12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Тютюнникова56
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Математика в русском

Великий немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс, живший в XVIII веке, сказал: «Математика – царица всех наук», - и дал первые строгие доказательства тому, что в цифрах можно считать всё. Именно математическое исчисление, по его мнению, лежит в основе всех наук. Мы всё стараемся посчитать: сколько ступенек нам следует пройти, чтобы забраться наверх, сколько облаков плывёт по небу, какое расстояние преодолеть, чтобы не попасть под машину, сколько соли положить в суп, чтобы он был не пересолен. Этому всему дает начало МАТЕМАТИКА. Действительно, математика является основой многих наук. Без неё не обходятся ни физика, ни химия, ни та же информатика. Однако главным соперником арифметики в школьном образовании является русский язык. Интересно, оказывает ли математика влияние и на этот предмет школьного курса и какова роль сухой науки цифр в великом и могучем русском языке?

Подростки часто отдают предпочтение какой-то одной области наук и считают, что если в будущем они захотят связать своё образование с филологией, например, то математика им совершенно не пригодится. Мало кто задумывается о том, что есть прямая связь между такими, на первый взгляд, противоположными науками, как лингвистика и математика. Знание математических терминов, понятий, закономерностей, помогут справиться с решением лингвистических задач.

1. Связь математики с разделами науки о языке

Фонетика. Изучает звуки речи. При выполнении фонетического разбора слова указывается количество слогов, букв и звуков. Это необходимо для того, чтобы сформировать у учащегося представление о том, что количество произносимых звуков безгранично, но количество фонем в каждом языке можно точно подсчитать (так же как и количество букв в алфавите). Фонетическая система языка должна быть стройной и чёткой: в русском языке 42 фонемы (шесть гласных и тридцать шесть согласных), фонемы – это лингвистические знаки, которые в процессе коммуникации служат для образования (при помощи речевого аппарата) и различения слов.

Морфемика. Изучает части слова. При этом каждая часть слова выделяется определённым знаком и имеет своё название. Главная часть слова – это корень. Корень - общая часть родственных слов, своего рода основание. Откуда же взялось это понятие. Термин «корень» имеет долгую и сложную историю. Извлечение квадратного корня древние греки понимали строго геометрически: как нахождение стороны квадрата по известной его площади. После перевода на санскрит греческое слово «сторона» превратилась в «мула» (основание). Слово «мула» имело также значение «корень», поэтому при переводе индийских сиддхант на арабский использовался термин «джизр» (корень растения). Впоследствии аналогичное по смыслу слово «radix» закрепилось в латинских переводах с арабского, а через них математическая величина перешла и в русский язык. Итак, приходим к выводу, что корень слова, который мы всегда находим на уроках русского языка, величина изначально математическая и переводится как «основание».

Словообразование.

Одним из способов образования слов является сложение. Сложение – это арифметическое действие, предполагающее соединение, слияние чего-либо с чем-либо. Это одна из четырёх элементарных математических операций арифметики, вместе с вычитанием, умножением и делением.

Лексикология и фразеология. Лексика – совокупность слов того или иного языка. Предметом изучения в лексикологии является слово, оно принадлежит к числу фундаментальных (т.е. основных, слово – это основная значимая единица языка) научных понятий, как число в математике. Кроме этого, русский язык богат многозначными словами, каждое значение многозначного слова пронумеровано в статье словаря.

Фразеология -  раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения.

Существует множество фразеологизмов в русском языке, где одним из компонентов образного выражения является число. В Приложении 1 дан ряд фразеологизмов в порядке возрастания числового значения (от нуля – «ничтожества» и единицы – «очень малого и незначительного» к мифической тройке и семерке, выражающей неисчислимо большое множество, и так далее… до ста).

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Ни одна часть речи не обходится без математики. Например, среди существительных есть такие слова, как: тройка, пятёрка, двойка, двойник. Среди прилагательных – двойной, тройной. Глаголы – утроить, удвоить. Наречие – вдвойне, причастие – удваиваемый. Всё это – математические термины. Что уж говорить о такой части речи, как числительное! Математические примеры с числительными заняли несколько страниц учебника по русскому языку. Кроме того, у многих частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, причастия - есть такой морфологический признак, как число. Прямое влияние математики!

Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений. На уроках мы выполняем синтаксический разбор предложений. При этом каждый член предложения необходимо подчёркивать определённой чертой. Это пошло из русской школьной синтаксической традиции начала ХХ века. Сплошные прямые линии выделяют главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Прямые линии значат, что эти слова - самые важные в предложении.  Почему сказуемое подчеркнуто двумя линиями, а подлежащее одной? В русской школьной синтаксической традиции глагол считается самым главным членом предложения, приверженцы этой теории полагают, что без глагола предложения быть не может, а все остальные слова от него зависят. При этом в математике основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая линия. В синтаксисе точка – самый частотный знак, она отделяет одну законченную мысль от другой.  В свою очередь Прямая линия - это бесконечное множество точек. Из всего сказанного следует, что даже подчёркивание членов предложения основано на математических знаниях о том, что прямая линия выделяет самое основное и существенное.

А второстепенным членам, без которых предложение может обойтись, придумали менее заметные линии - пунктир, волнистую линию и точку-тире.

Стилистика. Стилистика – раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, а также средства языковой выразительности и условиях их использования в речи. В русском языке есть такие стилистические фигуры, которые явно заимствованы из математики.

Параллельность в математике - свойство параллельности прямых и плоскостей. Параллелизм в стилистике - риторическая фигура, расположение идентичных или похожих элементов речи в смежных частях текста. Например:

Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?

Если обозначим части речи или подчеркнём члены предложения, увидим, что они расположены параллельно друг другу.

Следующая стилистическая фигура, заимствованная из математики, – гипербола.

Термин «гипербола»  (избыток) был введён АполлониемПергским, поскольку задача о построении точки гиперболы сводится к задаче о приложении с избытком. Аполло́ний Пергский - древнегреческий математик, один из трёх (наряду с Евклидом и Архимедом) великих геометров античности, живших в III веке до н. э.

Гипе́рбола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

2. Математическая формула проверки письменных текстов

2.1. Проблема взаимосвязи между морфологическим составом текста и требованиями к его созданию

Одним из основных умений при изучении русского языка – является умение составлять письменное высказывание, т.е. умение писать сочинение или изложение. В концепции развития математического образования говорится, что процесс занятия математикой способствует развитию интуиции и воображения, а, следовательно, способствует творческому развитию, поскольку в основе любого творчества лежит воображение и интуиция. Каким же образом математика может помочь в формировании умения писать сочинения? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмём для исследования три типа текста: описание, повествование и рассуждение. Именно с такими текстами нам чаще всего приходится работать на уроках. Рассмотрим текст-рассуждение.

2.2. Формула для проверки текста-рассуждения

В чём польза чтения?

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать, потому что чтение увеличивает словарный запас, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, что стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будетесоображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймёте, что читать полезно и выгодно. [8]

В данном тексте 105 слов. Глаголов и глагольных форм – 27, существительных – 29, прилагательных и местоимений-прилагательных– 17, наречий – 10, местоимений-существительных– 9. Остальные слова – служебные части речи.

Используя эти данные можно составить математическую формулу данного текста:

ТР = 0,25Г + 0,28С + 0,09Н + 0,16П + 0,08М + ХСЛ (погрешность на 10 слов может составлять 2 слова)

Поясним используемые обозначения:

ТР –текст-рассуждение

Г – глаголы и глагольные формы

С – существительные

П – прилагательные

М – местоимения

Н - наречия

Х – икс (название неизвестной величины в математике)

СЛ – служебные части речи

Каждая часть речи для удобства подсчёта была выделена определённым цветом.

Подставим числовые значения в данную формулу. Например, нам необходимо написать рассуждение из 100-90 слов. Тогда формула будет выглядеть так:

95 = 23+26+8+15+8+Х, при Х = 10

Следовательно, в тексте-рассуждении из ста слов согласно данной математической формуле должно быть примерно 23 глагола и(или) глагольных формы, 26 существительных, 15 прилагательных и местоимений-прилагательных, 8-9 – местоимений-существительных, 8-9 наречий и 10 служебных слов.

Возьмём сочинение-рассуждение учащегося на тему: «Почему полезно заниматься спортом?»

Спорт  есть средство саморазвития и самовоспитания, и никогда нельзя забывать об этом. Каждому необходимо заниматься спортом!

Физкультура делает человека сильнее и духовно, и физически. При этом физическая сила не менее важна для жизни, чем духовная. Физически сильный человек большего добьется, он сможет противостоять жесткому давлению обстоятельств, да и просто врагу. Он защитит не только себя, но и других людей, своих близких, поможет выжить своему роду, а это самое главное.

И, наконец, спорт дает здоровье. Весь организм работает лучше, если мы поддерживаем разнообразную двигательную активность. Это позволяет не болеть, а успешно работать и радоваться жизни.

В тексте 95 слов.

Считаем глаголы и глагольные формы –19, существительные – 23, прилагательные и местоимения-прилагательные– 15, наречия – 8, местоимения– существительные – 8

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

23

19

существительные

26

23

прилагательные и местоимения-прилагательные

15

15

наречия

8

7

местоимения – существительные

9

8

Итак, количество слов в данном сочинении практически соответствует формуле. Только глаголов получилось меньше на 4, что соответствует допустимой норме погрешности.

2.3. Формула для проверки текста-описания

Для того чтобы вывезли формулу соотношения частей речи в тексте-описании, мы взяли классический пример, образцовый текст-описание, созданный Владимиром Солоухиным. [8]

Березовый лес хорош во всякую пору. В марте белоствольные березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые березы, сначала редкие, отделенные друг от дружки, вдали становятся для глаза все более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В березовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. Светлее в нем и в теплый полдень, когда неизвестно что белеесами березы или кудрявые облака, проплывающие над ними, светлее и в лунную ночь. (Владимир Солоухин. «Третья охота»)

В данном тексте 104 слова. Из них глаголов и глагольных форм – 10. Существительных – 24, прилагательных и местоимений-прилагательных – 27, местоимений-существительных – 4, наречий – 9. Остальные слова – служебные части речи.

Следовательно, формула выглядит следующим образом:

ТО = 0,09Г + 0,23С + 0,26П + 0,04М + 0,08Н + ХСЛ

Напишем своё сочинение-описание по теме «Зимний лес» [8].

Моё любимое время годазима. Мне очень нравится гулять в зимнем лесу. Когда ходишь по лесу, настроение сразу поднимается!

В зимнем лесу ты можешь увидеть очень много интересного и красивого. Деревья, укутанные в снежные шубы, выглядят мягко и нежно. Можно увидеть животных, например, белок. Они весело скачут по веткам и радуют глаз.

Каждая снежинка очень красива, увидев её, ты думаешь: «Как прекрасно

Я очень люблю гулять в зимнем лесу. Мне очень нравится красота снега. Он блестит как огни или звёзды. Только гуляя по зимнему лесу, ты получишь такие эмоции.

Я очень сильно люблю зимний лес!

В данном сочинении 95 слов. Следовательно, согласно формуле глаголов и глагольных форм должно быть – 9, существительных – 22, прилагательных – 25, местоимений – 4, наречий 8. Остальные слова – служебные части речи.

В написанном сочинении: глаголов и глагольных форм – 20, существительных – 24, прилагательных и местоимений-прилагательных – 11, местоимений-существительных – 10, наречий – 13. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

9

20

существительные

22

24

прилагательные и местоимения-прилагательные

25

11

наречия

8

13

местоимения – существительные

4

10


Выделим несоответствия.

Приходим к выводу, что сочинения, количество слов в которых не соответствует выведенной математической формуле, не соответствует заявленному типу речи. В данном сочинении-описании имеются элементы повествования, следовательно, нарушаются требования типа речи.

2.4. Формула для проверки текста-повествования

Для анализа взят отрывок из повести А.С. Пушкина «Выстрел». Учащимся этот текст предлагается как образец типа речи описание.

Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. (А.С. Пушкин. «Выстрел»)

В данном тексте 104 слова. Из них глаголов и глагольных форм – 27, существительных - 22, количественных числительных - 3, местоимений-существительных– 19, местоимений-прилагательных и прилагательных, порядковых числительных – 9, наречий – 4. Остальные служебные части речи. (Порядковые и количественные числительные не всегда встречаются в тексте, поэтому они не включены в формулу.)

Итак, формула выглядит следующим образом:

ТП = 0,26Г + (0,21С + 0,18М) +0,08П + 0,04Н + ХСЛ (Пояснение: сумму существительных и местоимений существительных взяли в скобки, так как это взаимозаменяемые части речи и необходимо, чтобы в тексте–повествовании их количество должно в общем составлять 0,40-0,39)

Напишем сочинение-повествование. Тема: «Как я делаю уроки».

После школы я прихожу домой, ужинаю, отдыхаю полчаса и сажусь за уроки. Сначала включаю компьютер и открываю дневник. Смотрю расписание и нахожу задание на следующий день.

Начинаю выполнять самые трудные уроки: алгебру, геометрию, физику, русский язык. Затем читаю произведения по литературе и отвечаю на вопросы. После этого составляю таблицы по истории и биологии. Самый любимый предметгеография. Её я делаю в последнюю очередь. Готовлю сообщения о климате и животном мире определённого континента или выполняю презентации, в которых рассказываю о первооткрывателях, путешественниках, мореплавателях. Люблю делать задания по искусству. Мне нравится готовить мини-исследования по этому предмету.

После того, как сделаю всё, собираю рюкзак и ложусь спать.

В данном сочинении 104 слова. Глаголов и глагольных форм – 25, существительных - 34, местоимений-существительных – 7, местоимений-прилагательных и прилагательных – 9, наречий – 6.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

27

25

Существительные, местоимения – существительные

41

41

прилагательные и местоимения-прилагательные

9

9

наречия

4

6


Итак, количество слов в данном сочинении практически соответствует формуле.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

если взять за основу образцовые тексты классиков литературы и подсчитать

количество и соотношение частей речи в них, можно увидеть определённую закономерность употребления и соотношения слов;

полученные результаты позволяют вывести математическую формулу,

служащую для проверки уже написанного учащимся текста;

проведённое исследование подтвердило применяемость конкретной

математической формулы для конкретного типа речи (рассуждение, описание, повествование);

4) использование созданной математической формулы облегчит работу учителя, связанную с объяснением сущности требований, предъявляемых к тому или иному типу речи, наряду со структурой текста и лексическими особенностями.


Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что все тексты можно проверить на соответствие, используя предложенную математическую формулу, аналогичным образом было проанализировано 30 текстов.

Естественно, учитывая разнообразие лексем русского языка, нужно понимать, что при анализе текстов разных авторов возможно возникновение отклонения от формулы, разность в количестве частей речи от 2 до 4 слов. Изучение пределов погрешностей для разных частей речи – это логичное продолжение данного исследования. При этом было выявлено, что пределы погрешности увеличиваются примерно на 1, если в тексте есть диалог или прямая речь.

Чтобы ещё раз проверить данные предположения, было проанализировано таким же образом ещё шесть сочинений учащихся 6 и 7 классов. (Приложение 3) Для исследования были взяты тексты-рассуждения, так как именно такие сочинения придётся писать на ОГЭ в 9 классе и на ЕГЭ в 11 классе. Три сочинения написаны на отметку «5», другие три на отметку «3», как раз в этих работах рассуждение поверхностное, допущено много неточностей. В одной работе добавлен элемент повествования, а в другой нарушается тип речи: в рассуждении большую часть занимает описание. Итогом анализа стала сводная сравнительная таблица:

Части речи

Эталон

Сочинение

1 на «5»

Сочинение

2 на «5»

Сочинение

3 на «5»

Эталон (91-95 слов)

Сочинение

1 на «3»

Сочинение №2 на«3»

Сочинение

3 на «3»

глаголы и глагольные формы

22

20

21

22

23

6

15

14

существительные

25

26

26

29

25

40

28

24

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

11

12

13

14

11

12

13

наречия

8

4

7

6

7

0

4

12

местоимения – существительные

7

8

9

7

8

10

9

8

(Тексты работ в цветовой гамме и сравнительные таблицы находятся в приложении №3).

Итак, проанализировав данные проведённого исследования, пришли к выводу, что следование точным математическим формулам поможет нам научиться правильно писать сочинения определённых типов, а формирование элементарных математических представлений, способствует совершенствованию грамматического строя связной речи.

Конечно, написание сочинения – это сложная работа, требующая знаний орфографии и пунктуации, культуры речи и грамматики. Однако данная формула, несомненно, поможет создать текст именно требуемого типа речи и не перепутать, к примеру, описание с повествованием или рассуждением.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы:

1. Математика играет важную роль в развитии и становлении различных наук, в том числе и лингвистики. В русском языке и математике есть много общего.

2. Использование математической формулы поможет определять, соответствует ли написанный текст требованиям определённого типа речи.

3. При написании сочинения определённого типа речи можно использовать выведенную математическую формулу для того, чтобы провести отбор языкового материала с ориентацией на принадлежность слов к определённой части речи

Список использованных источников

Что такое синтаксический параллелизм [Электронный ресурс] // Онлайн энциклопедия Infoogle: сайт.- URL: http://infoogle.ru/chto_takoe_sintaksicheskij_parallelizm.html(27. 01.2017)

Фразеологизмы с числительными. [Электронный ресурс]//Лайвинтернет:сайт.- URL: http://www.liveinternet.ru/users/non-fiction/post179143647 (27. 01.2017)

Ваш репетитор [Электронный ресурс] //. URL: http://repetitors.info/otvet/?t=37359 (28. 01.2017)

Электронная библиотека. [Электронный ресурс] //.http://kursak.net/chto-takoe-matematika-istoriya-matematiki/ (28. 01.2017)

Научно-практические конференции ученых и студентов. [Электронный ресурс]: [авторские и коллективные монографии]//сайт.- URL:https://sibac.info/shcoolconf/natur/vii/32693 (28. 01.2017)

Хронология. Люди мира.[Электронный ресурс]// сайт:URL:

http://pandia.ru/text/78/222/26456.php (28. 01.2017)

Математика и красота. [Электронный ресурс]// сайт: URL:

http://studydoc.ru/doc/711919/matematika-i-krasota(28. 01.2017)

8. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки[Электронный ресурс]: [«Федеральный институт педагогических измерений»]// сайт:URL:http://www.fipi.ru/ (05. 02.2017)

9. Электронная библиотека LIBOK.NET[Электронный ресурс]// сайт: URL:http://www.libok.net/writer/4265/kniga/17348/solouhin_vladimir_alekseevich/tretya_ohota/read (04. 02.2017)

10. А.С. Пушкин. Сбор. Соч. в 10 тт. /т.5/ [Электронный ресурс]: [Повести Белкина]// сайт URL:http://rvb.ru/pushkin/01text/06prose/01prose/0858.htm (04. 02.2017)

11. Концепция развития математического образования в ЯНАО[Электронный ресурс]// сайт: URL:http://www.yamaledu.org/news/6436-viktoriya-romanova-razvitie-matematicheskogo-obrazovaniya-i-koncepciya-matematicheskogo-obrazovaniya-v-yamalo-neneckom-avtonomnom-okruge.html (17.02.2017)


Приложение 1.

0 – передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется).
Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
1 – означает 1. ничтожно малое количество 2. одиночество, незначительность, беспомощность; 3. одинаковость, похожесть 4. единство.
Один как перст – одинокий.
Один - одинешенек - одинокий.
Одним миром мазаны - с одинаковыми недостатками.
Одного поля ягода – совершенно похожи по духу, по своему поведению или положению
На один покрой - одинаковый, подобный.
На одну колодку - одинаковый, подобный.
На одно лицо - очень похожи друг на друга, лишены индивидуальных, существенных отличий; о ком-либо или о чем-либо.
Одним махом - сразу, за один прием.
Одной веревочкой связан – объединен чем-то общим, неразрывным.
Одним словом – заключая что-либо сказанное, «короче говоря».
В один голос – 1. все вместе, одновременно. 2. единодушно, единогласно.
Мерить на один аршин - подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т.п. одинаково, без учета индивидуальных особенностей.
На один зуб – об очень малом количестве еды.
Один черт – одно и то же, все равно.
Один к одному - один лучше другого.
Один конец - выражение отчаянной решимости: выбора нет, ждет печальный исход.
Один на один - без посторонних.
Один шаг до.. – совсем близко
Под одну гребенку  - уравнивать всех в каком-либо отношении.
Как одна минута – очень быстро.
Одна нога здесь, другая там – очень быстро.
Жить одним домом - вместе, сообща вести хозяйство.
Хоть одним глазком - мельком.
Одним махом; Одним духом - разом, быстро выпить или что-либо сделать
Одним росчерком пера - простой подписью под приказом, распоряжением и т.п., обычно не вникая в суть дела, мгновенно, быстро.
Все до одного - (все) без исключения, полностью.
Одной ногой в могиле - близок к смерти.
Первая ласточка – самый первый среди подобных .
Первый встречный – случайный человек.
2 - 1. мгновенность, быстрота, близость в расстоянии; 2. малое количество; 3. разделение (например: На два фронта)
Раз-два да и готово – о чем-то, что можно быстро сделать, приготовить и т.п.
Раз-два да и обчелся – так мало, что можно посчитать.
В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.
В двух шагах от... – очень близко.
Два сапога – пара – один другого не лучше.
Убить двух зайцев - сразу выполнить два нужных, важных дела.
Похожи как две капли воды - совершенно, очень сильно похож.
На два слова –коротко поговорить о чем-либо.
Черта с два – вовсе нет, этому не бывать.
От горшка два вершка – мал ростом или мал по возрасту, неопытен.
Из вторых рук - через посредников
Есть в два горла – очень много есть.
На два фронта – действовать в двух разных направлениях.
Между двух огней – быть в трудном, опасном положении.
Сидеть между двух стульев – находиться в неопределенном положении.
Ни два ни полтора – нечто неопределенное.
Палка о двух концах - о том, что может кончиться хорошо или плохо.
3 – несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия.
В три шеи – грубо, с побоями и руганью гнать.
С три короба – очень много наговорить неправды.
В три погибели  – гнуться очень низко.
В три ручья – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.
4 - В четырех стенах – жить, не выходя из дому
5 – вызывает ассоциации с чем-то лишним.
Пятое-десятое – употребляется при поверхностном перечислении чего-либо (неважного) вместо подробного перечисления.
Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге – об абсолютно ненужном.
7 – неисчислимо большое множество.
Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения.
Семь пядей во лбу – очень умный, способный.
Седьмое небо – состояние высшей радости, счастья, «как в раю».
Седьмая вода на киселе – очень дальний родственник
Семеро по лавкам – очень много маленьких детей у кого-либо.
За семь верст киселя хлебать – далеко и попусту идти, ехать, тащиться и т.п. куда-либо.
Семь потов сошло – затрачено много усилий кем-либо для выполнения.
Работать до седьмого пота – очень много трудиться.
9 - Девятый вал – грозная, несокрушимая сила
10- Десятая вода на киселе – то есть дальний родственник.
Попасть в десятку – попасть точно в цель.
И другие фразеологизмы с числительными:
Опять двадцать пять – то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед – значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.
Тридевятое царство. Тридесятое царство – о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках – очень далекая страна, земля.
За тридевять земель – в отдалённой стороне, очень далеко (первонач. В сказках).

Приложение 2. Список произведений, выбранных для анализа:

1. 10 текстов-повествований:

А. Толстой «Золотой ключикили Необыкновенные приключения Буратино и его друзей».

А. Грин. «Алые паруса».

А.С. Пушкин «Повести Белкина».

К.И. Чуковский «Айболит».

А.Н. Толстой «Как ни в чём не бывало».

2. 10 текстов-описаний:

В. А. Солоухин «Владимирские поселки», «Третья охота».

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

К.Г. Паустовский «Осень Левитана».

А.И. Куприн «Ночлег».

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

3. 10 текстов-рассуждений:

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Приложение 3.

Сочинения-рассуждения, написанные на отметку «3».

Сочинения учащихся 6 класса. (Речевые, грамматические и пунктуационные ошибки не исправлены.) Сочинение-рассуждение из 91 слова. Согласно формуле в каждом из данных текстов должно быть примерно 22-23 глагола, 25-26 существительных, 8 наречий, 7-8 местоимений-существительных, 14-15 прилагательных и местоимений прилагательных.

Сочинение №1

Почему тройка, пятёрка, миллион – существительные, а не числительные?

Я думаю, что слова тройка, пятёрка, миллион относятся к именам существительным, потому что они имеют признаки существительного.

А именно: каждые из этих слов имеют род. Тройкаона женский род. Пятёркаона женский род. А миллионон мужской род. Двойка – тоже женский. Все они изменяются по числам и падежам. Единственное числотройка, пятёрка, миллион, а во множественном числетройки, пятёрки, миллионы. А в родительномтройки, пятёрки, миллиона. И двойка также существительное. Это необычные существительные. Они пришли к нам из математики.

Вот поэтому слова тройка, пятёрка, миллионэто имена существительные, а не числительные.

В тексте 91 слово. Из них глаголов и глагольных форм – 6. Существительных – 40, прилагательных и местоимений-прилагательных – 11, местоимений-существительных - 10, наречий – 0. Остальные слова – служебные части речи.

Итак, составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

22

6

существительные

25

40

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

11

наречия

8

0

местоимения – существительные

7

10


На таблице видны несоответствия. Следовательно, имеются нарушения в построении текста-рассуждения. Это видно также и цветовой гамме текста. Сравним сочинения по цветовой гамме и увидим, что в текст добавлен элемент повествования, что является ошибкой.

Сочинение №2Зачем нам нужны знаки препинания?

Зачем нам нужны различные знаки препинания? На мой взгляд, знаки препинания играют большую роль в тексте. Но что было бы, если бы их не было?

Начнём с того, что такое знаки препинания? Это элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции выделения или разделения смысловых отрезков. Получается, что если знаков препинания не будет, наша речь будет бессмысленной! Это так! Если у нас в речи не будет смысловых отрезков, то мы не поймём, что имеется в виду. Вопрос, восклицание или просто утверждение, будет непонятно.

Следовательно, знаки препинания в русском языке выполняют различные необходимые функции.

В тексте 90 слов. Из них глаголов и глагольных форм – 14. Существительных – 28, прилагательных и местоимений-прилагательных – 12, местоимений-существительных - 9, наречий – 5. Остальные слова – служебные части речи.

Итак, составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

22

14

существительные

25

28

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

12

наречия

8

5

местоимения – существительные

7

9


Итак, видим, что по некоторым частям речи расхождения незначительные. Только в глаголах сильно превышается допустимая норма. Данный текст соответствует типу речи – рассуждение, однако выявленные расхождения всё-таки нарушают структуру рассуждения. Если поработать с данным текстом и сделать количество определённых частей речи в соответствии с предложенной формулой, то отметка за сочинение будет выше.

Сочинение №3

Какие проблемы поднимает Леонид Андреев в рассказе «Кусака»?

На мой взгляд, Леонид Андреев в рассказе поднимет проблему ответственности людей за свои поступки. Так люди приехавшие на дачу сначала приблизили к себе никому не нужную собаку, а потом забыли о ней и уехали к себе в город.

В городе им было интереснее, а заниматься животными труднее.

Конечно, в городе нет свежего воздуха, но там много всего другого, например развлекательные центры. А Кусака осталась одна. Эта бездушная собачка, шерсть которой только стала выглядеть красиво, бесконечно громко лаяла. Её доверчивые маленькие глаза были полны слёз.

Нехорошо бросать бездомных животных, это жестоко.

В тексте 90 слов. Из них глаголов и глагольных форм – 14. Существительных – 24, прилагательных и местоимений-прилагательных – 13, местоимений-существительных - 8, наречий – 12. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

22

14

существительные

22

24

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

13

наречия

7

12

местоимения – существительные

8

8


Итак, видны расхождения в глаголах и в наречиях. В данном тексте, кроме речевых ошибок, имеется элемент повествования.

Сочинения-рассуждения, написанные на отметку «5». Сочинения учащихся 7 класса. (Речевые, грамматические и пунктуационные ошибки не исправлены)

Сочинение №1Почему необходимо выполнять домашнее задание.

Почему необходимо выполнять домашнее задание? Я считаю, что важно выполнять домашнее задание, так как это способствует саморазвитию.

Во-первых, выполнение уроковобязательное условие для учащихся школы, ведь большинство отметок мы получаем за домашнее задание.

Во-вторых, домашнее задание нужно выполнять не только для того, чтобы сдать его учителю на проверку, но и для того, чтобы получить знания, научиться находить нужную информацию, закрепить учебный материал.

В-третьих, домашнее задание воспитывает у учащегося ответственность.

Итак, выполнять домашнее задание важно и необходимо, так как это развивает умственные способности, формирует особые качества характера: работоспособность и прилежание.

В тексте 90 слов. Из них глаголов и глагольных форм – 20. Существительных – 26, прилагательных и местоимений-прилагательных – 11, местоимений-существительных - 8, наречий – 4. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

22

20

существительные

25

26

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

11

наречия

8

4

местоимения – существительные

7

8


Количество слов в данном сочинении соответствует формуле. Следовательно, отметка «5».

Сочинение №2 Почему необходимо правильно питаться?

Правильное питание является неотъемлемой частью жизни каждого человека. И дети, и взрослые должны правильно питаться.

От того, как мы питаемся, зависит многое: настроение, трудоспособность и сообразительность. Если человек питается правильно, у него значительно уменьшается риск возникновения различных заболеваний, чем у тех, кто не соблюдает режим дня, питается нерационально.

Взрослый человек обязан правильно питаться для того, чтобы подавать хороший пример подрастающему поколению. Ведь дети стараются быть такими же, как их родители.

Следовательно, я доказал, что правильное питание является важным фактором, влияющим на здоровье каждого человека. Все должны стараться сделать свою жизнь лучше.

В тексте 91 слово. Из них глаголов и глагольных форм – 21. Существительных – 26, прилагательных и местоимений-прилагательных – 12, местоимений-существительных - 9, наречий – 7. Остальные слова – служебные части речи.

Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

22

21

существительные

25

26

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

12

наречия

8

7

местоимения – существительные

7

9


Итак, снова отмечаем соответствие данных. Отметка учителя «5».

Сочинение №3Почему необходимо правильно питаться?

Я считаю, что всем необходимо правильно питаться. Именно правильное питание является залогом нашего здоровья.

Во-первых, рациональное питание обеспечивает человеку нормальное развитие и рост, помогает сохранить организм здоровым и продлевает молодость.

Во-вторых, здоровое питание делает нашу жизнь лучше. Употребляя в пищу полезные продукты, человек может избежать различных заболеваний желудка, вызываемых фаст-фудом и другой вредной пищей.

В-третьих, мы должны подавать пример будущему поколению. Для этого необходимо ограничивать в своём рационе употребление соли, сахара, кофе и стремиться увеличивать количество фруктов, овощей, белков и углеводов.

Итак, я доказала, что правильно питаться необходимо всем!

В тесте 89 слов. Глаголов и глагольных форм: 22, существительных – 29,прилагательных и местоимений-прилагательных – 13, местоимений – существительных -7, наречий – 6. Составим сравнительную таблицу количества слов:

Части речи

Количество слов согласно формуле

Количество слов в написанном сочинении

глаголы и глагольные формы

22

22

существительные

25

29

прилагательные и местоимения-прилагательные

14

13

наречия

8

6

местоимения – существительные

7

7

Количество слов в данном сочинении соответствует формуле. Следовательно, отметка «5».



15


Автор материала: А. Публичко (2 курс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.