Названия фестивалей Самарской области: прагмалингвистический аспект
Автор публикации: О. Боронин, ученик 10В класса
Введение
Для культурной жизни большинства стран характерно проведение огромного количества разнообразных фестивалей, презентаций, концертов, шоу и т.д. На наш взгляд, одним из факторов, оказывающих влияние на успех подобных торжественных мероприятий, является в числе прочих и данное им организаторами название.
Актуальность выбранной темы определяется, во-первых, постоянным ростом количества культурных мероприятий, которые нуждаются в номинации, а во-вторых, возросшим интересом современной лингвистики к изучению ономастических понятий с коммуникативно-прагматической точки зрения.
Цель проекта – провести анализ названий фестивалей, проводимых в Самарской области.
Для реализации этой цели нами поставлены следующие задачи:
- выявить место названий фестивалей в ономастическом поле;
- определить типы фестивалей Самарской области по общим основаниям;
- выявить принципы употребления, а также способы порождения названий фестивалей Самарского региона;
- раскрыть причины мотивации создания наименований фестивалей Самарской губернии;
- определить функции названий фестивалей Самарской области.
Предмет исследования – структурно-семантические и прагматические свойства названий фестивалей.
Объект исследования - названия фестивалей, проводимых в Самарской области.
Гипотеза. В текстах публицистики и рекламы названия фестивалей выполняют отличительную, информационно-презентационную, репутационную, эмоционально-экспрессивную и эстетическую функции.
Основные методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, метод сплошной выборки.
Научная новизна проекта обусловлена тем, что в нём предпринята попытка установить лингвистический (ономастический) статус названий фестивалей, проведён словообразовательный и прагматический анализ номинаций фестивалей.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в том, что предпринята попытка углубить представления об ономастическом поле. Представленные способы и принципы номинации фестивалей могут стать объектом исследования не только в ономастике, но и в теории номинации в целом. Для науки может представлять интерес также паралингвистический аспект изучения средств, которые участвуют в ходе создания и функционирования названий фестивалей.
Практическое значение исследования определяется возможностью применения полученных результатов при чтении курсов по теории языка, при проведении специальных семинаров по прагмалингвистике, социолингвистике и ономастике. Выводы к проекту могут представлять интерес для сотрудников сферы рекламы, а также для организаторов фестивалей, шоу, презентаций.
Характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. В ходе исследования были проанализированы научные концепции, развиваемые в трудах отечественных и зарубежных лингвистов в области ономастики (Е.Л. Березович, В.Д. Бондалетова, М.В. Голомидовой, Н.Д. Голева, Т.А. Гридиной, М.В. Горбаневского, Ю.А. Карпенко, И.В. Крюковой, А.В. Суперанской, В.И. Супруна, В.Н. Топорова, Г. Бауера, Е. Ейхлера, К.Хенгста, Э.И. Хоффмана и др.), а также прагмалингвистики (Н.Д. Арутюновой, Т.А. ван Дейка, В.З. Демьянкова, Ю.В.Горшунова, В.В. Красных, Е.С. Кубряковой, М.Л. Макарова, Е.В. Падучевой, Ю.С. Степанова, О.Вернера, X. Кальверкемпера, Дж. Р. Сёрля, Ч. Стивенсона, Р. Шрамека и др.).
Материалом для исследования послужили названия фестивалей, полученные путём сплошной выборки циклограмм культурных мероприятий, проведённых в Самарской области в 2020-2021 годах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Лингвистические основы изучения названий фестивалей
1.1. Фестиваль как форма праздничной культуры
На современном этапе развития общества фестиваль как особый вид массового праздника прочно вошел в нашу жизнь. В современной реальности, пожалуй, нет области, в которой бы не проводился фестиваль, стилевое и жанровое разнообразие которого не имеет границ. Фестиваль может проводиться в форме конкурсов, народных гуляний, ярмарок, игр, театрализованных представлений и т.д. Именно своим разнообразием и популярностью привлек наше внимание столь популярный и в то же время мало изученный вид массового праздника.
Рассмотрим столь знакомое, но противоречивое определение «фестиваль». В западноевропейской культуре понятия «фестиваль» и «праздник» используются в качестве синонимов. Этимологически «фестиваль» восходит к латинскому слову feviae, означающему «праздничные дни», «дни отдыха», а также к понятию festum, которое значит «торжество». В испанском языке часто употребляется слово fiesta, которое обозначает «праздник». Во французском языке эквивалентом этого термина является «fete», имеющее следующие значения: особый день, который посвящен культу религиозных церемоний; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, в том числе различные национальные праздники; удовольствия, житейские радости, счастье [Шубина 2006: 21, 55].
В современной науке фестиваль определяется как «массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады» [Большая советская энциклопедия 1977: 235]. Практически такой же точки зрения придерживаются авторы «Большого Энциклопедического словаря», которые определяют фестиваль как «массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового киноискусства» [Большой энциклопедический словарь 2002].
Г.Ю. Тихомирова понимает фестиваль как «актуальную форму социально-культурной деятельности детей и молодёжи» [Тихомирова 2016: 242].
Авторы «Музыкальной энциклопедии» под фестивалем понимают «празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединенные общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке ежегодно, раз в два года, раз в три-четыре года» [Музыкальная энциклопедия 1981: 791].
