Воспитательная программа «Мой внутренний мир»

1
0
Материал опубликован 23 January 2019 в группе

Воспитательная программа "Мой внутренний мир"

Пояснительная записка.

 Меняются времена, а вместе с ними возникают иные условия жизни человека. И каждому, кто пытается идти в ногу с новым веком, оказывается очень нужным умение владеть своими мыслями и чувствами, умение мобилизоваться и преодолевать сложности.

 

Поэтому одной из главных целей образования и воспитания, на данный момент, является создание и поддержание психических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

В подростковом возрасте у детей появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе. Поэтому взрослый вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности положительную атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Одно из возможных решений - использование в работе с подростками программы, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки.

Цель: Организация помощи детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть страх, неуверенность в себе, наиболее успешно и полно реализовать себя в деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Задачи:

1.   Формировать информационное пространство;

2.   Развивать навыки психорегуляции;

3.   Формировать «образ  Я», развивать самопознание;

4.   Формировать коммуникативные умения и навыки;

5.   Корректировать эмоционально-волевую сферу.

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

1.   Ритуал приветствия,

2.   Разминка,

3.   Основное содержание,

4.  Рефлексию по поводу данного занятия, 5. ритуал прощания. В ходе работы используются:

•    игровые методы,

•    метод группового обсуждения,

•    проективные методики рисуночного и вербального типов,

•    психогимнастика.

Программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста воспитанников детских домов

Занятия проводятся один раз в неделю по 45 мин.

Группа включает 10 человек.

Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя.

Основные направления и содержание деятельности.

Данная программа рассчитана на 2 учебных года (1-ый год, ознакомление, 2-ой год, закрепление знаний) и направлена на саморазвитие личности детей, то есть на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, на коррекцию межличностных отношений и развитию чувства собственного достоинства.

Программа состоит из трех этапов:

Первый год:

Первый этап: «Я хочу и буду уверенным в себе!»

Второй этап: «Мой внутренний мир»

Третий этап: «Общение - жизнь»

 

Второй год:

Первый этап: «Я хочу и буду уверенным в себе!» (закрепление и совершенствование)

Второй этап: «Мой внутренний мир» (закрепление и совершенствование)

Третий этап: «Общение - жизнь» (закрепление и совершенствование)

 

Первый этап: «Я хочу и буду уверенным в себе!»

Данный этап дает возможность отработать навыки и способы поведения. На занятиях дети могут в безопасной ситуации, по четкой программе, научиться такому поведению, которого им не хватает в жизни.

Занятия уверенного поведения позволят детям потренироваться в тех навыках и умениях, которые обычно связывают с уверенным поведением и которые вызывают наибольшее затруднение у людей, неуверенных в себе. Дети узнают, как «найти» в себе уверенность и как создать свой собственный неповторимый имидж уверенного человека, который, несомненно, откроет им двери к успеху.

 

Цель этапа: развитие навыков уверенного поведения, как в личной, так и в профессиональной деятельности.

На данном этапе дети получат возможность научиться следующему:

1.  Показывать другому человеку свой интерес и симпатию

2.  Создать, развить и сохранить в себе состояние уверенности.

3.  Научиться держать психологический «удар».

4.  Осознать  свои сильные  и слабые стороны при  общении с другими.

 

5.  Начать говорить «нет», и при этом чувствовать себя свободно.

6.  Поставить голос, походку и жесты уверенного в себе человека.

 

Второй этап: «Мой внутренний мир»

Познание себя — процесс непрерывный, так как мы меняемся, и нам необходимо обновлять свое понимание самих себя. Особенно это важно в переломные моменты жизни — внешний ли кризис, внутреннее ли желание что-то изменить — тогда каждому из нас необходимо встряхнуться, посмотреть на свою жизнь свежим взглядом, чтобы переоценить пройденный путь и наметить новые перспективы.

Цель этапа: развитие качеств личности: доверие, понимание, прощение, искренность, радость, осмысление, доброжелательность, уважение, сопереживание, любовь и т.д.,  и умение проявлять их в жизни.

На данном этапе дети получат возможность научиться следующему:

1.  Укрепить позитивный образ себя;

2.  Разобраться в чувствах, управляющих твоими поступками;

3.  Сформировать понятие «чувство меры»;

4.  Потренироваться в сознательном «ведении себя»;

5.  Осмыслить закономерность появления Удачи и Любви.

 

Третий этап: «Общение - жизнь»

Сфера, в которой ребенку нужна помощь - это общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого ребенка в ней, научить взаимодействовать детей между собой.

Цель этапа: повышение результативности межличностного взаимодействия, успешность в общении.

На данном этапе дети получат возможность научиться следующему:

1.  Понимать собеседника и уметь доносить до него свои мысли.

