Классный час в 4 классе на тему «Я и мой внутренний мир»

4
3
Материал опубликован 10 January 2018 в группе

Тема: Я мой внутренний мир

Форма проведения: урок самопознания

Цель: раскрыть составляющие внутреннего мира, формировать УУД:

Регулятивные УУД

-принимать и ставить познавательную задачу;

- развитие самосознания обучающихся, умений и навыков самоанализа, рефлексии;

- способствовать личностному росту.

Познавательные УУД

-осуществлять поиск информации, из рассказа учителя, из материалов презентации, личного опыта обучающихся.

Коммуникативные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

-осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные УУД

- расширять представления обучающихся о нравственно-духовных качествах человека;

-пробуждать в детях добросердечное и уважительное отношение к окружающим их людям;

-воспитывать стремление к внутреннему самосовершенствованию;

- способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его           индивидуальных качеств.

Ход классного часа

Организационный момент. Ресурсный круг

Мир, мир, мир везде!

Мир в тебе и мир во мне!

Мир, мир, мир везде!

Мир всегда в моей душе!

Введение в тему.

Ребята, в нашем приветствии вы несколько раз услышали слово. Какое? (мир).

А что обозначает это слово?

Мир- спокойствие, тишина.

Мир- соглашение воюющих сторон о прекращении войны.

Мир- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.

Мир- это сельская община с её членами.

Мир- Вселенная.

Мир- отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Мир увлечений.

- Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся.  Есть  в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг).

Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний? 
Он у каждого человека свой, неповторимый.  Этот мир невидим нашим глазам. 
- А что находится в этом мире? Тема сегодняшнего классного часа « Я и мой внутренний мир».

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе? ( узнать, что такое внутренний мир, из чего он состоит , что находится в нём).

Раскрытие темы.

-На Земле проживает более 5 миллиардов человек. Всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. В нашем классе обучается 18 человек. Мы играем разные социальные роли в жизни.

-Попробуйте сейчас в течении одной минуты обозначить свои социальные роли У каждого из вас лежит буква «я». Напишите на ней про себя: «Кто я?» ( я-ученик, мальчик, …).

- Каждый из вас выполняет каждый день разные социальные роли, но важно очень при этом оставаться человеком, со своей внешностью, телом. Ваше тело ходит, бегает, наклоняется, лежит.

- Как вы считаете, что необходимо человеку для того, чтобы его тело крепло, развивалось физически? (свет, воздух, правильное питание, тренировка мышц, исключить вредные привычки, активный отдых, закаливание…).

-Но каждый человек наделён не только телом, но и душой. А что такое душа?

(ответы детей).

-У В. И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».

- Как вы думаете, что находится в «мире души»? Выберите из данных слов, качества присущие душе и телу (ходить, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, толстеть, болеть, любить, расти. (Работа в парах).

Душа: ,радоваться, восхищаться, питаться, любить, болеть, расти.

Тело: ходить, мерзнуть, питаться, толстеть, расти, болеть.

- Когда так говорят «душа болит»? (Сильно волноваться, переживать, тревожиться). Были такие ситуации у вас? Продолжите фразу: «У меня болит душа, когда…»

- Были ли у вас такие моменты, когда «душа радовалась»? (О хорошем настроении, гордости за что-либо). Продолжите фразу: «У меня радовалась душа, когда…»

- Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка, и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа, обогащается наш внутренний мир? (Ответы детей).

- Наша душа растет, когда мы радуемся, когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки, когда прощаем друг друга, бываем добрыми.

- Предлагаю вашему вниманию рассказ «Волшебные очки». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос:

- Что значит посмотреть на мир глазами любви?

Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое – тёмным. Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз – и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз – результат был тот же. Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:

- Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.

Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки. Без всяких чудесных превращений.

- Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?

- Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.

- Что значит посмотреть на мир глазами любви? (ответы детей)

- Нашу планету согревает звезда по имени Солнце. Наш внутренний мир можно представить, как прекрасный сад, в котором тоже есть место Солнцу. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.

- Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (ответы детей)

-Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших эмоций, чувств.

- Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку те, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми

(любовь, доброта, ненависть, гнев, радость, зависть, жадность, щедрость, способность прощать, обидчивость, доверие, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность).

- В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства. Семена этих цветов нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека. Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»? (Самая главная цель – это быть счастливым, старается удерживать это состояния.  Получать удовольствие от природы, от общения с людьми от того, что проснулся с утра т.д. Цель получать только положительные эмоции).

-Эмоции влияют на наше поведение, на наши поступки. «Послушный сын, «послушная дочь» эти слова были высшей оценкой для детей на Руси.

- Рассмотрите рисунки, кем из этих детей могли гордиться родители? Распределите эти поступки на две группы: хорошие и плохие.

- Какой совет дадите тем детям, которые плохо себя ведут.


 


 

- Важно учиться контролировать и управлять своими эмоциями.

- В любом саду помимо культурных растений, растут сорняки, которые нужно убирать, полоть. В нашем внутреннем саду есть полезные растения – это положительные качества вашего характера, которые нужно развивать, а есть сорняки- отрицательные качества, от которых нужно избавляться. (на букве я отмечают положительные и отрицательные черты характера)

честность; доброта; отзывчивость; храбрость; ответственность; вежливость; верность; аккуратность; трудолюбие; правдивость; решительность верность; упорство; почитание старших;

безволие; безответственность; вредность; жадность; злобность; лживость; лицемерие; ненависть; эгоизм; грубость; высокомерие, лень.


 

Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

 

 

 

 


 


 

- В нашем внутреннем саду много тропинок. По какой идти?

- Вашему вниманию предлагается притча, которая поможет найти ответ на этот вопрос.

Было это очень давно. Создал Бог Землю и населил ее животными. И решил Бог, пусть каждый из зверей обладает каким-то одним качеством. Сова получила мудрость, обезьяна – глупость, лиса – хитрость, слон – доброту, осёл – упрямство, собака - преданность.

Прошло время. Собака за преданность стала лучшим другом человека. Слон стал любимцем всех детей. А сова давала всем мудрые советы.

Но другая жизнь была у осла. Он за упрямство часто получал тумаки от хозяина, глупая обезьяна так и не стала человеком. А лису стали высмеивать за её хитрость.

И вот пришёл человек к Богу. И сказал человек:

- Раз ты создал меня по образу и подобию своему, надели и меня качествами разными и нужными.

На что Бог ответил:

- У тебя, сын мой, есть право выбора. Решай сам, каким ты станешь?

- Какой выбрать путь? (Ответы детей). Найти свой путь в жизни, значит, понять себя, определить, каким должно быть окружающее тебя пространство, каких людей ты хочешь видеть рядом с собой, чем хочешь заниматься и чего достичь). Всё в ваших руках.

- Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Его внутренний мир постепенно становится другим. Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.

- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Какой совет даёт автор всем читателям? (видео) (человеческая душа должна работать, трудиться).

- Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой, преображать свой внутренний сад, можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

- Давайте посмотрим на наш внутренний сад. Красивый он? Какие цвета вы видите в нём? Что находится в нём? (наши мысли, чувства, эмоции, поступки, мечты, характер, желание учиться, развиваться и духовно расти).

- Я предлагаю внутренний сад пополнить новыми цветами. У вас на партах лежат цветы. Напишите на них одно высказывание, которое, на ваш взгляд, станет девизом для того, чтобы обогатить внутренний мир.

«Зорко одно лишь сердце»,

«Если дашь волю баобабам – беды не миновать».

«К миру с добром – мир добрее станет».

«Жить в ладу со своей совестью».

«У каждого человека свои звезды».
 «Глаза слепы. Искать надо сердцем».
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

«Надо судить не по словам, а по делам».

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

«Я – часть команды одного корабля».

«Человек познает себя в борьбе с препятствиями».

«Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

«Истина человека - то, что делает его человеком».

«Дети! Берегитесь баобабов!»

«Сегодня я узнал…».

«Мне было трудно...»

«Мне было интересно, потому что…».

«Теперь я знаю…».

«Теперь я буду…».

«Больше всего мне понравилось…».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация к классному часу "Я и мой внутренний мир"

10 January 2018

Вы не указали класс.Вы в названии указываете "Классный час «Я и мой внутренний мир»", а форма проведения: урок самопознания! В конспекте указываете видео, но его не приложили. Очень скомкано окончание классного часа.

26 February 2018

Жалко, что нет видео.

2 March 2018