12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукина Светлана Викторовна11
0

Исследовательская работа «Мой «экранный» внутренний мир»



Православие и современная экранная культура

Современный мультфильм:

польза и вред для духовной жизни человека

Тема: Мой «экранный» внутренний мир

Выполнил: Тренина Дарья, 5 Б класс

Руководитель: Лукина С.В.

учитель истории

МОУ СШ № 27

Волгоград, 2018

XXI век характеризуется изменениями в отношениях СМИ и общества. Прежде всего, этот процесс затронул телевидение, как самый массовый и влиятельный канал распространения информации. Современная медиасфера очень чутко реагирует на все крупные и незначительные изменения в окружающие среде, а мы, ее потребители, трансформируемся вместе с ней.

Глобализация, научно-технические достижения, развитие технологии и средств коммуникации, распространение цифровых технологий, гонка за прибылью превратили телевидение в коммерческое предприятие, что не может не сказаться отрицательно на содержание программ, передач, транслируемых кинокартин и мультфильмов.

Следствием этого видим деформацию морально-этического содержания «экранного контента». Сегодня в тренде криминал, катастрофы, войны, межнациональные и межрелигиозные конфликты, мистификация истории и биографий, эротизация. Это все приводит к нестабильности внутреннего состояния человека, а тем более ребенка. Страдает духовность человека.

Духовная жизнь это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека. «Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.

Вышеизложенная критика не значит абсолютно негативного отношения к содержанию всего телевидения. Наоборот, часть его требует анализа. Отдельный его жанр – мультфильм – мы и решили проанализировать с позиции влияния на внутренний мир ребенка.

Итак, цель данного исследования – узнать, оказывает ли влияние просмотр мультфильма на внутренний мир школьника и какое это влияние: положительное или отрицательное.

Среди многообразия эмпирических методов исследования нами было выбрано анкетирование. Такой метод чаще всего используется для изучения общественного мнения. Процесс анкетирования был поделен на следующие этапы – разработка анкеты, распространение анкет среди учащихся пятых классов, их обработка и анализ. Этапы исследования включали: ознакомление с темой, выбор мультфильмов для анализа, анкетирование, описание исследования.

Мультфильмов сегодня на экране бессчетное множество: отечественные и зарубежные, короткометражные и длиною в целый фильм, односерийные и многосерийные… Для нашего исследования были выбраны мультипликационные картины «Зверополис», «Миньоны» и всем известный «Маша и медведь». Дадим им краткую характеристику.

«Зверополис» по сути является смешливой пародией на наш современный строй, и как положено хорошей пародии, в нем хватает острых язвительных шуток и «крамольных» мыслей. Но детям все равно, их прельщает готовность героев становиться теми, кем они действительно хотят быть. Остальное — фон нашей современной действительности. Ради справедливости признаем, что на пути расследования главная героиня Джуди нарушала некоторые законы, не очень педагогично хитрила. Про пошлость и отсылки к «Крестному отцу» даже упоминать страшно — кошмарные голые звери в мультфильме 6+ определенно должны быть запрещены. Тем не менее основная мысль мультфильма «верь в себя и не бойся шишек» прекрасна, также фигурирует пропаганда позитивного мышления и непредвзятость.

«Миньоны» - существа безобиднее одуванчиков, и дети любят их именно за это — маленький рост, добродушие, смешную тарабарскую речь и всепоглощающее веселье их приключений. И в этом они действительно хороши — сколько не придирайся. Но вот беда: обитают эти желтые малыши в насквозь прогнившем криминальном мире, ищут злодеев и вообще стараются помышлять преступлениями. Обилие сцен насилия с участием миньонов стало мишенью для нападок и придирок всех тех, для кого современные мультики — это сплошное насилие и есть. Кроме того, обилие тарабарской речи «бум», «быщ» и «трясь» не только обитают на экране, но и благополучно переселяются в лексику детей.

