12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина11
0

Мультипликация как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Мультипликация как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Реферат











Исполнитель

Морева

Екатерина Павловна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

группа 26 Б

Научный руководитель

Кадочникова

Ольга Владимировна





Каменск-Уральский

2022

Содержание


3

Введение 4

Понятие и номенклатура универсальных учебных действий 6

2 Использование мультипликации в обучении младших школьников 13

3 Особенности использования мультипликации для формирования универсальных учебных действий у младших школьников 21

Заключение 26

Список используемых источников 29

8. Программно-методические комплексы – Текст: электронный// Современное оборудование для Новой школы: [сайт]. – URL: https://www.sites.google.com/site/sovoborudsh24/programmno-metodiceskie-kompleksy (дата обращения: 06.02.2022). 30

Приложение А 32

Приложение Б 33
































Введение



Одна из главных задач современной системы образования – это формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При ее решении необходима реализация деятельностной модели обучения, лежащей в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Также эта модель базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.[13]

Современный младший школьник живет в условиях информационного изобилия, для которого в буквальном смысле слова характерно принципиально новое образовательное поле. Здесь имеются в виду технологичные информационные средства обучения и развития, а именно аудио-, видео-, мультимедиа-технологии и др. Так как младшие школьники, как правило, воспринимают и усваивают информацию посредством визуализации, то мультипликация становится наиболее распространенным и востребованным источником медиаобразовательной информации.

Образовательный фактор мультипликации позволяет успешно решать задачи современного образования, а именно создавать условия для формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Использование мультипликации способствует тому, что происходит подача в сжатом, концентрированном виде большого массива информации, которая заранее подготовлена для восприятия на профессиональном уровне.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследования: Мультипликация как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Цель исследования: изучение особенностей использования мультипликации как одного из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

Раскрыть понятие и номенклатуру универсальных учебных действий.

Описать возможности использования мультипликации в обучении младших школьников.

Охарактеризовать особенности использования мультипликации для формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

При написании реферата были использованы следующие методы исследования:

По этапам поиска: метод отбора материала; анализ печатных и электронных источников.

По уровню проникновения в сущность: изучение материала; анализ и синтез; опрос.

По функциям: объяснение, статистическая обработка материалов исследования.

Теоретической основой исследования являются работы: А.Ф. Бурухина, Б.С. Волков, В.В. Абраменко, Д.Б. Эльконин, Л.А. Ильина, Л.М. Баженова, Л.С. Выготский, Ч. С. Чаплин.






Понятие и номенклатура универсальных учебных действий



Приоритетной целью современного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одна из основных целей обозначена как «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия в широком значении означают умение учиться, т. е.  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [12]

Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.[5]

Рассмотрим функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах.[1][11]


В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;

4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- действие смолообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий. 

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

        Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

        Универсальные логические действия:

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнениясериации, классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей,  

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        Видами  коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий –  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,  и свойства. [4]

Следует отметить, что развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Таким образом, универсальные учебные действия — это базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий обучающегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. В составе основных видов выделяют следующие блоки УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные, которые реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности и обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.



2 Использование мультипликации в обучении младших школьников

Стремление людей создать альтернативную своему миру существования реальность привело к рождению в XX веке нового вида искусства – искусства мультипликации. По мнению Ч. С. Чаплина, мультипликация представляет собой самостоятельный и самобытный вид киноискусства, который появился раньше кинематографа и которому принадлежит будущее. Художественные образы в мультипликации создаются методом съемки последовательных фаз движения объектов: рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация), в результате возникает иллюзия оживления рисунков и неодушевленных предметов, что созвучно природе создания художественных образов в детском воображении.

Современная детская анимация представляет собой многоликое социокультурное явление, объединяющее в себе функции просвещения, обучения, воспитания и детского досуга. Основной формой детской анимации является мультипликация, а основным продуктом - мультипликационный фильм.

Этапы развития детской анимации, как и анимации в целом, связаны с эволюцией ее образных средств – языка анимации (движение, время, пространство, цвет, графика и др.), в соответствии с этим, условно можно выделить в развитии детской анимации два основных этапа: первый этап – классический (докомпьютерный); второй этап – современный компьютерный, с применением компьютерных технологий.

На первом этапе развития детской анимации выделяются два периода: период рождения детской анимации как вида киноискусства (1920-е годы), и период активного становления индустрии производства детских анимационных фильмов (1930 – 1970 годы, докомпьютерная эра). Первый (докомпьютерный) этап развития детской анимации относится ко времени становления мультипликации как вида киноискусства. В этот период формируется универсальный интернациональный образный язык мультипликации, художественные образы создаются методом съемки последовательных фаз движения объектов: рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация), в результате возникает иллюзия оживления рисунков и неодушевленных предметов, что созвучно природе создания образов в детском воображении.

Второй этап в развитии мультипликации – это период развития компьютерных технологий, позволяющих, с одной стороны, упростить производство мультфильмов, с другой стороны, максимально приблизиться к воспроизведению реального объемного изображения.[39]

Цифровые технологии уже давно пришли на смену привычным образовательным методам. Современная российская мультипликация – это инструмент, с помощью которого можно не только разнообразить процесс обучения, но и помочь младшим школьникам развить навыки коммуникации, социализации, критического и медиамышления.

По мнению Ильиной Ларисы Анатольевны, активно использовать мультипликацию можно и нужно в младшем школьном возрасте. Это обуславливается возрастными и психологическими особенностями детей данного возраста.

Согласно возрастной периодизации на основе ведущей деятельности психолога Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 10–11 лет.

Под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция обучающегося и умение учиться.

Известные российские психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, описывая возрастные периоды, отмечали три главные характеристики этого возраста: социальную ситуацию развития; ведущую деятельность; возрастные психические новообразования.

Социальная ситуация развития младших школьников связана с особенностями школьного обучения, которые способствуют ее изменению. Так, младшие школьники становятся «общественными» субъектами. С поступлением в школу они приобретают определенный социальный статус ученика. Меняются их интересы, ценности, образ жизни, изменяется режим дня, они учатся самостоятельно распределять свое время. Младшие школьники приобретают социально значимые обязанности, за выполнение которых получают общественную оценку. У них появляются отношения зависимости и подчинения определенным правилам: выполнение домашнего задания, соблюдение режима дня. Вся система их жизненных отношений перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно они справляются с новыми требованиями.

Таким образом, в младшем школьном возрасте социальной ситуацией развития становится ситуация обучения, т.е. учебная деятельность.

По мнению Б.С. Волкова, учебная деятельность – это систематическое и целенаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика. В отличие от игровой деятельности этот вид деятельности у младших школьников носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер.

В младшем школьном возрасте (7–11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой учащиеся с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.

Содержанием учебной деятельности младшего школьника выступают научные понятия, законы науки и общие способы решения практических задач.

Предметом учебной деятельности младших школьников является собственная оценка своих достижений. Поэтому целью обучения для младших школьников становится процесс собственного изменения, а результатом этой деятельности – изменение своей личности и саморазвитие.

Важные психические новообразования в младшем школьном возрасте – это произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия.

Способность действовать произвольно формируется постепенно на протяжении всего младшего школьного возраста. По мнению Л.С. Выготского, «произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка».

Произвольность поведения предполагает не только своевременное включение в работу, стремление не отвлекаться, но и умение подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу. У первоклассников общие правила еще не стали правилами их поведения. Не редко с обучающимися случаются такие ситуации, которые описывает доктор психологических наук Д.Б. Эльконин: «ребенка в первом классе на первом уроке просили нарисовать четыре кружочка, а затем раскрасить три – желтым и один – синим. Дети красили разными цветами и говорили: «Так красиво».

Младший школьный возраст является важным возрастным периодом, в течение которого происходят значительные изменения в личностной сфере младших школьников, их эмоциональной, познавательной, психической и физиологической сферах деятельности.

Патрик Гриффин, профессор Мельнбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века, выделил актуальные для детей нашего времени навыки:

эмоциональный интеллект;

виртуальное сотрудничество;

осмысленное принятие решений;

дизайнерское мышление;

трансдисциплинарность;

цифровое мышление;

нестандартное мышление;

управление вниманием;

грамотность в области новых медиа;

межкультурная компетентность.

