12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Инна Николаевна109

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»


 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ
 

Тема:"НУЛЬ - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?"


 

 

Выполнила Попова Арина

ученица 4 «А» класса

МОАУ «СОШ №16»

Руководитель: Миронова Инна Николаевна

учитель 4 класса «А»

1 квалификационной категории


 

г. Оренбург

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

От автора.

Введение.

1.История появления, изобретения.

1.1. Кто создал нуль?

1.2. Наименование. Язык происхождения.

1.3. Изображение.

2. Нуль среди чисел.

2.1. Какое место среди чисел занимает нуль?

2.2. Нуль - число или цифра?

2.3. Что такое числовая прямая?

Нуль - положительное или отрицательное число?

3.Нуль в русском фольклоре

3.1.Пословицы, поговорки, крылатые фразы.

3.2..Стихи.

3.3.Сказка про нуль.

4.Заключение.

5. Литература.



 

От автора

Все началось так. Я возвращалась из школы домой по привычной дороге. Вокруг не было никого, ребята остались играть в снежки в школьном дворе, а я пошла домой, потому что уроков было задано выше крыши. Под ногами хрустел снег, где-то каркала ворона, в целом не происходило ничего интересного. И я уже заскучала.

Но вдруг, меня стали обгонять бабушка и ее внук. Она вела домой мальчика, а он постоянно упирался и твердил, что хочет еще хоть немного покататься с горки. Бабушка нервничала и ворчала на внука. Когда они поравнялись со мной, я услышала диалог:

- Бабуля, не хочу, не хочу домой! И уроки делать вообще мне не надо! - почти кричал мальчик.

- Вот не сделаешь всех уроков, получишь дырку от бублика вместо отметки! - строго сказала бабушка.

- А вот и не получу я никакую дырку! Может, меня вообще не спросят! - не унимался мальчуган.

- Те, кто сидят, и надеяться, что их не спросят, вырастают нолём без палочки!

- Никакой я не ноль! - вырвал свою руку из бабушкиной и пустился бежать мальчик

- Коля! Стой! Я ему говорю-говорю, а он - ноль внимания! - воскликнула бабушка и начала догонять внука.

Они скрылись за углом, сначала внук, а потом и его бабушка. Досталось ему, наверное!

Но меня удивило другое - что означали слова этой бабушки? Почему она постоянно повторяла внуку про ноль? Ноль - что это такое? Цифра-кругляшок, пустое место. Ничего.

В этих раздумьях я не заметила, как дошла до дома. Но мысли про ноль меня так и не оставили. Я спросила у мамы, что означали слова этой рассерженной бабушки. Мама ответила, что бабушка была права и что уроки делать нужно. Но при чем же тут ноль я так и не поняла.

С такими мыслями я пришла на следующий день в школу. И сразу, не дожидаясь звонка, спросила у Инны Николаевны, что же означают все эти слова про ноль.

-А нуль - это много или мало? - спросил классный руководитель.

-Мало, конечно. Это вообще ничего - уверенно ответил я.

Но Инна Николаевна предложила ответить на эти вопросы и провести исследование на тему "Нуль - это много или мало". Я с радостью согласилась, потому что еще ни разу не была исследователем! После школы я сразу отправилась в библиотеку. Мне нужно было найти ответ на вопрос!


 

Введение

«Математику любить надо только уже потому, что она ум в порядок приводит.»

М. Ломоносов


 

Объектом моего исследования стала математика, а предметом – число 0.

 


 

1.1. (В библиотеке мне дали книгу…..,из которой я узнала,что Цифра 0, которой мы сейчас пользуемся, пришла к нам вместе с арабскими цифрами. Считается, что обозначать нуль кружков впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился ещё раньше, у вавилонян. Что-то похожее на ноль встречается еще на глиняных клинописных табличках древнего Вавилона.


 


 

1.2.На уроке ИЗО мы работали над темой «Знакомство с культурой Индии». На языке Древней Индии «кружок» - «сунья».

Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш ноль называться «сыфр», от которого произошло слово "цифры". А само слово «нуль» возникло позже от латинского «nullum» – ничто, пустой.

 

 

1.3.Откуда сведения?Указать!!!Долгие века люди записывали цифры на разграфленной доске - абаке. Абак был чем-то вроде счёт только без косточек. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком. Так родился наш нуль.

 

 

2.1.Нуль является пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел положительных и отрицательных. Поэтому, нуль - очень важное число!

 


 

 

2.2. Нуль – это число или цифра?

Нуль – это цифра! Он дал возможность не выдумывать новых знаков для больших чисел, например: 12 не спутаешь с числом 120 или 102.

Нуль – это целое число, одна из цифр в десятичной системе счисления. Обозначается нуль знаком 0. Как цифра в записи многозначного числа или десятичной дроби нуль употребляется для обозначения отсутствия единиц определённого разряда.


 


 

Свойства числа 0.

На уроках математики я узнала, что число 0 в обычных арифметических операциях ведет себя совершенно уникально. К какому числу его не прибавь, оно не изменится. На какое число его не умножь, будет снова нуль.

а + 0 = а

а – 0 = а

а * 0 = 0

Сам он делится на любое число

0: а = 0

а: 0 = зато делить на него самого

нельзя!!!

 

2.3. Откуда сведения?Указать!!!Числовая прямая – это прямая, имеющая направление, единичный отрезок. На неё нанесено направление возрастания чисел, нуль, отрицательные числа слева от нуля.

Нуль - «пограничный» столб между положительными и отрицательными числами

 


 

3. Нуль в русском фольклоре.

Я узнала Откуда сведения?Указать!!!, что о нуле упоминается во многих поговорках, пословицах, сказках, стихах. В 1964 году была впервые напечатана замечательная книга “ПРИКЛЮЧЕНИЯ НУЛИКА”. А затем по этой книге был создан музыкальный спектакль, и даже была выпущена пластинка.

3.1.Я решила найти ГДЕ???? самые красноречивые и дать им значение.

Пословицы, поговорки, крылатые фразы:

«Ноль без палочки» - ничего нестоящий, незначащий человек.

«Ноль внимания» - полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо, к кому-либо или чему-либо.

«Абсолютный нуль, круглый нуль» - человек ничтожный, совершенно бесполезный.

«Сводить к нулю»- говорить неверный ответ.

3.2.Стихи.

К. Зеленая

Ноль похож на колобок,

Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка,

Если сложится в клубок.

Т. Шатских

На горшке сидит король,

Ищет всюду цифру ноль.

Можем подсказать ответ:

Ноль – когда чего-то нет!

3.3. Сказка про нуль. Откуда сведения?Указать!!!

Жил-был маленький кругляшек. Жил он в деревне, в маленьком домике. И никто не хотел с ним дружить, все его прогоняли, ни кому он не был нужен. Вот как-то идет кругляшек, смотрит, на деревенской площади собрались все его соседи, шумят, кричат.… А соседи его, надо сказать, были цифрами. И вот эти соседи-цифры и собрались на площади. Остановился кругляшек, и понять не может из-за чего такой сыр-бор. А потом понял! Оказывается, эти соседи-цифры решили посчитаться, но у них ничего не получалось. Вроде все встают от 1 до 10, но последний опять получаетсяпервым, и снова спор, шум.…

Смотрел кругляшек, смотрел, и когда спорщики опять выстроились в ряд, подошел и встал рядом с последней цифрой, и получилась цифра 10. Все цифры замерли, а потом закричали от радости, стали хлопать в ладоши. И все поняли, что кругляшек ни просто круг, а тоже очень нужная цифра «нуль». И от него очень много зависит. Потому что без маленького нуля может не получиться правильный ответ.

4.Заключение.

Мы провели исследование, в работе над которым я узнала много интересного. Например, что нуль - это очень важная особа среди всех чисел. Он стоит в центре числовой прямой и делит все числа на положительные и отрицательные. А также, я узнала, что "нуль" придумали давным-давно, и во все времена он был значим для людей, потому что без нуля невозможен счет. И, наконец, я поняла, что означали слова той бабушки! Уроки учить нужно всегда, чтобы знать математику, а не быть нулем без палочки!

5.Литература:

1. В.Волина- «Праздник числа. Занимательная математика для детей»

2. А.П.Савин – кандидат физ.мат.наук, В.В.Станцо, А.Ю.Котова – «Я познаю мир».

3.http://www.deti-book.info /

4.http://www.barius.ru/biblioteka /

5.http://ru.childrenslibrary.org/books /

6.http://www.kvant.info/kmsh.htm

7.http://shkolabuduschego.ru/viktorina/matematicheskie-zagadki.html

8.http://foxford.ru /

Наши работы.

Тема: «НУЛЬ - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?»

Цель исследования: собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашего класса о нуле.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Проанализировать результаты наблюдений.

Объект исследования:математика.

Предмет исследования: число 0.

Методы и приемы исследования:

- сбор информации из разных источников;

- изучение литературы;

- обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации.

Выступление.

Слайд 4.

Я возвращалась из школы домой по привычной дороге.Под ногами хрустел снег, где-то каркала ворона, в целом не происходило ничего интересного.Но вдруг, меня стали обгонять бабушка и ее внук. Она вела домой мальчика, а он постоянно упирался и твердил, что хочет еще хоть немного покататься с горки и не хочет учить уроки, потому что его не спросят.Те, кто сидят, и надеяться, что их не спросят, вырастают нулём без палочки!- строго ответила бабушка. Дома я спросила у мамы, что означали слова этой рассерженной бабушки. Мама ответила, что бабушка была права и что уроки делать нужно.Но при чем же тут ноль я так и не поняла.На следующий день я спросила у своей учительницы, Инны Николаевны, что же означают все эти слова про ноль.Инна Николаевна предложила мне провести исследование на тему "Нуль - это много или мало".

Слайд 7.

Объектом моего исследования стала математика, а предметом – число 0.

Слайд 8.

Считается, что обозначать нуль кружков впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился ещё раньше, у вавилонян.

Слайд 9.

На языке Древней Индии «кружок» - «сунья», на арабском«сыфр», от которого произошло слово "цифры". А само слово «нуль» возникло позже от латинского «nullum» – ничто, пустой.

Слайд 10.

Долгие века люди записывали цифры на разграфленной доске - абаке. Абак был чем-то вроде счёт только без косточек.

Слайд 11.

Нуль является пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел положительных и отрицательных. Поэтому, нуль - очень важное число!

Слайд 12.

Нуль это цифра и целое число.Нуль употребляется для обозначения отсутствия единиц определённого разряда.

Слайд 13.

На уроках математики я узнала, что число 0 в обычных арифметических операциях ведет себя совершенно уникально.

Слайд 14.

Числовая прямая – это прямая, имеющая направление, единичный отрезок.Нуль - «пограничный» столб между положительными и отрицательными числами.

Слайд 15 – 19.

О нуле упоминается во многих поговорках, пословицах, сказках, стихах. В 1964 году была впервые напечатана замечательная книга “ПРИКЛЮЧЕНИЯ НУЛИКА”. А затем был создан музыкальный спектакль и выпущена пластинка.

Слайд 20.При написании своей исследовательской работы я узнала много интересного про нуль.И, наконец, я поняла, что означали слова той бабушки! Уроки учить нужно всегда, чтобы знать математику, а не быть нулем без палочки!

Автор материала: А. Попова (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.