12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
фыцУА30
Россия



МБОУ "Кытанахская СОШ им. В.С. Яковлева - Далана"









Исследовательская работа

Любимое село "Килянки" в задачах и цифрах









Автор: Захарова Сандаара Куо Алексеевна,

5 класс


Руководитель: Антонова Антонина Николаевна,

учитель математики


















с.Килянки

2020г

Введение

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным»

Блез Паскаль

У школьников математика стоит в расписании каждый день и даже самому рьяному ученику рано или поздно становится скучно решать однотипные и серые математические задачи. Противопоставляя этому решение задач, построенных на краеведческом материале, обогащает мыслительную деятельность, активизирует познавательную активность, создает стимул к поиску решения задач и к изучению математики. Разнообразные задачи с краеведческим содержание поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету, стремясь решать такие задачи побыстрее, чтобы узнать новое о своем родном крае.

Также не секрет, что не все ученики нашей школы знают историю нашего села. Поэтому мы решили интегрировать математику и историю малой Родины.

Такой подход дает двойной результат: развитие математического аппарата и привитие любви к родному краю.

Проблема моего исследования состоит в том, что можно ли изучая математику, познакомиться с историей своей малой Родины. И наоборот, можно ли изучая историю, замотивировать учеников при решении математических задач.

Актуальность: Данная тема актуальна, потому что у многих учеников нету мотивации, когда надо решать задачи по математике. А узнавать что-то из истории села понравится каждому. Тем самым мы интегрировали математику и историю малой Родины и решили превратить скучное в интересное и увлекательное.

Объект исследования – математические задачи.

Предмет исследования - математические задачи, интегрированные с историей родного села, способствующие развитию мотивации

Цель исследования: Составление математических задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека, историей, а также для мотивации в учебном процессе.

Для достижения этой цели были сформулированы задачи:

собрать материалы и изучить литературу по данной теме

исследовать возможность изучения истории малой родины на уроках математики

составить задачи с использованием краеведческого материала о селе Килянки

выпустить сборник задач о селе.


Гипотеза исследования: если составить математические задачи, связывая их с историей родного села, то повысится мотивация учеников в учебном процессе.

Методы исследования:

Анкетирование; поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, встреча со специалистами села; математические расчеты; анализ и обобщение информации.






















Оглавление

Введение......................................................................................................................3

Основная часть ............................................................................................................5

1. Теоретическая часть ...............................................................................................5

1.1. Статистический материал....................................................................................6

2. Практическая часть...............................................................................................14

Заключение ................................................................................................................15

Использованная литература.....................................................................................16


































Основная часть


1.1. Теоретическая часть


Ежедневно мы сталкиваемся с цифрами, решением задач, которые, даже

самые простые, могут пригодиться в повседневной жизни человека. Поэтому

мы решили провести социологический опрос для выяснения интереса учащихся решать задачи на уроках математики.

Я получил следующие результаты

t1607333231aa.gif

Большинство ребят ответили, что им не интересно решать задачи и не понимают информации в задачи.

Поэтому я пришел к выводу, что если составить задачи с помощью исторических фактов нашего села Килянки, то решение задач станет более интересным.

Для того, чтобы составить математическую задачу на исторических фактах необходимо изучить исторический материал, который будет использоваться в задачах. Выделить все числовые данные и установить зависимость между числовыми величинами. Составить условие задачи. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. В задаче должно содержаться необходимое количество данных, чтобы можно было ответить на вопрос задачи.

Алгоритм составления задачи:

Изучить исторические факты

Выделить числовые данные и зависимость между ними

Сформулировать условие задачи

Решить задачу и оформить её

Чтобы задачи были интересными, познавательными и доступными каждому ученику, я приступил к сбору исторических данных нашего любимого села, начиная с самой древности.

1.2. Статистический материал

Изучив историю своего села, я собрала следующий материал.

Килянки (якут. Килэҥки) — село, расположенное в Кытанахском наслеге Чурапчинского улуса Якутии.

Расположен в таёжной зоне в 45 км к северу от села Чурапча (центр улуса). Граничит с Арылахским и Сыланским наслегами. Усть-Алданским улусом на севере и Таттинским улусом на востоке. По территории наслега проходят три речки: Наммара, Баяга и Танда. В основном они полноводны только весной. В селе есть озеро Килэҥки, водохранилище. Село окружен лесом (лиственницы и берёзы).


Численность населения 465.

Год создания 1768. Первого главу звали Эчиктээн. В 1914 году секретарь наслега Савва Семёнович Собакин пожертвовал своим домом, чтобы там открыли школу. В 1923 году по распоряжению Ревком предыдущее название Хатылыны переименовали на Кытаанах. В 1930-34 гг было создано 5 колхозов.

19 сентября осенью 1942 года произошло насильственное переселение жителей Чурапчинского района на север республики. Людей заставили покинуть обжитые места, бросить всё и отправили в неизвестность. На чужбине их никто не ждал, никто не приготовил для них кров, тёплую одежду. Им приходилось жить где придётся, несмотря на холод и голод заниматься каторжным трудом. Со скотоводов и земледельцев, не имевших никакого опыта в промышленной добыче рыбы, строго требовали выполнения плана. Поэтому они вынуждены были сдавать государству даже ту рыбу, которую рассчитывали оставить для себя. В таких условиях более 2 тысяч переселенцев умерли от недоедания и болезней, от непосильной работы, а иногда просто от безысходности. Из Кытаанаха было насильственно переселено 7 совхозов из 9-ти имевшихся, всего 586 людей.

Известные люди наслега:

Яковлев Василий Семёнович (известен под псевдонимом Далан) — народный писатель Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии имени П. А. Ойунского. Творчество. В 1976 году сельский учитель истории под псевдонимом Далан опубликовал на страницах республиканского журнала «Хотугу Сулус» своё первое произведение — повесть «Дьикти саас» (Дивная весна). Первая повесть, написанная на материалах двадцатилетней педагогической работы, о выпускниках сельской школы, получила положительные отклики читателей и литературных критиков. В 1978 году повесть была издана Якутским книжным издательством. В творчестве писателя нашли отражение многие факты и события из истории родного народа: трагедия земляков-чурапчинцев в годы войны, картины студенческой жизни в послевоенной Якутии, репрессии, трагически решившие судьбы людей в 50-х годах. Писатель-педагог В. С. Яковлев — Далан написал для детей книги «Тэппэй боччумурар» (Тэппэй взрослеет, 1984), «Легенды Белого Севера» (1985), «Кэриэн ымыйа» (1988), «Белые стерхи Севера», и другие. Он также был составителем хрестоматии «Якутская литература» для Х класса. Известные произведения Далана: Повесть «Аар тайҕам суугуна» (Песнь великой тайги), 1980 Роман «Бүтэй Бүлүү» («Тулаайах оҕо», Глухой Вилюй) Исторический роман «Тыгын Дархан» (Тревожный век Тыгына), 1993 Роман «Доҕоруом, дабай күөх сыырдаргын» (первоначальное название «Кэтэһиилээх кэмнэр», Взойди, друг на зелёные холмы), 1975—1982 2-я часть. Роман «Кынаттаах ыралар» (Крылатые мечты) Роман-эссе «Дьылҕам миэнэ» (Судьба моя), 1994.

Дмитрий Петрович Коркин (5 сентября 1928, Кытанахский наслег, Чурапчинский улус, Якутская АССР — 22 февраля 1984) — якутский советский тренер по вольной борьбе, заслуженный учитель Якутской АССР, заслуженный тренер Якутской АССР, РСФСР и СССР, кавалер ордена «Знак Почета» и ордена Октябрьской революции, «Человек XX века Якутии». Тренер лучших мировых борцов первой половины 1970-х годов — олимпийских чемпионов — Романа Дмитриева (1972) и Павла Пинигина (1976). Воспитанники: Дмитриев Роман — чемпион СССР среди взрослых, серебряный призёр чемпионата мира (1969), чемпион XX летних Олимпийских игр (1972), серебряный медалист XXI летних Олимпийских игр. Ермолаев Алексей — чемпион Союза среди молодежи (1965). Иванов Александр — серебряный медалист XXI летних Олимпийских игр. Карпов Вячеслав — чемпион Союза среди юношей (1965). Пинигин Павел — чемпион XXI летних Олимпийских игр. Сивцев Иван — Мастер спорта СССР, Заслуженный тренер Якутии и России. Федосеев Илларион — чемпион первенства мира среди юношей (1969). Память: По решению госкомитета СССР по физической культуре и спорту проводится всесоюзный турнир памяти Д. П. Коркина (1987). В доме, где он жил, создан музей (1988). Чурапчинская республиканская спортивная школа-интернат носит имя Д. П. Коркина (1991). Установлена Госпремия Республики Саха им. Д. П. Коркина (2003). Новое здание Музея спортивной славы им. Д. П. Коркина открыто к 75-летию (2003). В 2011 г. вышел фильм в жанре спортивной драмы «В моём сердце мои друзья…» (якут. «Сүрэхпэр доҕотторум бука бары», режиссёры Альберт Габышев, Ньургун Торговкин) о Чурапчинской школе-интернате, тренере Д. П. Коркине и его воспитанниках. В Якутске в 2012 году открыт памятник трём медалистам Олимпийских игр 1976 г. в Монреале Роману Дмитриеву, Павлу Пинигину, Александру Иванову и их тренеру Д. П. Коркину.







2. Практическая часть

1) Решив уравнение вы узнаете дату основания нашего наслега:

(х + 1150) - 2765 = 153

Ответ: 1768

2) В ноябре 1914 года открылась первая школа. В то время наслег был известен, как Хатылы. В 1923 его переименовали в Кытаанах. Спустя сколько лет после открытия школы был переименован наслег?

3) Вовремя, Второй Мировой войны из нашего села были призваны 164 человека, по окончанию войны домой возвратились лишь 92 из них. Сколько защитников отечества из нашего наслега не вернулось на родину?

4) Расстояние между Якутском и Килянки 190 км. Машина едет со скоростью 38 км/ч от улуса в город. Через, сколько часов машина приедет в Якутск?

5) Численность жителей села Килянки 465 человек. Они проживают в частных домах. Кроме того, в селе имеется 4 общежития. Сколько частных домов в селе, если средняя численность семьи 4 человека, а в общежитии по 3 квартиры?

6) В этом учебном году в школе обучаются 78 учеников. В среднем звене на 5 учеников больше, чем в начальных классах. Сколько учеников обучается в начальных и в среднем звена?

7) Осенью 1942 года произошло насильственное переселение жителей Чурапчинского района на север республики. Людей заставили покинуть обжитые места, бросить всё и отправили в неизвестность. На чужбине их никто не ждал, никто не приготовил для них кров, тёплую одежду. Им приходилось жить, где придётся, несмотря на холод и голод заниматься каторжным трудом. Решив уравнение, вы узнаете сколько людей было перенесено из нашего наслега: 2х-235=937




Заключение

В процессе работы над проектом мною были изучены краеведческие материалы районной библиотеки, статья газеты, методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родного края, моей малой Родины. Использование задач на уроках вызвало большой интерес у моих одноклассников. В процессе выполнения исследовательской работы, я в соответствии ее цели и задачам, получил важные для себя выводы и результаты: придумывая собственную задачу, мы глубже вникаем в ее математическую суть, анализируем и сравниваем известные типы задач и пополняем свой математический опыт. Особый интерес у меня вызвал составление задач по материалам нашего села, в котором мы родились и живем.

Таким образом, в результате проведенной работы, подтвердилась моя гипотеза: когда придумываешь собственную задачу, связывая их с историей родного села, то повышается мотивация учеников в учебном процессе.

В ходе работы составлены задачи исторического характера, которые могут быть использованы на уроках математики и истории.

В будущем планирую заинтересовать составлением исторических задач своих одноклассников и разработать сборник задач «Село Килянки в числах и задачах»











Использованная литература

Чурапчы улууьа «Кытаанах нэhилиэгэ». – Саха Государственнай университета, 2005

Как научиться решать задачи Л.М.Фридман, Е.Н.Турецкий М.: Просвещение,1989

Матвеев Н.М. 1 Хатылы (Кытаанах) нэhилиэгин тордо – ууhа. – Дьокуускай, 1999.

Статьи из газеты «Кыым»

























Автор материала: С. Захарова (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.12.20 в 18:04 0Ответить Пожаловаться
Интересное исследование, спасибо автору и учителю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.