Проектная работа «Нуль - это много или мало?»
Автор публикации: А. Попова, ученица 4А класса
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема:"НУЛЬ - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?"
Выполнила Попова Арина
ученица 4 «А» класса
МОАУ «СОШ №16»
Руководитель: Миронова Инна Николаевна
учитель 4 класса «А»
1 квалификационной категории
г. Оренбург
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора.
Введение.
1.История появления, изобретения.
1.1. Кто создал нуль?
1.2. Наименование. Язык происхождения.
1.3. Изображение.
2. Нуль среди чисел.
2.1. Какое место среди чисел занимает нуль?
2.2. Нуль - число или цифра?
2.3. Что такое числовая прямая?
Нуль - положительное или отрицательное число?
3.Нуль в русском фольклоре
3.1.Пословицы, поговорки, крылатые фразы.
3.2..Стихи.
3.3.Сказка про нуль.
4.Заключение.
5. Литература.
От автора
Все началось так. Я возвращалась из школы домой по привычной дороге. Вокруг не было никого, ребята остались играть в снежки в школьном дворе, а я пошла домой, потому что уроков было задано выше крыши. Под ногами хрустел снег, где-то каркала ворона, в целом не происходило ничего интересного. И я уже заскучала.
Но вдруг, меня стали обгонять бабушка и ее внук. Она вела домой мальчика, а он постоянно упирался и твердил, что хочет еще хоть немного покататься с горки. Бабушка нервничала и ворчала на внука. Когда они поравнялись со мной, я услышала диалог:
- Бабуля, не хочу, не хочу домой! И уроки делать вообще мне не надо! - почти кричал мальчик.
- Вот не сделаешь всех уроков, получишь дырку от бублика вместо отметки! - строго сказала бабушка.
- А вот и не получу я никакую дырку! Может, меня вообще не спросят! - не унимался мальчуган.
- Те, кто сидят, и надеяться, что их не спросят, вырастают нолём без палочки!
- Никакой я не ноль! - вырвал свою руку из бабушкиной и пустился бежать мальчик
- Коля! Стой! Я ему говорю-говорю, а он - ноль внимания! - воскликнула бабушка и начала догонять внука.
Они скрылись за углом, сначала внук, а потом и его бабушка. Досталось ему, наверное!
Но меня удивило другое - что означали слова этой бабушки? Почему она постоянно повторяла внуку про ноль? Ноль - что это такое? Цифра-кругляшок, пустое место. Ничего.
В этих раздумьях я не заметила, как дошла до дома. Но мысли про ноль меня так и не оставили. Я спросила у мамы, что означали слова этой рассерженной бабушки. Мама ответила, что бабушка была права и что уроки делать нужно. Но при чем же тут ноль я так и не поняла.
С такими мыслями я пришла на следующий день в школу. И сразу, не дожидаясь звонка, спросила у Инны Николаевны, что же означают все эти слова про ноль.
-А нуль - это много или мало? - спросил классный руководитель.
-Мало, конечно. Это вообще ничего - уверенно ответил я.
Но Инна Николаевна предложила ответить на эти вопросы и провести исследование на тему "Нуль - это много или мало". Я с радостью согласилась, потому что еще ни разу не была исследователем! После школы я сразу отправилась в библиотеку. Мне нужно было найти ответ на вопрос!
Введение
«Математику любить надо только уже потому, что она ум в порядок приводит.»
М. Ломоносов
Объектом моего исследования стала математика, а предметом – число 0.
1.1. (В библиотеке мне дали книгу…..,из которой я узнала,что Цифра 0, которой мы сейчас пользуемся, пришла к нам вместе с арабскими цифрами. Считается, что обозначать нуль кружков впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился ещё раньше, у вавилонян. Что-то похожее на ноль встречается еще на глиняных клинописных табличках древнего Вавилона.
1.2.На уроке ИЗО мы работали над темой «Знакомство с культурой Индии». На языке Древней Индии «кружок» - «сунья».
Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш ноль называться «сыфр», от которого произошло слово "цифры". А само слово «нуль» возникло позже от латинского «nullum» – ничто, пустой.
1.3.Откуда сведения?Указать!!!Долгие века люди записывали цифры на разграфленной доске - абаке. Абак был чем-то вроде счёт только без косточек. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком. Так родился наш нуль.
2.1.Нуль является пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел положительных и отрицательных. Поэтому, нуль - очень важное число!
2.2. Нуль – это число или цифра?
Нуль – это цифра! Он дал возможность не выдумывать новых знаков для больших чисел, например: 12 не спутаешь с числом 120 или 102.
Нуль – это целое число, одна из цифр в десятичной системе счисления. Обозначается нуль знаком 0. Как цифра в записи многозначного числа или десятичной дроби нуль употребляется для обозначения отсутствия единиц определённого разряда.
Свойства числа 0.
На уроках математики я узнала, что число 0 в обычных арифметических операциях ведет себя совершенно уникально. К какому числу его не прибавь, оно не изменится. На какое число его не умножь, будет снова нуль.
а + 0 = а
а – 0 = а
а * 0 = 0
Сам он делится на любое число
0: а = 0
а: 0 = зато делить на него самого
нельзя!!!
2.3. Откуда сведения?Указать!!!Числовая прямая – это прямая, имеющая направление, единичный отрезок. На неё нанесено направление возрастания чисел, нуль, отрицательные числа слева от нуля.
Нуль - «пограничный» столб между положительными и отрицательными числами
3. Нуль в русском фольклоре.
Я узнала Откуда сведения?Указать!!!, что о нуле упоминается во многих поговорках, пословицах, сказках, стихах. В 1964 году была впервые напечатана замечательная книга “ПРИКЛЮЧЕНИЯ НУЛИКА”. А затем по этой книге был создан музыкальный спектакль, и даже была выпущена пластинка.
3.1.Я решила найти ГДЕ???? самые красноречивые и дать им значение.
Пословицы, поговорки, крылатые фразы:
«Ноль без палочки» - ничего нестоящий, незначащий человек.
«Ноль внимания» - полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо, к кому-либо или чему-либо.
«Абсолютный нуль, круглый нуль» - человек ничтожный, совершенно бесполезный.
«Сводить к нулю»- говорить неверный ответ.
3.2.Стихи.
К. Зеленая
Ноль похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.
Т. Шатских
На горшке сидит король,
Ищет всюду цифру ноль.
Можем подсказать ответ:
Ноль – когда чего-то нет!
3.3. Сказка про нуль. Откуда сведения?Указать!!!
Жил-был маленький кругляшек. Жил он в деревне, в маленьком домике. И никто не хотел с ним дружить, все его прогоняли, ни кому он не был нужен. Вот как-то идет кругляшек, смотрит, на деревенской площади собрались все его соседи, шумят, кричат.… А соседи его, надо сказать, были цифрами. И вот эти соседи-цифры и собрались на площади. Остановился кругляшек, и понять не может из-за чего такой сыр-бор. А потом понял! Оказывается, эти соседи-цифры решили посчитаться, но у них ничего не получалось. Вроде все встают от 1 до 10, но последний опять получаетсяпервым, и снова спор, шум.…
Смотрел кругляшек, смотрел, и когда спорщики опять выстроились в ряд, подошел и встал рядом с последней цифрой, и получилась цифра 10. Все цифры замерли, а потом закричали от радости, стали хлопать в ладоши. И все поняли, что кругляшек ни просто круг, а тоже очень нужная цифра «нуль». И от него очень много зависит. Потому что без маленького нуля может не получиться правильный ответ.
4.Заключение.
Мы провели исследование, в работе над которым я узнала много интересного. Например, что нуль - это очень важная особа среди всех чисел. Он стоит в центре числовой прямой и делит все числа на положительные и отрицательные. А также, я узнала, что "нуль" придумали давным-давно, и во все времена он был значим для людей, потому что без нуля невозможен счет. И, наконец, я поняла, что означали слова той бабушки! Уроки учить нужно всегда, чтобы знать математику, а не быть нулем без палочки!
5.Литература:
1. В.Волина- «Праздник числа. Занимательная математика для детей»
2. А.П.Савин – кандидат физ.мат.наук, В.В.Станцо, А.Ю.Котова – «Я познаю мир».
3.http://www.deti-book.info/
4.http://www.barius.ru/biblioteka/
5.http://ru.childrenslibrary.org/books/
6.http://www.kvant.info/kmsh.htm
7.http://shkolabuduschego.ru/viktorina/matematicheskie-zagadki.html
8.http://foxford.ru/
Наши работы.
Тема: «НУЛЬ - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?»
Цель исследования: собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашего класса о нуле.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Проанализировать результаты наблюдений.
Объект исследования:математика.
Предмет исследования: число 0.
Методы и приемы исследования:
- сбор информации из разных источников;
- изучение литературы;
- обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации.
Выступление.
Слайд 4.
Я возвращалась из школы домой по привычной дороге.Под ногами хрустел снег, где-то каркала ворона, в целом не происходило ничего интересного.Но вдруг, меня стали обгонять бабушка и ее внук. Она вела домой мальчика, а он постоянно упирался и твердил, что хочет еще хоть немного покататься с горки и не хочет учить уроки, потому что его не спросят.Те, кто сидят, и надеяться, что их не спросят, вырастают нулём без палочки!- строго ответила бабушка. Дома я спросила у мамы, что означали слова этой рассерженной бабушки. Мама ответила, что бабушка была права и что уроки делать нужно.Но при чем же тут ноль я так и не поняла.На следующий день я спросила у своей учительницы, Инны Николаевны, что же означают все эти слова про ноль.Инна Николаевна предложила мне провести исследование на тему "Нуль - это много или мало".
Слайд 7.
Объектом моего исследования стала математика, а предметом – число 0.
Слайд 8.
Считается, что обозначать нуль кружков впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился ещё раньше, у вавилонян.
Слайд 9.
На языке Древней Индии «кружок» - «сунья», на арабском«сыфр», от которого произошло слово "цифры". А само слово «нуль» возникло позже от латинского «nullum» – ничто, пустой.
Слайд 10.
Долгие века люди записывали цифры на разграфленной доске - абаке. Абак был чем-то вроде счёт только без косточек.
Слайд 11.
Нуль является пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел положительных и отрицательных. Поэтому, нуль - очень важное число!
Слайд 12.
Нуль это цифра и целое число.Нуль употребляется для обозначения отсутствия единиц определённого разряда.
Слайд 13.
На уроках математики я узнала, что число 0 в обычных арифметических операциях ведет себя совершенно уникально.
Слайд 14.
Числовая прямая – это прямая, имеющая направление, единичный отрезок.Нуль - «пограничный» столб между положительными и отрицательными числами.
Слайд 15 – 19.
О нуле упоминается во многих поговорках, пословицах, сказках, стихах. В 1964 году была впервые напечатана замечательная книга “ПРИКЛЮЧЕНИЯ НУЛИКА”. А затем был создан музыкальный спектакль и выпущена пластинка.
Слайд 20.При написании своей исследовательской работы я узнала много интересного про нуль.И, наконец, я поняла, что означали слова той бабушки! Уроки учить нужно всегда, чтобы знать математику, а не быть нулем без палочки!