2.  Красноречиво и убедительно выражать свои мысли.

3.  Уметь справляться с волнением (эмоциями).

4.  Противостоять манипулированию.

5.  Влиять на собеседника с помощью речевых средств.

6.  Уметь производить хорошее впечатление.

7.  Уметь  использовать  собственные  плюсы и  компенсировать недостатки.

  

Тематическое планирование по этапам.

На 2010-2011 учебный год

Название этапов и тем

Форма занятия

Кол-во часов

«Я хочу и буду уверенным в себе!»

1

Подготовительное ориентирование.

Тренинговое занятие

2

2

Что такое фрустрация? Ее преодоление.

Тренинговое занятие

2

3

Что такое установка? Распознавание установки.

Тренинговое занятие

2

4

Что такое стресс? Техника саморегуляции.

Тренинговое занятие

2

5

Закрепление этапа. Поддержка.

Тренинговое занятие

1

«Мой внутренний мир»

1

Каков я на самом деле?

Тренинговое занятие

2

2

Кто я?

Тренинговое занятие

2

3

Моя индивидуальность

Тренинговое занятие

2

4

Мой дневник.

Тренинговое занятие

1

5

Точка опоры.

Тренинговое занятие

1

6

Чувство собственного достоинства.

Тренинговое занятие

2

7

Уверенное и неуверенное поведение.

Тренинговое занятие

1

8

Я в своих глазах и в глазах других людей.

Тренинговое занятие

2

«Общение - жизнь»

1

Дружная семья.

Тренинговое занятие

1

2

Я   люблю   себя   и   людей,   которые   меня окружают.

Тренинговое занятие

1

3

Я - хороший друг.

Тренинговое занятие

1

4

Поговорим?

Тренинговое занятие

1

5

Навыки общения.

Тренинговое занятие

2

6

Общение и его роль в трудных ситуациях.

Тренинговое занятие

2

7

Общение и уважение. Общение с разными людьми.

Тренинговое занятие

1

8

Компания и я.

Тренинговое занятие

2

9

Одиночество - одна из причин жизненных затруднений.

Тренинговое занятие

2

10

Дискуссионный клуб, прощай...

Тренинговое занятие

1

         

 

Тематическое планирование по этапам.

На 2011-2012 учебный год

Название этапов и тем

Форма занятия

Кол-во часов

«Я хочу и буду уверенным в себе!»

1

«Много ль человеку надо».

Тренинговое занятие

2

2

«Ваше место в обществе»

Тренинговое занятие

1

3

« Воля к победе»

Тренинговое занятие

2

4

«Что со мной происходит»

Тренинговое занятие

2

5

«Любви на встречу»

Тренинговое занятие

1

«Мой внутренний мир»

1

«Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов»..

Тренинговое занятие

2

2

«Уверенное и неуверенное поведение.

Тренинговое занятие

2

3

« Мои права и права других людей».

Тренинговое занятие

2

4

« Просьба».

Тренинговое занятие

1

5

« Я в своих глазах и в глазах других людей».

Тренинговое занятие

1

6

«Точка опоры».

Тренинговое занятие

2

7

«Чувство собственного достоинства».

Тренинговое занятие

1

8

«Мои слабости».

Тренинговое занятие

2

«Общение - жизнь»

1

«Самоуважение и уважение к другим».

Тренинговое занятие

1

2

«доброта, которую несем мы сами».

 

Тренинговое занятие

1

3

«Заглядывая в будущее».

Тренинговое занятие

1

4

« В чем моя сила?»

Тренинговое занятие

1

5

«Дружба».

Тренинговое занятие

2

6

«Мир во мне».

Тренинговое занятие

2

7

«Познай себя».

Тренинговое занятие

1

8

«К гневу с уважением».

Тренинговое занятие

2

9

«Не боюсь страха».

Тренинговое занятие

2

10

«С доверием к себе».

Тренинговое занятие

1

         

 

Примерное содержание тем (2010-2011)

 

1 этап «Я хочу и буду уверенным в себе!»

 

1. Подготовительное ориентирование.

Цель: создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

1. формировать установку на активную творческую работу;

2. воспитывать чувство уверенности в себе.

 

Содержание занятия: ритуал приветствия, знакомство с целью и задачами, тест САН (самочувствие, активность, настроение), упражнение «Необычное знакомство», самопрезентация, игра «Имитация» («Поезд»), рефлексия, ритуал прощания.

 

2. Что такое фрустрация? Ее преодоление.

Цель:   знакомство   детей   с   понятием   фрустрации   и   путями   ее преодоления. Задачи:

1.       развитие коммуникативных качеств личности,

2.       развитие толерантности.

