Воспитательная программа «Мой внутренний мир»
Воспитательная программа "Мой внутренний мир"
Пояснительная записка.
Меняются времена, а вместе с ними возникают иные условия жизни человека. И каждому, кто пытается идти в ногу с новым веком, оказывается очень нужным умение владеть своими мыслями и чувствами, умение мобилизоваться и преодолевать сложности.
Поэтому одной из главных целей образования и воспитания, на данный момент, является создание и поддержание психических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
В подростковом возрасте у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе. Поэтому взрослый вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности положительную атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Одно из возможных решений - использование в работе с подростками программы, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.
Цель: Организация помощи детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть страх, неуверенность в себе, наиболее успешно и полно реализовать себя в деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Задачи:
1. Формировать информационное пространство;
2. Развивать навыки психорегуляции;
3. Формировать «образ Я», развивать самопознание;
4. Формировать коммуникативные умения и навыки;
5. Корректировать эмоционально-волевую сферу.
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
1. Ритуал приветствия,
2. Разминка,
3. Основное содержание,
4. Рефлексию по поводу данного занятия, 5. ритуал прощания. В ходе работы используются:
• игровые методы,
• метод группового обсуждения,
• проективные методики рисуночного и вербального типов,
• психогимнастика.
Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста воспитанников детских домов
Занятия проводятся один раз в неделю по 45 мин.
Группа включает 10 человек.
Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя.
Основные направления и содержание деятельности.
Данная программа рассчитана на 2 учебных года (1-ый год, ознакомление, 2-ой год, закрепление знаний) и направлена на саморазвитие личности детей, то есть на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, на коррекцию межличностных отношений и развитию чувства собственного достоинства.
Программа состоит из трех этапов:
Первый год:
Первый этап: «Я хочу и буду уверенным в себе!»
Второй этап: «Мой внутренний мир»
Третий этап: «Общение - жизнь»
Второй год:
Первый этап: «Я хочу и буду уверенным в себе!» (закрепление и совершенствование)
Второй этап: «Мой внутренний мир» (закрепление и совершенствование)
Третий этап: «Общение - жизнь» (закрепление и совершенствование)
Первый этап: «Я хочу и буду уверенным в себе!»
Данный этап дает возможность отработать навыки и способы поведения. На занятиях дети могут в безопасной ситуации, по четкой программе, научиться такому поведению, которого им не хватает в жизни.
Занятия уверенного поведения позволят детям потренироваться в тех навыках и умениях, которые обычно связывают с уверенным поведением и которые вызывают наибольшее затруднение у людей, неуверенных в себе. Дети узнают, как «найти» в себе уверенность и как создать свой собственный неповторимый имидж уверенного человека, который, несомненно, откроет им двери к успеху.
Цель этапа: развитие навыков уверенного поведения, как в личной, так и в профессиональной деятельности.
На данном этапе дети получат возможность научиться следующему:
1. Показывать другому человеку свой интерес и симпатию
2. Создать, развить и сохранить в себе состояние уверенности.
3. Научиться держать психологический «удар».
4. Осознать свои сильные и слабые стороны при общении с другими.
5. Начать говорить «нет», и при этом чувствовать себя свободно.
6. Поставить голос, походку и жесты уверенного в себе человека.
Второй этап: «Мой внутренний мир»
Познание себя — процесс непрерывный, так как мы меняемся, и нам необходимо обновлять свое понимание самих себя. Особенно это важно в переломные моменты жизни — внешний ли кризис, внутреннее ли желание что-то изменить — тогда каждому из нас необходимо встряхнуться, посмотреть на свою жизнь свежим взглядом, чтобы переоценить пройденный путь и наметить новые перспективы.
Цель этапа: развитие качеств личности: доверие, понимание, прощение, искренность, радость, осмысление, доброжелательность, уважение, сопереживание, любовь и т.д., и умение проявлять их в жизни.
На данном этапе дети получат возможность научиться следующему:
1. Укрепить позитивный образ себя;
2. Разобраться в чувствах, управляющих твоими поступками;
3. Сформировать понятие «чувство меры»;
4. Потренироваться в сознательном «ведении себя»;
5. Осмыслить закономерность появления Удачи и Любви.
Третий этап: «Общение - жизнь»
Сфера, в которой ребенку нужна помощь - это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в ней, научить взаимодействовать детей между собой.
Цель этапа: повышение результативности межличностного взаимодействия, успешность в общении.
На данном этапе дети получат возможность научиться следующему:
1. Понимать собеседника и уметь доносить до него свои мысли.
2. Красноречиво и убедительно выражать свои мысли.
3. Уметь справляться с волнением (эмоциями).
4. Противостоять манипулированию.
5. Влиять на собеседника с помощью речевых средств.
6. Уметь производить хорошее впечатление.
7. Уметь использовать собственные плюсы и компенсировать недостатки.
Тематическое планирование по этапам.
На 2010-2011 учебный год
№ |
Название этапов и тем |
Форма занятия |
Кол-во часов |
|
«Я хочу и буду уверенным в себе!» |
||||
1 |
Подготовительное ориентирование. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
2 |
Что такое фрустрация? Ее преодоление. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
3 |
Что такое установка? Распознавание установки. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
4 |
Что такое стресс? Техника саморегуляции. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
5 |
Закрепление этапа. Поддержка. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
«Мой внутренний мир» |
||||
1 |
Каков я на самом деле? |
Тренинговое занятие |
2 |
|
2 |
Кто я? |
Тренинговое занятие |
2 |
|
3 |
Моя индивидуальность |
Тренинговое занятие |
2 |
|
4 |
Мой дневник. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
5 |
Точка опоры. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
6 |
Чувство собственного достоинства. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
7 |
Уверенное и неуверенное поведение. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
8 |
Я в своих глазах и в глазах других людей. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
«Общение - жизнь» |
||||
1 |
Дружная семья. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
2 |
Я люблю себя и людей, которые меня окружают. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
3 |
Я - хороший друг. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
4 |
Поговорим? |
Тренинговое занятие |
1 |
|
5 |
Навыки общения. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
6 |
Общение и его роль в трудных ситуациях. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
7 |
Общение и уважение. Общение с разными людьми. |
Тренинговое занятие |
1 |
|
8 |
Компания и я. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
9 |
Одиночество - одна из причин жизненных затруднений. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
10 |
Дискуссионный клуб, прощай... |
Тренинговое занятие |
1 |
|
Тематическое планирование по этапам.
На 2011-2012 учебный год
№ |
Название этапов и тем |
Форма занятия |
Кол-во часов |
|
«Я хочу и буду уверенным в себе!» |
||||
1 |
«Много ль человеку надо». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
2 |
«Ваше место в обществе» |
Тренинговое занятие |
1 |
|
3 |
« Воля к победе» |
Тренинговое занятие |
2 |
|
4 |
«Что со мной происходит» |
Тренинговое занятие |
2 |
|
5 |
«Любви на встречу» |
Тренинговое занятие |
1 |
|
«Мой внутренний мир» |
||||
1 |
«Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов».. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
2 |
«Уверенное и неуверенное поведение. |
Тренинговое занятие |
2 |
|
3 |
« Мои права и права других людей». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
4 |
« Просьба». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
5 |
« Я в своих глазах и в глазах других людей». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
6 |
«Точка опоры». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
7 |
«Чувство собственного достоинства». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
8 |
«Мои слабости». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
«Общение - жизнь» |
||||
1 |
«Самоуважение и уважение к другим». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
2 |
«доброта, которую несем мы сами».
|
Тренинговое занятие |
1 |
|
3 |
«Заглядывая в будущее». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
4 |
« В чем моя сила?» |
Тренинговое занятие |
1 |
|
5 |
«Дружба». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
6 |
«Мир во мне». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
7 |
«Познай себя». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
8 |
«К гневу с уважением». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
9 |
«Не боюсь страха». |
Тренинговое занятие |
2 |
|
10 |
«С доверием к себе». |
Тренинговое занятие |
1 |
|
Примерное содержание тем (2010-2011)
1 этап «Я хочу и буду уверенным в себе!»
1. Подготовительное ориентирование.
Цель: создание благоприятного психологического климата.
Задачи:
1. формировать установку на активную творческую работу;
2. воспитывать чувство уверенности в себе.
Содержание занятия: ритуал приветствия, знакомство с целью и задачами, тест САН (самочувствие, активность, настроение), упражнение «Необычное знакомство», самопрезентация, игра «Имитация» («Поезд»), рефлексия, ритуал прощания.
2. Что такое фрустрация? Ее преодоление.
Цель: знакомство детей с понятием фрустрации и путями ее преодоления. Задачи:
1. развитие коммуникативных качеств личности,
2. развитие толерантности.
3. способствовать сплочению группового коллектива
Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа «Вопрос - ответ», тест «изучение фрустрационных реакция», игра «Найди то, что я хочу», упражнение «Любишь ли ты своего соседа?», ритуал прощания.
3. Что такое установка? Распознавание установки.
Цель: знакомство детей с понятием установка, виды установки.
Задачи:
1. учить детей делать правильные установки.
2. формировать чувство уверенности в детях.
Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа о позитивной и негативной установках, упражнение «Перевоплощение», упражнение «Две медали», релаксационное упражнение «Луг - лес - река - луг», игра «Крокодил», игра «Карниз», ритуал прощания.
4. Что такое стресс? Техника саморегуляции.
Цель: знакомство с понятием стресс.
Задачи:
1. учить способам выхода из стрессовых ситуаций.
2. познакомить с техникой саморегуляции.
5. Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа «Стресс. Релаксация. Концентрация», упражнение «Поза кучера», упражнение «Полное дыхание», упражнение «Паровозик», ритуал прощания.
Закрепление этапа. Поддержка.
Цель: закрепление знаний детей по данному этапу Задачи:
1. развитие коммуникативных качеств личности,
2. воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему миру,
3. коррекция эмоционально-волевой сферы.
Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Визжи поросеночек, визжи», упражнение «Маяк», упражнение «Свеча доверия», ритуал прощания.
2 этап «Мой внутренний мир»
1.Каков я на самом деле?
Цель: создание положительной мотивации к предстоящим занятиям.
Задачи:
1. закрепить навыки самоанализа,
2. способствовать к более глубокому самораскрытию.
Содержание занятия: ритуал приветствия, тест на самоопределение, упражнение «Принятие себя», игра «Встреча взглядами», игра «Любое число», беседа «Какой я человек», упражнения «Все - некоторые - только я», упражнение «Какие мы?», ритуал прощания.
2. Кто я?
Цель: развитие умения самораскрытия, самопознания, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.
Задачи:
1. закрепить активный тренинговый стиль общения;
2. способствовать самоанализу участников.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Кто я?», притча «Ворон и павлин», упражнение «Ласковое слово», игра «Встреча взглядами», упражнение «Мой дракон», ритуал прощания.
3. Моя индивидуальность
Цель: обобщить понятие «индивидуальность», учить находить в себе главные индивидуальные черты,
Задачи:
1. определять свои личностные особенности,
2. учить видеть индивидуальность в окружающих.
Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Ассоциации», упражнение «Люди не похожие на меня», упражнение «Здравствуй, Я, мой любимый», упражнение «Мой портрет в лучах солнца», ритуал прощания.
4. Мой дневник.
Цель: обучение способности высказывать свою точку зрения, словами и посредством письма.
Задачи:
1. создать атмосферу доверия и открытости в группе,
2. активизация процесса самопознания.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Никто не знает», упражнение «Мой дневник», игра «Футболка с надписью», упражнение «Чувства», упражнение «Чего вы хотите достичь», ритуал прощания.
5. Точка опоры.
Цель: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон.
Задачи:
1. оказать психологическую поддержку с помощью медитации;
2. актуализировать личностные ресурсы участников занятий.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Тройка», упражнение «Точка опоры», упражнение «Горная вершина», групповой рассказ, тест «проективный рисунок, ритуал прощания.
6. Чувство собственного достоинства.
Цель: углубление процесса самораскрытия,
Задачи:
1. познать себя при помощи группы;
2. получить позитивную обратную связь для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Пожелания», упражнение «Ответы за другого, обратная связь», игра «Найди свою пару», упражнение «Круг нашей жизни», упражнение «Скульптура, ритуал прощания.
7. Уверенное и неуверенное поведение.
Цель: закрепление умения детей отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного;
Задачи:
1. отрабатывать приемы уверенного поведения.
2. содействовать тому, чтобы дети в любых ситуациях чувствовали себя уверенно.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Воспроизведение», упражнение «Мое поведение», упражнение «Сила слова», упражнение «Зеркало», упражнение «Круг уверенности», ритуал прощания.
8. Я в своих глазах и в глазах других людей.
Цель: раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.
Задачи:
1. активизировать процесс рефлексии,
2. учить детей приемам самопознания, самораскрытия.
Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Подарок», упражнение «Какими мы выглядим в глазах других», упражнение «Автобус», упражнение «Ассоциации», упражнение «Приятный разговор», ритуал прощания.
3 этап «Общение - жизнь».
1. Дружная семья.
Цель: развитие чувства эмпатии в группе,
Задачи:
1. создать в группе чувства открытости, доверия.
2. способствовать формированию сплоченного коллектива.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Для чего мне нужно общение», упражнение «Поздравление», упражнение «Записки», ритуал прощания.
2. Я люблю себя и людей, которые меня окружают.
Цель: создание в группе атмосферы доверия, открытости
Задачи:
1. обучить способности высказывать свою точку зрения;
2. активизировать процесс самопознания.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Никто не знает», упражнение «Письмо себе, любимому», анкета, ритуал прощания.
3.Я - хороший друг.
Цель: помочь подросткам преодолевать трудности, мешающие самовыражению.
Задачи:
1. корректировать эмоционально-волевую сферу;
2. развивать умение работать в группе.
Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Изобрази», упражнение «Крокодил», рефлексия, ритуал прощания.
4. Поговорим?
Цель: раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.
Задачи:
1. активизировать процесс рефлексии;
2. учить открыто выражать свои эмоции.
Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Паровоз», упражнение «Разговор друг с другом», упражнение «Я - высказывание», упражнение «Записки», ритуал прощания.
5. Навыки общения.
Цель: знакомство детей с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения.
Задачи:
1. учить преодолевать трудности, возникающие при общении;
2. развивать навыки межличностного общения.
Содержание занятия: ритуал приветствия, задание «Расшифруй слово «общение»», беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения», упражнение «Мое общение», игра «Ошибки ролевого общения», упражнение «Ни один человек не может быть островом», игра «Сценаристы», ритуал прощания.
Общение и его роль в трудных ситуациях.
Цель: знакомство детей с представлением о психологических аспектах процесса общения;
Задачи:
1. помочь осознать роль общения в жизни человека;
2. развивать навыки общения со сверстниками.
Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа «Трудности человека, связанные с общением», разыгрывание ситуаций, беседа «Уровни общения людей», упражнение «Правила общения с людьми», упражнение «Круг моего общения», ритуал прощания
Общение и уважение. Общение с разными людьми.
Цель: помочь детям осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение;
Задачи:
1. формировать толерантность;
2. развивать навыки межличностного общения.
Содержание занятия: ритуал приветствия, задание «Уважение», беседа «Способы развития в себе уважения к другому», игра «Слепой и поводырь», Упражнение «Общение - это...», ритуал прощания.
Компания и я.
Цель: помочь осознать необходимость и важность объединения людей по интересам.
Задачи:
1. дать представление о положительных и отрицательных компаниях;
2. учить быть верным своей жизненной позиции.
Содержание занятия: ритуал приветствия, работа в микрогруппах «Моя компания», беседа об отличиях отрицательных групп от положительных, тест «Ваша компания», ритуал прощания.
Одиночество - одна из причин жизненных затруднений.
Цель: помочь осознать роль близких людей и друзей в формирования полноценной личности.
Задачи:
1. формировать качества, способствующие гармоничным отношениям с окружающими;
2. развивать навыки межличностного общения.
Дискуссионный клуб, прощай...
Цель: оценка эффективности программы.
Задачи:
1. закрепить позитивную установку групповой работы;
2. создать в группе чувство доверия.
3. способствовать формированию сплоченного коллектива.
Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа-анализ проделанной работы, обсуждение вопросов, игра «Карусели», ритуал прощания
Ожидаемые результаты.
В конце учебного года дети должны уметь усовершенствовать:
1. Умение показывать другому человеку свой интерес и симпатию
2. Создать, развить и сохранить в себе состояние уверенности.
3. Осознать свои сильные и слабые стороны при общении с другими.
4. Начать говорить «нет», и при этом чувствовать себя свободно.
5. Укрепить позитивный образ себя;
6. Разобраться в чувствах, управляющих твоими поступками;
7. Потренироваться в сознательном «ведении себя»;
8. Понимать собеседника и умение доносить до него свои мысли.
9. Красноречо и убедительно выражать свои мысли.
10. Уметь справляться с волнением (эмоциями).
11. Бесконфликтно общаться.
12. Производить хорошее впечатление.
Список используемой литературы.
1. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.
2. Классные часы: 7 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. — М.: ВАКО, 2010.-256 с.
3. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 112 с.
4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2007. -368 с.
5. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.
6. Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая-обучаемся, познавая - развиваемся: книга для классных руководителей 5-8 классов. - Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.
7. Селевко Г.К. Утверждай себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.