Классный час в 4 классе на тему «Я и мой внутренний мир»
Тема: Я мой внутренний мир
Форма проведения: урок самопознания
Цель: раскрыть составляющие внутреннего мира, формировать УУД:
Регулятивные УУД
-принимать и ставить познавательную задачу;
- развитие самосознания обучающихся, умений и навыков самоанализа, рефлексии;
- способствовать личностному росту.
Познавательные УУД
-осуществлять поиск информации, из рассказа учителя, из материалов презентации, личного опыта обучающихся.
Коммуникативные УУД
- строить речевое высказывание в устной форме;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
-осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные УУД
- расширять представления обучающихся о нравственно-духовных качествах человека;
-пробуждать в детях добросердечное и уважительное отношение к окружающим их людям;
-воспитывать стремление к внутреннему самосовершенствованию;
- способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств.
Ход классного часа
Организационный момент. Ресурсный круг
Мир, мир, мир везде!
Мир в тебе и мир во мне!
Мир, мир, мир везде!
Мир всегда в моей душе!
Введение в тему.
– Ребята, в нашем приветствии вы несколько раз услышали слово. Какое? (мир).
А что обозначает это слово?
Мир- спокойствие, тишина.
Мир- соглашение воюющих сторон о прекращении войны.
Мир- согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
Мир- это сельская община с её членами.
Мир- Вселенная.
Мир- отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Мир увлечений.
- Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг).
Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас – его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий. А внутренний?
Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.
- А что находится в этом мире? Тема сегодняшнего классного часа « Я и мой внутренний мир».
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе? ( узнать, что такое внутренний мир, из чего он состоит , что находится в нём).
Раскрытие темы.
-На Земле проживает более 5 миллиардов человек. Всем хватает места, солнца, воздуха, воды и пищи. В нашем классе обучается 18 человек. Мы играем разные социальные роли в жизни.
-Попробуйте сейчас в течении одной минуты обозначить свои социальные роли У каждого из вас лежит буква «я». Напишите на ней про себя: «Кто я?» ( я-ученик, мальчик, …).
- Каждый из вас выполняет каждый день разные социальные роли, но важно очень при этом оставаться человеком, со своей внешностью, телом. Ваше тело ходит, бегает, наклоняется, лежит.
- Как вы считаете, что необходимо человеку для того, чтобы его тело крепло, развивалось физически? (свет, воздух, правильное питание, тренировка мышц, исключить вредные привычки, активный отдых, закаливание…).
-Но каждый человек наделён не только телом, но и душой. А что такое душа?
(ответы детей).
-У В. И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» дано такое определение слова «душа»: «Душа – душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочее».
- Как вы думаете, что находится в «мире души»? Выберите из данных слов, качества присущие душе и телу (ходить, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, толстеть, болеть, любить, расти. (Работа в парах).
Душа: ,радоваться, восхищаться, питаться, любить, болеть, расти.
Тело: ходить, мерзнуть, питаться, толстеть, расти, болеть.
- Когда так говорят «душа болит»? (Сильно волноваться, переживать, тревожиться). Были такие ситуации у вас? Продолжите фразу: «У меня болит душа, когда…»
- Были ли у вас такие моменты, когда «душа радовалась»? (О хорошем настроении, гордости за что-либо). Продолжите фразу: «У меня радовалась душа, когда…»
- Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка, и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.
– Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа, обогащается наш внутренний мир? (Ответы детей).
- Наша душа растет, когда мы радуемся, когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки, когда прощаем друг друга, бываем добрыми.
- Предлагаю вашему вниманию рассказ «Волшебные очки». Внимательно послушайте и ответьте на вопрос:
- Что значит посмотреть на мир глазами любви?
Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое – тёмным. Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз – и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз – результат был тот же. Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:
- Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.
Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки. Без всяких чудесных превращений.
- Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?
- Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.
- Что значит посмотреть на мир глазами любви? (ответы детей)
- Нашу планету согревает звезда по имени Солнце. Наш внутренний мир можно представить, как прекрасный сад, в котором тоже есть место Солнцу. Если в наших душах больше светлого и теплого, то и мир нам кажется уютным и тёплым местом.
- Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать. Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (ответы детей)
-Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших эмоций, чувств.
- Давайте попробуем, на основе вашего опыта, распределить чувства и эмоции в две колонки: в левую колонку те, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую - те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми
(любовь, доброта, ненависть, гнев, радость, зависть, жадность, щедрость, способность прощать, обидчивость, доверие, подозрительность, тщеславие (высокомерное стремление к славе и почитанию), скромность).