Безусловно, существует несомненная взаимосвязь между понятиями «праздник» и «фестиваль», но, на наш взгляд, необходимо учитывать, что термин «праздник» представляется более широким. Следовательно, можно говорить не о равнозначности этих терминов, а об их взаимосвязи. Фестиваль считается лишь одним из видов массового праздника, что и определяет его функциональные компоненты и структуру. Фестиваль – это сложная система, которая состоит из взаимодополняющих и взаимоисключающих элементов, обусловленных двойственной природой праздника.
В отличие от массового праздника, в основе фестиваля лежит не реальное событие, а главная идея праздника, заложенная организаторами. Именно идея определяет специфику мероприятия, особенности его организации, способы постановки, режиссуры и т.д. Кроме того, при проведении фестиваля особую роль играют участники, которые осуществляют функцию воплощения, и зрители, реализующие функцию восприятия главной идеи. При проведении фестиваля существуют также и другие условия: презентации, наличие жюри, мастер-классы, наличие символики и т.д.
А.С. Фролов, отмечает двойственную природу фестиваля. Учёный подчёркивает, что рассматриваемое понятие часто обусловлено двумя другими: «праздник» и «соревнование». С одной стороны, фестиваль как праздник – это специфическая форма коллективного единения, которая характеризуется общим настроением, а также сопереживанием участников. На фестивале люди осознают и переживают отдельные периоды жизни, социального бытия особым эмоциональным образом. Особая праздничная атмосфера мероприятия, непосредственное участие в праздновании диктуют участникам иной способ поведения и деятельности, отличающийся от того, который характерен для них в будничное время [Фролов 2003].
С другой стороны, фестиваль всегда имеет соревновательное начало. Большое количество проводимых ныне фестивалей имеют конкурсную основу. Фестивали-конкурсы дают организаторам возможность представить своё творчество на суд зрителей и профессионального жюри, которые, просматривая выступления участников, сопоставляя и сравнивая их, могут выявлять лучших [Резникова 2006].
Е.И. Резникова подчёркивает, что зачастую имеет место подмена понятий «фестиваль» и «конкурс». Некоторые организаторы, называя своё мероприятие фестивалем, используют только название, не реализуя в жизнь его возможности. При проведении фестиваля, в отличие от конкурса, главной целью должна быть не победа, а участие среди равных, возможность межличностного общения и творческого взаимодействия. Конечно, создать соответствующую атмосферу удается далеко не всегда. Зачастую на результат конкурсной программы фестиваля оказывают влияние не только творческие способности участников, но и финансовые вложения тех или иных участников.
На современном этапе развития общества фестиваль в качестве особого вида массового праздника очень востребован и настолько популярен, что с некоторых пор уже вышел за рамки просто фестиваля искусств. Фестивали стали использовать для привлечения новых идей и поиска талантов представители разнообразных сфер: науки, культуры, рекламы и т.д. Уникальность фестиваля заключается в том, что он побуждает личность к поисковой деятельности, помогает раскрыть самого себя, создает условия для воплощения творческого потенциала, расширяет возможности человека, способствует формированию и развитию креативности личности.
Таким образом, фестиваль — это не просто конкурс, самое главное в нём не состязание, а создание атмосферы праздника. Именно преобладание праздничного настроения позволяет отличать фестивали от конкурсов и соревнований. Во время проведения конкурсов определяются победители. На фестивале можно пользоваться полной свободой. Фестиваль не требует показ обязательных элементов [Орехова 2005: 6]. Органичное сочетание природы праздника и соревновательного начала помогает фестивалю выступать как универсальное полифункциональное мероприятие, которое способствует развитию творческого потенциала личности и общества в целом.
1.2. Функции фестивалей
Мысливцева Ю.В. предлагает выделить следующие функции фестивалей [Мысливцева 2008]:
1. Просветительская, которая отличается большим воспитательным и образовательным содержанием. Просветительская функция напрямую связана с формированием внутреннего мира человека, с развитием его нравственной системы ценностей и укреплением духовных ориентиров. Фестивальный праздник, по мнению А.Н. Меньшикова, – это «своего рода балансирование, альянс игры и жизни, школы и театра, развлечения и воспитания». Фестиваль становится оригинальной формой познания, формирует неожиданные ответы на вопросы, волнующие зрителя [Меньшиков 2003: 54]. Программа фестивалей обычно очень насыщенная и информативная, так как на них часто освещается культура и традиции народов в различных формах: танец, музыка, обряд и т.д.
2. Коммуникативная. Фестиваль способствует общению близких по духу людей, налаживанию межличностных контактов, творческих связей, обмену опытом, т.е. является своеобразным коммуникативным каналом, по которому достигается понимание между представителями разных культур, разнообразных социальных, профессиональных, возрастных, этнических и других групп. Фестивальное общение помогает узнать участникам мероприятия что-то новое, найти нечто общее. Словом, фестиваль открывает возможности для эффективной коммуникации.
3) Воспитательная функция реализуется в основном при непосредственном контакте участников фестиваля с представителями «другой» культуры в ходе благоприятного и дружественного контекста.
4) Развлекательная функция предполагает зрелищную составляющую: это не только программы выступлений участников, но и мастер-классы, презентации, ярмарки и т.д. Атмосфера праздника создаётся благодаря совместному времяпрепровождению и общению во время мероприятия, во время которого участники воспринимают презентуемую «информацию» как «красочное шоу». Такое погружение в иную культурную среду с возможностью попробовать новое блюдо, увидеть танец, услышать песню и т.п. способствует возникновению у участников фестиваля чувства новизны, удовольствия.
5) Социально-интегративная функция фестиваля проявляется благодаря его массовости, масштабу проведения. Фестиваль как форма досуга становится популярным и востребованным в сфере вовлечения в культурную жизнь общества, потому что у людей появляется уникальная возможность проявить себя перед большим количеством зрителей.
6) Эмоционально-психологическая функция фестиваля реализуется, потому что во время фестиваля участники публично представляют свои таланты, иногда завоёвывают награды. Для мероприятия характерен особый праздничный настрой. Как результат участие в фестивале «вместе со всеми и на виду у всех оказывает более сильное влияние на членов группы и имеет более глубокие последствия для них, чем участие в культурных событиях повседневности» [Жигульский 1985: 155].
7) Рекреационная функция фестиваля позволяет всем его участникам на какой-то период вырваться из обыденных будничных рамок, на короткое время внести изменения в ритм жизни, восстановить свои душевные силы, получить заряд энергии, творческой активности.
Таким образом, организация и проведение фестивалей предполагает межкультурное взаимодействие и коммуникацию всех участников. Фестивальные мероприятия оказываются действенным средством культурного просвещения.
1.3. Наименования фестивалей как имена собственные
В последние годы в науке появилось много трудов, посвященных исследованию ономастики. Среди них хочется отметить работы О.С. Андреевой, Л.А. Батуриной, А.В. Беспаловой, О.В. Врублевской, И.В. Крюковой, Т.П. Романовой, О.Е. Яковлевой и др..
Но названия культурных мероприятий, в том числе фестивалей, не были предметом специального изучения, встречались лишь немногочисленные упоминания. Например, Г. Бауер, изучая категории имён собственных и ономастические термины, упоминал об именах общественных, культурных, спортивных и относил их наряду с именами политическими, историческими и военными событиями к так называемым событийным именам, праксонимам (от греч. действие, поступок): Версальский договор, Вестфальский мир, Потсдамское соглашение, Французская революция и т. д. [Врублевская 2003].
Такой же точки зрения придерживался и Г. Вальтер, который относил названия торжественных мероприятий и праздников наряду с наименованиями политических событий, номинациями эпох и природных явлений к событийным именам [Врублевская 2003]. Следовательно, учёный отождествляет названия культурных мероприятий, к которым мы относим фестивали, и наименования исторических отрезков времени.
Иной точки зрения придерживается Суперанская, которая предлагает разграничивать названия праздников, юбилеев, торжеств и наименования отрезков времени (хрононимов): «Названия мероприятий, как хрононимы, могут относиться и к явлениям единственным в своей данности, и к регулярно повторяющимся. Отличие их от хрононимов состоит в том, что последние приурочены к определённой точке или отрезку времени, а названия мероприятий - к процессам, происходящим в определённое время...» Кроме того, А.В. Суперанская считает, что «по своим лингвистическим свойствам названия предприятий и учреждений близки названиям различного рода мероприятий: фестивалей, юбилеев, кампаний, ... войн и сражений» [Суперанская 1978].
Н.В. Подольская относит названия фестивалей к именам собственным: «Геортоним (от греч. праздник) - вид идеонима - собственное имя любого праздника, памятной даты, торжества, фестиваля: День Победы или праздник Победы (9 Мая), Международный женский день (8 Марта) «Москва — 80» (фестиваль)» [Подольская 1990: 48].
Аналогичного взгляда придерживается И.В. Крюкова. Она указывает на существование такого разряда ономастики, как геортонимия, к которому и относит названия праздников, концертов, фестивалей и т. п. И.В. Крюкова рассматривает часть геортонимов (фестивали, конкурсы, концерты) как рекламные имена и подчёркивает их прагматическую направленность [Крюкова 2003].
По мнению О.В. Врублевской, названия торжественных мероприятий, к которым относятся фестивали, конкурсы, выставки и кампании (акции, форумы и т.п.), обладают основными признаками собственных имён, в числе которых – индивидуализация. О.В. Врублевская считает, что зачастую «индивидуализируются не конкретные объекты материального мира, а абстрактные идеи и концепции проведения мероприятий» [Врублевская 2003].
В нашем проекте мы будем придерживаться терминологии, предложенной Н.В. Подольской, и станем относить названия фестивалей к именам собственным, к ономастическому полю «Геортонимы».
Глава 2. Коммуникативно-прагматический аспект изучения наименований фестивалей Самарского региона
2.1. Типы фестивалей Самарской области по общим основаниям
Самарский регион занимает лидирующие позиции в национальных рейтингах по количеству фестивалей. Ежегодно в нашей области формируется событийный календарь. Фестивали, проводимые в Самарской губернии, можно разделить:
I. По видам общественной деятельности и искусства: 1) музыкальные («Барабаны мира»), 2) театральные («Золотой ключик»), 3) кино- и фотофестивали («ТелеКиноМастерская»), 4) фестивали изобразительного искусства («Art & Cool»), 5) спортивные («Молодая Россия говорит наркотикам – НЕТ!»), 6) научные («Nauka 0+»), 7) военно-патриотические («Казачий хутор»), 8) исторические («Путешествие в прошлое»), 9) этнические («Кайга Fest»), 10) народного творчества и ремёсел («Батрацкая ярмарка»), 11) интеллектуальные («СамариУМ»), 12) гастрономические («Рыба-раки»), 13) it-фестивали («404 (деятелей Интернета)») и т.д.
II. По принципу хронологии: 1) ежегодные («Тремоло»), 2) разовые мероприятия.
III. По длительности: 1) краткосрочные от нескольких дней до двух недель («Утёвский подсолнух»), 2) среднесрочные от двух недель до месяца («ВолгаФест»), 3) долгосрочные от месяца до года («Яблочный фест»).
IV. По охвату территории: 1) международные («Кайга Fest»), 2) всероссийские («Самарская майовка»), 3) региональные («Чистый Репин»), 4) районные («Утёвский подсолнух») и др.
V. По виду площадок: 1) открытые, приводимые на открытом воздухе («Рок над Волгой»), 2) закрытые («ROCK METAL ШТОРМ»).
VI. По типу институциональной поддержки, когда инициатором проведения являются: 1) правительственные структуры («Шостакович. Самарское время. DSCH» проходит по инициативе Министерства культуры Самарской области и при поддержке Министерства культуры РФ), 2) частные компании и лица - спонсоры, меценаты и т.д. («Распусти свои клеши» проводится по инициативе «Радио-Самара-Максимум»), 3) общественные и частные фонды («Волгафест» по инициативе Фонда культурных инициатив) и т.д..
VII. По составу участников: 1) по степени профессионализма: а) профессиональные (Фестиваль мастер-классов от известных российских мастеров «Барабаны мира») и б) любительские (Фестиваль самодеятельных театральных коллективов «Лесной театр»), 2) по возрасту: а) вневозрастные («Ратное дело»), б) детские, молодежные («СамариУМ») и т.п.
Таким образом, в Самарской области проходит большое количество фестивалей, рассчитанных на разные целевые аудитории.
2.2. Принципы номинации фестивалей
Под принципами номинации Н.Д. Голев понимает «своеобразные ономасиологические модели, обобщающие наиболее характерные аспекты и признаки, по которым происходит называние однородных предметов» [Голев 1981: 12].
И.В. Крюкова предлагает следующие основные принципы номинации, которые можно применить к названиям фестивалей:
1) идентифицирующий принцип предполагает прямое отражение качеств называемого объекта в названии мероприятия. Подобные наименования используются в прямом значении, напрямую соотносятся с объектом номинации. Все свойства, качества, функциональное назначение фестиваля отражаются в его названии. Основная прагматика номинаций, данных по идентифицирующему принципу, определена их основным свойством – формировать в сознании потенциального потребителя образ объекта рекламирования (в нашем случае - фестиваля), соотносимый с его функциональным назначением. Такие названия соответствуют общим требованиям, которые предъявляются к наименованию: они удобопроизносимы, понятны, несут определенные семантические ассоциации: Фестиваль имени М. Анищенко.
2) условно-символический принцип предполагает опосредованное отражение качеств называемого объекта. Несмотря на то что название фестиваля не является прямым описанием объекта номинации, однако имеет с ним общие семантические компоненты. Нередко в названии есть указания на тематику или идею проведения фестиваля: Премьера одной репетиции (театральный фестиваль). Такие рекламные имена могут быть построены с опорой на тропы, например, метафоры (фестиваль «Золотая осень»), эпитета (фестиваль «Яблочный фест») и т.д.;
3) символический принцип предполагает полное отсутствие смысловой связи с объектом номинации. Между названием фестиваля и объектом номинации существует лишь условная связь. Семантика таких наименований зачастую абсолютно не ясна: фестиваль «Винтовкафест» (фестиваль в честь сибирского панка Егора Летова) [Крюкова 2003: 88].
На наш взгляд, наибольшим прагматическим потенциалом обладают названия фестивалей, данные с учетом первых двух принципов, поскольку они соответствуют требованиям, их семантика прямо или косвенно указывает на объект. Кроме того, названия второй группы могут быть построены с использованием тропов, что создает дополнительную экспрессивность.
2.3. Способы образования названий фестивалей
Проанализировав названия фестивалей Самарской области, мы пришли к выводу, что наиболее продуктивными способами их образования являются:
1. Лексико-семантический, при котором образование названия фестиваля происходит без изменений формы производящего слова:
1) семантический – переход в название фестиваля нарицательного слова: фестиваль «Тремоло» (Тремоло – это прием игры на музыкальном инструменте, который состоит в быстром повторении одной или нескольких нот, или же созвучий, зачастую на скорости в два или четыре раза больше, чем текущий темп произведения);
2) заимствование – использование для образования названия фестиваля иностранного слова в кириллической или латинской графике: фестиваль «Art & Cool».
2. Морфологический способ, при котором название фестиваля происходит в результате изменения морфемной структуры производящего слова:
1) префиксация: фестиваль «Протока»;
2) суффиксация: фестиваль «Движение»;
2) словосложение: фестиваль «ТелеКиноМастерская»;
3) аббревиация: фестиваль «Э-ХО» (Экологический хоровод).
3. Лексико-синтаксический способ – создание наименования фестиваля в форме словосочетания (фестиваль «Самарское кольцо») или предложения (фестиваль «Молодая Россия говорит наркотикам – НЕТ!»).
4. Графический способ (графиксация), особенностью которого является включение в номинацию различных графических маркеров (цифр, символов, шрифтового варьирования и т.д.).
Графический способ представлен множеством разновидностей. В нашем языковом материале наиболее частотны названия фестивалей, отличающиеся латинскими графическими маркерами: фестиваль «Rock над степью», фестиваль «Ostrov». В названиях фестивалей латиница, как правило, служит лишь средством визуального привлечения внимания.
Иноязычные морфемно-словесные элементы, оформленные латинской, а не русской (кириллической) графикой очень распространены в названиях фестивалей Самарской области: фестиваль «Кайга Fest».
В качестве графических маркеров могут быть также использованы различные символы ($, @ и др.), которые зачастую заменяют собой букву, при этом слово должно быть понятно читателю. Так, в названии фестиваля «Тремоло» графемы Е и Л имеют необычное написание. Например, буква Е напоминает музыкальный ключ.
Среди названий фестивалей мы встретили наименование, в которое включён восклицательный знак (!). Экскламация (ср. англ. exclamation – ‘восклицание’) – использование восклицательного знака для разбиения узуального слова на две и более лексемы - обладает особой прагматической значимостью:: фестиваль «О!стров».
В названиях фестивалей Самарской области встречается чередование прописных и строчных букв: фестиваль «ТелеКиноМастерская».
На наш взгляд, подобное выделение букв иногда несёт особый прагматический смысл. Так, в названии фестиваля «СамариУМ» заглавными буквами выделен слог «УМ», что указывает на то, что данное мероприятие имеет интеллектуальную направленность.
Нумерализация – использование цифровых обозначений в качестве самостоятельного средства создания наименований. В названии IT-фестиваля деятелей Интернета встречаем цифры «404». Ошибка 404 или Not Found («не найдено») — стандартный код ответа HTTP о том, что клиент был в состоянии общаться с сервером, но сервер не может найти данные согласно запросу. Именно эти цифры организаторы и взяли в основу наименования своего мероприятия.
В названии фестиваля «Ка4ели» организаторы сделали замену буквы "ч" цифрой "4" по ассоциации их почти одинакового звучания. Буква "ч" и цифра "4" начинает звучать со слога "че". Кроме того, внешне указанные буква и цифра схожи в написании.
В названии фестиваля «Nauka 0+» использована латинская графика, знак «+» и цифра «ноль», которая на рекламе изображена в виде глаза. К участию в фестивале приглашаются школьники, студенты и учёные. Видимо, поэтому в названии использована комбинация «0+», которая показывает, что наукой могут заниматься дети с минимальным, практически нулевым, уровнем знаний, студенты, которые уже имеют определённый багаж, для которых наука в будущем может стать траекторией развития, а также профессиональные учёные. Главная идея Фестиваля — налаживание диалога между наукой и обществом посредством привлечения внимания к работе ученых молодёжи.
Таким образом, для названий фестивалей Самарской области характерны следующие способы номинации: лексико-семантический, морфологический, лексико-синтаксический и графический.
2.4. Типы наименований фестивалей
По мнению И.В. Крюковой, большая часть названий «мотивирована свойствами основных элементов ситуации называния – именующего субъекта, объекта номинации и адресата» [Крюкова 2004: 99]. Исходя из этого, И.В. Крюкова выделяет следующие типы наименований, которые применимы к номинациям фестивалей Самарской области:
1. Отобъектные названия содержат сведения о самом объекте номинации, в числе которых:
А) объект - место проведения, пространственный ориентир: фестиваль «Лесной театр» (проводится на фестивальной поляне леса посёлка Волжский Утёс);
Б) объект - точный географический ориентир. В данной группе чаще всего можно встретить атрибутивные словосочетания с топонимом: фестиваль «Жигулёвская вишня» (с. Ширяево, г.о. Жигулевск), фестиваль «Сызранский помидор» (г. Сызрань), фестиваль «Утёвский подсолнух» (с. Утёвка) и др.;
2. Отсубъектные названия фестивалей несут информацию об организаторах, ведущих и участниках, т.е. субъектах номинации: «Грушинский фестиваль» ( Валерий Грушин – гитарист, исполнитель бардовской песни), «Фестиваль имени М. Анищенко» (М. Анищенко - советский и российский поэт, прозаик, журналист, член Союза писателей России.), фестиваль «Чистый Репин» (И.Е. Репин - русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств).
3. Отадресатные названия фестивалей указывают на целевую аудиторию по гендерным, возрастным, социальным, имущественным, этническим и другим существенным характеристикам, т.е. на людей и группы общественности, на которые ориентированы мероприятия:
А) профессия адресата: фестиваль «ТелеКиноМастерская» (целевая аудитория - детские и молодежные творческие объединения, занимающиеся созданием теле- и кинопродуктов);
Б) род занятия, интересов адресата: фестиваль «Казачий хутор» (целевая аудитория – люди, изучающие и пропагандирующие традиционную казачью культуру);
В) вид искусства, которым увлекается адресат: фестиваль «Jazz Весна» (целевая аудитория – любители джаза), фестиваль «Кайга Fest» (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок»; целевая аудитория – любители Азиатской культуры), фестиваль «Мир бардов» (целевая аудитория - авторы, исполнители и поклонники бардовской/авторской песни);
г) продукт, представленный на фестивале для адресата (целевая аудитория – любители определённых продуктов): фестиваль «Яблочные фантазии» (гастрономический фестиваль, на котором представлены варенье, компоты, джемы, пироги, шарлотки и т.д.), фестиваль «Рыба-раки» (гастрономический фестиваль, на котором можно попробовать выпечку, рыбные деликатесы, уху, шашлыки из первосортной рыбы и др.).
Таким образом, среди названий фестивалей Самарской области встречаются разнообразные типы.
2.5. Функции названий фестивалей
Названия фестивалей могут выполнять следующие функции:
1. Отличительная функция, которая позволяет различать один фестиваль от другого. В соответствии с этим фестивальное наименование должно отличаться от других, должно быть оригинальным и неповторимым независимо от того, состоит ли оно из одного слова («Индиривер»), сочетания двух («Красная собака») или более слов («ROCK METAL ШТОРМ») или даже целого предложения («И, взвившись, занавес шумит…»). Индивидуальность является самым важным атрибутом названия.
2. Информационно-презентационная функция помогает составить представление о цели проведения фестивалей, об участниках, программе проведения и т.д. Кроме того, название должно создать благоприятное впечатление о мероприятии. Так, название «Jazz Весна» содержит информацию о том, что это фестиваль джазовой музыки и что он проходит весной.
3. Репутационная функция проявляется в том, что организаторы любого фестиваля понимают, что наименование – это своеобразный бренд, который в числе прочего создает имидж, в соответствии с которым люди принимают решение об участии в мероприятии. Например, фестиваль бардовской песни имени Грушина, фестиваль «Барабаны мира», фестиваль набережных «Волгафест» и др. являются визитной карточкой Самарской области, притягивая туристов со всей страны и из-за рубежа.
4. Эмоционально-экспрессивная функция заключается в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к мероприятию и может использоваться для воздействия на чувства других людей. Экспрессивность названия – категория, ориентированная на адресата, имеющая прагматическое значение. Так, особой эмоционально-экспрессивной окраской обладает название фестиваля «Красная собака». Сами организаторы объясняют выбор наименования таким образом: красное солнце – символ лета, красная собака – символ жизни людей, живущих рядом с собакой, их другом. Этот фестиваль этнической музыки и культуры проходит в Деревне ездовых собак "Серебро Севера".
5. Эстетическая функция, которая проявляется, когда в названии используются элементы рифмовок, стихотворений либо подбираются слова, близкие по звучанию к данному названию для достижения большего воздействующего эффекта. Например, организаторы фестиваля самодеятельных театральных коллективов «И, взвившись, занавес шумит…» взяли в название строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Выполняя различные функции, названия фестивалей
Какую бы функцию не выполняли те или иные фестивали, нужно помнить, что это своего рода праздники, отражающие культуру и традиции людей. Многообразие мира отражается в этих ярких и праздничных событиях. Чтобы привлечь зрителей на эти мероприятия, важно дать им точное название.
Заключение
Под фестивалем будем понимать «массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады».
Названия фестивалей относятся к ономастическому полю «Геортонимы».
Основными принципами номинации фестивалей являются: 1) идентифицирующий, 2) условно-символический, 3) символический.
Нами выделены следующие типы наименований фестивалей: 1) отобъектные, 2) отсубъектные, 3) отадресатные.
Наиболее продуктивными способами образования названий фестивалей Самарской области являются: 1) лексико-семантический, 2) морфологический, 3) лексико-синтаксический, 3) графический.
Фестиваль как форма досуга выполняет следующие функции: 1) просветительскую, 2) коммуникативную, 3) воспитательную, 4) развлекательную, 5) социально-интегративную, 6) эмоционально-психологическую, 7) рекреационную.
В текстах публицистики и рекламы названия фестивалей выполняют отличительную, информационно-презентационную, репутационную, эмоционально-экспрессивную и эстетическую функции.
Библиографический список
Андреева О.С. Структурно-словообразовательные модели геортонимов // Кирилло-мефодиевские традиции на Нижней Волге. – Волгоград, 2002. – Вып. 5. – С. 240-244.
Батурина Л.А. Ономастические единицы как эффективное средство привлечения внимания к тексту публикации // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы I I Междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, 2004. — С. 82—83.
Беспалова А.В. Принципы и способы номинации в английской эргонимии (на материале названий фирм и компаний) // Номинация в ономастике. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 158-167.
Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – Т. 27. – С. 234.
Большой энциклопедический словарь. - Санкт-Петербург : Норинт, 2002. - С. 1056.
Врублевская О.В. Мест названий торжественных мероприятий в ономастическом пространстве // Проблемы современной лингвистики. — Волгоград-Колледж, 2003. — Вып. 2. — С. 56—58.
Голев Н.Д. О некоторых общих особенностях принципов номинации в диалектной лексике флоры и фауны // Русские говоры Сибири. – Томск: ТГУ, 1981. – С. 12.
Жигульский К. Праздник и культура. – М.: Прогресс, 1985. – С.155.
Крюкова И.В. Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие: Учеб. пособие по спецкурсу. – Волгоград: Перемена, 2003. – 100 с.
Меньшиков А.М. Фестивальный маркетинг. – М.: ООО «Дар-Экспо», 2003. - С.54.
Мысливцева Ю.В. Фестиваль в системе современной праздничной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М.: МГУ, 2008. – С. 107-109.
Музыкальная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – Т. 5. – С. 126.
Подольская Н.В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) // Вопросы языкознания. - 1990. - № 3. - С.40-53.
Орехова Ю.В. Фестиваль. Азбука организации. – Тверь: Золотая Буква, 2005. – 38 с.
Резникова Е.И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе [Электронный ресурс] // Культура & общество : интернет-журн. МГУКИ. – М., 2006. – URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Reznikova.pdf
Романова Т.П. Теория и методика создания коммерческих наименований и рекламных текстов : учебное пособие для слушателей образовательной программы «Рекламная и издательская деятельность». – Самара : Изд-во «Универс групп», 2008. – 156 с.
Суперанская А.В. Апеллятив онома. Имя нарицательное и собственное. – М.: Изд-во Наука, 1978. – С. 49-53.
Тихомирова Г.Ю. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016 - №1. - С. 242.
Фролов А.С. Художественно-педагогические основы взаимодействия в процессе организации массового праздника. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.igrologia.ru/Konferens_2003/Soderzhanie.htm
Шубина И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
Яковлева О.Б. Коммерческая номинация в рамках дифференцированного семиотического подхода // Вестник НГУ. - Серия: История, филология. – 2006. - Т. 5. - Вып. 2; Филология. - Новосибирск: НГУ, 2006 (сентябрь). - С. 96-1
Приложение 1. Словарик названий фестивалей
Название фестиваля | Аудитория (участники) | Продолжительность, место проведения | Краткое описание |
404 (деятелей Интернета) | it-специалисты со всей России и из-за рубежа | 2 дня, г. Самара | Культовый фестиваль, где каждую осень 1500 топовых деятелей IT обмениваются опытом, обсуждают будущее индустрии |
Аватар фест | Мастера телесных, энергетических, массажных, женских практик и асе желающие | 3 дня, г. Самара | Фестиваль-погружение в практики тета-хилинг, энергетические медитации, танцы, женские практики, арт-терапия, массажные техники, стояние на гвоздях, настольные трансформационные игры, медитации под поющие чаши и гонги, чакровое дыхание |
Аnimation Zone | Специалисты и любители по созданию косплея, аниме и комиксов | 2 дня, г. Самара | Фестиваль анимации и косплея |
Art & Cool | Танцоры, диджеи, рэперы, граффитисты, фотографы, киберспортсмены, музыканты и блогеры, кавер-исполнители, косплееры и дизайнеры и все желающие | 2 дня, Самарская область, г. Кинель | Фестиваль субкультур и молодежного творчества, в котором принимают участие танцоры, диджеи, рэперы, граффитисты, фотографы, киберспортсмены, музыканты и блогеры, кавер-исполнители, косплееры и дизайнеры |
Барабаны мира | Музыканты и все желающие | 3 дня, Самарская область, п. Прибрежный | Фестиваль мастер-классов от известных российских мастеров перкуссии, два гала-концерта и этно-ярмарка. А также живые встречи с артистами — асами барабанного жанра |
Батрацкая ярмарка | Мастера декоративно-прикладного творчества и все желающие | 1 день, Самарская область, г. Октябрьск | Фестиваль народного творчества и ремесел |
Big Love Show | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Фестиваль-шоу современной музыки, организованный Love Radio |
Винтовкафест | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Фестиваль психоделического фронта, на котором звучат песни Гражданкой Обороны, сиб-панка и др. |
ВолгаФест | Музыканты, актёры, художники, архитекторы и все желающие | 14 дней, г. Самара | Фестиваль набережных: концерты, театральные представления, мастер-классы, лекции |
Грушинский фестиваль | Музыканты и все желающие | 3 дня, Самарская область, Мастрюковские озера | Фестиваль бардовской авторской песни, который проводится в форме туристического слёта, в условиях палаточного лагеря |
ГЭС фест | Музыканты, спортсмены и все желающие | 3 дня, Самарская область, мыс Копылово. | Фестиваль электронной музыки и экстремального спорта "GES" |
Движение | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Фестиваль джазовой музыки |
Jazz Весна | Музыканты и все желающие | 3 дня, г. Самара | Фестиваль джазовой музыки |
Жигулёвская вишня | Все желающие | 1 день, Самарская область, с.Ширяево | Фестиваль народных традиций, конкурсы вишневого пирога и костюмов "Вишневый сад", кулинарный конкурс "Вишневые фантазии" |
Золотой ключик | Театральные коллективы | 7 дней, Самарская область, с. Павловка | Фестиваль самодеятельных театральных коллективов |
И, взвившись, занавес шумит… | Театральные коллективы | 1 день, Самарская область, с. Константиновка | Фестиваль самодеятельных театральных коллективов |
Индиривер | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Фестиваль представителей локальный сцены: психоделик, инди фолк, синтипоп, дарк джаз и др. |
Казачий хутор | Военно-патриотические клубы, фольклорные казачьи ансамбли и все желающие | 1 день, Самарская область, п. Безенчук | Фестиваль казачьей культуры |
Кайга Fest | Любители азиатской культуры и все желающие | 1 день, г. Тольятти | Фестиваль Азиатской культуры: музыка, танцы, декоративно-прикладное искусство, литература, языки,кино, анимация, игры, мода |
Калина фест | Любители народной музыки и все желающие | 1 день, Самарская область, с. Красный Яр | Фестиваль россо-арийского зодчества и народной музыки с колоритом и атмосферой древне-русского крестьянского подворья |
Ка4ели | Музыканты и все желающие | 2 дня, г. Самара | Фестиваль живой рок-музыки |
Красная собака | Любители этно, природы и живой музыки | 1 день, Самарская область, Ягодинское лесничество | Фестиваль этнической музыки и культуры в Деревне ездовых собак "Серебро Севера" |
Лесной театр | Театральные коллективы | 1 день, Самарская область, с.Шигоны | Фестиваль самодеятельных театральных коллективов |
Лукоречье | Семьи | 7 дней, Самарская область, п. Царевщина, Волжский | Семейный фестиваль сказочной атмосферы, саморазвития и творчества: оздоровительные практики, хороводно – игровые практики, семейные семинары, мастер-классы ремесленников, мастер-классы гусляров, детская программа |
МетаФест | Артисты, музыканты группы, музыкальные коллективы и все желающие | 3 дня, Самарская область, Мастрюковские озёра | Фестиваль разноформатной независимой музыки. |
Мир бардов | Музыканты и все желающие | 3 дня, Самарская область, с. Ширяево | фестиваль бардовской песни, проводящийся КСП «Самарские барды» |
Молодая Россия говорит наркотикам – НЕТ! | Спортсмены и все желающие | 1 день, Самарская область, пос. Суходол | Фестиваль спорта и здоровья |
Nauka 0+ | Учащиеся, студенты, преподаватели, учёные | 2 дня, г. Самара | Фестиваль науки |
На сопках Маньчжурии | Музыканты и все желающие | 2 дня, г. Самара | Фестиваль духовых оркестров, посвященный первому исполнению русского вальса «На сопках Маньчжурии», премьера которого состоялась в Самаре весной 1907 года в Струковском саду |
Пластилиновый дождь | Актёры, музыканты и все желающие | 2 дня, г. Самара, Струковский сад | Фестиваль уличного искусства: уличный театр и перфомансы, музыканты и художники, танцоры и артисты оригинального жанра |
Премьера одной репетиции | Театральные коллективы | 7 дней, Самарская область, г. Тольятти | Фестиваль театрального искусства |
ПроТока | Мастера йоги, психологии, медицинских практик и все желающие | 14 дней, Самарская область, п. Солнечная поляна | Фестиваль в формате кемпинга для любителей йоги, медитации и психологии |
Путешествие в прошлое | Все желающие | 1 день, Самарская область, с. Каменный Брод | Фестиваль-экскурсия в Каменный Век: посещение жилищ и павильона погребального обряда, ремесленных мастерских, ремесленная слобода, ярмарка, мастер-классы по традиционным ремёслам и лучный тир для зрителей |
Распусти свои клеши | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Фестиваль музыки и общения, проводимый «Радио-Самара-Максимум» |
Ратное дело | Все желающие | 1 день, Кинель-Черкассы | Региональный фесиваль-путешествие в Древнюю Русь: мастерские, ристалище, конная программа, музыканты, ярмарка и |
Rock над степью | Музыканты и все желающие | 1 день, с. Большая Глушица | Фестиваль вокально-инструментальных ансамблей и солистов |
ROCK METAL ШТОРМ | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Фестиваль рок- и металл- групп из Самары и Поволжья |
Рок над Волгой | Музыканты и все желающие | 1 день, г. Самара | Рок-фестиваль |
Русь. Эпоха объединения | Все желающие | 1 день, Старый Буян | Представлены угощения национальной кухни, ярмарка ремесленников, показательные бои на шпагах и брёвнах, интерактивные площадки и конкурсы для зрителей: стрельба из лука, арбалета, катание на лошадях, пони, мастер-классы: гончар, кузнец, лозоплетение, войлоковаляние, изготовление гуслей |
Рыба – раки | Все желающие | 1 день, Самарская область, г. Сызрань | Гастрономический фестиваль |
СамариУМ | Молодёжные команды | 2 дня, г. Самара | Фестиваль интеллектуальных игр, проводимый по правилам, определенным Международной Ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?» |
Самарская майовка | Музыканты, артисты, мотоциклисты, мототуристы, мотоспортсмены и все желающие | 3 дня, Самарская область, п. Малая Царевщина | Байкерский фестиваль. В программе - соревнования по быстрому маневрированию – мотоджимхана – выставка мотоциклов и автомобилей, файершоу и много живой музыки. |
Серебряные трубы Поволжья | Музыканты и все желающие | 3 дня, Самарская область, г. Сызрань | Фестиваль духовых оркестров |
Созвездие | Театральные коллективы людей с ограниченными возможностями | 2 дня, г. Самара | Театральный парафестиваль людей с ограниченными возможностями |
Соляная ярмарка | Все желающие | 1 день, Самарская область, с. Усолье | Фестиваль народного творчества: с использованием ярмарочного антуража, участие характерных ярмарочных персонажей: зазывал, лоточников и т.п., выступления фольклорных коллективов |
Сызранский помидор | Все желающие | 1 день, Самарская область, г. Сызрань | Фестиваль с экскурсиями по купеческой, гастрономической или православной Сызрани, с выездом в заповедник -парк природных скульптур "Рачейский скалы", с участием в праздничном помидорном костюмированном ярком карнавале, с посещением ярмарки в городе мастеров, дегустацией блюд из томатов |
ТелеКиноМастерская | Руководители кино-теле-объединений, юные журналисты и кинодеятели | 3 дня, г. Самара | Фестиваль медиатворчества |
Тремоло | Музыканты, танцоры, скульпторы и др., все желающие | 3 дня, Самарская область, г. Тольятти | Фестиваль классической музыки и искусств |
Утёвский подсолнух | Все желающие | 1 день, Самарская область, с. Утёвка | Фестиваль народной культуры и творчества |
О!стров | Музыканты и все желающие | 2 дня, г. Самара | Музыкальный фестиваль |
Фестиваль имени М.Анищенко | Поэты, писатели, публицисты, драматурги | 3 дня, г. Самара | Литературный фестиваль: литературные мастер-классы, семинары, литературный турнир |
Чистый Репин | Художники, музыканты, экологи и все желающие | 1 день, Самарская область, дом-музей Репина в селе Ширяево | Эко-арт фестиваль: выступления музыкантов, мастер-классы, а также лекции по искусству и экологии. |
Шостакович. Самарское время. DSCH | Музыканты, композиторы, актёры | 13 дней, г. Самара | Фестиваль искусств |
Яблочный фест | Фотографы, художники, певцы, актеры, кулинары, садоводы и все желающие | Месяц, Самарская область, с. Сергиевск | Фестиваль народной культуры и творчества |
30