«Маша и медведь» считается одним из «самых плохих и опасных» мультфильмов нынешнего времени и множества народов. И тщетно создатели уверяют, что такой период активности детям полезен и важен. Маша та еще хулиганка, пользуется безмолвным Медведем, как ей вдумается. С поверхностной точки зрения и правда пример не очень.

Однако взгляд взрослых зрителей упускает самое важное: дети видят и воспринимают мультики иначе. Там, где нудный взрослый видит лишь насилие и прививание вредных вещей, ребенок видит показательный урок и последствия плохого поведения. Там, где взрослый видит глупую шутку, ребенку действительно смешно — и в его возрасте это абсолютно нормально. Чтобы адекватно и правильно оценить мультик, нужно не копаться в глубинных смыслах, а посмотреть глазами детей.

Именно это мы и сделали, предложив пятиклассникам МОУ СШ №12 заполнить Анкету. Она включала в себя две части. В водной части мы собрали информацию о возрасте, поле и общем отношении к мультипликационным фильмам. Основная часть анкеты содержала более конкретные вопросы, касаемые проводимого исследования. Условно эту часть мы разделили на две составляющие: закрытые вопросы о мультфильмах и открытые, для выявления внутреннего духовного мира испытуемых.

Анкетирование проходило в декабре 2018 года. В нем приняли участие 93 (100%) школьника, из которых 53 девочки (57%) и 40 мальчиков (43%), в возрасте 10-12 лет.

Рис. 1. Частота просмотра мультфильмов пятиклассниками

Первый вопрос отражал признание мультфильма наряду с другими видами «экранного» творчества. Выяснилось, что школьники не только признают мультфильм наравне с кино, но и предпочитают его второму. Дети готовы смотреть «мультики» ежедневно (24%), один раз в неделю (16%), 2-3 раза в месяц (53%), несколько раз в год (7%). Отказаться от сеанса не пожелал никто (рис. 1).

При оценке «нравов и морали» современного мультфильма лишь 4% опрашиваемых подтвердили их отсутствие. Оставшиеся 96% не нашли в них ничего «криминального». Здесь можно обратить внимание на массовость мультфильма и действительную ориентацию на современную молодежь. Иными словами, на экране отражена современная реальность и мы, зрители, не замечаем отрицательных сторон, так как привыкли к этому в повседневной жизни.

Рассуждая о вреде, наносимом просмотром мультфильмов, почти каждый подтвердил нагрузку на глаза и как следствие ухудшение зрения (98%). Однако, никто и подумать не может, что нагрузка идет и на позвоночник. Неудобные, нефизиологические позы могут приводить к искривлению позвоночника, нарушению плечевых суставов и прочим заболеваниям [2].Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Но с этим утверждением согласились только 36% опрашиваемых. Важно также отметить, что лишь 4% школьников, любителей мультфильмов, заботятся о сохранении слуха. Остальным контроль за громкостью звука показался бессмысленным. Хотя иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук погромче или сесть поближе к экрану: чего делать ни в коем случае не следует.

Говоря о вреде, наносимом внутреннему, духовному миру человека, остановимся чуть подробнее. Что это может быть? Плохие воспитательные качества, получаемые в процессе просмотра современных мультфильмов: агрессия, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие. И здесь мы видим положительную тенденцию нашего опроса. Дело в том, что ребята в той или иной мере согласны с этим, не отрицают влияние на внутренний мир человека. Более того, 80% респондентов уверены, что чем младше возраст зрителя, тем больше они подвержены негативному влиянию. На рисунке 2 представлены ответы респондентов по воспитательным качествам.

Рис. 2. Усвоение негативного опыта при просмотре мультфильма


 

Но не все так плохо на самом деле. Польза от мультфильмов тоже есть и влияние на внутренний духовный мир также неоспоримо. Мультфильмы могут оказывать мощное положительное влияние на ребенка, если тот, конечно, каждый день гуляет, много двигается, занимается уроками (школьными или развивающими занятиями), общается со сверстниками и проводит время со своими родными, а не только просиживает у экрана [2]. Кроме того, при правильно организованном режиме и осознанно подобранном репертуаре мультфильмы способны стать мощным элементом воспитания и развития. Что же показало наше исследование?

