Конспект урока по математическим представлениям во 2 классе «Много — мало, несколько»
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)
Подготовила: Шульга Е.М.
Шульга Екатерина Михайловна
ГКОУ РО Матвеево - Курганская школа – интернат
Учитель
Конспект урока по математическим представлениям: «Много - мало, несколько».
Цель: формирование элементарных математических представлений: много - мало, несколько.
Задачи:
1.Воспитательные:
-воспитывать доброжелательные отношения к товарищам, воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес.
2.Образовательные:
- формировать умения использовать слова: много - мало, несколько, один-много, ни одного, сравнивать предметы и группы предметов;
- учить считать предметы в пределах 5; ориентироваться в пространстве;
- корригировать и развивать речь, пространственное восприятие на основе упражнений на узнавание и различение, развивать внимание, память.
3. Коррекционно-развивающие:
- стимуляция развития мелкой и крупной моторики;
- способствовать развитию памяти и мышления;
- способствовать развитию зрительного внимания;
- развивать артикуляционный аппарат обучающихся.
Оборудование: 1 апельсин (муляж), картинка дольки апельсина, телевизор (для показа развивающего мультфильма, карточки с изображением предметов «Один-много», цветочки и бабочки, игрушка Карлсона, массажные мячики, цветные карандаши.
Ход урока.
Проверка готовности к уроку (речевое рефлексивное упражнение).
– Ребята, прозвенел звонок … начался урок. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Организационный момент
Учитель:
Наши умные головки (показ)
Будут думать много-много
Ушки (показ) будут слушать,
Ротик (показ) будет говорить,
Руки (показ) будут хлопать,
Ножки (показ) будут топать,
Спинка выпрямляется
Друг другу улыбаемся.
Основная часть.
Учитель: Сейчас у нас урок "математика"
1. Работа с пиктограммами:
-Катя, покажи «математика» (пиктограмма).
-Ярик, покажи такой же урок математика (пиктограмма).
-Ира – математика. Дай «математика» (пиктограмма).
-Степа, какое на улице время года? (весна) (работа с календарем природы)
Весной светит солнце, тепло, растут листочки, цветочки, трава...
-Ярик, покажи, где "весна"?
Мимические упражнения «Солнышко проснулось».
(Обучающиеся выполняют действия по инструкции учителя: похлопать глазками, потянуться, зевнуть).
Повторение. Устный счет.
Учитель: Ребята, давайте посчитаем фрукты на картинках.
(Обучающиеся соотносят количество фруктов со счетными палочками в пределах 5)
4. Сообщение цели и задачи урока: работа с наглядным материалом «Один-много».
(Обучающиеся рассматривают картинки с предметами на экране телевизора)
Учитель: Ребята, смотрите, что у меня в руке? (Апельсин) Катя, какого он цвета (оранжевый). Степа, какой формы апельсин? Вы любите апельсины? И я люблю. А как же мы будем его делить? Нас много, а он один.
Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин; (На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.)
Много нас, а он один. (Згибание пальчиков, начиная с большего.)
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, (Бросательное движение правой руки.)
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. (Сжимают кулаки и прижимают из к груди.)
Он сердит на нас беда!
В домик спрятались - сюда!
- Апельсин хоть и один всего, но долек, то в нем много.
5 .Работа по визуальному расписанию: работа с картинками, обозначающими понятия «Один-Много».
Учитель: У нас два домика: в одном живёт одна точка, а в другом много точек. В тот домик, где одна точка мы поселим картиночку с одним предметом, а где много точек заселим жильцов с большим количеством предметов.
(Обучающиеся соотносят предметы по принципу «один – много»).
6. Сюрпризный момент:
Учитель: Ой, ребята, я кажется, слышу какой-то шум. (звучит мелодия)
Толстячок живет на крыше,
А летает он всех выше.
Он самый веселый на свете,
Поэтому нравится детям.
-Кто это?
(Появляется игрушка – Карлсон)
Учитель: Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем! (Ритуал приветствия)
(Обучающиеся здороваются)
Учитель: Оказывается, Карлсон пролетал мимо нашей школы и услышал как мы хорошо считаем. Он мне шепчет, что хочет нас пригласить на поляну, где грустит одна красивая бабочка. Он хочет, чтобы мы помогли ей. Но сначала, давайте отдохнем и разомнемся.
