План выступления «Мнемотехнологии как условие развития универсальных учебных действий у младших школьников»

4
0
Материал опубликован 21 January 2016 в группе

МНЕМОТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УНЕВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

План выступления.

Актуальность

Технология опыта

Результативность опыта

Прежде, чем говорить об актуальности, давайте посмотрим, что же такое мнемотехнология.

Актуальность. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы).

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Реалии жизни современного общества таковы, что постоянный обмен информацией, использование современных средств коммуникации требует от каждого члена общества высокого уровня владения как устной, так и письменной формами речи. Грамотное письмо обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей при письменном общении, следовательно, владение родным языком приобретает социальную значимость, поскольку, как отмечал Л. В. Щерба, «писать грамотно требует социальная порядочность. 

Свободное владение языком является необходимым компонентом общей культуры человека, способствует успешной реализации личности в современном обществе. Фраза Д. Оруэлла «Кто контролирует язык, тот контролирует сознание» – является как никогда актуальной.

К сожалению, в последнее время все большее количество детей младшего школьного возраста испытывают трудности при обучении орфографическому письму. Что приводит к затруднению при развитии коммуникативных учебных действий: неумению грамотно и доступно выражать свои мысли как в письменной так и в устной речи.

Как помочь младшему школьнику на высоком уровне освоить орфографическое письмо, что бы впоследствии стать языковой личностью, способной самостоятельно осваивать и развивать свои коммуникативные умения?

Этому вопросу и повещена данная работа.

За все время работы в школе искала пути эффективного обучения с целью повышения интереса у ребят к самому процессу обучения. Обратила внимание, что всегда есть группы детей, которые легко на слух запоминают любую информацию, но письменные работы слабые, есть ребята, которые отлично пишут диктанты, но отвечать у доски не могут, а третья группа легко отвлекается, много двигаются за партой, запоминает самую незначительную часть информации поступающей на уроке.

А хотелось чтобы все ребята усваивали любой вид работы на уроке на хорошем уровне.

Изучая литературу, для повышения своей педагогической компетенции выяснила.

Из­вест­ны пять ос­нов­ных спо­со­бов, с по­мо­щью ко­то­рых лю­ди восприни­ма­ют мир. Мы мо­жем ви­деть, слы­шать, чув­ст­во­вать, ню­хать и пробо­вать на вкус. В на­шем моз­гу сен­сор­ная (по­лу­чен­ная ор­га­на­ми чувств) ин­фор­ма­ция транс­фор­ми­ру­ет­ся в не­ко­то­рую ре­пре­зен­та­цию (пред­став­ле­ние) или мо­дель. Эти ин­ди­ви­ду­аль­ные мо­де­ли на­зы­ва­ют­ся ре­пре­зен­та­тив­ны­ми сис­те­ма­ми. Согласно этому, все люди делятся по способу восприятия информации на аудиалов (слуховое восприятие), визуалов (зрительное восприятие), кинестетиков (чувственное, двигательное восприятие) и два промежуточных типа: аудиально-визуальный и визуально-кинестетический. Сис­те­ма, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ча­ще, чем дру­гие, на­зы­ва­ет­ся предпочитаемой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мой че­ло­ве­ка.

Одной из особенностей детей младшего школьного возраста является преобладание кинестетического канала восприятия информации. Кинестетик лучше запоминает через двигательную активность, поэтому младшие школьники испытывают трудности в усвоении школьной программы, которая построена в основном на аудиальном и визуальном способе передачи информации. Если форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе ребенка, он просто ничего не воспринимает и не понимает, так как у детей слабо развита способность перевода информации из одной системы в другую.

Хроническая неуспешность отрицательно сказывается на здоровье ребенка: возрастает тревожность, могут формироваться разного рода фобии, неврозы. Учителю необходимо излагать материал в трех репрезентативных системах, чтобы научить детей транслировать кинестетическую память в аудиальную и визуальную.

Итак, что же такое память?

Память – сложный психический процесс, это способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение.

Научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

Следует отметить, что работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так, профессор Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий (таким образом, мы видим, как находит свое подтверждение необходимость внедрения в образовательный процесс деятельностного подхода к обучению)1.

А теперь вернемся к особенностям русской орфографии.

Особенностью русского языка является расхождение между звучанием слова и его написанием, что делает невозможным правильное написание слова только на основе слухового восприятия. В русском языке много словарных слов, написание которых не подчиняется никаким правилам, поэтому их написание нужно просто зрительно запомнить. Способность к визуализации и способность создавать внутренние образы является источником продуктивного мышления, а иногда и основой творческих процессов.

