах и даже дома. Когда я собираюсь в школу, я слежу за временем, чтобы не опоздать. Урок длиться 40 минут, перемены 10 и 20 минут и это тоже математика. С математикой я могу столкнуться даже на кухне. Например, когда мне надо следить за временем приготовления пищи! Математика, она везде, но мы ее иногда не замечаем, принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни! Это то, что мне очень нравится! Когда я решаю задачу, и она у меня, получается, от этого у меня может подняться настроение на целый день. Когда мне вдруг кажется, что я не способна, мне достаточно решить пару сложных примеров, чтобы доказать себе, что это не так. Конечно, есть люди, которым она плохо дается, но у меня с ней полное взаимопонимание. Почти все мальчики и девочки помогают родителям делать покупки в магазине. У некоторых ребят покупка некоторых предметов их постоянная обязанность. За приобретённые товары платят заработанные деньги. Чтобы денег хватило не только на продукты питания нужно уметь разумно их тратить. Для этого необходимо знать, во-первых, сколько денег за месяц (или за неделю) тратит семья на питание. Это- постоянная часть расходов каждой семьи(есть ещё обязательные ежемесячные расходы: плата за газ, телефон, воду и т.д.) С помощью математики и подсчетов мы получаем расход денег на питание на неделю. Так же подсчитав затраты на услуги нашей семьи, которые мы тратим на свет, воду, газ и.т.д. мы можем подсчитать, сколько денег у нас останется на другие нужды, одежду, бензин и т.д.

Например:

1.Узнать, сколько крупы, сахара тратится семьёй за месяц, и закупить их сразу на месяц, чтобы не ходить лишний раз в магазин.

2.Узнать разницу между тратами и оставшиеся деньги можно на что – то потратить. Мы все хотим оставить больше времени на любимое занятие.

Где же взять время на занятие ими? Рассмотрим пример.

Придя из школы, нужно сделать следующие дела.

Выучить уроки – 3 часа;

Навести порядок в комнате – 20 мин;

Пойти за братом в сад – 30 мин и больше;

Сложив все эти отрезки потраченного времени, можно узнать оставшееся время, которое можно потратить на себя – это тоже математика.

2. Результаты анкетирования.

«Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»,- говорил И. Л. Лобачевский.

С помощью математических знаний, полученных в школе, мы решаем не только арифметические задачи, но и применяем эти знания в различных жизненных ситуациях. Прежде, чем сделать окончательный вывод, что для нас нужна математика, я предлагаю изучить результаты социального опроса:

Ученикам 5-6 классов были предложены вопросы, касающиеся их отношения к математике. Цель опроса: изучение общественного мнения по данной теме.

Опрос велся по следующим направлениям:

Нужна ли в школе математика?

Считаете ли вы, что математика связана с кухней?

Считаете ли вы, что математика нужна на кухне?

Нравится ли вам предмет математика?

На диаграммах представлены результаты опроса 33 человек 5-6 классов. Ответы даны в процентах.

(Диаграмма 1)

t1623577419aa.gif

(Диаграмма 2)

t1623577419ab.gif

(Диаграмма 3)

t1623577419ac.gif

(Диаграмма 4)

t1623577419ad.gif

Результаты исследования показали, что в школе необходимо изучать математику, предмет вызывает интерес, но ребята не имеют представления для какой цели им необходимо изучать данную учебную дисциплину.





3.Разделы математики, актуальные в кулинарии.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же помогает математика. Для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами и производить перерасчет продуктов по ним, порой требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Таким образом, на следующем этапе для составления заданий необходимо было вспомнить и систематизировать темы, которые будут использованы в практической части исследования.

t1623577419ae.gifОтношения между величинами;

t1623577419ae.gifДействия с обыкновенными дробями;t1623577419af.gif

t1623577419ae.gifЕдиницы массы и объема;

t1623577419ae.gifПроценты;

t1623577419ae.gifОкругление чисел;

t1623577419ae.gif Математика в нарезке овощей и фруктов .

Эти математические темы мы соотнесли с рецептами, в зависимости от меры продуктов, которые указывались в рецепте.

Отношения между величинами.

В математике связь между двумя величинами называется соотношением. Понятие пропорции используется в кулинарии. Когда мы готовим какое-либо блюдо, мы стараемся использовать то количество продуктов, которое указано в поварской книге. Это делается для того, чтобы не испортить блюдо. Если мы возьмём больше соли, то пересолим, а если меньше, то будет не вкусно. Ещё пропорция позволяет рассчитать количество продуктов для приготовления одного и того же блюда для разного числа гостей. Если в рецепте: 1 яйцо, 2 стакана муки, то отношение количества яиц к стаканам муки составляет один к двум. На математическом языке эта связь записывается двумя способами 1/2 или 1:2.

Действия с обыкновенными дробями.


Понятие «дробь», как в окружающей нас жизни, так и в математике встречаются намного чаще, чем мы думали. Дроби применяются и на кухне. Даже перловую кашу называют дробь16.

Рассмотрим рецепт печенья:

1 стакан муки 1 / 2 ч.л. разрыхлителя 1 / 2 ч.л. соли 1 / 2 стакана сливочного масла 1 / 3 стакана коричневого сахара 1 / 3 стакана сахара 1 яйцо 1 / 2 ч.л. ванильного сахара. Этот рецепт даст 3 десятка печенья. Но все ингредиенты, должны быть в дробном соотношении и тогда печенье будет вкусным.


3.Единицы массы и объема.


