Мой народ - Мордва
Автор публикации: О. Курбаков, ученик 7В класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с отдельным изучением отдельных предметов №38»
Исследовательский проект на тему:
«Мой народ - Мордва»
Выполнил:
Курбаков Олег Евгеньевич,
учащийся 7 «В» класса,
МОУ «СОШ с УИОП №38»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Руководитель:
Курынова Евгения Александровна,
учитель географии
Саранск, 2020
Содержание
Введение………………….…………………………………………… | 3 |
Общая характеристика Мордовского народа………………………. | 3 |
История возникновения народа……………………………………… | 4 |
Древние традиции и обычаи народа………………………………. | 5 |
География размещения и численность Мордвов на современной карте России………….……………………………………………………….. | 8 |
Заключение.………………………….……………………………….. | 8 |
Список использованных источников......…...……………………….. | 9 |
Введение
Я проживаю в Саранске – столице Республики Мордовия. Мой родной город очень красивый и в нём проживает большое количество людей. После изучения на уроке географии темы «Народы мира» мне захотелось подробно изучить свой родной народ и написать исследовательскую работу на данную тему. Я живу в Республике Мордовия с самого рождения и мне очень интересно, как сформировался Мордовский народ, какова его география расселения, какие существуют традиции, обычаи и т д.
Цель исследования: изучить историю и географию Мордовского народа с помощью литературных источников и сети Интернет.
На основе поставленной цели нами были сформулированы задачи исследования:
- изучить литературные источники о Мордве;
- проанализировать исторические сведения о народе;
- познакомится с традициями и обычаями Мордовского народа;
- изучить численность Мордовского народа и географию его расселения по территории Российской Федерации.
Общая характеристика Мордовского народа
Мордовский народ – самый многочисленный из финно-угорских народов в России. Он один из древнейших аборигенных этносов Восточной Европы, возникший в конце I тыс. до н. э. – начала I тыс. н. э. История Мордовского народа неразрывно связана с политической, социально-экономической и культурной жизнью Российского государства. В пользу этого свидетельствует даже множество гидронимов и топонимов с мордовскими корнями в центре России: Тамбов по-мордовски означает – та Сторона, Пенза – конец пути, Арзамас – эрзямс, т. е. Эрзянский [3].
Мордва состоит из двух субэтнических групп – мокши и эрзи. В Республике Мордовия мокша населяет преимущественно западные и южные районы, эрзя – восточные. В этноструктуре народа выделяются также небольшие по численности этнографические группы: теньгушевская мордва, именуемая иногда шокшей (по селу и одноименной реке Шокше – притоку Мокши), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская мордва, именуемая иногда каратаями (по с. Мордовские Каратаи) в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская, которую одни исследователи считают мокшанской, другие – эрзянской, третьи – эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар, утратила родной язык, перейдя на татарский [8].
Существует два самостоятельных языка – мокшанский и эрзянский. Они входят в волжскую группу финно-угорских языков. Почти 99% от численности Мордовского народа владеют русским языком (в 2010 году 34,8 % Мордвов назвали его родным), 54 % – мордовскими языками.
Среди мордвы верующие исповедуют православие. Имеются старообрядцы разных толков, а также приверженцы народной религии. В некоторых местах сохраняются дохристианские языческие традиции, с 1990-х гг. есть лютеране (Мокшэрзянская лютеранская церковь). У Мордвы преобладают два варианта европеоидной расы – светлый массивный широколицый (у эрзи) и тёмный узколицый (у мокши) [1].
История возникновения народа
Начальный период истории Мордовского народа связан с племенами, культуру которых археологи называют городецкой и датируют VII в. до н. э. – началом н. э. Её памятники (в основном это городища) обнаружены на правом берегу среднего течения Оки и встречаются во всем междуречье Оки и Волги. На западе этой огромной территории и шел процесс этногенеза Мордовского народа. Отсюда шло расселение древней мордвы на восток и юго-восток [3].
Первое письменное упоминание о мордовском народе встречается в VI в. у готского историка Иордана. В X в. о Мордве сообщает византийский император Константин Багрянородный. В русских летописях Мордовский народ впервые упомянут в «Повести временных лет». Эти письменные свидетельства и их этимология являются признанными в науке и в настоящее время мало кем оспариваются [5].
Разделение древнемордовских племен на эрзю и мокшу произошло в середине I тысячелетия. Можно предположить, что в качестве причин распада древнемордовской этнической общности выступил целый комплекс факторов. Немаловажную роль в этом сыграла, видимо, обширность территории, занимаемой древней Мордвой. Мокша сформировалась в бассейне рек Мокши и Цны, эрзя – на левобережье Суры. Мордовские племена контактировали с восточнославянскими, иранскими, тюркскими племенами. История Мордвы тесно соединена с русским народом. Мордовские земли уже в начале XI в. входили в состав некоторых древнерусских княжеств. Вхождение мордовского народа в состав Российского государства (присяга принята в 1551 г.) и его интегрирование в более развитые и сложные экономические и политические структуры не могло не повлечь за собой изменений мировоззренческого плана, оформление которых связано с христианизацией Мордвы. Новшества, как положительные, так и отрицательные, вступили в конфликт с традицией. А традиции в средневековье всегда имели религиозную окраску [2].
Древние традиции и обычаи народа
Свадебные традиции. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами Мордва просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.
Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним [4].
Национальная одежда Мордовского народа была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани [6].
Погребальные традиции. Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться [1].
Гостеприимство. Народ отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться. Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе. Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций [4].
География размещения и численность Мордвов на современной карте России
Коренное население Мордовского народа расселено в Республике Мордовия (333,1 тыс. чел.). Живут также на юге Чувашии (13,0 тыс. чел.), Татарстана (19,2 тыс. чел.), Нижегородской области (19,1 тыс. чел.), в Пензенской (54,7 тыс. чел.), Ульяновской (39,0 тыс. чел.), Самарской (65,4 тыс. чел.). На севере Саратовской области (10,9 тыс. чел.), на западе Башкирии (20,3 тыс. чел.) и Оренбургской области (38,7 тыс. чел.), в Челябинской области (12,1 тыс. чел.), Москве (18,7 тыс. чел.) и Московской области (17,1 тыс. чел.). Всего в России 744,2 тыс. чел. (перепись 2010 года) [5].
(красными точками обозначены места расселения Мордовского народа по Российской Федерации)
Заключение
Мордовский народ проживает в России более тысячи лет. Наш народ очень доброжелательный, веселый и гостеприимный. Отличительные черты мордовского характера – стойкость, выдержка, решительность. Если посетите Мордовию не забывайте говорить местным жителям «Шумбрат!» («Здравствуйте!»).
Список использованных источников
1. Вихляев И. В. Древнейшая мордва : учебн. пособие /
И. В. Вихляев. – 2-ле изд., испр. и доп. Саранск : изд-во Мордов. ун-та,
2004. – 80 с.
2. Географический атлас Республики Мордовия - Мордовский Государственный университет Н. П. Огарева, 2012 г. – С. 51-75
3. История Мордовии : С древнейших времен до середины XIX века / под ред. Н. М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. – Саранск : изд-во Мордов. ун-та,
2001. – С. 12-34.
4. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин,
Е. Н. Мокшина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. – С. 37-81.
5. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. – 157с.
6. Степанов П. Д. Андреевский курган / П. Д. Степанов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. - 108с.
7. Степанов П. Д. Условия возникновения древнемордовского археологического комплекса или древнемордовской культуры /
П. Д. Степанов / / Вопросы истории и археологии Мордовской АССР. – Саранск, 1973. - 134 с.
8. Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории / В. А. Юрченков. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. – 368 с.