3.       способствовать сплочению группового коллектива

 

Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа «Вопрос - ответ», тест «изучение фрустрационных реакция», игра «Найди то, что я хочу», упражнение «Любишь ли ты своего соседа?», ритуал прощания.

 

3. Что такое установка? Распознавание установки.

Цель: знакомство детей с понятием установка, виды установки.

Задачи:

1.  учить детей делать правильные установки.

2. формировать чувство уверенности в детях.

Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа о позитивной и негативной установках, упражнение «Перевоплощение», упражнение «Две медали», релаксационное упражнение «Луг - лес - река - луг», игра «Крокодил», игра «Карниз», ритуал прощания.

 

4. Что такое стресс? Техника саморегуляции.

Цель: знакомство с понятием стресс.

Задачи:

1.   учить способам выхода из стрессовых ситуаций.

2.   познакомить с техникой саморегуляции.

 

5. Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа «Стресс. Релаксация. Концентрация», упражнение «Поза кучера», упражнение «Полное дыхание», упражнение «Паровозик», ритуал прощания.

 

Закрепление этапа. Поддержка.

Цель: закрепление знаний детей по данному этапу Задачи:

1. развитие коммуникативных качеств личности,

2. воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему миру,

3. коррекция эмоционально-волевой сферы.

Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Визжи поросеночек, визжи», упражнение «Маяк», упражнение «Свеча доверия», ритуал прощания.

 

2 этап «Мой внутренний мир»

 

1.Каков я на самом деле?

Цель: создание положительной мотивации к предстоящим занятиям.

Задачи:

1. закрепить навыки самоанализа,

2. способствовать к более глубокому самораскрытию.

Содержание занятия: ритуал приветствия, тест на самоопределение, упражнение «Принятие себя», игра «Встреча взглядами», игра «Любое число», беседа «Какой я человек», упражнения «Все - некоторые - только я», упражнение «Какие мы?», ритуал прощания.

 

2.  Кто я?

Цель: развитие умения самораскрытия, самопознания, прояснение Я-концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Задачи:

1.     закрепить активный тренинговый стиль общения;

2.     способствовать самоанализу участников.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Кто я?», притча «Ворон и павлин», упражнение «Ласковое слово», игра «Встреча взглядами», упражнение «Мой дракон», ритуал прощания.

 

3. Моя индивидуальность

Цель: обобщить понятие «индивидуальность», учить находить в себе главные индивидуальные черты,

Задачи:

1.  определять свои личностные особенности,

2.   учить видеть индивидуальность в окружающих.

Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Ассоциации», упражнение «Люди не похожие на меня», упражнение «Здравствуй, Я, мой любимый», упражнение «Мой портрет в лучах солнца», ритуал прощания.

 

4. Мой дневник.

Цель:   обучение   способности   высказывать   свою   точку   зрения, словами и посредством письма.

Задачи:

1. создать атмосферу доверия и открытости в группе,

2. активизация процесса самопознания.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Никто не знает», упражнение «Мой дневник», игра «Футболка с надписью», упражнение «Чувства», упражнение «Чего вы хотите достичь», ритуал прощания.

 

5. Точка опоры.

Цель: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон.

Задачи:

1.  оказать психологическую поддержку с помощью медитации;

2.  актуализировать личностные ресурсы участников занятий.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Тройка», упражнение «Точка опоры», упражнение «Горная вершина», групповой рассказ, тест «проективный рисунок, ритуал прощания.

 

6. Чувство собственного достоинства.

Цель: углубление процесса самораскрытия,

Задачи:

1.  познать себя при помощи группы;

2. получить позитивную обратную связь для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Пожелания», упражнение «Ответы за другого, обратная связь», игра «Найди свою пару», упражнение «Круг нашей жизни», упражнение «Скульптура, ритуал прощания.

 

 

7. Уверенное и неуверенное поведение.

Цель:    закрепление    умения    детей    отличать    в    практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного;

Задачи:

1.  отрабатывать приемы уверенного поведения.

2. содействовать тому, чтобы дети в любых ситуациях чувствовали себя уверенно.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Воспроизведение», упражнение «Мое поведение», упражнение «Сила слова», упражнение «Зеркало», упражнение «Круг уверенности», ритуал прощания.

 

8. Я в своих глазах и в глазах других людей.

Цель: раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

Задачи:

1. активизировать процесс рефлексии,

2. учить детей приемам самопознания, самораскрытия.

Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Подарок», упражнение «Какими мы выглядим в глазах других», упражнение «Автобус», упражнение «Ассоциации», упражнение «Приятный разговор», ритуал прощания.

 

 

3 этап «Общение - жизнь».

 

1. Дружная семья.

Цель: развитие чувства эмпатии в группе,

 Задачи:

1.  создать в группе чувства открытости, доверия.

2. способствовать формированию сплоченного коллектива.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Для чего мне нужно общение», упражнение «Поздравление», упражнение «Записки», ритуал прощания.

 

 

2. Я люблю себя и людей, которые меня окружают.

Цель: создание в группе атмосферы доверия, открытости

Задачи:

1. обучить способности высказывать свою точку зрения;

2. активизировать процесс самопознания.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Никто не знает», упражнение «Письмо себе, любимому», анкета, ритуал прощания.

 

3.Я - хороший друг.

Цель:   помочь   подросткам   преодолевать   трудности,   мешающие самовыражению.

Задачи:

1. корректировать эмоционально-волевую сферу;

2. развивать умение работать в группе.

Содержание занятия: ритуал приветствия, игра «Изобрази», упражнение «Крокодил», рефлексия, ритуал прощания.

 

4. Поговорим?

Цель: раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

Задачи:

1.  активизировать процесс рефлексии;

2.  учить открыто выражать свои эмоции.

Содержание занятия: ритуал приветствия, упражнение «Паровоз», упражнение «Разговор друг с другом», упражнение «Я - высказывание», упражнение «Записки», ритуал прощания.

 

5. Навыки общения.

Цель: знакомство детей с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения.

Задачи:

1. учить преодолевать трудности, возникающие при общении;

2. развивать навыки межличностного общения.

Содержание занятия: ритуал приветствия, задание «Расшифруй слово «общение»», беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения»,    упражнение    «Мое    общение»,    игра    «Ошибки    ролевого общения», упражнение «Ни один человек не может быть островом», игра «Сценаристы», ритуал прощания.

 

Общение и его роль в трудных ситуациях.

Цель:   знакомство   детей   с   представлением   о   психологических аспектах процесса общения;

Задачи:

1. помочь осознать роль общения в жизни человека;

2. развивать навыки общения со сверстниками.

Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа «Трудности человека, связанные с общением», разыгрывание ситуаций, беседа «Уровни общения людей», упражнение «Правила общения с людьми», упражнение «Круг моего общения», ритуал прощания

 

Общение и уважение. Общение с разными людьми.

Цель: помочь детям осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение;

Задачи:

1.  формировать толерантность;

2.   развивать навыки межличностного общения.

Содержание занятия: ритуал приветствия, задание «Уважение», беседа «Способы развития в себе уважения к другому», игра «Слепой и поводырь», Упражнение «Общение - это...», ритуал прощания.

 

Компания и я.

Цель:   помочь  осознать  необходимость  и   важность  объединения людей по интересам.

Задачи:

1.  дать представление о положительных и отрицательных компаниях;

2.  учить быть верным своей жизненной позиции.

Содержание занятия: ритуал приветствия, работа в микрогруппах «Моя компания», беседа об отличиях отрицательных групп от положительных, тест «Ваша компания», ритуал прощания.

 

Одиночество - одна из причин жизненных затруднений.

Цель: помочь осознать роль близких людей и друзей в формирования полноценной личности.

Задачи:

1. формировать качества, способствующие гармоничным отношениям с окружающими;

2.  развивать навыки межличностного общения.

 

Дискуссионный клуб, прощай...

Цель: оценка эффективности программы.

Задачи:

1.  закрепить позитивную установку групповой работы;

2.  создать в группе чувство доверия.

3.  способствовать формированию сплоченного коллектива.

Содержание занятия: ритуал приветствия, беседа-анализ проделанной работы, обсуждение вопросов, игра «Карусели», ритуал прощания

 

Ожидаемые результаты.

 

В конце учебного года дети должны уметь усовершенствовать:

1.     Умение показывать другому человеку свой интерес и симпатию

2.     Создать, развить и сохранить в себе состояние уверенности.

3.     Осознать свои сильные и слабые  стороны при  общении  с другими.

4.     Начать говорить «нет», и при этом чувствовать себя свободно.

5.     Укрепить позитивный образ себя;

6.     Разобраться в чувствах, управляющих твоими поступками;

7.     Потренироваться в сознательном «ведении себя»;

8.     Понимать собеседника и умение доносить до него свои мысли.

9.     Красноречо и убедительно выражать свои мысли.

10.    Уметь справляться с волнением (эмоциями).

11.    Бесконфликтно общаться.

12.    Производить хорошее впечатление.

 

Список используемой литературы.

 

1.  Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.

2. Классные часы: 7 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. — М.: ВАКО, 2010.-256 с.

3.  Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 112 с.

4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2007. -368 с.

5. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.

6. Дик Н.Ф., Сгибнева Е.П. Отдыхая-обучаемся, познавая - развиваемся: книга для классных руководителей 5-8 классов. - Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.

7. Селевко Г.К. Утверждай себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. - 112 с.

Комментарии
Комментариев пока нет.