Отдельные методические подходы и приемы предупреждения орфографических ошибок и анализа причин их возникновения, значимые для построения работы, содержатся в трудах Н. Н. Алгазиной, М. Р. Львова, Г. Н. Приступы, М. М. Разумовской, Н. С. Рождественского, М. В. Ушакова и других авторов. Однако изучение практики работы школы показало, что традиционные методы контроля оценивают конечный результат, не устанавливая причины успехов и неудач школьников. Такое положение можно объяснить недостаточной разработанностью методики педагогической диагностики, обеспечивающей выявление уровня орфографической грамотности учащихся, пробелов в их знаниях, установление причин ошибок и коррекцию деятельности учителя.

Анализ сложившейся ситуации позволил сделать вывод о существовании противоречия между пониманием необходимости выявления причин орфографических ошибок учащихся для повышения их орфографической грамотности и отсутствием методических средств решения данной задачи.

Поиск путей устранения существующего противоречия определил цель данного исследования.

Объектом исследования выступает процесс формирования орфографической грамотности младших школьников.

Предмет исследования составляет содержание, методы и средства формирования орфографической грамотности младших школьников с опорой на мнемотехнологии.

Гипотеза исследования состояла в следующем: результативность работы по формированию орфографической грамотности младших школьников должна повыситься, если в процессе изучения отдельной орфографической темы, начиная с этапа введения правила, будут целенаправленно использоваться мнемотехнологии.

Цель исследования заключается в выявлении возможностей использования мнемотехнологий для повышения уровня орфографической грамотности младших школьников.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы предстояло решить следующие задачи:

1. Определить у младших школьников ведущую модальность восприятия для установления целесообразности ориентации на мнемотехнологии при орфографической работе.

2. Выявить возможности программ, учебников, дидактического

материала по русскому языку с точки зрения возможности использования при обучении, построенном на мнемотехнологиях

3. Экспериментально проверить прогнозируемую эффективность опоры на мнемотехнические приемы обучения младших школьников

 правописанию конкретных орфограмм.

Для работы по данной теме были выбраны следующие методы

Для избежания “зубрежки” использовались следующие методы:

метод ключевых слов

метод взаимодействия всех ощущений

метод Цицерона

метод Айвазовского

Итак, чтобы помочь учащимся освоить орфографические навыки письма, мной были использованы следующие мнемотехнические приемы. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд.

Приемы:

Образование смысловых фраз из начальных букв

Квартира – Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка.
Капуста –
 капли капают на капусту: кап, кап, кап.

Рифмизация

Знаем мы давно - жи , ши

с буквой и всегда пиши.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она

И при помощи приставки образуются слова

Запоминания на основе созвучий

Собирать, стирать, задира -

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква и.

Если после корня — а,

В корне будет и всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? — Вытирай!

Нахождение ярких необычных ассоциаций

Некоторые овощи по форме круглые, или при разрезании дают круг – пишутся с буквой О.

Ягоды, огурец, помидор и т д

Для помощи запоминания информации кинестетикам предлагались активные игры с передвижениями по классу «Найди проверочное слово»

( слова размещались на стенах класса и на столах одноклассников). Проводились игры «Продолжи цепочку»: Том – дом – ком – кот – … и т.д.

 

Раздел 2. Технология опыта

Наблюдения велись по следующему плану:

тестирование по определению ведущей модальности учащихся;

проведение срезовых работ;

экспериментальное обучение;

повторное проведение срезовых работ;

анализ письменных работ учащихся.

Для начала было необходимо определить у младших школьников ведущую модальность восприятия для установления целесообразности ориентации на многосенсорную технологию получения информации при орфографической работе.

Наблюдения велись по следующему плану:

тестирование по определению ведущей модальности учащихся;

проведение срезовых работ;

экспериментальное обучение;

повторное проведение срезовых работ;

анализ письменных работ учащихся.

Для начала было необходимо определить у младших школьников ведущую модальность восприятия для установления целесообразности ориентации на многосенсорную технологию получения информации при орфографической работе.

При исследовании модальностей школьников были использованы следующие методы.

1. Тестирование, направленное на выяснение ведущего канала получения информации

Методика на определение ведущей модальности.

(http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school)

По результатам тестирования в классе больше ребят с аудиальной и кинестетической ведущей модальностью. Следовательно, большинство ребят в классе испытывают трудности при концентрации внимания. Аудиалы легко отвлекаются на различные шумовые эффекты. А кинестетики вообще легко отвлекаются на любые раздражители.

2. Контрольный срез знаний, нацеленный на выявления исходного уровня орфографической грамотности учащихся.Наша гипотеза исследования подтвердилась: результативность работы по формированию орфографической грамотности младших школьников повысилась в процессе использования мнемотехнологий.

 

1 Прим. автора

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации