Научно-исследовательская работа «Роль познавательных игр в изучении географии» (7 класс)

0
0
Материал опубликован 4 December 2018

Учитель географии: Медведская Ольга Александровна. Методическая разработка по теме: Роль познавательных игр в изучении географии.

Наверное, каждый учитель, который хочет улучшить результаты своей работы, неоднократно задавался вопросом: «Каким способом это сделать?» Вполне очевидно, что для повышения эффективности учебного процесса необходимо вызвать у детей интерес к учебе. Выполнение всех требований и задач, которые предусмотрены программой и поставлены учителем, некоторыми учениками часто воспринимаются, как нелегкая, неинтересная обязанность. Убедить детей в противоположном может помочь разнообразие форм и методов обучения.

Нет необходимости спорить о том, насколько важны игры в жизни детей. Еще Я.Корчак говорила: «Игра - это возможность найти себя в обществе». Такова психология большинства людей: они хотят заниматься тем видом деятельности, который кажется им более легким, а не тем, который требует значительных усилий. А легче всего работается или учится именно в том случае, когда делать это интересно. Если работа делается легко, появляются первые успехи, которые окрыляют и могут уже больше повысить интерес.

Именно игра может избавить учеников от лени и заставить их приложить усилия, необходимые для получения новых знаний. Как бы хорошо не был подготовлен учитель, насколько современной не была бы его методика, все равно ученики отдадут предпочтение играм, в которых они самостоятельно будут получать новые знания, будут взаимообучаться. Играм, в которых им легко и интересно, и они во время игры забудут о всех своих учебных проблемах. Ученики с удовольствием примут и освоят информацию, которую предоставляет им учитель, но при этом он обязательно должен быть участником игры. Поэтому использование познавательных игр должно быть регулярным, но не должно становится основной формой работы, так как обучение не может превратиться только лишь в развлечение.

Следует также отметить еще целый ряд педагогических преимуществ, которые имеет игра, как форма учебной работы.

1. Состояние детей в процессе игры - это позитивное состояние со многих точек зрения: эмоциональной, психологической(возможность преодолеть, например, комплекс замкнутости), ученики могут расслабится, отдохнуть и получить удовольствие от процесса.

2. Игра обучает, то есть помогает ребенку узнать что-то новое о какой-либо конкретной теме (ребенок выполняет во время игры определенные действия, воспринимает слова или действия ровесников, что может усилить эффект восприятия).

3. Игра развивает: помогает развивать память, логику, заставляет ребенка, причем достаточно легко, не только читать учебник, но и использовать источники дополнительной информации по предмету.

4. Игра стимулирует самостоятельную деятельность ученика. Участие в игре, даже если она командная, предполагает определенную ответственность участников за свои действия, ведь они в этот момент находятся в центре внимания, на них смотрят одноклассники, партнеры или соперники, и речь идет о чести и достоинстве.

5. Игра дает возможность почувствовать собственный интеллектуальный успех, что важно не только для успешных учеников, но и особенно для учеников, которые имеют сложности во время изучения программного материала. Поэтому они имеют возможность раскрыться, показать, что они не хуже отличников.

6. Игра нередко может «разбудить» даже самых незаинтересованных учеников.

Игровые формы работы в ходе учебного процесса имеют не только образовательное значение, но и воспитательное, ведь во время познавательной игры происходит не только изучение нового материала, формирование знаний и умений, или обобщение и контроль знаний, но и воспитание сплоченности и взаимовыручки, потому что игроки - одна команда, воспитание чувства сопереживания.

Географические игры различаются между собой по ряду признаков.

По количеству участников игры могут быть: групповые, общеклассные, общешкольные и даже индивидуальные. Кроме того, во время проведения игр, для повышения интереса и активизации внимания зрителей, целесообразно проведение особого конкура для них.

Исходя из содержания вопросов, турниров и конкурсов, игры можно разделить по образовательным целям:

1. Игры, во время которых изучается новый материал, формируются знания и умения.

2. Игры для повышения общего интеллектуального уровня, развития кругозора.

3. Игры обобщающего повторения и контроля знаний и умений.

Еще более разнообразны формы проведения игр. Это могут быть КВН-ы, викторины, ролевые игры, турниры, брейн-ринги, игры-аукционы, игры на природе во время экскурсий, игровые пресс-конференции, игры-исследования. Выбирая форму географической игры необходимо учитывать возрастную категорию учеников, количество игроков и продолжительность игры. Еще одно, важное условие: игра не должна быть слишком долгой по времени, она должна быть динамичной, а вопросы задания и турниры -максимально понятными для участников и зрителей.

Использование игр на уроках дает много плюсов и самому педагогу: во-первых, игры повышают степень доверия в отношениях педагога с ученикам, сближают их: во-вторых, разрабатывая задания и вопросы, учитель пополняет багаж своих знаний и повышает свой профессиональный уровень; и в-третьих, педагог сам, как человек, получает удовольствие от игры и от понимания того, что игра удалась.

Игра: « Я люблю географию».

Для учеников 6-7 классов.

Цель: закрепить знания учеников, полученные в ходе изучения курса общей географии и географии материков и океанов;

развивать логическое мышление, смекалку, выдержку, умение работать в коллективе;

воспитывать интерес к изучению географии.

Форма проведения: игра-соревнование.

1. Организационный момент.

В игре берут участие две команды по 4 участника и ведущий. Игроки занимают свои места.

Объявляются правила игры. Во время игры команда за каждый правильный ответ получает 1 балл, а за музыкальный конкурс - 2 балла.

2. Проведение игры.

1 раунд «Географический ликбез».

Командам предлагают одинаковое задание: необходимо на слух правильно написать географические названия, предложенные ведущим. Команда, которая первая грамматически правильно напишет ответы, первой отвечает во втором раунде.

Задания: - Фолклендские острова

- Баб-эль-Мандебский пролив.

2 раунд «География на разных языках».

Ведущий задает вопросы игрокам команд по очереди.

Вопросы первай команде:

1. Какой из полуостровов Северной Америки в переводе на русский звучит как «земля рабов»? (Лабрадор)

2. Иранцы называли его Ашхаена, греки - Понт Аксинский, турки - Карадениз. А как мы его называем? (Черное море)

3. Скажите на французском «рукав»? (Ла-Манш)

4. Скажите на латинском «шар»? (Глобус)

Вопросы второй команде:

1. В переводе с языка племен банту название этого географического объекта звучит как «Большая вода». Что это? (Озеро Ньяса)

2. В переводе с санскрита название этоих гор звучит как «Дом снега». Что это за горы? (Гималаи)

3. Скажите на греческом «Сезонный»? (Муссон)

4. Скажите по-карибски «Сильный ветер»? (Ураган)

Подсчет баллов.

3 раунд «Географическая показуха».

Каждому капитану команды ведущий дает по 12 карточек с названиями географических объектов, терминов и т.п. При помощи мимики и жестов капитан должен объяснить своей команде, что написано у него на карточке, а его команда должна угадать. На выполнение задания дается 2 минуты, за это время участники должны отгадать как можно больше заданий.

Карточки для первой команды:

Колумб

экватор

компас

снег

дюна

река

Сахара

Луна

глобус

Гималаи

вулкан

Байкал

Карточки для второй команды:

Магеллан

полюс

барометр

дождь

бархан

океан

Нил

Солнце

план

Роман-Кош

землетрясение

Черное море

Подсчет заработанных баллов.

4 раунд «Географическая кухня».

На столе перед участниками команд лежат овощи, они должны назвать родину их происхождения.

Первая команда:

1. Баклажан. На востоке его называли овощем долголетия.(Индия)

2. Капуста. Древние греки говорили: «Если до этого у тебя была какая-то болезнь, она все вылечит, выгонит боль из головы и глаз». (Средиземноморское побережье).

3.Красный перец. Местные жители не знали соли, а мясо и другие продукты перчили, а европейцы называли его «красной солью».

(Мексика, Америка)

4. Свекла. (Междуречье Тигра и Евфрата)

Вторая команда:

1. Огурец. (Индия)

2. Дыня. В Европу ее привезли древнегреческие колонизаторы.

(Средняя Азия)

3. Помидор. Жители Мексики называли его «тумантла», а итальянцы - «Золотое яблоко». (Америка, Мексика)

4. Лук. Египтяне считали его священным, а римляне приписывали ему магическую силу. (Центральная Азия)

Подсчет баллов.

5 раунд «Правильная география».

Игрокам предлагают ответить на вопросы.

Вопросы первой команде:

1. Ветер, который дважды в год меняет свое направление? (Муссон)

2. Единица измерения солености воды? (Промилле)

3. Организмы которые пассивно переносятся волнами и течениями?

(Планктон)

4. Самая длинная река в мире? (Нил)

Вопросы второй команде:

1. Как называется ежегодное повышение уровня воды в реке?