Физминутка:
(Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются на корточки)
На опушке между кочек (Медленно встают, руки вниз)
За ночь выросли цветочки.
Робко листики подняли. (Поднимают руки вверх через стороны)
«Здравствуй, солнышко!» -сказали.
Легкий теплый ветерок (Плавные движения руками) + (Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой»)
По опушке пробежал.
Первый нежный мотылек (Медленно бегут, плавно поднимают
Над цветами запорхал . руки и опускают вниз)
Ветерок чуть дышит, (Останавливаются, поднимают руки вверх
Лепестки колышет. качают руками из стороны в сторону.)
(Работа с наглядным дидактическим материалом)
Учитель: Какие молодцы! Ребята, посмотрите, а вот и эта поляна о которой говорил Карлсон.
(На магнитной доске, в траве сидит красивая бабочка и грустит)
Учитель: Посмотрите, какая красивая бабочка. А цветов нет, вот она и грустит, вокруг так мрачно. Давайте порадуем ее и превратим эту поляну в цветочную. (Обучающиеся выходят и выкладывают внизу цветочки)
Учитель: Сколько цветов у нас на полянке? (Много) Посмотрите, ребята, бабочки – подружки увидели много красивых цветов и тоже прилетели.
(учитель выкладывает еще несколько бабочек).
Учитель: Сколько же у нас стало бабочек? (Было мало, а стало много, они летают)
-Почему они прилетели? (потому что увидели много красивых цветов)
-Сколько у нас бабочек и цветочков?
-Теперь у нас и бабочек много и цветов много.
-Но вот подул ветер (дети создают звучание ветра) и сорвал наши цветочки (учитель убирает цветы), а дети обращают внимание, что цветочков становится мало.
(В итоге остается один, самый большой и яркий цветочек).
-А теперь, сколько осталось цветов?(1)
-А бабочек сколько? (много)
-Скучно стало бабочкам и они улетели. (убираем бабочек)
Но осталась…
Обучающиеся: «Одна бабочка и один цветок!»
Учитель: Бабочка весело кружилась над великолепным цветком, хотя ее подружки и разлетелись. Карлсон, ты рад, что мы помогли твоей знакомой бабочке встретить своих подружек и повеселиться на цветущей поляне.
Карлсон: Но она осталась опять одна?
Учитель: Не переживай, завтра утром, когда выглянет солнышко, опять появится много красивых цветов и к ним опять прилетит много бабочек-подружек.
Карлсон: Спасибо вам, ребята. Мне пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам еще загляну.
Ритуал прощания:
Учитель: И тебе спасибо. Рады были с тобой встретиться! Ребята, давайте попрощаемся с Карлсоном, помашем ему ручкой.
Закрепление.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
(Перед работой в тетради проводится пальчиковая гимнастика для мелкой моторики с использованием шарика – массажёра.) Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем
на левой.
Ежик в руки мы возьмем (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Рукой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем (ручкой катаем мячик)
Потом руку поменяем. (меняем руку и тоже катаем мячик)
Работа в тетради.
Учитель: Ребята, откройте свои тетради. Сколько клеточек в тетради? (много) Обведите одну клеточку. Обведите 2 клеточки. Сколько обвели? (мало) Нарисуйте в тетради столько красных кругов, сколько шишек на доске. Сколько нарисовали кругов (один). Как можно по-другому сказать? (мало) Что нужно сделать, чтобы кругов стало много? Дорисуйте ещё несколько кругов. Сколько теперь стало кругов? (много)
Учитель: Посмотрите на картинку, кого вы на ней видите? (девочку и мальчика). Что держат дети в руках? (Шарики) У кого один шарик в руках? (У девочки) Раскрасьте его синим карандашом. А у мальчика сколько шариков в руках? (Много) Раскрасьте эти шарики желтым, красным и зеленым карандашами.
Поощрение после выполнения всех заданий.
Итог
Учитель: Вы, молодцы, показали, что вы знаете и умеете: считать, различать цвета, понятия «Один-много». С какими словами вы сегодня познакомились?
Посмотрите и скажите, каких предметов у нас в классе много? Каких мало?
Физминутка
Раз - подняться, подтянутся
Два – согнуться, разогнуться
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
Учитель: Ребята, на этом наш урок заканчивается. И я предлагаю вам посмотреть развивающийся мультфильм «Веселый зоопарк» и посчитать зверушек в вагончиках.
(Обучающиеся просматривают мультфильм)