С тем, что это просто интересно и занимательно согласны 78% опрошенных. И действительно, хороший добрый мультфильм – это неплохой способ проведения досуга.

Лексикон мультфильма – это не только вредные словечки. В некоторых можно встретить полезные термины и факты. Хорошо, когда приятное времяпровождение обогащает новыми словами и объясняет их значение. Правда эту пользу оценили лишь 18% школьников. Расширение кругозора разнообразными героями, занимательными сюжетами, местами действия также вне поля зрения большинства зрителей. Пользу новых знаний оценили 29% респондентов. Творческая составляющая понятна и оценена уже 75%. И ведь точно, просматривая мультфильмы ребенок думает, анализирует, ищет причинно-следственные связи, делает логические выводы и даже фантазирует и додумывает.

Учитывая, что мультфильм все же несет развлекательную окраску, мы нашли пользу и в этом. Предложенные в анкете следующие варианты набрали максимальное количество ответов. С тем, что мультфильмы становятся темой обсуждения, а значит и способом коммуникации, согласны 92%. При совпадении вкусов ребятам всегда будет что обсудить. Просматривая мультики школьник невольно становится виртуальным соучастником демонстрируемых сцен, а значит примеряет на себя разные социальные роли, дает оценку героям и их поступкам. С этом согласились 84% пятиклассников.

Нельзя отрицать и получение определенного жизненного опыта из мультфильмов [3]. И если в более младшей возрастной категории ребята узнают, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что с огнем играть нельзя, что обижать других – некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых – хорошо и благородно. ТО в более старшем возрасте на экране мультфильма можно встретить «советы» о том, как действовать в экстремальной ситуации, как разжечь костер или подать сигнал бедствия. Пользу получения жизненного опыта оценили 65% опрошенных.

Итак, подводя итоги исследования необходимо вернуться к цели. Наше анкетирование показало, что влияние на внутренний мир школьника мультфильмы несомненно оказывают. И влияние это прямо пропорционально времени, проведенному у экрана. Однако наряду с негативными качествами, оказывающими воздействие на школьников, мультфильмы несут в себе много добра и пользы. И на наш взгляд это должно преобладать над негативом. Опрос также продемонстрировал понимание школьниками вреда и пользы от просмотра мультфильма, а это говорит о том, что анализируя контент положительных сторон все же больше.

В заключение хотим напомнить, что современный мир диктует современные же условия, которые распространяются совершенно на все — мультфильмы и кино, книги и игры, интернет и телевидение. Запрещать и подвергать жестокой цензуре что-то одно бессмысленно. Нужно уметь отделять зерна от плевел, выбирая лучшее, и при этом помнить: массовая культура следующих поколений всегда порицается старшими. Это неизбежно. И дети, и мультики, и все остальное актуальное и подрастающее просто чуть другое, не хуже и не лучше, чем раньше. Главная задача — воспитать в ребенке умение делать правильные выводы по итогам просмотра.



 

Список используемой литературы

10 популярных мультфильмов, которые обвиняются в падении нравов и морали [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tlum.ru/news/10-popularnyh-multfilmov-kotorye-obvinautsa-v-padenii-nravov-i-morali /

Дьякова М. Мультфильмы: вред или польза? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Multfilmy-vred-ili-polza /

Ильченко С.Н. Трансофрмация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения // дисс д-ра филол. наук. – Москва, 2012

Кудрявцева Е. Телезомби // Огонек. – 2008. – №1-2. 31 декабря-13 января. – С. 52-55.

Лапин Е. В погоне за рейтингами // Телецентр. – 2008. – № 4. Май. – С. 40-45.

Польза и вред современных мультфильмов // Журнал Мамси от 23.04.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mamsy.ru/blog/polza-i-vred-sovremennyh-multfilmov /


  1. Текст к презентации
    DOCX / 24.13 Кб

    Презентация к исследованию
    PPT / 3.83 Мб

  2.  
Автор материала: Д. Тренина (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.