- В нашем внутреннем саду расцвели цветы, это ваши положительные эмоции и чувства. Семена этих цветов нужно сажать специально. Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? Богатый урожай из внутреннего сада – это основа счастья человека. Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»? (Самая главная цель – это быть счастливым, старается удерживать это состояния. Получать удовольствие от природы, от общения с людьми от того, что проснулся с утра т.д. Цель получать только положительные эмоции).
-Эмоции влияют на наше поведение, на наши поступки. «Послушный сын, «послушная дочь» эти слова были высшей оценкой для детей на Руси.
- Рассмотрите рисунки, кем из этих детей могли гордиться родители? Распределите эти поступки на две группы: хорошие и плохие.
- Какой совет дадите тем детям, которые плохо себя ведут.
- Важно учиться контролировать и управлять своими эмоциями.
- В любом саду помимо культурных растений, растут сорняки, которые нужно убирать, полоть. В нашем внутреннем саду есть полезные растения – это положительные качества вашего характера, которые нужно развивать, а есть сорняки- отрицательные качества, от которых нужно избавляться. (на букве я отмечают положительные и отрицательные черты характера)
честность; доброта; отзывчивость; храбрость; ответственность; вежливость; верность; аккуратность; трудолюбие; правдивость; решительность верность; упорство; почитание старших;
безволие; безответственность; вредность; жадность; злобность; лживость; лицемерие; ненависть; эгоизм; грубость; высокомерие, лень.
Мои положительные качества |
Мои отрицательные качества |
|
|
|
|
- В нашем внутреннем саду много тропинок. По какой идти?
- Вашему вниманию предлагается притча, которая поможет найти ответ на этот вопрос.
Было это очень давно. Создал Бог Землю и населил ее животными. И решил Бог, пусть каждый из зверей обладает каким-то одним качеством. Сова получила мудрость, обезьяна – глупость, лиса – хитрость, слон – доброту, осёл – упрямство, собака - преданность.
Прошло время. Собака за преданность стала лучшим другом человека. Слон стал любимцем всех детей. А сова давала всем мудрые советы.
Но другая жизнь была у осла. Он за упрямство часто получал тумаки от хозяина, глупая обезьяна так и не стала человеком. А лису стали высмеивать за её хитрость.
И вот пришёл человек к Богу. И сказал человек:
- Раз ты создал меня по образу и подобию своему, надели и меня качествами разными и нужными.
На что Бог ответил:
- У тебя, сын мой, есть право выбора. Решай сам, каким ты станешь?
- Какой выбрать путь? (Ответы детей). Найти свой путь в жизни, значит, понять себя, определить, каким должно быть окружающее тебя пространство, каких людей ты хочешь видеть рядом с собой, чем хочешь заниматься и чего достичь). Всё в ваших руках.
- Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Его внутренний мир постепенно становится другим. Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.
- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Какой совет даёт автор всем читателям? (видео) (человеческая душа должна работать, трудиться).
- Я уверена, что только благодаря ежедневной упорной работе над собой, преображать свой внутренний сад, можно стать настоящим человеком: добрым, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
- Давайте посмотрим на наш внутренний сад. Красивый он? Какие цвета вы видите в нём? Что находится в нём? (наши мысли, чувства, эмоции, поступки, мечты, характер, желание учиться, развиваться и духовно расти).
- Я предлагаю внутренний сад пополнить новыми цветами. У вас на партах лежат цветы. Напишите на них одно высказывание, которое, на ваш взгляд, станет девизом для того, чтобы обогатить внутренний мир.
«Зорко одно лишь сердце»,
«Если дашь волю баобабам – беды не миновать».
«К миру с добром – мир добрее станет».
«Жить в ладу со своей совестью».
«У каждого человека свои звезды».
«Глаза слепы. Искать надо сердцем».
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».
«Надо судить не по словам, а по делам».
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
«Я – часть команды одного корабля».
«Человек познает себя в борьбе с препятствиями».
«Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
«Истина человека - то, что делает его человеком».
«Дети! Берегитесь баобабов!»
«Сегодня я узнал…».
«Мне было трудно...»
«Мне было интересно, потому что…».
«Теперь я знаю…».
«Теперь я буду…».
«Больше всего мне понравилось…».
Андреева Наталья Михайловна
Алина Яковлевна Корогод
Евгения Георгиевна