(Полноводье)

2. Кто создал первый глобус? (Мартин Бехайм)

3. Название вещества, которое вылилось на поверхность Земли при извержении вулкана? (Лава)

4. Коралловый остров который имеет форму кольца? (Атолл)

Подсчет баллов

6 раунд «География в загадках».

Каждой команде предлагают разгадать загадки.

Загадки для первой команды:

Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

Всех и вскормит и вспоит, и угодьем наделит. (Почва)

 

Меня частенько 
Просят, ждут, 
А только покажусь, 
Так прятаться начнут. (Дождь)

Бегают вкруг огонечка 
Шесть сыночков и две дочки, 
Промелькнут года и дни, 
Но не встретятся они. (Планеты)

Загадки для второй команды:

Бежал по тропке луговой - 
Кивали маки головой. 
Бежал по речке голубой - 
Речка сделалась рябой.  (Ветер)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)

Что всегда ходит, а с места не сходит?  (Солнце)

По морю идёт, идёт, 
А до берега дойдёт — 
Тут и пропадёт. (Волна).

Подсчет баллов.

7 раунд «Верю - не верю».

Ведущий предлагает утверждения участникам команд по очереди, участники должны определить, правда это, или ложь и аргументировать ответ.

Первая команда:

1. Морской путь в настоящую Индию открыл мореплаватель Христофор Колумб в 1492 году. (Нет. Морской путь в Индию открыл Васко да Гамма в 1497-1498гг.)

2.На о. Ява (Индонезия) есть озеро, на поверхности которого образуются пузыри диаметром 3 метра и более. (Да, это «Газированное» озеро.)

3. В Индии выпал град размером с небольшую дыню, а некоторые градины весили почти 1,5 кг. (Да. Град выпал в окрестностях города Беллари 28 марта 1967 года.)

Вторая команда:

1. В 1855 году Давид Ливингстон открыл крупнейшее озеро в Африке, которое называется Виктория. (Нет. Давид Ливингстон открыл в этом году крупнейший водопад Виктория на реке Замбези.)

2. Самый высокий водопад мира на реке Чурун в горах Венесуэлы был открыт американским летчиком. (Нет. Летчик Джеймс Эйнджел открыл самый высокий водопад мира - Анхель, его высота 1054 метра.)

3. Слово «Вулкан» произошло от названия средиземноморского острова Вулкано. (Да. Этот остров назван в честь древнегреческого бога огня и образован из застывшей магмы.)

Музыкальная пауза. (Разыгрываются 2 дополнительных балла).

Задание. Спеть песню про времена года.

8 раунд «География на языке цифр».

Команды отвечают на вопросы.

Вопросы первой команде:

1. Какова длинна 1̊ экватора в км? ( 111,3 км)

2. Что означает это число - 11022 м.? (Глубина Марианской впадины)

Вопросы второй команде:

1. Чему равна средняя соленость воды Мирового океана? (35 промилле)

2. Что означает это число - 8848 м.? (Высота горы Джомолунгма)

Музыкальная пауза. (Разыгрываются 2 дополнительных балла).

Задание. Спеть песню про море.

9 раунд «География на заказ».

Этот конкурс начинает та команда, у которой наибольшее количество баллов.

Перед тем как прозвучит вопрос каждая команда заказывает количество баллов от 5 до 10. Затем, та команда, которая дает более правильный и полный ответ получает количество заказанных баллов, а другая теряет, то количество баллов которое сама заказала.

Вопросы:

1. Дуб и бук относятся к одной породе деревьев. Но если дуб - признанный «старейшина» европейского леса, т бук его «любимый» брат, встречается гораздо реже. Особые свойства древесины бука привели к его жестокой вырубке. Охарактеризуйте эти свойства.

( Древесина бука, как и дуба, чем больше насыщена влагой, тем крепче. Поэтому из нее издавна изготовляли колеса и использовали в судостроительстве. Древесина бука не имеет запаха. Она также пригодна для изготовления бочек для хранения и перевозки пищевых продуктов.)

2. На столе перед вами лежат: фасоль, кукуруза, картошка. Какую из этих культур итальянцы называли «тартуффоли», а местные жители дали ей название «чуньо» и что объединяет все эти растения?

(Общее у них то, что у них всех одна «родина» - Южная Америка. А название «чуньо» получила картошка, так ее называли индейцы.)

3. У жителей острова Такуата был очень странный обычай приема гостей. Гостям подавали еду в таком виде, что ее оставалось лишь проглотить. В чем заключался этот обычай?

(Это был достаточно не гигиеничный обычай, гостям подавали уже пережеванную еду.)

3. Подведение итогов.

Определение победителей и награждение команд.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации