Научно-исследовательская работа «Архаизмы, историзмы и неологизмы в русском языке»

4
0
Материал опубликован 5 April 2023 в группе

Автор публикации: К. Трушина, ученица 8Д класса

Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Полетаево









Научно-исследовательская работа

Секция: «Гуманитарные науки»



Тема: «Архаизмы, историзмы и неологизмы в русском языке»





Выполнила: ученица 8 «д» класса

Трушина Ксения

Руководитель: учитель русского языка и

литературы

Фетисова Е.Н.







2022 год



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Язык как развивающееся явление……………………………………3

Глава 2. Архаизмы……………………………………………..…………..…...4

Глава 3. Историзмы……………………………………………...……………...5

Глава 4. Неологизмы……………………………………………………..……..6

Глава 5. Анализ использования устаревших слов, неологизмов учащимися в повседневной жизни……………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………………7

Вывод……………………………………………………………………………..7

Список используемой литературы………………………………………………8

Приложение





























ВВЕДЕНИЕ

«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Михаил Александрович Шолохов

Все «живые» языки постоянно развиваются, совершенствуются и изменяются. Они имеют свое прошлое, настоящее и будущее. При этом язык неизменно выполняет свое важнейшее значение – служит средством общения. Так как язык постоянно меняется, многие слова исчезают из употребления, а новые слова появляются. В своей работе я хотел бы подробно изучить данные изменения.

Роль языка в обществе, как средства общения, невероятно велика. Поэтому данная тема всегда актуальна.

В данной научно-исследовательской работе рассматриваются такие явления русского языка, как архаизмы, историзмы и неологизмы.

Цель исследования: изучение понятий – архаизмы, историзмы и неологизмы, а также причины исчезновения и появления слов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать развитие слов в русском языке;

Изучить понятие – архаизмы;

Изучить понятие – историзмы;

Изучить понятие – неологизмы.

Методы исследования: чтение, обработка и анализ соответствующей литературы.

Практическая значимость: углубленное изучение данного вопроса, выходящее за рамки школьной программы.

При выполнении данной работы материал был изучен мной достаточно глубоко.

Данной работой я хотел бы обратить внимание на степень важности устаревших слов как культурного и исторического наследия нашего народа, а также проблему восприятия и необходимости новых слов.


Глава 1. Язык как развивающееся явление.

Язык, такой привычный и понятный, при ближайшем рассмотрении оказывается явлением странным и таинственным, живущим по своим, иногда необъяснимым и неизученным законам. Однако кое-что о языке все-таки можно сказать с полной уверенностью – например, что язык развивается.

Когда мы говорим о развитии ребенка, мы подразумеваем, что он растет физически, становится более умным и умелым. Что-то подобное можно сказать и о языке.

С течением времени в языке происходят изменения. В нем появляются новые слова, старые же уходят из употребления. Изменяется (обычно в сторону упрощения) грамматика. Происходят изменения в орфографии и в фонетике. Ряд этих изменений школьники рассматривают в 6 и 7 классах.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, изменения показывают, что язык жив. В мертвых языках (например, в золотой латыни) никаких изменений не наблюдается – но ведь на них и не говорит никто!

С другой – нам трудно понимать язык Ломоносова, а нашим правнукам, возможно, без перевода будет непонятен Пушкин.

Но, как бы то ни было, развитие языка – реальный факт, не зависящий от нашей воли и от воздействия извне. Язык развивается по своим законам и так, как хочет он.



Глава 2. Архаизмы


Русский язык постоянно изменяется, многие слова выходят из употребления. Для того чтобы понимать язык прошлого, нужно знать, что такое архаизмы в русском языке.

Архаизмы – это слова или словосочетания, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, при этом понятие, которое обозначает архаизм, до сих пор существует.

Следует разграничивать архаизмы от историзмов, которые обозначают предметы, уже вышедшие из современного употребления.

Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке. Именно новыми словами заменяются в языке архаизмы. Например, архаизм «перст» имеет синоним «палец».

Определение архаизмов тесно связано с развитием языка: новые слова заменяют старые.

Типы архаизмов

Архаизмы бывают нескольких типов: лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, лексические, грамматические, лексико-семантические.

Лексико-фонетические архаизмы связаны с изменением произношения: гишпанский – испанский, брег – берег.

Лексико-словообразовательные архаизмы связаны с изменением частей слова: дружество – дружба, ввечеру – вечером.

Собственно лексические архаизмы – это устаревшие целиком слова: дабы – чтобы, алкать – голодать.

Грамматические архаизмы связаны с изменением формы слова: песнь – песня, пиит – Грамматические архаизмы часто используются в художественных произведениях для создания старинного колорита.

Лексико-семантические архаизмы связаны с изменением предмета названия: живот – жизнь, позор – зрелище.

Примеры

Архаизмами являются следующие слова: зерцало (зеркало), дщерь (дочь), гистория (история), пиит (поэт), ланиты (щеки), ветрило (парус), вирши (стихи), уста (рот), град (город), пламень (пламя), зело (очень), отрок (подросток), лепота (красота), дошлый (хитрый), ушкан (заяц).

Примером архаичного фразеологизма является выражение «Беречь как зеницу ока», где зеница – зрачок, а око – глаз.

Глава 3. Историзмы

Речь человека полностью отражает его жизнь. С появлением нового предмета появляется новое слово, а когда предмет больше людьми не используется, то и слово становится ненужным. Поскольку язык постоянно меняется, есть и устаревшие слова, которыми обозначали предметы и явления, существующие сейчас. Об устаревших словах — историзмах и архаизмах — поговорим в этой статье.

Устаревшие слова

Оглянемся назад, например, лет на двести. Тогда ещё не было автомобилей, самолётов и, тем более, ракет и компьютеров. Соответственно, не было и слов, называющих эти предметы.

Люди тогда ездили в дилижансах, кибитках, двуколках и на других транспортных средствах, о которых мы сейчас даже не знаем. Сейчас этой техники нет, значит, и слова, её называющие, тоже стали употребляться значительно реже. Но слова не могут исчезнуть навсегда. Просто они из общеупотребительных перемещаются в разряд устаревших слов. Именно так они и называются: устаревшие.

Устаревшие слова — это своеобразная кладовая, где слова, которые мы не используем сейчас, ждут, когда же они понадобятся людям снова. Такие слова могут понадобиться, когда нам нужно рассказать о тех временах: например, если снимается исторический фильм или создаётся компьютерная игра о древней эпохе. В учебниках по истории и географии тоже много слов, называющих предметы, которых сейчас нет.

Кратко подытожим: устаревшие слова используются для передачи реальности определённой исторической эпохи. Если мы не знаем их значение, то можно посмотреть в толковом словаре.

Существуют специальные словари устаревших слов, где можно узнать не только значение, но историю происхождения слова.

У всех историзмов есть своя историческая эпоха. Не обязательно эти слова употреблялись тысячелетия или столетия назад. Есть историзмы, которым всего пять-десять лет.

Например, современные молодые люди вряд ли знают, что такое пейджер. Но всего 15 лет назад это было устройство для передачи информации. То есть совсем недавно это было современное слово, но с развитием технических средств оно уже стало историзмом.

Слово «дискета» — тоже историзм, но совсем молодой. Буквально 15 лет назад компьютерная дискета была необходимостью для работы на ПК, а теперь она уже не нужна. И слово тоже перешло в разряд историзмов. Поэтому общеупотребительные слова на данный момент через год-другой тоже могут стать историзмами. Это ещё раз доказывает, что наш язык полностью отражает развитие человечества.



Глава 4. Неологизмы


Язык — непрерывно изменяющееся явление. В нём отражается жизнь общества. В XXI веке люди испытывают затруднения при чтении текстов из XVII–XVII веков. Часть слов ушли из русского языка, устарели, утратили своё значение. Им на смену приходят новые слова, обозначающие новые реалии, явления, понятия, появившиеся в жизни людей. Неологизмы рассматриваются в курсе изучения лексики в 6 классе.

Как появляются новые слова в русском языке

Новые слова в современном русском языке появляются двумя путями:

Вместе с техническими новинками, новыми видами спорта, предметами быта слова заимствуются из других языков. Примеры: сёрфинг, бейсбол, факс, монитор, е-мейл, фейсбук.

Образуются в самом языке на основе уже имеющегося в нём языкового материала. Так возникли слова теннисистка, амбициозный, погуглить, инфоповод и пр.

Кратко затронем авторское творчество как ещё один путь появления неологизмов. Созданные конкретным человеком новые слова редко становятся общеупотребительными. Это могут быть научные термины, введённые в профессиональный обиход учёным, название технической конструкции, придуманное его создателем, плод творчества поэта или писателя.


Пути появления неологизмов внутри самого языка

Морфологический. Это образование слов по словообразовательным моделям. Современные слова в русском языке часто появляются в результате сложения: лётчик-космонавт, пароварка, квартиросъёмщик, госдума, совфед. Количество слов-аббревиатур с появлением новых административных структур, общественных организаций просто зашкаливает: ОМОН, АО, РФ, МИД, ОВД, НКО, СМИ. Образуются слова и другими способами (приставочный, суффиксальный, сложение и др.): припарковаться, микроволновка, лайкнуть, мультиварка, удалёнка, фейковый.

Лексический. Появление у слова нового значения. Так возникли зебра (в значении пешеходный переход), ролик (в значении видеосюжет), скачать, залить (в том смысле, в каком они применяются в интернете).

Как называется новое явление, предмет, действие, определяется во многом тем, пришло ли слово вместе с тем, что оно означает, из-за рубежа или нечто подобное существовало в нашей стране. Борьба под названием дзюдо, рукоделие оригами сохранили своё название, потому что не имели аналогов в России. А вот слова сенат и парламент в отношении руководящего органа не заняли лидирующую позицию, наравне с ними используются русские аналоги дума, совет.



Глава 5. Анализ использования устаревших слов, неологизмов учащимися в повседневной жизни.

Насколько прочно вошли в современный русских язык неологизмов, свидетельствует их частота употребления в речи и проникновение в современные словари.

Чтобы узнать уровень овладения неологизмами современными подростками, выявить их отношение к использованию их,  мы составили анкету  (Приложение № 1)   и провели опрос среди учащихся разных классов.

Результаты отразили, построив диаграммы (Приложение 2)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мной были подробно изучены такие понятия, как архаизмы, историзмы и неологизмы русского языка.

Особое внимание было уделено развитию русского языка, его изменению и факторам это вызывающим.

Мною были сделаны следующие выводы:

Язык постоянно меняется;

Изменения в языке напрямую зависят от изменений в жизни общества;

Многие слова совсем исчезают из русской речи;

Новые слова вызывают порой неодобрение у старших поколений;

Язык – это огромная кладовая человеческой мысли. Он осуществляет связь времен и поколений.

Наш русский язык «живет», постоянно меняется и развивается вместе с нами. Необходимо тщательно изучать данные изменения и наблюдать за развитием, чтобы сохранять это наиценнейшее культурное наследие.











Список используемой литературы:


1.https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie.html

2.https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/arhaizmy-primery.html

3.https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/novye-slova-v-russkom-yazyke.html

4.https://school-science.ru/5/10/34596


Приложение 1.

1.Как вы думаете, почему уходят из повседневного употребления устаревшие слова?

знаю не знаю


2.Можете ли вы определить причину появления новых слов в русском языке?


да нет


3.Считаете ли вы, что неологизмы «засоряют» русский язык?


да нет


Приложение 2

1.


t1680686989aa.gif

2.

t1680686989ab.gif

Приложение 3

t1680686989ac.gif



Выводы:

Неологизмы прочно вощли в нашу жизнь. В целом ребята показали   хорошие знания неологизмов.  Большинство опрошенных не только часто используют их в своей речи, зная их значение, но и понимают причины их появления в нашем языке, кроме того считают, что новые слова в большинстве своем обогощают наш язык. Возможно, именно поэтому многие не готовы отказаться  от их использования в речи.

 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.