12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киреева Екатерина Николаевна12
2

Научно-исследовательская работа по теме "Роль эпитетов в лирике северной поэтессы Татьяны Щербининой"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гуманитарная гимназия № 8»







РОЛЬ ЭПИТЕТОВ В ЛИРИКЕ

СЕВЕРНОЙ ПОЭТЕССЫ

ТАТЬЯНЫ ЩЕРБИНИНОЙ









Работу выполнила:

Чистякова Леста Александровна,

ученица 8 «А» класса

Научный руководитель:

Киреева Екатерина Николаевна,

учитель литературы













Северодвинск

2021



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Эпитет как средство художественной выразительности……………………………………………........................................................4

Глава 2. Роль эпитетов в творчестве Татьяны Щербининой……………………………………………………………………………………...5

Заключение ………………………………………………………………………………………9

Список использованной литературы………………………………………………………….10





ВВЕДЕНИЕ

Несомненно, роль эпитетов среди других образно-выразительных средств литературного языка немаловажна. Умело подобранный эпитет усиливает выразительность и образность речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальность предмета, явления или лица. Очевидно, что художественный язык произведений необыкновенно богат образными определениями.

Эпитет, известно, рассматривался многими учеными-литературоведами разных эпох. Рассуждения о роли и назначении эпитетов, об источниках их возникновения встречаются еще в сочинениях античных мыслителей (Аристотеля, Квинтилиана, Деметрия и др.). Выяснение природы эпитетов занимало умы многих выдающихся филологов XIX — начала XX веков: Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. А. Потебни и других исследователей.

Ученые литературоведы предлагают различные классификации эпитетов.

Ввиду общей недостаточной изученности творчества северных писателей и поэтов исследование роли эпитетов в творчестве северодвинской поэтессы Татьяны Щербининой представляется особенно интересным. Это и обуславливает актуальность данной работы.

Цель работы заключается в определении роли эпитетов в творчестве Татьяны Щербининой.

Для достижения поставленной цели мы должны решить ряд задач:

Рассмотреть определения эпитета и его классификации, которые предлагаются разными авторами;

Проанализировать творчество северодвинской поэтессы Татьяны Щербининой на предмет использования эпитетов;

Сделать вывод о роли их употребления в творчестве автора.

Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении региональной литературы. Это обуславливает практическую значимость работы.

В исследовании темы были использованы следующие методы: 1) аналитическое чтение; 2) анализ; 3) обобщение.



ГЛАВА 1 ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи: Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, А. А. Потебня, В. М. Жирмунский и др. Однако до сих пор наука не располагает разработанной теории эпитета, нет единой терминологии, необходимой для характеристики различных видов эпитетов. Понятие «эпитет» иногда неоправданно расширяют, относят к нему любое прилагательное, выступающее в функции определения. Однако к эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Так что же такое эпитет?

В Словаре литературоведческих терминов (4,стр.180) встречаем следующее определение: «Эпитет - слово, определяющие, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явление, предмета»

Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение. Например: «Поставил мольберт и в зловещем разгроме переезда начал вспоминать…». Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратит внимание читателя. Например: « Я понял, что снабдил своих юных друзей слишком подробным материалом, слишком легкоусвояемый и обнаженным…»

Эпитет может быть всякое определяющее слово: существительное, прилагательное, наречие или причастие. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Такие эпитеты называются метафорическими, поскольку они нередко представляют собой метафору в сокращенном виде. Метафорический эпитет - соединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия). Например: «царапающий шепот, березовый веселый язык».

В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими. Например: « Хорошо живем в либеральное время…»

Определения, выраженные словами, сохраняющими в контексте свое прямое значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут выполнять эстетические функции, быть сильным изобразительным средством. Такие точные эпитеты не уступают в выразительности любым метафорическим. Например: « Пожал руку, выкладывая в пожатие особую печальную сердечность».

Эпитеты исследуют с разных сторон, предлагая при этом различные их классификации. С генетической точки зрения, предложенной К.С. Горбачевичем (6), эпитеты можно разделить на:

- общеязыковые, к ним, то есть, к самой многочисленной группе, можно отнести часто употребляемые стойкие выражения, такие как «багровый закат», «трескучий мороз», сардоническая улыбка», «высокая грудь». Эти словосочетания употребляются в прямом, своём основном значении. Большинство устоявшихся выражений относятся к описаниям природы.

Наряду с ними часто встречаются и другие выражения, где определениями являются употреблённые в переносном значении слова. Эпитеты в таких случаях приобретают более яркую эмоциональную окрашенность. Например: «могильная тишина», «ядрёный мороз», «молниеносный взгляд». Для сравнения можно взять сочетания «полная тишина», «сильный мороз», «быстрый взгляд», где эпитеты употребляются уже в прямом своём значении.

- индивидуально-авторские: «скалозубый», «нагловзорый» (7)

- народно-поэтические, Ими насыщены произведения народного творчества: сказки, песни, байки, побасёнки. Современные авторы также частенько обращаются к ним, стилизуя свои произведения под старинные народные сказания, легенды или сказы. Также для яркости и образности народной речи прошлых лет писатели вынуждены прибегать к подобного рода эпитетам.

«Сине море», «буйный ветер», «буйна головушка», «серый волк», «сыра земля» - всё это выражения, взятые из устного русского народного языка. Следует отметить такие особенности народно-поэтических эпитетов, как частое употребление усечённых (кратких) прилагательных («сыра земля», «буйна головушка», «крепка любовь»»); перенос ударения на последний слог («шелкОва трава», «зеленО вино»); инверсия (перестановка определяемого слова перед определяющим), например: «ноги резвы», «ветры буйны», «солнце красно».

Стилистический подход, который предлагает В.П. Москвин (11), к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:

Усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове «зеркальная гладь», «холодное равнодушие», «аспидная темень»; к усилительным эпитетам относятся и тавтологические «горе горькое» (Ахматова).

Уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.

Контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов — оксюмороны. «живой труп» (Толстой); «радостная печаль» (Корол.); «ненавидящая любовь» (Шолохов).

Согласно классификации, которую предлагает И.Б. Голуб все эпитеты (как с прямым, так и с переносным значением) могут быть распределены на группы с учетом ключевого для определяющего слова компонента значения. Среди таких групп можно выделить следующие: цветовые эпитеты, вещественные, эпитеты формы и размера, оценочные и кинестетические. Следует отметить, что исследование эпитетов каждой из этих групп представляется интересным и перспективным.

Действительно, эпитет – одно из самых популярных средств, художественной выразительности, которые используют авторы. Исследователи литературного творчества рассматривают данный троп с разных аспектов. Особый интерес вызывают эпитеты, обозначающие образный признак, используемые северодвинской поэтессой Татьяной Щербининой.



ГЛАВА 2 РОЛЬ ЭПИТЕТОВ

В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ЩЕРБИНИНОЙ

Огромное значение в творчестве северодвинской поэтессы Татьяны Щербининой, на наш взгляд, имеют эпитеты. Представленные эпитеты условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся эпитеты, описывающие внешность человека. Например, в стихотворении «Русалка»(№7): «Я глаза его – цвета морской тишины, золотые ресницы». Поэтесса с помощью эпитетов показывает красоту человека - возлюбленного русалки, акцентируя внимание на его глаза и ресницы. В описании портрета персонажа цветовые эпитеты использованы в создании художественной детали – глаз. Таким образом, персонаж кажется более уникальным, индивидуальным, ярким.

Ко второй группе относятся эпитеты, описывающие природу. Например, в стихотворении «Крымское»(№1): «Под крылышком Крыма - прозрачное сердце твое, и звездное небо сияет в зеленом зрачке». Автор при помощи эпитетов хотела выразить собственное отношение к городу, показать невинную и видимую для всех цветущую красоту Крыма. Художественные детали - сердце и зрачок - созданы с помощью цветовых эпитетов и использованы в описании города. Таким образом, Крым кажется более удивительным и открытым для всех городом.

В стихотворении «Одиночество. Осень. Снег» (№6) также присутствует цветовой эпитет: «Тополя в серебристых тогах». Поэтесса восхищается красотой деревьев, предавая им необычные оттенки с помощью эпитетов. Таким образом, деревья кажутся будто неземными с потрясающими оттенками серебряного.

В стихотворении «Крымское»(№1): «По черному городу я иду» поэтесса с помощью эпитетов показывает мрачность города, плохую погоду. Таким образом, читатель ощущает пессимистическую, напряженную обстановку.

В стихотворении «Подари мне свой город» (№2) представлен эпитет «Близорукое небо». Автор говорит о красоте природы, акцентируя внимания на небо. Цветовые эпитеты помогают читателю «дотронутся» до небес, для более увлекательного прочтения. Таким образом, небо кажется чем-то близким и постижимым.

В стихотворении «Черный мыс»(№3): «Небо сонное склоняется вниз, обнимая задремавший поток». Поэтесса с помощью эпитетов описывает красоту утренней природы, обращая внимание на небо. Таким образом, описывается дремлющие, просыпающиеся, неспешащие место, что придает чувство умиротворения.

В стихотворении «Ветер апреля» (№5): «Грезы уснувших морей, накрахмаленных рек». Татьяна Щербинина показывает природу медленно просыпающуюся после зимы. Таким образом, читатель может ощутить не спешащий переход времен года и состояния природы.

В стихотворении «Ночной дождь» (№4): «Дождь невоспитанный, весенний». Автор повествует о природном явлении - дожде, который беспокоит всех в весеннюю ночь. Таким образом, читатель сразу понимает, что дождь мешает в данную ночь.

К третьей группе относятся эпитеты, описывающие время.

Например, в стихотворении «Русалка» (№7): «И уныло проводят бесцветные дни». Поэтесса с помощью эпитетов показывает однотипные, скучные и унылые дни главной героини – русалки. Таким образом, читатель понимает, что каждый день проходит, как другой и ничего нового не случается.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что эпитет в творчестве северодвинской поэтессы Татьяны Щербининой усиливает выразительность и образность речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальность предмета, явления, лица.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпитеты как средство художественной выразительности всегда вызывают интерес при исследовании творчества того или иного автора. Согласно словарю литературоведческих терминов(4, стр.180), «эпитет - слово, определяющие, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явление, предмета». Эпитет – необходимое в творчестве поэта средство художественной выразительности, делающий произведение насыщенным, помогающий автору описывать предмет так, как видит он.

Литературоведы предлагают множество классификаций эпитетов по различным основаниям.

В творчестве северодвинской поэтессы Татьяны Щербининой эпитеты играют главную роль. Они используются для отображения природы («Под крылышком Крыма - прозрачное сердце твое, и звездное небо сияет в зеленом зрачке», «По черному городу я иду»), времени («И уныло проводят бесцветные дни»), внешности человека («Я глаза его – цвета морской тишины, золотые ресницы»).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что эпитет в творчестве северодвинской поэтессы Татьяны Щербининой усиливает выразительность и образность речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальность предмета, явления, лица.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

И.Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Учебное пособие. – М: Логос, 2003. – 432 с.

М. У. Кривоплясова.. «Средства и приемы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках.» Учитель, 2007. – 78 с.

Тимофеев Л.И., Венгров Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов «Средства речевой выразительности». – М.: Учпедгиз, 1963.

Интернет ссылки

Имитатор : Есин Сергей Николаевич http://tululu.org/read65866/63/

Классификация эпитетов в научной литературе http://infourok.ru/statya-klassifikaciya-epitetov-v-nauchnoy-literature-714301.html

К.С. Горбачевич, «Нормы современного русского литературного языка» http://textoroom.ru/chto-takoe-epitet.html

Марина Цветаева «Стихи к Пушкину» http://stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/127.htm

Обзор подходов к типологии эпитета http://sci.house/russkiy-yazyik/141-obzor-podhodov-tipologii-98203.html

Словарь синонимов http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/80176/%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0

Стихотворения Татьяны Щербининой http://www.stihi.ru/avtor/nfnmzyf1&book=2#2

Учебные пособия Москвина http://www.moskvin.ru/moskvin_vasily_pavlovich.shtml

Что такое эпитет в литературе http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-epitet-v-literature-primery/

Что такое эпитет и каковы его функции http://textoroom.ru/chto-takoe-epitet.html



10


Автор материала: Л. Чистякова (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.