«Дети XXI века» – уже устойчивое выражение. Его, как правило, используют, когда хотят подчеркнуть степень «продвинутости» человека в цифровых технологиях. Этих детей характеризует следующее:

очень высокий уровень естественной компьютерной грамотности: современные информационные технологии для детей не инновации, а повседневность;

общение в интернете важнее личных встреч – переход социума и социализации из «двора» в Сеть;

аудиовизуальная информация воспринимается лучше текстовой – эмотиконы, фото и клипы вытесняют тексты. Дети в основном читают поверхностно, выборочно, «по ключевым словам»;

интеллектуальное развитие опережает социальное. Навыки трансляции знаний и социального взаимодействия формируются существенно хуже и медленнее навыков манипуляции с символами и вещами.[7]

Отечественные исследования о влиянии искусства мультипликации на нравственное, социальное, художественно-эстетическое развитие детей (В.В. Абраменкова, Л.М. Баженова, А.Ф. Бурухина, и др.). Результаты показали, что мультфильмы, в соответствии с возрастными особенностями детского развития, содержат высокий образовательный потенциал для формирования у детей системы представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, усвоения нравственных ценностей и норм поведения. В современной образовательной практике использование мультипликации в обучении детей младшего школьного возраста включает следующие формы: просмотр мультипликационных фильмов; применение анимации в учебном и учебно-коррекционном процессе; мультипликационную деятельность (создание мультфильмов детьми).

Мультфильмы условно можно разделить на две основные группы.

В первую группу входят мультфильмы, которые содержат потенциал для развития у детей нравственных чувств, представлений о нравственных ценностях и нормах поведения (мультфильмы, созданные по мотивам народных и авторских сказок, детских литературных произведений). Отечественными учеными разработан алгоритм педагогического сопровождения просмотра мультфильмов детьми: вступительная беседа педагога перед показом мультфильма с целью акцентирования внимания на общей идеи произведения; целостный просмотр; отбор и демонстрация эпизодов мультфильма, в которых наиболее ярко представлен основной смысл, их анализ и активное обсуждение; заключительная беседа, обобщающая полученные детьми знания и впечатления. Также были разработаны критерии к отбору мультипликационной продукции для обучающихся младшего школьного волзраста, выражающиеся в требованиях:

- к видеоряду (не быстрая скорость предъявления видеоматериала; гармония (отсутствие раздражающих глаз красок; умеренная «зрелищность» мультфильма);

- к аудиоряду (понятная ребенку лексика, соответствующая его возрасту и словарному запасу; не загруженность видеоряда вербальным сопровождением (отсутствие «обильной» речи); эмоционально окрашенная речь героев, усиливающая смысловую, чувственную нагрузку фильма);

- к сюжетной линии (четкость, простота и доступность сюжета, его динамичное, экспрессивное развитие, увлекающее ребенка в события, происходящие на экране; наличие «идеи-чувства», основного эмоционального тона, пробуждающего в зрителе разнообразные эмоции; наличие кульминационных моментов; отсутствие демонстрации опасных для жизни и сохранения здоровья форм поведения);

- к образу персонажей (красочность, оригинальность, экспрессивность, типичность (узнаваемость) и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов; яркость проявления характерологических черт персонажей в сюжетной линии; убедительная демонстрация персонажем полезных привычек, необходимости выполнения правил и норм поведения; благородство, отвага, успешность и харизматичность положительных героев для пробуждения желания дошкольника подражать им);

- нравственной проблематике мультфильма (наличие в сюжете нравственной проблемы, ситуации выбора, требующей от главных героев принятия решения в соответствии с нормами морали; утверждение ценности всех живых существ; наличие идеи дружбы и взаимопомощи, добра и справедливости).

Педагогическая ценность использования компьютерной анимациив обучении младших школьников, по мнению С. И. Карповой, заключается в наглядности, эмоциональном воздействии выразительных средств на восприятие учебного материала, интерактивности (создание привлекательных анимированных персонажей и программ обучения с обратной связью, взаимодействующих с учащимися: анимированные подсказки, проверочные задания, пояснения к решению задачи.

В современной образовательной практике активно используются программно-методические комплексы для начального общего образования, в которых учебный материал представлен с использованием мультипликации:  Комплекс учебных интерактивных наглядных пособий серии "Наглядная школа", Программно-методический комплекс "Развитие речи», «Новый диск», а так же мультфильмы с образовательным наклоном на мотивационном этапе и на этапе актуализация знаний для уроков русского языка, математики, литературы, окружающего мира, такие как:

- Урок «Письмо овалов и полуовалов. Классификация предметов на основе общего признака».(Мультфильм «Винни-Пух».)

- Урок «Предложение. Связь слов в предложении». (Мультфильм Три медведя.)

- Урок «Числа от 1 до 10» (Мультфильм Мешок яблок.)

- Урок «Лучший друг» ( Мультфильм Мой друг зонтик.)[8][9]

Таким образом, мультипликация представляет собой самостоятельный и самобытный вид киноискусства, включающий в себя функции просвещения, обучения, воспитания и детского досуга. Этапы развития детской анимации связаны с эволюцией ее образных средств – языка анимации. Современная российская мультипликация – это инструмент, с помощью которого можно не только разнообразить процесс обучения, но и помочь младшим школьникам развить навыки коммуникации, социализации, критического и медиамышления. Возможность использования мультипликации в младшем школьном возрасте обуславливается их возрастными и психологическими особенностями (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные психические новообразования). Младший школьный возраст является важным возрастным периодом, в течение которого происходят значительные изменения в личностной сфере младших школьников, их эмоциональной, познавательной, психической и физиологической сферах деятельности. Использование мультипликации в обучении детей младшего школьного возраста способствует формированию системы представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, усвоения нравственных ценностей и норм поведения и др.



3 Особенности использования мультипликации для формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В современном обществе человек с самого раннего детства вовлечен в информационное пространство. Особой силой нравственно-эстетического и эмоционального воздействия на детей обладают мультипликационные фильмы. Работа с мультипликационными фильмами в образовательном процессе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных).

В тоже время, одной из главных задач современного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Изменения, произошедшие в России в последние несколько лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.

Ребенку сложно развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие должно стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих детское действие.

Таким образом, деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Следовательно, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность (игровую, учебную).

Дети младшего школьного возраста воспринимают и усваивают информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому видеоматериалы, в частности, мультфильмы, могут быть самым доступным источником медиаобразовательной информации. Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из значимых механизмов социализации младших школьников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием. Произведения мультипликации стимулируют у младшего школьника работу воображения, фантазии, вовлекают его в мир обобщенных образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления.

Рассмотрим особенности формирования универсальных учебных действий на примере двух форм работы с мультипликацией: просмотр и создание.

В рамках образовательного процесса просмотра мультфильма целесообразно организовать на уроках, классных часах, внеурочных занятиях с целью вовлечения обучающихся в организации обсуждения заданной в мультфильме тематики, с целью разрешения конфликт ситуаций.

Учитывая, что у обучающихся в ходе просмотра мультфильма или после него возникает желание и потребность поделиться с кем-либо (прежде всего со сверстниками) своими впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, можно утверждать, о процессе формирования коммуникативных УУД (инициативное интерактивное сотрудничество), регулятивных УУД (прогнозирование и планирование своих действий), познавательных УУД (выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельная деятельность при решении проблем творческого и поискового характера), личностных УУД (ориентация в социальных ролях).

Более сложная форма – создание мультфильма. Во время этого процесса у детей появляется возможность проявить свои способности в литературе (написание сценария), рисовании и различных видах прикладного искусства (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), технике (работа с различным оборудованием), можно утверждать, о процессе формирования коммуникативных УУД (слушать и понимать речь других; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.), регулятивных УУД (определять последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.),познавательных УУД (отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; объекты с целью выделения признаков; находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.).

Мультипликационные фильмы обладают значительным обучающим и воспитательным ресурсом, поэтому могут быть включены в образовательный процесс на разных его этапах, в разные формы его реализации (уроки, классные часы, внеурочные занятия и пр.). Посредством мультфильма учитель может создать игровую или проблемную ситуацию, побуждающую активно искать новое знание (Как решить задачу Вити Перестукина? – м/ф «В стране невыученных уроков»), или провести этап закрепления полученных знаний (м/ф «Антарктида. Уроки тетушки Совы»).


Не все мультфильмы можно считать эффективными образовательными медиа-средствами. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10] продолжительность непрерывного применения технических средств обучения для учащихся 1-4 классов не должна превышать 15-20 минут. Однако, многие современные мультфильмы имеют продолжительность 60 минут и более. Кроме того, большинство мультфильмов, созданные в последние десятилетия, трудно поддаются педагогической дифференциации по направлениям воспитания, демонстрируют в своём содержании негативные для детской психики примеры поведения и психических состояний: истерика, шантаж, драка, месть, потеря рассудка. Эстетическая составляющая таких мультфильмов также имеет низкий уровень – герои-люди некрасивы, не обладают определёнными половыми признаками, персонажи-животные неузнаваемы, не обладают сходством с животными реального окружающего мира. Лексика часто представлена грубыми жаргонными словами и выражениями, недопустимыми для восприятия детьми на этапе формирования когнитивных психических процессов и психики в целом.

Абсолютно полярную характеристику имеет образовательный потенциал мультфильмов, созданных в период с 1930 по 1990 годы. Это мультфильмы, преимущественно созданные киностудиями «Союзмультфильм» и «Экран», так называемые «советские мультики». В настоящее время традицию создания доброго, познавательного и воспитывающего мультфильма продолжают современные анимационные студии «Петербург» (м\ф «Смешарики»), «Аэроплан» (м/ф «Фиксики», сборник «Мульти-Россия»), «Пчела» (м/ф «Корабли прошлых лет», «Звёздочка» и др.), «Пилот» (м/ф «Гора самоцветов»), Телестудия Роскосмоса (м/ф «Космические Юра и Нюра»).

Советские мультфильмы обладают приемлемой продолжительностью от 3 до 20 мин, носят наставнический, поучительный характер, по своему содержанию просты и понятны для восприятия детьми, отличаются качественно нарисованными персонажами и их литературной речью.

Анализ ПООП НОО позволил определить основное содержание тем (разделы)учебных предметов русский язык , окружающий мир, математика (Приложении А). [12]

В соответствии с указанными разделами отбирались мультфильмы, представляющие обучающую ценность по перечисленным учебным предметам н и способствующие формированию универсальных учебных действий (Приложение Б).

Систематизация мультипликационного материала приведена в формате таблиц с указанием названия мультфильма, его выходных данных, познавательной ценности, возможных этапов урока (занятия), на которых может быть продемонстрирован фрагмент мультфильма или весь мультфильм, а также названия тем разделов учебника и формируемые УУД.



Заключение

Одна из главных задач современной системы образования – это формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При ее решении необходима реализация деятельностной модели обучения, лежащей в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Также эта модель базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

При решение первой задачи мы сделали вывод что, универсальные учебные действия — это базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий обучающегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. В составе основных видов выделяют следующие блоки УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные, которые реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности и обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

При решение второй задачи мы пришли к выводу, что мультипликация представляет собой самостоятельный и самобытный вид киноискусства, включающий в себя функции просвещения, обучения, воспитания и детского досуга. Этапы развития детской анимации связаны с эволюцией ее образных средств – языка анимации. Современная российская мультипликация – это инструмент, с помощью которого можно не только разнообразить процесс обучения, но и помочь младшим школьникам развить навыки коммуникации, социализации, критического и медиамышления. Возможность использования мультипликации в младшем школьном возрасте обуславливается их возрастными и психологическими особенностями (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные психические новообразования). Младший школьный возраст является важным возрастным периодом, в течение которого происходят значительные изменения в личностной сфере младших школьников, их эмоциональной, познавательной, психической и физиологической сферах деятельности. Использование мультипликации в обучении детей младшего школьного возраста способствует формированию системы представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, усвоения нравственных ценностей и норм поведения и др.

При решение третьей задачи мы пришли к выводу что, деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Следовательно, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность (игровую, учебную).

Дети младшего школьного возраста воспринимают и усваивают информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому видеоматериалы, в частности, мультфильмы, могут быть самым доступным источником медиаобразовательной информации. Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из значимых механизмов социализации младших школьников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием. Произведения мультипликации стимулируют у младшего школьника работу воображения, фантазии, вовлекают его в мир обобщенных образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления.

Таким образом, цель данной работы достигнута. Поставленные задачи решены.

В дальнейшем планируется продолжение исследования в курсовой работе по теме: «Мультипликация как средство формирования коммуникативных УУД на уроках окружающего мира».



Список используемых источников

Об утверждении примерной основной образовательной программы начального общего образования: решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. №1/15. – 2016. – 31 авг. - Текст: непосредственный. (Дата обращения:03.04.2022).

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. – Каменск-Уральский: ГАПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный. (Дата обращения:03.04.2022).

Барышникова Е.В. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста/ Е.В. Барышникова. – Текст: электронный//Учебное пособие .: [сайт].- URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/4566/Барышникова%20Психология%20детей%20млад..pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения:11.11.2021).

Воропаев М.В. Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании/ М.В. Воропаев. - Текст непосредственный //Научное обозрение. 2021. – 150 с. (дата обращения:11.11.21).

Бобоёрева Г.А Система заданий по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках обучения грамоте/ Г.А. Бобоёрева -текст: электронный  // cyberleninka.: [сайт]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-period-obucheniya-gramote/viewer (дата обращения:19.10.2021).

Мультфильмы − современный инструмент образования – Текст: электронный// «Северо-Кавказская межотраслевая академия повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров»: [сайт]. – URLhttps://profi-ska.ru/item/322300 (дата обращения:11.11.2021).

Памятка для учителя по формированию коммуникативных универсальных действий// – Текст: электронный // - Общеобразовательное частное  учреждение  "Газпром школа":[сайт].‑ URL: https://nougazprom.mskobr.ru/files/pamyatka_po_formirovaniyu_kommunikativnyh_uud.pdf#:~:text=Видами%20коммуникативных%20действий%20являются%3A%20-,в%20поиске%20и%20сборе%20информации (Дата обращения:19.10.2021)

Программно-методические комплексы – Текст: электронный// Современное оборудование для Новой школы: [сайт]. – URL: https://www.sites.google.com/site/sovoborudsh24/programmno-metodiceskie-kompleksy (дата обращения: 06.02.2022).

Строганова Л.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Использование образовательного потенциала мультфильмов на уроках в начальной школе»/Л.В. Строганова - Текст: электронный// Образовательная социальная сеть: [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/06/11/metodicheskoe-posobie-ispolzovanie-obrazovatelnogo (дата обращения:16.03.2022).

Шинкоренко, А.В. Понятие и функции универсальных учебных действий/ Шинкоренко, А.В. - текст: электронный // виртуальный университет образовательной социальной сети.: [сайт].- URL: https://nsportal.ru/vu/kurs/206544/lection(дата обращения 19.10.2021).

Шкедова, Е.Н. ФГОС.  Проблемы, пути решения./ Е.Н. Шкедова.– текст: электронный // "Портал знаний" - сообщество творческих педагогов. : [сайт].- URL: https://hlestov_s_v.a2b2.ru/section/2187/item/8367/#:~:text=Приоритетной%20целью%20современного%20российского%20образования,полученный%20результат%2C%20т.е.%20научить%20учиться (дата обращения: 19.10.2021).

Яковлева, А.М. Мультипликационный фильм как средство формирования универсальных учебных действий / А.М. Яковлева. – текст: электронный // menobr.ru : [сайт]. -URL:https://www.menobr.ru/article/60052-qqe-16-m7-multiplikacionnyj-film-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-dejstvij (дата обращения: 25.09.2021).































Приложение А

Наименование учебного предмета

Наименование раздела учебника

Математика

Числа и величины

Арифметические действия

Работа с текстовыми задачами

Пространственные отношения.

Геометрические величины

Работа с информацией

Арифметические действия

Русский язык

Раздел «Фонетика и графика»

Раздел «Орфоэпия

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Раздел «Лексика»

Раздел «Морфология»

Раздел «Синтаксис»

Виды речевой деятельности

Обучение грамоте

Окружающий мир

Человек и природа

Человек и общество

Правила безопасной жизни











Приложение Б

Раздел учебника / тема урока

Название мультфильма

Карточка мультфильма

(входные данные)

Познавательная ценность мультфильма

Этап урока (занятия), на котором можно использовать мультфильм

Формируемые УУД

Учебный предмет «Русский язык». Раздел «Текст. Предложение. Диалог».

Урок «Предложение.

Связь слов в предложении»

Три медведя

СССР, Москва, Союзмультфильм, 1958г.,

9 мин 58сек.

Знание названия произведения устного народного творчества  и имен сказочных героев. Определение понятий «речь», «предложение», «слово».

Мотивирование к учебной деятельности, актуализация знаний, работа по теме урока.

Коммуникативные УУД: доброжелательный настрой учителя и обучающихся;

Регулятивные УУД: готовности всех обучающихся к занятию; формирование целевых установок учебного занятия и плана работы;

Учебный предмет «Окружающий мир». Раздел «Кто и что?»

Урок «Что такое Родина?»

С чего начинается Родина

Россия, Мультстудия СП Медиа, 2010г.,

4 мин30сек.

Формирование понятий Родина, родной язык, родная земля. Демонстрация государственной символики.

Работа по теме урока.

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные УУД: (общеучебные): самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Учебный предмет «Математика». Раздел «Числа и величины »

Урок «Числа от 1 до 10» (1 класс)

Козлёнок, который умел считать до 10

СССР, Союзмультфильм 1974 год,  19 мин 28 сек.

Формирование навыков  устного счёта.

Самоанализ и самоконтроль

познавательные: -определение границ знания/незнания; нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт; регулятивные: - планирование деятельности;

коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли; -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.





Автор материала: Е. Морева (3 курс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.