Как в математике, так и в кулинарии мы используем преобразования. Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт, и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространенными являются граненый стакан, чайная и столовая ложка.

t1623577419ag.jpg
Если длительные математические подсчеты и изнурительные вычисления не для вас, воспользуйтесь своей рукой. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы - это кусок размером с женскую ладонь. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200 г. Кстати, принципом руки пользуются при расчете необходимой порции для здорового питания. Есть необходимо 4-6 раз в сутки порциями размером с ладонь.


4.Проценты.


Оказывается проценты есть и на кухне. С процентами мы часто сталкиваемся, когда делаем покупки в магазинах, слышим, объявляют скидки. Так же когда покупаем уксусную эссенцию, чтоб применить ее вместо уксуса надо знать проценты.

Решаем задачу от наших поваров: Молоко дает 25% сливок, сливки дают 20% масла. Сколько получится масла из 8 л молока?

Решение: 25% -это 1/ 4 часть, следовательно, 8:4=2кг сливок получится из 8л молока. Далее 20% это 1/5 часть, 2кг=2000г 2000:5=400г масла. Итак, из 8 л молока можно приготовить 400г масла.

5.Математика в нарезке овощей и фруктов .


Простые и сложные формы нарезки овощей.


Кубики

Величина ребра 1,0-2,5 см.


t1623577419ah.jpg

Кружочки

Диаметр 2-3 см; толщина 0,2-0,3 см



t1623577419ai.jpg




Соломка

Квадратное сечение 0,2х0,2 см; длина 4-5 см.


t1623577419aj.jpg



Брусочки

Квадратное сечение от 0,7х0,7 до 1,0х1,0 см; длина 3,5-4см

t1623577419ak.jpg

И многие другие виды нарезок, геометрических фигур на кухне.


Практическая часть


Практическая часть исследования состояла из выпекания медового пирога под названием «Мой любимый», так его назвала моя мама.

1 Этап : Чтобы доказать необходимость математики на кухне, я провела кулинарный опыт – испекла медовый пирог. Для начала я взяла рецепт и изучила его. Сразу хочу обратить внимание на рецепт. Он состоит из сплошных цифр. Вот здесь и начинается математика. Я взяла и взвесила все ингредиенты, а те которые можно было отмерить мерной ёмкостью, отмерила. Для исследования я взяла именно это рецепт, так как он очень легкий , быстрый и вкусный. Этап 2. Расчёт затрат на медовый пирог, приготовленный дома. После того, как мы с мамой в магазине «Шериф» купили торт «Медовик» весом в 900гр., стоимость которой составила 78 рублей, мне стало любопытно, а сколько же будет стоить медовый торт дома. Я провела расчёты, здесь опять не обошлось без математики.

Наименование

Продуктов.

Норма расходов продуктов.

Цена за 1 кг/ 1 л/ шт., в рублях

Стоимость продуктов в рублях.

Ингредиенты для теста:

мука

300 гр

5

1. 50 коп

мед

100 гр

70

7

яйцо

4 шт

15

6

сахар

200 гр

9.80 коп

1.95 коп

разрыхлитель

1 ч.лож.,

3.50 коп

1.75коп

Итого:

18.20 коп

Ингредиенты для крема:

сметана

400гр

40

16

сахар

200гр

9.80

1.96

Итого:

17.96

Всего:

36.16



При расчете стоимости продуктов я умножала, складывала, составляла таблицы, в общем - применяла свои знания по математике на практике, на кухне. Если нарушить количество и пропорции ингредиентов при приготовлении блюда, то это повлияет на качество и блюдо будет испорчено. Знания математики действительно нужны при приготовлении пищи. Думаю, что мне удалось правильно рассчитать продукты для приготовления медовика дома. А в будущем мне удастся стать хорошей хозяйкой благодаря моим знаниям по математике. Так же мы с мамой сделали вывод, что готовить дома не только здорово, намного вкуснее и в 2 раза экономнее.



Заключение.

В ходе изучения литературы и материалов сети интернета я выяснила, что изначально математика возникла из повседневных нужд человека (подсчёты, измерения) и многие годы служила мощным инструментом познания окружающего мира. Значит, если бы математические знания не передавались из поколения в поколение, люди бы надолго застряли на уровне пещерного человека. Я выяснила, что полученные в школе знания очень помогают при решении практических задач, с которыми я сталкиваюсь постоянно. Работая над этой исследовательской работой, я поняла, что математика пригодится нам даже в кулинарии. Каждому повару приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы. Такую работу я провела в первый раз. До этого у меня был опыт подготовки только сообщений. Я довольна проделанной работой и считаю, что все поставленные задачи выполнены и цели достигнуты. В будущем эти знания пригодятся в обычной жизни.

И в заключении хочу процитировать одного из выдающихся русских ученых  А.Н. Крылова «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».

Математика на кухне – удивительное дело!

Ложки, вилки, поварешки я считать давно умела!

И задачки я решала, в игры разные играла.

Ждем гостей, опять считала, и на стол я накрывала!

Мама готовит, а я стою рядом

И наблюдаю внимательным взглядом.

Вот только понять не могу в чем секрет?

Вкусный суп – ну и славный обед!

Волшебство или магия может?

Кулинарный рецепт нам поможет!

Числа, граммы, килограммы – с ними я теперь дружна!

Да, на кухне, без сомненья, математика нужна! 


































Список используемой литературы.

Волина В.В. Занимательная математика. – М.: Знание,
2001

Интернет ресурсы: https://.wikipedia.org /

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - 26 изд., М.: ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и образование». – 2010. – 736с.

4.Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей. Математика. – М Аванта, 2003

5.Ткачев М.В. Домашняя математика.

6.Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).















































Автор материала: А. Кожокарь (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.